С какого слова начинается шахматная партия. Как играть дебют. Основные принципы

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

Урок 10

Урок 10. Запись шахматной партии.

Теперь Вы знаете как ходят фигуры и какую цель в шахматах необходимо достичь. Вы можете свободно практиковаться с другими игроками вживую или по Интернету.

Но ведь Вам необходимо совершенствоваться. Любую партию желательно просмотреть после игры и постараться найти свои ошибки. Или, например, Вы захотите рассказать другу о том, какую интересную комбинацию провели в партии. Как это сделать?

Для этого существует система записи шахматной партии. С её помощью партию можно записать, а затем воспроизвести на шахматной доске. Совсем как ноты музыкального произведения. Записывается шахматная партия на основе шахматной нотации.

Вы, наверное, заметили, что на шахматной доске по горизонтали стоят цифры от 1 до 8, а по вертикали латинские буквы от “a” до “h”. Таким образом, каждое из 64 полей имеет свое буквенно-цифровое название.

Нажмите на доску для увеличения

Название поля состоит из буквы, на вертикали которой оно находится, и цифры, на горизонтали которой оно находится.

Например, на диаграмме ниже, указанное поле называется "d4", так как оно находится на вертикали “d” и на четвертой горизонтали. Надо отметить, что при обозначении поля впереди всегда указывается буква, потом цифра. Также помните, что буквы от “a” до “h” латинские, а не английские. И произносятся они как «а», «бэ», «це» и т.д. а НЕ «эй», «би», «си» и т.д.


Теперь давайте разберем, как обозначаются фигуры:

  • Король - Кр
  • Ферзь - Ф
  • Ладья - Л
  • Слон - С
  • Конь - К
  • Пешка - не имеет обозначения .

Шах записывается «+»
Мат - «х»

В процессе записи партии существует ещё множество других обозначений, но пока они не так важны.

Зная обозначение полей и фигур, мы можем с легкостью записать любой шахматный ход. В позиции на диаграмме ниже белые сделали ход ладьей, указанный стрелкой. Записывается он так: Ле1-е8 . Это означает, что ладья перешла с поля “e1” на поле “e8”. Черные ответили ходом своего слона и объявили шах белому королю С b4- d6+ . То есть слон переместился с поля “b4” на поле “d6”.


Пешка, как указано выше, не имеет обозначения при записи. Знаменитый первый ход е2-е4 Остапа Бендера - это передвижение пешки с поля е2 на е4 и выглядит так:


Ходы записываются по порядку. Например, первые ходы шахматной партии могут быть такими:

  1. е2-е4 е7-е5
  2. Кg1-f3 Kb8-c6
  3. Cf1-c4 Kg8-f6
  4. Kb1-c3 d7-d6

После чего возникает такая позиция:


Существует и краткая система записи шахматной партии. В большинстве случаев шахматисты пользуются именно ею. При краткой записи указывается обозначение фигуры и сразу поле, на которое она перемещается. Эти же первые четыре хода можно записать так:

  1. е4 е5
  2. Кf3 Kc6
  3. Cc4 Kf6
  4. Kc3 d6

Для обозначения удара используется двоеточие ":"
Например, в позиции ниже, белый слон может ударить черного коня:


1.Сf3:c6 (короткая запись - 1.С:с6).
В ответ на это черный ферзь может ударить белого слона: 1...Фg6:c6 (короткая запись - 1...Ф:с6)

Отметим также, что запись на большинстве турниров обязательна.
Вот, в сущности, и все, что можно сказать о записи шахматной партии. Благодаря этому приему Вы всегда сможете воспроизвести на доске партию, которые играли, скажем, несколько лет назад или посмотреть партию гроссмейстеров.

Нам осталось пройти последний, но достаточно важный урок, который не ставит своей целью научить Вас каким-то шахматным правилам, но от этого он не теряет своей значимости.

Каждый из нас любит играть в шахматы. Начало партии это жесткая борьба, в которой выбираются удачные позиции для собственных фигур. Необходимо учитывать, что во время дебютной части не стоит только быстро мобилизировать собственные фигуры, как это написано во всех учебниках, которые рассказывают про начало игры в шахматы.

Как играть дебют в шахматах?

Шахматы такая непредвиденная игра. Во время игры шахматисту необходимо:

  1. улучшить позицию мобилизованных фигур;
  2. отдавать на размен плохие фигуры;
  3. делать все необходимое, чтобы оттеснить фигуры соперника;
  4. создавать противнику непредвиденные обстоятельства;
  5. следовать первоначальной тактике;
  6. держать укрепление отдельных пунктов, которые имеют весомое значение в стратегии и тактике.

Все эти задачи, в сочетании с мобилизацией всех боевых сил, должны ответить на вопрос о том, как начать партию в шахматы.

Дебют, который начинается с хода с2-с4 и с фланговой атаки, называется английское начало. Видео этого дебюта с легкостью можно отыскать во всемирной сети.

Он позволяет игроку в шахматы, который предпочитает начинать игру с белых, предотвратить появление современных и глубоко продуманных тактик. Как начинать игру в шахматы, в случае отказа от первого хода d2-d4 в пользу с2-с4? Принять гамбит ферзем. В последние годы такое начало игры приносит соперникам превосходные результаты и может встретиться во время игры гроссмейстеров. Первый ход с2-с4 не позволяет противнику завладеть тактикой после первого хода с4 е6 2. Кс3 d5 3. d4. Этот шаг приведет к невыгодному для противника варианту начала.

Плюсы и минусы английского начала

Главный плюс в сравнении с дебютом d4 заключается в том, что так легче построить тактику. В этом случае белые могут с легкостью блокировать любимые позиции соперника. Одним же из главных минусов первого хода то, что противник, может сразу же ответить первым шагом е5. Многие гроссмейстеры, после первого дебюта с4 е5, считают что вероятность победы белых крайне мала. Поэтому шахматисты, которые опасаются первого ответного шага е5, начинают играть в эту тактику в другом игровом порядке: 1. Kf3 Kf6, и только тогда второй С4. Однако, при первом шаге. Kf3 есть еще один минус: чёрные могут сыграть d5.

Для того чтобы посмотреть наглядно тактику, достаточно немного вникнуть в суть процесса и понять что же являет собой шахматы онлайн каталонское начало.

Это тактика закрытого дебюта в шахматах, которая начинается с последовательностью ходов:

2. с2-с4 е7-е6

Сыграв на третьем ходу g3, белые не дают возможность своим соперникам применить стратегию Нимцовича для защиты. Белые применяют этот дебют с целью с первых же ходов вести борьбу за победу в центральном фланге, причем главную роль играет королевский слон g2, который, помимо давления на центральный фланг, также делает невозможным развитие ферзевого фланга у противника.


Староиндийское начало – дебют флангового типа, который игроки начинают с атаки на сильную сторону противника, с центра доски. Место d5 необходимо быстро атаковать при помощи установления контроля королевским слоном белых. Видео этой победы можно найти в интернете. Староиндийское начало – это великолепный старт, дающий множество преимуществ в игре.

Начало патцера с20

Начало патцера с20 в шахматах начинается с первого хода белых e2-e4 и ответного хода d1-h5 на первый ход черных e7-e5.

Сарагосское начало в шахматах

Шахматный дебют, начинающийся с партии c2-c3. Был придуман в 1917 году испанским шахматистом родом из города Сарагоса. В 1921 году был проведен турнир, в котором каждый должен был начинать свою игру с этой комбинации.

Относится к неправильным началам в шахматах и довольно редко используется в современных шахматах.

Надеемся, что эта статья подсказала вам как играть дебют в шахматах. Теперь вы обладаете некими базовыми навыками и можете учиться дальше с помощью нашего портала.

Добрый вечер.

Для начинающих до каникул была закончена очень обширная тема по типажу пешечных конфигураций.
Были рассмотрены самые разные ситуации, минусы и плюсы.

Конечно, этот материал был только для самого начального уровня игры. Каждая из рассмотренных пешек будет иметь массу особенностей в разных игровых ситуациях. Постепенно с накоплением опыта Вы сможете расширить и калейдоскоп впечатлений, о тех же сдвоенных или изолированных пешках. В записях они представлены чуть ли ни как надгробье партии играющего с ними. А на поверку есть масса примеров когда это очень и очень хорошо!

Ещё до пешек были в журнале записи о том, как хорошо и плохо играть конями, слонами, ладьями, ферзями и королями. Вроде бы самая общая картинка из журнала у начинающих уже имеется.

Давайте последовательно посмотрим, чего стоит придерживаться в начале партии, и что делать после окончания дебюта!

Записи 1-2 отведу на дебют глазами начинающих.

И побольше (записей 4-5) на поиск мотивов для игры сразу после дебюта (в раннем миттельшпиле).

Про начало партии.

Вроде бы то что я довожу до каждого ученика (вне зависимости от возраста) – настолько элементарно и осязаемо как кожа лица, что сложностей по «постановке ЗДОРОВОГО ДЕБЮТА начинающему» быть не должно! Но на удивление… до некоторых сказанное доходит спустя 2-5 и даже в отдельных случаях через 25 повторений! Особенно касается дошкольников и младших школьников конечно.

Если взрослый человек способен (даже если что-то и недопонимает до конца) взять на слепую веру, то дети с ними редко когда такое проходит. Часто или имеют слабую память на входящую информацию в голову (банально у некоторых не задерживается). Кроме того, наблюдаю стойкое неприятие от 50% детей на навязывание информации. Превращение их игры в обучение и в объект критических замечаний тоже вызывает неосознанный протест.

У таких ребят к сожалению процесс взросления в шахматах проходит затянутым. Они будут делать то что хочется, будут игнорировать требования и в конце-концов сдадутся перед настоятельным требованием «не играй крайними пешками», «не выводи ладьи через Африканский континент», «не закрывай ферзем дорогу слону», «не играй одним конем»……

Потом после 10-го выставления на вид и с приведением чисто спортивных аргументов (Олег тебя начал регулярно обыгрывать), они тоже включаются в лояльность. Но лучше бы они сразу приняли формулу «тренер зря просить не будет».

Кстати заметил, что те кто изначально не протестует на уроках по началу партии, и слушает в оба уха у них корреляция и в чисто шахматных успехах и в успеваемости по школьным предметам. Те же девочки и мальчики быстрее остальных проходят уровень «зевки», быстрее всех способны перейти на решение задач в 2-3 хода.

Поначалу меня эта упертость некоторых детей злила. Но потом, нашел способ воздействия и на них. Раз уж им нужно больше повторений одного и того же… придумал для них «раздаточный материал», где нужно указать правильный выбор из возможных 4-х решений в дебюте. Ответил три позиции правильно- допускаешься до игры в конце урока. Не ответил на одно или все- есть ещё «задания-тройки». Метод рабочий по любому из названных сегодня мною ниже компонентов.

Дам сегодня самое элементарное и оформленное тезисно. Расчет здесь на взрослого читателя. Для детей у меня по каждому пункту (!) все расписано «детским языком» на 9 листах А4.

Начало партии («дебют») длится обычно первые 10 -12 ходов. После этого стороны вступают в ранний миттельшпиль.

Значение дебюта для играющего от уровня «международный мастер» - очень значительно! Это все или почти все. Отдельный долгий разговор в иллюстрациях. А вот для начинающего- все много-много-много проще!!! Достаточно лишь следовать примитивнейшим общим правилам, которые универсальны для любого шахматного начала.

Скажу больше, я против вообще касаться конкретных порядков ходов для своих учеников пока они сами не выскажут своих предпочтений достигнув хотя бы 2 разряда. Мой тренер считал, что дебют это не его забота- и это самостоятельная работа ученика дома. Он мог лишь в общих чертах консультировать и указывать уязвимые места. Такого же подхода придерживаюсь и я сам став тренером.

Главное предназначение дебюта- в подготовке своих боевых сил к решительному бою. Поэтому – сделайте все возможное, что бы за первые 10-12 ходов Вы не только успели вывести на поле боя все свои боевые единицы, но и выбрали для них наиболее целесообразные позиции с учетом ответного развития противника. Если Вы в этом вопросе опередите своего противника- у Вас перевес уже в самом начале партии, или как минимум богатые инициативой возможности. Кроме того- начало партии это время заботы о своем короле! Затрудните его пленение, и это половина гарантии, что Вас не обыграют в 10-15 ходов.

Самое важное:
1. Обратите внимание на центр доски (клетки е4,е5, d4, d5) – с первых же ходов пытайтесь претендовать на эти клетки пешками и выходящими в игру фигурами. Если Ваши легкие фигуры (кони и слоны) будут хотя бы частично контролировать (готовы прыгнуть туда или занимать физически)- одну или две данные клетки- скорее всего развитие Вашей фигуры безупречно! Для детей я рассказываю, что доска как зимнее озеро, и рыбные места только в четырех местах. Именно туда и стремятся все рыбаки пробурить лунки:-)). Понятие «рыбные места»- почему-то запоминают гораздо лучше, чем просто центр.
Даже если слон или ладья будет лишь через свои пешки или фигуры наблюдать издали за центром- это очень- очень хороший признак.

2. Время шахматное в дебюте архиважно! Тратить его нужно исключительно на выход фигур в игру. В идеале каждым ходом в игру должно входить новая фигура! К этому нужно относиться так, как к выходу игроков на поле со скамейки штрафников в хоккее. Если на поле играют трое против пятерых- жди беды. В шахматах расплата за отставание в развитии может наступить порою немедленно!

3. Уж если мы и играем пешками в начале партии, то пусть это будет вынужденная необходимость по выходу в игру слонов. Не сыграв центральной или коневой пешкой мы их не выведем. Именно поэтому игра центральными пешками на два хода самые популярные виды первых ходов- здесь и борьба за центр и дорога для слонов! Два сильных решения одновременно.

4. Делать рокировку нужно почти сразу как только представилась возможность! Если вы на 1-2 хода опередите противника в этом компоненте- дебют может запросто пойти под Вашу диктовку! Что для этого нужно делать и когда это особо хорошо работает- отдельный разговор.
Запомните простую истину- если откроете книгу «400 шахматных миниатюр» (особо короткие партии), то в 3-х партиях из 4-х причина поражения была в том, что кто-то банально не успел рокировать.
Отдавайте (особенно черными!) предпочтение короткой рокировке, для её исполнения нужно убрать всего 2 фигуры, дольше делать длинную- там убирать придется 3 фигуры и она менее надежна в тактическом плане)

Более мелкие признаки того, что Вы делаете в дебюте самое целесообразное из возможного, они в подчинении первых четырех главных или являются самостоятельным, но менее железным правилом.

5. Не играйте одной и той-же фигурой более одного хода без явной нужды или сильной весомой цели. Прыгая одним конем, вы забираете время выхода у других своих фигур. В дебюте на каждый ход очень много претендентов- относитесь к этому ответственно.

6. Избегайте выводить коней на крайние поля. Они наиболее удалены от центра, а также конь на них имеет мало перспектив. Исключения бывают, но пока просто возьмите себе за правило так не играть.

7. Не выводите свои фигуры перед центральными пешками. Особенно это касается слонов и ферзей! Пешки расположенные на вертикалях «d» и «е». У них особая миссия. Если пешки формирующие рокировку нашего короля – они функционально как «кирпичи в крепостной стене» и обязаны быть плотно сомкнутым оборонительным редутом, то вот две центральные- они как «две перчатки» у боксера! Шахматист ими дерется и отстаивает свое право на лучшие поля на доске из возможного. Застопорим сами свою центральную пешку слоном- все равно что драться будет только левой рукой…

8. Не играйте слишком рано ферзем! Не дело кролевы быть впереди войска, когда позиция ещё не сформирована. Ничего хорошего в ранних набегах ферзя нет и быть не может. Наоборот он создаст предпосылки для опережающего развития соперника. Противник грамотно нападая на ферзя будет выводить свои фигуры в бой, а наши легкие постоят наблюдателями на стартовых позициях…

9. Хорошая очередь для хода ферзем наступает посоле выхода 2-х коней, 1-2х слонов и рокировки. Здесь освободить последний ряд для ладей может быть очень кстати, да и более ясно будет поле его наилучшего расположения.

10. В идеале вообще отказаться от игры крайними пешками в дебюте! Это Вы точно можете себе позволить без ущерба. Тоже самое можно сказать и про слоновые пешки (хотя про пешку ферзевого слона не так явно. Коневыми пешками играть тоже не желательно. Исключение при боковом развитии слона «в домик».

11. Не открывайте своему слону слишком много дорог. Уж если Вы решили вывести слона через ход центральной пешки, не мудрите и не организуйте в «своем гараже вторые ворота». Это и потеря времени и дырок больше в пешечной структуре.

12. Обычно, но не всегда! Есть смысл сначала выводить коня или даже двух, и лишь затем слона, который обеспечит быструю рокировку. Выводить сначала слона- давать сопернику слишком много информации о себе. Выход слонов очень сильно влияет на возможное развитие сил противника.

13. Ладьи- это те фигуры, которые заканчивают свою мобилизацию последними. Поэтому если в позиции нет открытых вертикалей, то лучше этого пока дождаться, а ладьями не дергаться туда-сюда. Вы или ваш противник непременно откроете игру пешечным или фигурным разменом и вот тогда ладье сыграть на открытую линию пришло время. Ладьи расставленные по центру даже без вскрытия линий- часто тоже очень неплохо.

14. Пока вы не сделали рокировку Ваше самое уязвимое место- пункт f2 и f7. Не рекомендую двигать эти пешки до рокировки и будьте готовы к их ранней атаке. Поэтому рокировать нужно как можно скорее.

15. Играйте по возможности нескромно, а нагло. Если есть выбор сыграть просто и сыграть со злым намерением, а то и вовсе вывести фигуру с нападением- выбирайте второе! Но не увлекайтесь. Играйте лишь на совмещение агрессии и развития.

_______________________

В следующем посте я приведу примеры неудачной игры в дебюте и укажу какие принципы были нарушены в каждом случаи.

Если будут какие-то точечные вопросы по теме, с удовольствием отвечу в комментариях.

Добрый день дорогие друзья! Как начать шахматную партию? Таким вопросом задается каждый новичок. Мы расскажем, что же делать в дебюте.

Перед нами начальная позиция, с которой начинается каждая партия в шахматах. Так как начать шахматную партию? В этой позиции белые (а начинают именно они!) теоретически могут сделать целых 20 (двадцать!) ходов. Но не все они хороши. Дело в том, что право первого хода дает возможность белым бороться за инициативу и лучшую позицию. Вы наверняка слышали такое высказывание «белые начинают – и выигрывают!» Действительно, как показывает турнирная практика шахматистов среднего и высокого уровня, в большинстве случаев белые получают лучшие возможности.

Вообще, шахматную партию, если она ведется без грубых ошибок со стороны каждого из партнеров, можно условно разделить на три основные стадии.

Первая стадия – это дебют (начало шахматной партии). На этой стадии обе стороны развертывают свои силы для предстоящего сражения, захватывают лучшие позиции для своих фигур, обеспечивают безопасность своего короля. Дебют, как правило, включает в себя первые 10-15 ходов.

Сразу после дебюта начинается вторая стадия – миттельшпиль (середина игры). Именно в миттельшпиле и происходят жаркие схватки фигур, проводятся блестящие и красивейшие комбинации, ведется упорная стратегическая борьба на основе гармонично развитых фигур в начале шахматной партии.

Если партия не заканчивается разгромом или матовой атакой одной из сторон в миттельшпиле – партия переходит, после множества разменов фигур и пешек в завершающую стадию – эндшпиль. В эндшпиле происходит реализация достигнутого одной из сторон преимущества, а если такого преимущества ни у одной из сторон нет, то борьба за него продолжается.

Начиная партию и разыгрывая дебют, каждый шахматист (если он хочет носить это гордое звание!) должен помнить о том, что все его действия в дебюте напрямую влияют на характер борьбы в миттельшпиле, а в некоторых случаях – и на эндшпиль! Поэтому уже с первых ходов нужно ответственно относиться к каждому ходу.

Вообще в шахматах желательно делать все свои хода с какой-нибудь целью. Бесцельные хода быстро приведут к уравнению игры (если вы играете белыми), а если их продолжать делать – то и к неизбежному поражению, особенно с более сильным соперником. Если же «топтанием на месте» (а именно это и означают бесцельные хода в дебюте, в отличие от других стадий игры) вы будете заниматься, играя черными фигурами, то партия может и не перейти в миттельшпиль… Поэтому очень важно знать как правильно разыгрывать дебют.

Давайте немного поразмыслим над позицией на диаграмме. Белые могут своим первым ходом либо пойти одной из пешек на одну или две клетки, либо походить одним из коней. Пойти конем выглядит предпочтительнее, так как фигура сразу вводится в бой (возьмем себе на заметку). Идем дальше. Один или два коня ничего сделать не смогут – нужна помощь других фигур. Поэтому им рано или поздно придется открыть дорогу… А теперь вопрос: какой ход пешкой позволит открыть дорогу большему количеству фигур? Что тут думать – ответите вы – и будет правы: 1.е3 или 1.е4. После одного из этих ходов дорога слону и ферзю открыта! Правильно, а теперь еще один вопрос: какой ход из перечисленных выше лучше?

Давайте посмотрим, что нам дает ход 1.е3: 1) открывает дорогу ферзю и слону; 2) пешка, которая сделала ход берет под контроль поля d4 и f4. А что дает ход 1.е4: 1) открывает дорогу ферзю и слону; 2) пешка которая сделала ход берет под контроль поля d5 и f5; 3) становится доступным поле е3 (за пешкой), для одной из фигур, например, слона, что создаст для такой фигуры устойчивую позицию (ее не так просто можно будет согнать с такой позиции пешкой противника, в отличии от ситуации, когда перед фигурой нет пешки). Таким образом, ход 1.е4 дает больше преимуществ, поэтому мы его и сделаем.


Этот ход ведет к интересной открытой или полуоткрытой игре. Новичкам, чтобы быстрее, а главное – правильно научиться играть, на первых порах нужно стремиться к открытой, инициативной игре. Дебюты, возникающие после этого хода, ведут именно к таким позициям. Поэтому я и рекомендую начинать партию белыми ходом 1.е4.

Если же вы играете черными фигурами, то рекомендую, на первых порах отвечать симметрично 1. …е5, решая те же задачи: 1) открывая дорогу своему ферзю и слону; 2) беря под контроль поля в лагере противника d4 и f4; 3) становится доступным для фигур поле e6 за пешкой. Кроме этого, ходом 1. …е5 черные кардинально препятствуют дальнейшему движению белой пешки с е4 на е5 для дальнейшего захвата пространства.


Теперь надеюсь, для каждого новичка понятно как начать шахматную партию!


Top