Что значит рапид в шахматах. Как начинать шахматную партию. начало шахматной партии для быстрой мобилизации (развития, развёртывания) сил


В шахматном королевстве есть свои чудеса, свои секреты. Как в любой стране, здесь бывает утро, день, вечер. Наше утро называется французским словом «дебют» - это начало шахматной партии. Потом наступает день, или, как скажут немцы, миттельшпиль «середина игры». Ну а как стемнеет, наступит вечер - эндшпиль, что означает «конец игры».


Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются. Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою. Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.


Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ. Поля d4, d5, е 4, е 5 – назовём ЦЕНТРОМ.


С чего начать? С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с помощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем. Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ. Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.


E7 – e5 e7 – e5 (Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «...»). Чёрные своим первым ходом: Заявили о согласии вести военные действия. Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю. Препятствуют вторжению белых. Kg1 – f3 Kg1 – f3... Белые своим вторым ходом: Вывели в бой коня. Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение. Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5. Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4. В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.


2. Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4 В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.


Чтобы хорошо вести шахматную партию, соблюдай основные дебютные принципы: 1. Стремись к быстрейшему развитию фигур; 2. Не ходи несколько раз одной фигурой; 3. Располагай свои фигуры так, чтобы они не мешали друг другу; 4. Не выводи без необходимости своего ферзя в начале партии; 5. Постарайся понять значение каждого хода; 6. Старайся опередить противника в развитии фигур – получишь хорошие шансы на атаку. 7. Не занимайся в дебюте «пешкоедством» – отстанешь в развитии. 8. Старайся установить контроль над центром. 9. Подумай о безопасности короля. Лучше отправить своего короля в спасительную рокировку. 10. Не строй «ловушки» противнику – сам в них попадёшь, а играть хорошо не научишься.


Литература: Книга "Шахматы для детей, родителей и учителей", авторы: Костров Всеволод и Давлетов Джалиль, г.Санкт-Петербург Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, Интернет-ресурсы: Картинки «Учим ребенка правилам игры в шахматы» pravilam-igry-v-shaxmaty.htmlhttp://isoveti.ru/raznoe/uchim-rebenka- pravilam-igry-v-shaxmaty.html Фон титульного слайда

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

День добрый, дорогой друг!

Дебют (début ) в дословном переводе с французского, значит — начало, появление. А в шахматах? Чье появление?:) У вас уже состоялся дебют на шахматной авансцене? Аплодисменты благодарных фанатов, вспышки фотокамер…

А может быть, пора уже подумать о бенефисе? Пока еще рано? Ничего, всему свое время. А пока давайте шаг за шагом отвечать на фундаментальные шахматные вопросы: Что такое дебют в шахматах?

Шутки шутками, но, как говориться, — потехе время, а делу час. Приступим у делу:

Что такое дебют?

В шахматах принято условное деление партии на дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

Дебют – первоначальная фаза партии.

Например:

На доске разыгран дебют испанская партия.

Провести точную грань между стадиями партии по количеству ходов, — затруднительно. Дебют, миттельшпиль и эндшпиль плавно перетекают друг в друга. Какой-либо явный водораздел между ними не имеет большого смысла. Как с практической, так и теоретической точки зрения.

Считается, что продолжительность дебютной стадии варьируется от 10 до 25 ходов. В зависимости от проработанности варианта.

Немного истории

До 20 века большинство шахматистов предпочитали импровизацию и комбинационную игру. Игрались в основном открытые дебюты.

Постепенно дебюты изучались и их спектр расширялся. Многие из них получили наименования.

Чаще всего по названию страны или имени шахматиста, авторство которого признавалось шахматным сообществом. Например: защита Ласкера, защита Нимцовича. Испанская партия, шотландская партия.

Сегодня, особенно с развитием компьютерных технологий, — некоторые дебютные варианты хорошо изучены вплоть до 25-30 хода. Например, сицилианская защита, испанская партия, ферзевый гамбит и т.д.

В противоборстве гроссмейстеров часто борьба начинается с каких-то проблемных дебютных позиций, на которые они идут как бы по молчаливому согласию.

Например:

Разыгран вариант Дракона в сицилианской защите.

Цели в дебюте

Для начинающих игроков основные задачи в дебюте я бы сформулировал так:

  1. Развитие легких фигур. То есть вывести фигуры на удобные позиции
  2. Занять центр пешками. Получить преимущество в пространстве
  3. Обезопасить короля. Сделать рокировку.

Наметить дальнейший план. Каждый дебют имеет определенную идею или несколько идей. Атака, удобное расположение фигур, инициатива за пешку, атака центра противника.



В том же варианте дракона черные вывели коней и намечают фианкетировать слона с целью атаковать предполагаемую позицию белого короля после длинной рокировки, с использованием открытой линии «с».

Какие бывают дебюты?

Шахматисты применяют следующую классификацию дебютов:

  1. Открытые дебюты, начинающиеся с ходов 1.е4 е5
  2. Полуоткрытые
  3. Закрытые. Когда партия начинается ходами 1.d4 d5. Если черные делают другой ход в ответ на 1.d4 – дебют называют полузакрытыми
  4. Фланговые. Например 1.с4 или 1.Кf3

Подробнее мы будем изучать дебюты в отдельных статьях.

Как правильно играть дебюты?

Чтобы правильно играть, выбор невелик. Дебюты надобно изучать.

Извечный вопрос при обучении дебютам – зубрить или не зубрить)

  • Вначале играйте открытые дебюты. Открытые дебюты как нельзя лучше позволяют освоить весь спектр тактических приемов и типовых стратегий
  • Запоминайте «правильные» дебютные принципы. Например, коней лучше развивать ближе к центру. На f3,с3. Иногда на е2 или d2. О принципах игры в дебюте мы будем говорить отдельно.
  • Запоминайте типичные ловушки в дебютах, которые вы играете. Как белыми, так и черными. Например, тот же мат Легаля и идеи тактических ударов по его мотивам.

Например

Типичный тактический удар по мотивам мата Легаля в ответ на опрометчивый выпад слона. После 7. … Кр:f7 следует 8.К:е5+ и К:g4 c лишней пешкой и преимуществом.

Через некоторое время начинайте пробовать полуоткрытые и закрытые дебюты. Важно получить практический опыт игры в самых разных дебютах.

Со временем вы пойме, какие дебюты вам нравятся, и в которых получается игра. У вас сформируется свой дебютный репертуар

По мере роста мастерства и силы ваших противников, придется более глубоко изучать дебюты, а некоторые варианты просто запоминать. Как основной вариант, так и его ответвления. Чтобы не изобретать колесо, а знать, как правильно реагировать на те, или иные ходы партнера.

Гонка с гандикапом

Дебютную подготовку не стоит не переоценивать, не недооценивать. Это как гонка с гандикапом. Хорошо разыгранный дебют – своего рода гандикап, преимущество на дистанции. На дистанции шахматной партии.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного вам дня!

Если бы существовала такая возможность, то стать гроссмейстером можно было всего за несколько недель, а не лет. Тем не менее, есть несколько общих закономерностей, которые очень распространены в шахматах и помогут вам принимать правильные решения в ваших играх.

Плохой Ход №1

Что случилось после этого хода? Разве Ферзь не самая сильная фигура на доске, и мы не должны использовать ее как можно скорее? Этот пример раскрывает два очень важных шахматных правила.

Первое правило - не развивайте Ферзя слишком рано . Если Вы это сделаете, то потеряете много ходов, убегая им от различных угроз. Ферзь так ценен, что любая угроза вынуждает Ферзя тратить впустую темпы на спасение, вместо развития фигур. Если у Вас будет хороший соперник, то он будет использовать Вашего Ферзя в качестве цели, чтобы быстро развить свои фигуры.

Еще одна проблема раннего развития ферзя - мы не знаем точно куда его следует развить . Так как в начале партии еще не понятно, какая получится позиция. Я рекомендую отложить развитие ферзя, до того, по не будет ясно, как будут расставлены фигуры.

Возвращаясь к диаграмме выше, поле f3 является одним из худших вариантов для ферзя, потому что он забирает драгоценное поле у коня g1. Теперь у коня нет хороших полей для развития. Это в свою очередь задерживает рокировку и делает фигуры Белых дезорганизованными.

Решение: не развивайте рано ферзя в дебюте. Отдавайте приоритет коням и слонам. Как только это будет сделано, необходимо рокировать короля и затем уже можно развить ферзя. Есть конечно позиции, где необходимо развивать ферзя рано, но это в основном исключительные случаи.

Плохой Ход №2


Каждый игрок знает, что рокировка необходима, чтобы обезопасить короля, соединить ладьи. Цель пешек перед королем - охраняет его. Как только эти пешки двигаются, безопасность короля слабеет. В зависимости от позиции Вы можете оценить последствия перемещения этих пешек.

В примере выше встретилось g2-g4. Не нужно быть гроссмейстером, чтобы понять, что это - Плохой Ход. Здесь не только пешка «g», покинувшая короля, становится уязвимой, но и конь на f3 лишается защиты, а также создается комплекс слабых полей: h3, f3, h4 и f4. Этот ход - огромная позиционная ошибка, независимо от того, что было задумано.

Решение: нужно хорошо подумать, прежде чем Вы решите переместить любую из пешек перед рокировавшемся королем. Пешки не возвращаются, а любые изменения в пешечной структуре постоянные.

Есть правило, «не двигайте пешки, охраняющие Вашего короля, если вы не обязаны это делать ». Всегда пытайтесь найти альтернативный способ устранения проблемы, без ухудшения пешечной структуры, особенно если безопасность Вашего короля под угрозой.

Плохой Ход №3


Все знают, что конь на краю доски слаб. Это справедливо не только из-за количества полей, которые он может контролировать. На диаграмме сделан простой ход Nh3. Идея Белых проста. Они хотят развить коня и слона, с последующей рокировкой в короткую сторону.

Но есть проблема: конь на h 3 .

Конь на h3 не только бездействует, но также становиться целью. Если Белые рокируют в короткую сторону, Черные буду рады разменять своего белопольного слона на коня h3, разрушив пешечную структуру Белых и позиция короля будет раскрыта. Даже если коня сразу не возьмут, он будет слабостью и может застрять на h3 довольно долго.

Решение: не развивайте коней на такие поля, как h3(h6) и a3(a6), особенно если их можно забрать, а вы планируете в эту сторону рокироваться. Общее правило - старайтесь развивать коней максимально близко к центру доске. Помните, кони в центре, слоны по флангам.

Плохой Ход №4


Известно, что поле f2 очень уязвимо в дебюте, поскольку защищено только королем. Два из наиболее распространенных матов основаны на этой идее: детский мат и дурацкий мат . Вы должны всегда быть очень осторожными, продвигая пешки возле своего короля. Особенно при движении пешки «f».

Почему?

Здесь не только поле f2 становится слабым, но также ослабляется целая диагональ e1-h4. Играя этот ход, вы уже в дебюте создаете себе проблемы, поэтому данный ход не рекомендуется для большинства игроков.

Решение: не двигайте пешку “f”, заботьтесь о поле f2 и диагонали e1-h4, развивайте коня на f3 и рокируйтесь.

Плохой Ход №5


Движение пешек по флангу, одна из любимых идей у любителей. Они любят играть такие ходы, как a4 и h4. Некоторые даже знают, что эти ходы можно использоваться для активизации ладьи через поле а3. Проблема этих ходов состоит в том, что они не помогают развивать фигуры. В то время как пешки e и d, находясь на стартовых позициях не дают возможности развиться слонам. Их конечно можно вывести через фианкетто, но движение пешек a и h не способствует этому.

Никто не любит играть с отсталым развитием. Если вы хотите хорошо себя чувствовать в миттельшпиле, для начала вы должны пережить дебют, делая нормальные ходы.

Решение: начинайте свои партии с помощью d4 или e4, или первым развивайте коней. Избегайте движение пешек h4 и a4.

Плохой Ход №6


Одна из ключевых идей многих шахматных дебютов — захват центра. Если вы контролируете центр, то вам легче развивать фигуры, менять их позиции при нападении или защите. Поэтому, кто владеет центром, обычно обладает преимуществом в пространстве.

Посмотрите на диаграмму выше. Между позициями Белых и Черных есть резкое различие. Белые сделали пассивные ходы a3 и h3. Черные этим воспользовались, получив полный контроль над центром с помощью пешек e и d. Обратите внимание, сколько полей контролируют Черные в центре.

Естественно, в таком дебюте у Белых будет мало места. А их фигуры будут пассивными и иметь плохие позиции. А Черные без проблем завершат развитие и подготовят атаку.

Решение: не нужно играть пассивно в дебюте. Всегда старайтесь занять центр и развивать свои фигуры на активные поля.

Плохой Ход №7


Рокировка, действительно хорошая идея, но есть случаи, когда отказ от рокировки будет более безопасным вариантом. В приведенной выше диаграмме вы можете увидеть одну из таких позиций. Королевский фланг Белых разрушен, у них сдвоенные пешки по линии f. Черный конь и ферзь находятся в опасной близости. Здесь рокировка почти как самоубийство.

Принимая решение, рокироваться или нет, вы должны в первую очередь оценивать безопасность вашего короля. В этой позиции безопаснее уйти на ферзевый фланг. Рокировка в короткую сторону, несмотря на то, что нужен только один ход, приведет к немедленной катастрофе.

Решение: Избегайте рокировки, если слишком много фигур оппонента активны на том фланге, куда вы рокируетесь. Также не следует рокироваться, если пешечная структура на этом фланге сильно разрушена.

Добрый вечер.

Для начинающих до каникул была закончена очень обширная тема по типажу пешечных конфигураций.
Были рассмотрены самые разные ситуации, минусы и плюсы.

Конечно, этот материал был только для самого начального уровня игры. Каждая из рассмотренных пешек будет иметь массу особенностей в разных игровых ситуациях. Постепенно с накоплением опыта Вы сможете расширить и калейдоскоп впечатлений, о тех же сдвоенных или изолированных пешках. В записях они представлены чуть ли ни как надгробье партии играющего с ними. А на поверку есть масса примеров когда это очень и очень хорошо!

Ещё до пешек были в журнале записи о том, как хорошо и плохо играть конями, слонами, ладьями, ферзями и королями. Вроде бы самая общая картинка из журнала у начинающих уже имеется.

Давайте последовательно посмотрим, чего стоит придерживаться в начале партии, и что делать после окончания дебюта!

Записи 1-2 отведу на дебют глазами начинающих.

И побольше (записей 4-5) на поиск мотивов для игры сразу после дебюта (в раннем миттельшпиле).

Про начало партии.

Вроде бы то что я довожу до каждого ученика (вне зависимости от возраста) – настолько элементарно и осязаемо как кожа лица, что сложностей по «постановке ЗДОРОВОГО ДЕБЮТА начинающему» быть не должно! Но на удивление… до некоторых сказанное доходит спустя 2-5 и даже в отдельных случаях через 25 повторений! Особенно касается дошкольников и младших школьников конечно.

Если взрослый человек способен (даже если что-то и недопонимает до конца) взять на слепую веру, то дети с ними редко когда такое проходит. Часто или имеют слабую память на входящую информацию в голову (банально у некоторых не задерживается). Кроме того, наблюдаю стойкое неприятие от 50% детей на навязывание информации. Превращение их игры в обучение и в объект критических замечаний тоже вызывает неосознанный протест.

У таких ребят к сожалению процесс взросления в шахматах проходит затянутым. Они будут делать то что хочется, будут игнорировать требования и в конце-концов сдадутся перед настоятельным требованием «не играй крайними пешками», «не выводи ладьи через Африканский континент», «не закрывай ферзем дорогу слону», «не играй одним конем»……

Потом после 10-го выставления на вид и с приведением чисто спортивных аргументов (Олег тебя начал регулярно обыгрывать), они тоже включаются в лояльность. Но лучше бы они сразу приняли формулу «тренер зря просить не будет».

Кстати заметил, что те кто изначально не протестует на уроках по началу партии, и слушает в оба уха у них корреляция и в чисто шахматных успехах и в успеваемости по школьным предметам. Те же девочки и мальчики быстрее остальных проходят уровень «зевки», быстрее всех способны перейти на решение задач в 2-3 хода.

Поначалу меня эта упертость некоторых детей злила. Но потом, нашел способ воздействия и на них. Раз уж им нужно больше повторений одного и того же… придумал для них «раздаточный материал», где нужно указать правильный выбор из возможных 4-х решений в дебюте. Ответил три позиции правильно- допускаешься до игры в конце урока. Не ответил на одно или все- есть ещё «задания-тройки». Метод рабочий по любому из названных сегодня мною ниже компонентов.

Дам сегодня самое элементарное и оформленное тезисно. Расчет здесь на взрослого читателя. Для детей у меня по каждому пункту (!) все расписано «детским языком» на 9 листах А4.

Начало партии («дебют») длится обычно первые 10 -12 ходов. После этого стороны вступают в ранний миттельшпиль.

Значение дебюта для играющего от уровня «международный мастер» - очень значительно! Это все или почти все. Отдельный долгий разговор в иллюстрациях. А вот для начинающего- все много-много-много проще!!! Достаточно лишь следовать примитивнейшим общим правилам, которые универсальны для любого шахматного начала.

Скажу больше, я против вообще касаться конкретных порядков ходов для своих учеников пока они сами не выскажут своих предпочтений достигнув хотя бы 2 разряда. Мой тренер считал, что дебют это не его забота- и это самостоятельная работа ученика дома. Он мог лишь в общих чертах консультировать и указывать уязвимые места. Такого же подхода придерживаюсь и я сам став тренером.

Главное предназначение дебюта- в подготовке своих боевых сил к решительному бою. Поэтому – сделайте все возможное, что бы за первые 10-12 ходов Вы не только успели вывести на поле боя все свои боевые единицы, но и выбрали для них наиболее целесообразные позиции с учетом ответного развития противника. Если Вы в этом вопросе опередите своего противника- у Вас перевес уже в самом начале партии, или как минимум богатые инициативой возможности. Кроме того- начало партии это время заботы о своем короле! Затрудните его пленение, и это половина гарантии, что Вас не обыграют в 10-15 ходов.

Самое важное:
1. Обратите внимание на центр доски (клетки е4,е5, d4, d5) – с первых же ходов пытайтесь претендовать на эти клетки пешками и выходящими в игру фигурами. Если Ваши легкие фигуры (кони и слоны) будут хотя бы частично контролировать (готовы прыгнуть туда или занимать физически)- одну или две данные клетки- скорее всего развитие Вашей фигуры безупречно! Для детей я рассказываю, что доска как зимнее озеро, и рыбные места только в четырех местах. Именно туда и стремятся все рыбаки пробурить лунки:-)). Понятие «рыбные места»- почему-то запоминают гораздо лучше, чем просто центр.
Даже если слон или ладья будет лишь через свои пешки или фигуры наблюдать издали за центром- это очень- очень хороший признак.

2. Время шахматное в дебюте архиважно! Тратить его нужно исключительно на выход фигур в игру. В идеале каждым ходом в игру должно входить новая фигура! К этому нужно относиться так, как к выходу игроков на поле со скамейки штрафников в хоккее. Если на поле играют трое против пятерых- жди беды. В шахматах расплата за отставание в развитии может наступить порою немедленно!

3. Уж если мы и играем пешками в начале партии, то пусть это будет вынужденная необходимость по выходу в игру слонов. Не сыграв центральной или коневой пешкой мы их не выведем. Именно поэтому игра центральными пешками на два хода самые популярные виды первых ходов- здесь и борьба за центр и дорога для слонов! Два сильных решения одновременно.

4. Делать рокировку нужно почти сразу как только представилась возможность! Если вы на 1-2 хода опередите противника в этом компоненте- дебют может запросто пойти под Вашу диктовку! Что для этого нужно делать и когда это особо хорошо работает- отдельный разговор.
Запомните простую истину- если откроете книгу «400 шахматных миниатюр» (особо короткие партии), то в 3-х партиях из 4-х причина поражения была в том, что кто-то банально не успел рокировать.
Отдавайте (особенно черными!) предпочтение короткой рокировке, для её исполнения нужно убрать всего 2 фигуры, дольше делать длинную- там убирать придется 3 фигуры и она менее надежна в тактическом плане)

Более мелкие признаки того, что Вы делаете в дебюте самое целесообразное из возможного, они в подчинении первых четырех главных или являются самостоятельным, но менее железным правилом.

5. Не играйте одной и той-же фигурой более одного хода без явной нужды или сильной весомой цели. Прыгая одним конем, вы забираете время выхода у других своих фигур. В дебюте на каждый ход очень много претендентов- относитесь к этому ответственно.

6. Избегайте выводить коней на крайние поля. Они наиболее удалены от центра, а также конь на них имеет мало перспектив. Исключения бывают, но пока просто возьмите себе за правило так не играть.

7. Не выводите свои фигуры перед центральными пешками. Особенно это касается слонов и ферзей! Пешки расположенные на вертикалях «d» и «е». У них особая миссия. Если пешки формирующие рокировку нашего короля – они функционально как «кирпичи в крепостной стене» и обязаны быть плотно сомкнутым оборонительным редутом, то вот две центральные- они как «две перчатки» у боксера! Шахматист ими дерется и отстаивает свое право на лучшие поля на доске из возможного. Застопорим сами свою центральную пешку слоном- все равно что драться будет только левой рукой…

8. Не играйте слишком рано ферзем! Не дело кролевы быть впереди войска, когда позиция ещё не сформирована. Ничего хорошего в ранних набегах ферзя нет и быть не может. Наоборот он создаст предпосылки для опережающего развития соперника. Противник грамотно нападая на ферзя будет выводить свои фигуры в бой, а наши легкие постоят наблюдателями на стартовых позициях…

9. Хорошая очередь для хода ферзем наступает посоле выхода 2-х коней, 1-2х слонов и рокировки. Здесь освободить последний ряд для ладей может быть очень кстати, да и более ясно будет поле его наилучшего расположения.

10. В идеале вообще отказаться от игры крайними пешками в дебюте! Это Вы точно можете себе позволить без ущерба. Тоже самое можно сказать и про слоновые пешки (хотя про пешку ферзевого слона не так явно. Коневыми пешками играть тоже не желательно. Исключение при боковом развитии слона «в домик».

11. Не открывайте своему слону слишком много дорог. Уж если Вы решили вывести слона через ход центральной пешки, не мудрите и не организуйте в «своем гараже вторые ворота». Это и потеря времени и дырок больше в пешечной структуре.

12. Обычно, но не всегда! Есть смысл сначала выводить коня или даже двух, и лишь затем слона, который обеспечит быструю рокировку. Выводить сначала слона- давать сопернику слишком много информации о себе. Выход слонов очень сильно влияет на возможное развитие сил противника.

13. Ладьи- это те фигуры, которые заканчивают свою мобилизацию последними. Поэтому если в позиции нет открытых вертикалей, то лучше этого пока дождаться, а ладьями не дергаться туда-сюда. Вы или ваш противник непременно откроете игру пешечным или фигурным разменом и вот тогда ладье сыграть на открытую линию пришло время. Ладьи расставленные по центру даже без вскрытия линий- часто тоже очень неплохо.

14. Пока вы не сделали рокировку Ваше самое уязвимое место- пункт f2 и f7. Не рекомендую двигать эти пешки до рокировки и будьте готовы к их ранней атаке. Поэтому рокировать нужно как можно скорее.

15. Играйте по возможности нескромно, а нагло. Если есть выбор сыграть просто и сыграть со злым намерением, а то и вовсе вывести фигуру с нападением- выбирайте второе! Но не увлекайтесь. Играйте лишь на совмещение агрессии и развития.

_______________________

В следующем посте я приведу примеры неудачной игры в дебюте и укажу какие принципы были нарушены в каждом случаи.

Если будут какие-то точечные вопросы по теме, с удовольствием отвечу в комментариях.


Top