Материальное преимущество в шахматах. Словарь шахматных терминов (С - Я)

Освоение шахмат – это длительный процесс, который может затянуться на несколько лет, но вам не обязательно быть великим шахматистом, чтобы побеждать практически в каждой игре, достаточно лишь понимать механику игры. Научившись распознавать некоторые шаги и читать своего противника, вы сможете эффективно защищать своего короля, атаковать короля противника и выходить победителем почти в каждой игре.

Еще одна особенность игры на первых шагах заключается в том, что она была разработана путем бросания кубиков. В любом случае линейная эволюция игры не должна задумываться, что позволило бы идентифицировать исключительно такое использование кубиков с архаичными версиями. Хотя ясно, что версия с четырьмя игроками превратилась в двухпользовательскую версию без кубиков, факт состоит в том, что в некоторых очень современных версиях и вариациях кости были одинаково присутствующими.

Незадолго до персов, завоевав Индию, отвечающую за династию Сасанидов, он принял игру и начал медленное путешествие на запад. Также не ясно уровень ответственности, который персы имели в абсолютной биполяризации противников Чатуранги в ущерб версии с четырьмя игроками или неприменении кубиков. Понятно, что ни они, ни абсолютные и единственные изобретатели новой версии, ни то, что они присутствовали, как просто зрители, к просто современной эволюции к их завоеванию, но что все было более продуктом смеси культур, проблем и традиций.


Предполагается, что вы уже знакомы с базовыми правилами игры в шахматы. Если вы только начали знакомство с игрой,

Шаги

Часть 1

Уровень игры: начальный

    Понимайте ценность каждой фигуры и защищайте их соответственно. Понятно, что король является наиболее важной фигурой на доске, ведь его потеря ведет к поражению в игре. Несмотря на это, не стоит считать остальные фигуры бесполезным пушечным мясом. Согласно математике и геометрии шахматной доски, некоторые фигуры куда ценнее, чем другие. Помните об этом, когда будете забирать чужие фигуры. К примеру, не стоит подвергать риску ценнейшую ладью лишь за тем, чтобы избавиться от коня противника.

    Индийское название Чатуранга эволюционировало до персидского имени Чатранг, и кажется очевидным, что игра, которая мигрировала в Персию, версия, которую там играли, была самой современной из двух игроков, считая Чатраг персидской версией индийской чатуранги, или просто персидский перевод индийского слова, обозначающего индийскую игру двух игроков.

    Арабы адаптировали название игры на свой язык, называя это Шантрадж или Шатрандж. Как и персы в Индии, арабы приняли его и были ответственны за его распространение на Запад, главным образом за счет завоевания Пиренейского полуострова, где название будет развиваться в направлении Аль-Хадраза, а оттуда к шахматам. Мы опишем здесь ту версию, которая предлагается сыграть, самую современную и весьма похожую по своим правилам на современные шахматы.

    Поймите цели хорошего дебюта. Дебют – это первые несколько ходов в игре, которые определяют вашу общую стратегию и расстановку фигур на всю партию. Целью начальных ходов является развертывание (отведение от начальных полей) как можно большего количества сильных фигур. Для хорошего начала следует учесть несколько ключевых моментов:

    Чатуранга сталкивается с двумя игроками на 8-кратной доске. В отличие от шахмат доска не является шахматной доской из двух цветов, но 64 квадрата одного цвета. Как и в шахматах, каждый игрок имеет 16 фишек; они такие же, как в шахматах и ​​с одинаковым расположением, за исключением следующих отличий.

    Расположение короля и советника, без цвета соответствующих токенов, будет находиться на центральных площадях первого ряда каждого игрока, но король всегда справа, а советник слева.

    • Два епископа обмениваются на двух слонов.
    • Королева обменивается на советника или визиря.
    Как и в шахматах, цель состоит в том, чтобы сопоставить противоположного короля. Утопление короля, которое в шахматах приводит к концу игры в столах, в Чатуранге вызывает победу утонувшего короля.

    • Перемещайте пешки к центру доски, чтобы открыть дорогу более сильным фигурам.
    • Ваш дебют также будет зависеть от того, играете вы черными или белыми фигурами. Так как белые ходят первыми, вам следует играть агрессивно и не дать инициативе перейти к противнику. Черным же следует организовать оборону, ожидая, пока белые подставятся под удар.
    • Никогда не перемещайте одну фигуру два хода подряд, если только ей не грозит опасность быть сметенной с доски. Чем больше фигур вы сможете передвинуть, тем больше ходов потребуется противнику для противодействия.
    • Учитывая все это, ознакомьтесь со списком дебютов, которые делают гроссмейстеры на турнирах по шахматам.
  1. Заранее продумайте свою стратегию на 4-5 ходов вперед, делая каждый ход частью более изощренной атаки. Для победы в шахматах вы должны постоянно думать на несколько шагов вперед, подготавливая обширные и сложные атаки, чтобы перехитрить своего противника. Ваш первый ход определяет всю последующую игру и ведет к первой атаке или контролю определенных участков доски. Лучший способ научиться планировать наперед – отработать несколько распространенных дебютов:

    Пешка: одинаковое движение в шахматах с особенностью невозможности продвижения двух квадратов в своем первом движении; всегда двигает один квадрат вперед в свою очередь и фиксирует продвижение на один квадрат по диагонали. Башня: идентичное движение к шахматной башне: ортогональное движение в любом направлении с неограниченным количеством квадратов, без возможности прыгать на собственные или противоположные плитки. Слон: диагональное движение только двух квадратов вперед и назад, возможность прыгать на собственные и противоположные счетчики. Визир или советник: движение квадрата в диагональный вперед или назад Царь или Раджа: одинаковое движение к королю шахмат: ортогональное и диагональное движение квадрата вперед и назад. Судьба человечества уже была близка к решению в матче.

    Проведите 4-ходовый «Детский мат», чтобы мгновенно выиграть партию. Проблема в том, что данная стратегия сработает лишь единожды, так как опытный игрок раскроет ваш план и уведет короля из-под удара. Несмотря на это, детский мат является отличным способом застать новичка врасплох и быстро одержать победу в игре.

    Контролируйте центр доски, чтобы контролировать игру. Во время партии в шахматы ваша главная задача заключается в контроле над центром доски, особенно это касается четырех полей посередине. Все потому, что оттуда можно совершать атаку в любом направлении, позволяя вам управлять темпом и ходом игры. Конь, к примеру, имеет 8 потенциальных ходов из центра доски, а по краям доски – лишь 1-2. Существует два основных способа добиться контроля над центром:

    В то время, когда политические силы были разделены на манихейский образе два полюса, коммунисты поддерживали долгое господство в спорах игр против капиталистов - быть сбиты американским шахматистом. Джонсон Исследования показывают, что, как и в космической гонке, идеологическая борьба двух великих держав того времени нашли на борту так, чтобы проиллюстрировать руку вниз своих ядерных сил. И это «помогло спасти цивилизацию».

    До пешеходной и башни армии, епископы и королев набрал большие российские игроки, как Гарри Каспаров, Анатолий Карпов и Борис Спасский, который играл с американским Бобби Фишера наиболее решающий матч холодной войны, которая началась 1 июля, его игроки были перевалено Кремль как пропаганда и престиж инструмент, финансируемое правительство и объявил народные герой.

    • Вы можете закрепиться в центре доски, медленно стягивая туда несколько фигур. Пусть кони и слоны стоят по краям и играют роль поддержки, там они смогут атаковать фигуры противника в случае нападения. Подобное неторопливое развитие событий используется чаще всего.
    • А вот заход с флангов является более современным стилем игры, согласно которому контроль над центром осуществляется по краям доски. Ваши ладьи, ферзь и кони поднимаются по краям доски, тем самым не давая противнику безвозмездно захватить центр.
  2. Развивайте по одной фигуре за раз. Покончив с дебютом, переходим к развертыванию боевых порядков. Вы должны вывести все свои фигуры с начальных полей, перемещая их на более эффективные для них места.

    В дополнение к мощному маркетингу шахматы были оружием Советского Союза, чтобы завоевать поддержку. Его целью было произвести впечатление на американцев. В игре в шахматы епископы, помимо королевы, являются единственными фигурами, которые могут перемещаться по диагонали по всей длине доски. Это очень сильная и стратегическая штука. В правительственной армии Пауло Хартунга Ана Паула Вескови приобрела тот же статус с первого дня работы на церемонии инаугурации секретаря, когда она была назначена губернатором для выступления от имени всей команды.

    • Если можете, перемещайте фигуры по очереди. Не ходите одной и той же фигурой два раза подряд, если, конечно, вам не нужно будет уводить ее из-под удара или потрепать силы противника.
    • Перемещать все фигуры тоже не обязательно. Продвижение всех пешек не поможет вам победить, так как нарушит ключевую линию обороны, оберегающую вашего короля.
  3. Научитесь рокировке. Рокировка – это особый ход, при котором король перепрыгивает через ладью, принимающую роль стены против грядущей атаки и которую оберегают размещенные над ней пешки. Это крайне эффективная тактика защиты, особенно для новичков в шахматах. Вам понадобится сделать следующее:

    В то время его масштаб и содержание его речи давали возможность увидеть нечто большее. Здесь было ясно, как Ана Паула имела неоспоримое превосходство над другими секретарями и сколько Хартунг держал на ней в качестве символа ее руководства. Подобно епископам в шахматах, он имел бы большую известность и широту в игре и в совете государственного управления.

    Недаром в этом первом заявлении секретарь Казначейства начал устанавливать среди других тот, который станет мантрой этого третьего правительства Хартунга: культурой строгой экономии, жесткого контроля над счетами. Но мы можем вернуться еще немного вовремя: больше, чем символ правительства Хартунга, Ана Паула была в значительной степени шахматной фигурой, которая начала открывать путь для его возвращения во дворец.

Часть 2

Уровень игры: средний

    Внимательно следите за ходами противника. Какие фигуры они развивают, какую часть доски эти фигуры занимают и так далее. Будь вы на их месте, какой долгосрочный план вы бы пытались провернуть? Завершив начальный этап собственной стратегии, не забывайте подстраивать свои хода под стратегию противника. Если противник сдерживает основные силы, выставляя фигуры в атакующую позицию на своей половине доски, попробуйте предположить, в чем заключается их конечная цель. Можете ли вы помешать реализации их плана или хотя бы затормозить ее? Находится ли преимущество на стороне противника и необходимо ли вам задуматься об отступлении и защите некоторых фигур во избежание серьезной потери материала или вы все же можете оказать на них серьезное давление?

    Благодаря высокому техническому профилю и способностям, признанным коллегами, Ана Паула также сыграла важную политическую роль для Хартунга еще до кампании, во время избирательного процесса, во время перехода и особенно в первой трети срока, когда Хартунг стремился установить экономического подъема государства в качестве нового правительственного девиза, подчеркнув проблемы, связанные с предыдущей администрацией.

    Что правительство Пауло Хартунга должно показать, насколько бренд? Так каково лицо правительства до сих пор? Кроме того, Ана Паула Вескови, ответственная за корректировку. «Это, несомненно, самый большой якорь правительства из-за контроля над расходами и доходами», - говорит секретарь. Важно, чтобы кто-то обеспечивал безопасность секретарей. Она передала душевное спокойствие, обсуждая проблему и помогая другим на горизонте преследовать, - отмечает другой член первого шага. Остается неясным, потеряет ли он это падение и, что еще более важно, потеряет контроль над государственными финансами.

    Не пренебрегайте разменом фигур. Смело разменивайте фигуры, если в результате вы окажетесь с материальным преимуществом, например, пожертвовав конем ради получения вражеского ферзя. Когда же фигуры более-менее равны, процесс размена становится довольно запутанным. Если вкратце, то не стоит идти на размен, когда:

    Продумайте свою стратегию на 5-6 ходов вперед. Пусть это и сложно, но для регулярной победы в партиях вы должны строить долгосрочные планы. Каждый ход фигур должен преследовать три основных цели. Держа эти моменты в памяти, вы вскоре сможете на ходу просчитывать многоходовки для победы в игре:

    Задача велика, и низкая Ана Паула не могла прийти в худшее время для Хартунга. Линия была предоставлена ​​и поддерживается. Невозможно изменить, «рискует секретарь». Несмотря на то, что сегодня правительство покидает правительство, государственный секретарь по науке и технологиям Геррине Балестрасси говорит: Не будет кандидатом на пост мэра Колатины. Таким образом, это не в правительстве и на выборах.

    На каждой встрече в офисе Хартунга Ана Паула Вескови сидела у губернатора. Прогноз оказался правильным. Для секретаря Ана Паула оказала техническую поддержку политической речи Хартунга в кампании и правительстве. Секретари, услышанные из колонки, подтверждают впечатление, которое возникает из интервью с секретарем: при каждом объяснении внутреннего потребления она выражала сильные убеждения и экономические позиции. В правительстве его слово было законом. Секретарь, согласно внутренним сообщениям, никогда не сталкивался или не оспаривался.

    Используйте свое преимущество по максимуму, не неситесь сломя голову в атаку. Ритм игры – вот что главное в шахматах, так что удерживайте его как можно дольше. Если ваш противник лишь реагирует на ваши действия и постоянно выводит фигуры из-под удара, не имея возможности контратаковать, продолжайте неспешно уменьшать количество его фигур. Помните, что победа в битве не гарантирует вам победу в войне. Не позволяйте оппоненту совершать контратаки в ответ на ваши ходы. Вместо этого, перебейте его защитные фигуры, захватите центр доски, после чего выждите момент для нанесения сокрушительной атаки.

    Взвешивал в своей пользе не только престиж, присуждаемый губернатором, но и технические способности, признанные единодушием и ясностью в представлении данных и экономических. Твердость секретаря на экономических позициях не путается с холодностью или резкостью в личном обращении. По словам коллег, леди железа в хозяйстве была дружелюбна, послушна и «прекрасна» в диалоге с другими. Всегда устойчивый, никогда не грубый. Чрезвычайно доброжелательный, уважительный и добрый, чтобы жить, - говорит секретарь, который очень нуждался в Ана Пауле, когда она руководила Институтом Джонса доса Сантоса Невеса.

    Научитесь проводить связывание. Связывание – это нападение, при котором вражеская фигура загоняется в тупик или берется в заложники, сдерживая оппонента от эффективного ее использования риском ее потерять. Этот пассивный вид ведения боевых действий отлично подходит для управления ходом игры и победе над противником. Для начала, проанализируйте варианты перемещения фигуры. Уделите особе внимание фигурам с ограниченным набором ходов. Затем разместите свои фигуры так, чтобы атаковать связанную фигуру, куда бы она ни передвинулась, фактически делая ее бесполезной на какое-то время.

    Как отмечает секретарь, определенная тенденция Ана Паулы к экономике в начале правительства вскоре уступила место более понятному и дидактическому языку, чтобы понять все без проблем. Вескови на самом деле является фамилией мужа государственного секретаря. Ана Паула - это Виталий от матери и жены от отца. Источник колонки, Чилатин, как Ана Паула, говорит, что она родом из семьи, чей бренд является интеллектом. Как и ее дочь, она очень методичный человек. Брат Ана Паула, Марио Витали Янес, является успешным предпринимателем в строительной отрасли.

    Объективно оценивайте каждый ход. Вы должны мыслить в масштабах всей доски, анализируя каждый доступный вам ход. Не делайте ход только потому, что пришла ваша очередь, не торопитесь и попробуйте отыскать наилучший ход из всех доступных. Конечно, все зависит от ситуации, но вы можете задать себе парочку вопросов перед каждым ходом, чтобы понять, правильно ли поступаете:

    Вскоре его вытащил тогдашний губернатор Пауло Хартунг в свою команду. Хартунг и Касагранде были союзниками. Цель: определить, кто, человек или машина, является самым сильным. Помимо этого, этот пятидневный матч также является свидетельством прогресса, достигнутого за последние десять лет в области искусственного интеллекта.

    Но задача казалась намного выше для игрового автомата, где два соперника пытаются занять самое большое место на сетчатой ​​пластине, поочередно размещая черно-белые пешки. Говорят, что размер колоды -19 линий из 19 - предлагает множество возможных конфигураций - больше, чем атомы во Вселенной. Это означает, что интуиция и креативность необходимы для победы на очень высоком уровне, две области, в которых люди, как считалось, обязательно превосходили машину.

    Избавляйтесь от фигур противника единым фронтом. Вам нужно сохранять контроль над центром, при этом атакуя, как единое целое. Ваши фигуры словно детали оркестра – все они служат уникальной цели, но лучше всего работают вместе. Устраняя фигуры оппонента, вы повысите свои шансы обойти защиту короля, а организовав 2-3 группы поддержки, обеспечите материальное преимущество.

    Битва представляет такой интерес в Азии, что она транслируется в прямом эфире на южнокорейском, китайском и японском телевидении. На этой странице описаны правила, которые устанавливают случаи выигрыша и розыгрыша в клетчатой ​​игре. Стоит отметить, что если у вас есть собственный король внизу, вы должны попытаться парашютно выбить нокаута своего противника, захватив кусок, который вы стучите, двигаете королем или вставляете другой кусок по линии, из которой идет экран. Если нет никаких шагов, чтобы парашют в коробке, вы потеряли матч за дерьмо.

    Защищайте ферзя на всех этапах игры при помощи слона и ладьи. Ферзя не просто так считают сильнейшей фигурой на доске, поэтому не спешите разменивать его на другую фигуру противника, даже на другого ферзя, подобный ход редко является оправданным. Ферзь – ваша наиболее универсальная атакующая фигура, используйте ее по назначению. Постоянно защищайте и поддерживайте своего ферзя, так как большинство игроков готово пожертвовать практически любой фигурой (кроме собственного ферзя), чтобы от него избавиться.

    Не окружайте своих слонов пешками. Слоны атакуют с дальних дистанций, а для контроля над доской, особенно на ранних стадиях игры, крайне важно использовать их обоих. Вы можете изучить множество дебютных ходов, но основная их цель заключается в выведении в открытую своих сильных фигур.

Часть 3

Уровень игры: продвинутый

    Продумайте ход игры от начала и до конца. Партия в шахматы в основном имеет три этапа, которые тесно связаны между собой. Лучшие шахматисты мира планируют свою игру на 10-12 ходов вперед, одновременно разрабатывая 3-4 стратегии на основе ходов противника. Они знают, что потраченные на раннем этапе ходы и фигуры сильно повлияют на заключительную стадию игры и планируют свои действия соответственно.

    • Дебют: именно здесь задается тон игры. В первые 4-5 ходов происходит ускоренная мобилизация множества фигур и начинается борьба за центр доски. Вы можете пойти в наступление, переведя сражение на сторону противника, либо уйти в оборону, выжидая, пока противник сделает первый шаг.
    • Миттельшпиль: его единственная цель – подготовка к эндшпилю. На данном этапе происходит размен фигурами, захват контроля над центром доски и установка 1-2 линий нападения, которые в любой момент могут прийти в движение. Размен, конечно, может принести пользу, но вы должны понимать, что с каждой потерянной фигурой уменьшаются и ваши шансы на победу.
    • Эндшпиль: этап, когда на доске остается очень мало фигур, а их ценность заметно возрастает. Вам может показаться, что именно в эндшпиле развернется главное противостояние, но на самом деле большая часть работы уже была проделана. Игрок, который «победил» в миттельшпиле и остался с лучшим материалом без труда завершит игру матом.
  1. Слоны к концу игры куда полезнее коней. Поначалу игры слоны и кони примерно равны по силе. Однако уже к концу игры слоны будут передвигаться по опустевшей доске в разы быстрее, чем все так же медлительные кони. Помните об этом при размене фигур – если в краткосрочной перспективе слон и не является сверхполезным, то уже на последнем этапе партии становится одной из наиценнейших фигур.

  2. Используйте числовое преимущество пешек на пустой доске. Пешки лишь кажутся бесполезными, однако к концу игры они становятся ключевыми фигурами. Они могут оказывать поддержку сильным фигурам, продвигаться по доске, нервируя противника, а также являются идеальным щитом для короля. Однако это преимущество можно упустить, если вы начнете сдваивать их в начале партии (две пешки на одной вертикальной линии). Держите пешки рядом, чтобы они могли прикрывать друг друга. Когда на доске останется очень мало фигур, стремительное наступление для превращения пешки в ферзя может решить исход игры.

    • Поищите в Интернете наборы задач или прихватите в библиотеке книжку по шахматным стратегиям, в них обязательно будут примеры задач.
  • Никогда не рискуйте своим королем, это самая важная фигура на доске.
  • Играйте уверенно с уверенностью на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Предупреждения

  • Не используйте дешевые трюки вроде четырехходового мата. Если ваш противник знает о них, вы практически обязательно проиграете.
  • Ничего страшного, если вы не выигрываете! Нужна уйма практики, чтобы стать профи!
  • Не спешите забирать «свободные» фигуры. Ваш оппонент мог пожертвовать этой фигурой, чтобы обменять ее на более сильную вашу фигуру или провести отвлекающий маневр.

Словарь шахматных терминов

* Батарея - две (или более) фигур, объединенная сила которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.
* Блиц - молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
* Быстрые шахматы (рапид) - партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).
* Вертикаль - поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы (например, вертикаль f).
* Вечный шах - ситуация, при которой сторона, которой объявляются шахи, не может от них никаким образом уклониться. При возникновении такой ситуации партия признается ничьей.
* Вилка - ход коня или пешки, при котором под боем оказываются две и более фигуры противника.
* Гамбит - жертва в дебюте материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
* Гарде́ - В шахматах: нападение на ферзя (объявление «гарде» не обязательно).
* Гандикап - англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разной силы, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперед 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
* Горизонталь - поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).
* Двух слонов преимущество - ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона - слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу.
* Дебют - начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
* Демаркационная линия - линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
* Диагональ - поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
* Детский мат - мат в дебюте, который объявляют белые, сделав следующие ходы: 1.e4 2.Сc4 3.Фh5 (или Фf3) 4.Ф:f7Х. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея - ферзь и слон атакуют поле f7.
* Дурацкий мат - мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
* Жертва - неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур)для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью.
* Жертва корректная - то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
* Жертва некорректная (блеф) - жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
* Задача шахматная - произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
* Зевок - грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
* Зрение комбинационное (тактическое) - умение увидеть таящиеся в позиции возможности получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.
* Игра вслепую - игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений. В последнее время для повышения зрелищности игра «вслепую» включена в программу международных турниров («Амбер-турнир»). Однако в нем игрокам разрешается использовать для удобства изображение пустой шахматной доски (на дисплее компьютера).
* Инициатива - преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.
* «Капкан» - ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или фигуры.
* Качество - «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или « пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив)за неё лёгкую фигуру.
* Квалификация шахматная - признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
* Комбинация - форсированный вариант с жертвой.
* Контргамбит - разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
* Контригра - возможность встречной игры против слабостей противника.
* Кооперативный мат - разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
* Крепость - разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).
* Лавирование - маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.
* «Ласкеровская компенсация» - компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.
* Ловушка - один из приемов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
* Мат Легаля - матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюр Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787,Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть, взяв не ферзя на d1, а коня на е5.
* Мат - в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
* Мат линейный - мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьей и ферзем, двумя ферзями).
* Мат спёртый - мат, объявляемый конём, при этом матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
* Мат эполетный - мат, который ставится ферзем, при этом матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
* Матовая сеть - позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
* Материал - фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала во имя получения решающего преимущества - комбинация, жертва.
* Миниатюра - 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур.
* Миттельшпиль - середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
* Мишень - фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.
* Ничья - результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
* Новинка - новый ход (новая схема развития)в известных вариантах (табиях).
* Нокаут-система - принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) - в "быстрые" шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) - блиц.
* Нотация шахматная - общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход - и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращенной нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 - чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).


Top