Горизонтали на шахматной доске. Шахматы для начинающих – правила игры, ходы фигур

01.01.1970

УРОК В ШКОЛЕ

Учитель шахмат в начальной школе должен стремиться к достижению двух основных целей: ввести детей в увлекательный мир шахмат и научить их играть. Ни в коем случае нельзя проводить отбор «перспективных», уделять внимание более сообразительным ученикам в ущерб остальным. Это неминуемо приведет к потере интереса со стороны большинства детей, делает класс неуправляемым.

Деструктор дает некоторые очень большие значения координатам куска, изменяя его имя, а не перед тем, как спрятать кусок на доске, показывая цвет поля, когда он был захвачен. Она определяется вне класса ее «подруги» и переименована в «друг». Выражение имеет роль захвата символа, который определяет имя пьесы и, в зависимости от его значения, вызывает одну из функций, которые рисуют дорожки.

Функция принимает два параметра, связанные с конечным карманом, занятым дорожкой, а именно: строка и столбец соответственно. Первый шаг - удалить кусок из исходного положения, нарисуя полевое изображение в занятом поле. Следующий шаг - изменить координату на плате трека, увеличив количество ходов с помощью блока.

К концу курса все дети должны уметь сыграть партию от начала до конца в соответствии с правилами, и наша практика показала, что это достижимо при усвоении ими сле-дующих знаний:


Основы истории шахмат.
Шахматная доска и фигуры. Центр, фланги, вертикали, горизонтали и диагонали.
Начальное расположение фигур и порядок игры. Цель игры в шахматы.
Шах, мат и пат.
Шахматная нотация.
Правила игры королем, ферзем, ладьей, слоном, конем и пешками.
Рокировка.
Нападение и защита. Размен. Относительная «стоимость» фигур.
Постановка мата королю ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем.
Тактические приемы: двойной удар и связка.
Стадии шахматной партии. Принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Пустота:: движение. Он отобразит в левом верхнем углу четыре фигуры, в которых пешка может быть преобразована, также реализуя механизм для выбора нужного фрагмента. Существует также ряд команд, которые играют роль в общении с клавиатурным плеером. Как только элемент замещения установлен, пешка становится фигурой, меняя свое название.

Глобальные функции играют роль того, как перемещаются части, реализуя правила шахматной игры. Чтобы обработать 32 дорожки быстрее, мы согласились создать матрицу объектов. Его утверждение сделано в основной функции, которая будет объяснена позже. Примечательно, что при создании объектной матрицы мы вызывали параметры, необходимые для активации функции-конструктора каждого из 32 объектов. Теперь мы сможем легко вызвать все объекты, требуя только матрицы и циклической переменной, которая будет принимать значения, соответствующие положениям матрицы желаемых фигур.

Для изложения этих тем достаточно 15 занятий в течение учебной четверти при двух уроках в неделю.


До недавнего времени начальному обучению в учебно-методической литературе по шахматам внимания практически не уделялось. Большинство авторов шахматных учебников ограничивалось изложением правил игры, способов постановки простых матов и сообщением основных принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Этого считалось достаточно для того, чтобы научиться играть в шахматы, то есть более или менее осмысленно передвигать фигуры в соответствии с правилами. Подобным же образом работали и тренеры. Такой подход оправдывал себя, прежде всего, потому, что не ставилась задача научить играть в шахматы всех детей без исключения. Практически полное отсутствие методики начального обучения не отражалось на эффективности работы тренеров - более способные учащиеся усваивали основы шахмат, менее способные отсеивались.
С началом массового обучения шахматам, с введением «шахматных всеобучей» ситуация изменилась принципиально. Очень быстро выяснилось, что многие дети при такой методике «необучаемы». Попытки решить проблему, распределив изложение правил игры на несколько уроков, например, излагая правила игры каждой из фигур на отдельных уроках, успеха не принесли, так как исчезал элемент игры, обучение игре в шахматы подменялось обучением правилам действий отдельными фигурами. И задолго до того, как дети, усвоив правила игры каждой фигурой и «сложные» правила, получали возможность сыграть первую партию, многие из них теряли к шахматам всякий интерес.

Глобальным функциям, которым поручено проверять контрольные точки на шахматной доске, необходимо знать все части, чтобы извлечь некоторые результаты из существующих отношений между ними, поэтому они получат в качестве параметра наклонную матрицу. Векторы имеют численный размер, равный удвоенному числу пиков.

В левом нижнем углу создаются четыре квадрата альтернативных цветов, показывающие кусочек шахмат. Это сообщение является вездесущим в программе. Когда вы нажимаете любую клавишу, программа закрывает первую страницу на вторую страницу, на которой отображается сообщение.

Предлагаемый курс обучения разработан автором в 1984 году. Применение его учителями начальных классов, преподавателями и студентами кафедры шахмат ГЦОЛИФКа в школах Первомайского района Москвы позволило внести существенные изменения, устранить многие недостатки. Курс уроков содержит следующие принципиальные положения:
- формирование интереса к шахматам возможно только при условии предоставления детям возможности играть с самых первых уроков;
- закрепление нового материала, как правило, должно проходить в игровой форме;
- должен быть обеспечен постепенный переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- учащиеся должны на каждом уроке узнавать что-то новое, приобретать новые умения.

Этот проект сертификата описывает игру в шахматы. Его достижения были проф. Опять же, программа ждет нажатия клавиши и продолжит отображение третьей страницы, которая будет поддерживать шахматную доску и все предупреждающие сообщения. Есть несколько инструкций о том, как начать новую игру и покинуть программу.

Новая игровая функция играет роль повторной инициализации всех 32 штук, а затем показывает шахматную доску поверх старой. Используя циклическую переменную, функция затем покажет фигуры на доске. Новая пустота. Для удобства управления функция принимает значения шахматных координат в качестве параметров путем преобразования их в пиксели.

Шахматная нотация изучается на первом уроке. Это совершенно необходимо для работы с большой (25 - 30 учащихся) аудиторией. Наиболее легко дети усваивают правила игры королем и ладьей, поэтому именно на этом материале удобнее всего начать формирование игровых навыков, предоставив детям возможность играть в шахматы уже на третьем уроке.
Правило «взятие на проходе» усваивается детьми с большим трудом, да и редко возникает возможность использования его в игре. Поэтому изложение его в курсе начального обучения нецелесообразно.

Функция определяется как «встроенная». Линейный контур пустоты. Наконец, вокруг таблицы отображаются буквы и цифры, соответствующие строкам и столбцам шахматной доски. Функции рисования фигур получают положение платы и цвет в качестве параметров. Вот функция пешки.

Пустая пешка. Функция состоит в том, чтобы исследовать существование куска на заданном поле шахматной доски и вернуть его положение в «дорожную» матрицу. Для этого матрица циклируется до тех пор, пока не будет найден кусок, координаты которого совпадают с полем на шахматной доске. Если найденная часть проверяет условие, она возвращает свою позицию внутри матрицы, в противном случае она возвращает обычную.

Уроки в основном построены по наиболее распространенной в практике начальной школы схеме:
- проверка домашнего задания и обсуждение результатов его выполнения;
- повторение материала предыдущего урока;
- изложение нового материала;
- закрепление нового материала;
- выдача домашнего задания.
Домашние задания безусловно необходимы и играют важную роль, но записывают дети в этом возрасте, как правило, очень медленно, к тому же допускают много ошибок. Мы предлагаем выдавать домашние задания на карточках, размножив их на ксероксе.
Если вы проводите уроки шахмат в двух и более классах, то целесообразно начинать курс не одновременно во всех классах, а со сдвижкой в 1 - 2 недели. Это позволит вам, во-первых, учесть полученный опыт в последующей работе, во-вторых, многократно использовать комплекты карточек с домашними заданиями.

Функция создана для проверки правильности выполняемого перемещения. Если желаемое поле занято куском того же цвета, движение является незаконным, и функция вернется. Выполняется временное логическое движение желаемого произведения, а также письмо на доске, в которой были сделаны шахматы короля, после чего он ищет нападение на своего собственного короля. Если ваш собственный царь не останется в шахматах после логического хода, вы можете перейти к фактическому перемещению фигуры. Этот маневр необходим, потому что в конце хода король не остается в шахматах.

Проведение уроков в сухой, академической манере не способствует обучению. Необходимо использовать «живой» материал (сказки, загадки, басни, стихи, считалки, скороговорки, рисунки, слайды и др.). Все это учитель без большого труда может найти во многих кни¬гах и журналах.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Вводная беседа. История возникновения шахмат. Доска и фигуры, начальное расположение фигур и основные правила игры. Вертикали и горизонтали. Шахматная нотация.

Для всех дорожек специфичность движения зависит от названия дорожки. Из-за того, что пешка движется в одном направлении, необходимо отделить код для каждого из двух цветов. Если конец функции будет достигнут, движение будет считаться действительным и функция вернется, поэтому функция имеет ограничительный символ, потому что если функция всегда вернет 1, можно будет выполнить любое перемещение. Когда королева движется, сумасшедшая или башня также проверяет существование куска между полями начала и прибытия, так что трек не перескакивает ни на одну фигуру в своем движении.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
1.1. Вводная беседа. Легенда о возникновении шахмат.
1.2. Доска и фигуры. Начальное расположение фигур.


В шахматы играют на доске, имеющей 64 клетки (обычно их называют полями). Поля двух цветов — белые и черные. Доска перед началом игры располагается так, чтобы справа от игрока было белое угловое поле.
На демонстрационной доске вы видите готовые к «бою», расставленные в начальном положении фигуры. Всего их 32 - по 16 в каждой армии. У каждой из сторон по восемь пешек, по восемь фигур: по королю, по ферзю, по две ладьи, по два слона и по два коня.
Расставьте фигуры на своих досках так, как они стоят на демонстрационной доске: ладьи по краям, рядом с ними кони, затем слоны. На оставшиеся поля ставятся короли и ферзи, причем белый ферзь ставится на белое поле, черный - на черное; рядом с ферзями ставятся короли. Шахматисты говорят так: «ферзь любит свой цвет». Перед фигурами ставятся пешки.

Король ограничен боковыми атаками и его собственными фигурами. Когда требуется выполнить рокаду, проверяются все условия, требуемые регламентом, после чего башня перемещается из этой функции. Эта процедура требуется, потому что в основной функции будет перемещен только выбранный фрагмент, а именно король.

Эта функция предназначена для проверки атаки на кусок заданного цвета в поле, которое определяется параметрами, которые вы получаете. Цвет фигур, на которых мы фокусируемся, отличается от того, который мы получили в качестве параметра. Мы ищем положительную связь между данным полем и каждой частью в матрице, которая не имеет такого цвета, учитывая способ ее перемещения. Этот механизм полезен для проверки позиции шахмат, потому что атакующий король находится в шахматах независимо от того, связана ли атакующая часть с его собственным королем.


1.3. Основные правила игры.
1. Партию всегда начинают белые.
2. Ходы делаются по очереди, делать два хода подряд или пропускать очередь хода нельзя.
3. Взялся за свою фигуру - обязан ею пойти, взялся за фигуру противника - обязан ее взять.


1.4. Вертикали и горизонтали.
Ряды полей, расположенные слева направо, называются горизонталями , ряды полей, расположенные снизу вверх, называются вертикалями . На шахматной доске восемь горизонталей и восемь вертикалей. Вертикали и горизонтали часто называют просто линиями . Знать, что такое линия, горизонтали и вертикали, нужно потому, что именно по линиям «ходят» ладьи и ферзи. С ними мы будем знакомиться на следующих уроках.

Матч объявляет ничью, когда на борту остаются только два короля, то есть когда все остальные части были захвачены. Если количество снятых фрагментов равно 30, то это ничья. Считается, что позиция коврика, в которой нападает король, и игрок не может совершить какой-либо действительный ход. Случай, в котором может быть применен атакующий кусок, отменяет положение мата.

Вот сам алгоритм. Также требуются условия для игры, общение с игроками. Следующий шаг - проверка возможных шахматных, матовых или рисованных позиций. Теперь следуйте «случайному» переключателю. Когда стрелка нажимается, или фигура перемещает контур в соответствующем направлении.


Крестиками обозначена одна из горизонталей, кружочками - одна из вертикалей.- На одном из полей горизонталь и вертикаль пересекаются. Это их свойство используется шахматистами для называния и записи ходов фигурами и пешками.

1.5. Шахматная нотация.

Для того чтобы сообщить, какой фигурой и какой ход вы хотите сделать, совсем не обязательно передвигать фигуры на доске. Ходы можно просто называть. Для этого шахматисты придумали свою азбуку (шахматную нотацию). В шахматной азбуке всего восемь цифр и восемь букв. Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8, то есть существуют 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, б-я, 7-я и 8-я горизонтали. Для обозначения вертикалей используются первые восемь букв латинского алфавита, которые пишутся так: а, Ь, с, d, е, f, g, h, а читаются так: а, бэ, це, дэ, е, эф, же, аш.
Зная эти буквы и цифры, можно легко назвать любое из 64 полей шахматной доски. Для этого надо определить, на пересечении каких вертикали и горизонтали оно находится. Затем это поле называется: сначала буква, затем цифра. Например, на пересечении вертикали «с» и 7-й горизонтали находится поле «с7».
Не труднее и назвать ход какой-либо фигурой на какое-либо поле. Эта фигура называется перед названием поля, например, если мы ставим короля на «е5», то говорим: «Король е5», если ставим коня на «h7», то говорим: «Конь h7».

Когда поле занято противником, деструктор активирует его, считая захваченным. В конце итерации необходимо проверить законность выбора песни. В первой строке находятся 8 пешек, стоящих в качестве защитной стены перед королевской семьей, кавалерией, епископами и контрольными башнями.

Пешка - единственная фигура на шахматной доске, которой был доверен первый ход. Великий русский шахматист Анатолий Карпов сказал: «Пионеры не только создают эскиз всей картины, но и являются землей, основой которой будет построена любая будущая позиция».

Пионеры, хотя и ограниченные в своих движениях и жестокой атакой, своим положением решат всю битву. Их урегулирование усилит защиту или, наоборот, создаст уязвимые пространства, которые легко спекулятивны для противника. Пионеры похожи на злобные мысли, жестокие и изначально без слишком большой силы влиять на реальность, но чем дольше они сохраняются в игре ума человека, тем больше у них появляется шанс превратиться в дела, а на шахматной доске - безнаказанные пешки во времени превращается в королеву в королев.

Что такое шах, мат и пат, как хо¬дят и берут друг друга фигуры, мы начнем узнавать на следующем уроке.

1.6. Домашнее задание 1.
Написать на каждом из нолей их названия так, как это уже сделано на поле «е4».


Методические указания и рекомендации.
Первый урок имеет особое значение уже потому, что он первый. Нужно суметь заинтересовать учащихся, создать предпосылки для того, чтобы они с интересом, с желанием занимались шахматами. Поэтому целесообразно, кратко коснувшись значения шахмат и их распространенности, рассказать детям одну из легенд о возникновении шахмат.
1.2. С первоначальной расстановкой фигур мы знакомим учащихся только для того, чтобы дать им общее представление о составе «шахматного войска». Задача запоминания названий фигур и их расположения не ставится. Тем не менее, правило «ферзь любит свой цвет» желательно повторить несколько раз.
1.3. Правила игры полезно повторить с учащимися несколько раз, так как практика показывает, что некоторые из них пытаются или делать несколько ходов подряд, или не делать ход вообще, берутся за одну фигуру, а затем пытаются сделать ход другой и т. п.
1.4. При обучении шахматной нотации латинские буквы и их произношение надо записать на классной доске так, как это сделано в разделе "1.5 Содержания урока". Буквы полезно повторить несколько раз хором всем классом в различном порядке - слева направо и справа налево. Советуем обратить внимание на буквы «f», «g», «h», поскольку они не имеют аналогов в русском алфавите, а также «b» и «d», которые дети часто путают друг с другом из-за внешнего сходства.
При тренировках в назывании ходов фигурами лучше не просто ставить фигуры (короля, ладью и ферзя) на то или иное поле, а передвигать их согласно правилам, предлагая учащимся называть ходы, которые вы делаете на демонстрационной доске.

Пешка - пожирающий солдат, готовый отдать свою первую жизнь в битве за огонь. Пешка - простой человек в стране, он бедный и честный человек. Пионеры - это добрые дела, маленькие и многие. Пионеры небольшие, но с большим влиянием со временем. Пионеры - это маленькие дела, на которых великие дела будут построены в будущем.

Пионеры идут впереди, не в силах отдать хоть один шаг. Их цель и сила заключаются именно в возможности превратиться в гораздо большую часть работы. Пионеры подобны христианам, которые после крещения имеют цель только Воскресения, не оглядываются назад, не возвращаются к старику, но идут вперед без страха и надежды, что в один прекрасный день они повернутся, они перейдут от смерти к жизни, как Христос, как Бог. Вот сила христиан перед теми, кто преследует их: в надежде на Воскресение. Христиане склоняют головы к смерти, потому что для них смерть - великая прибыль.

Андрей Авраменков, преподаватель кафедры шахмат ГЦОЛИФКа, 1984 г. (шахматная газета)


Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Удивительные приключения в Шахматной стране"
Москва, из-во Поматур, 2000

Глава 1. ШАХМАТНАЯ БЕСЕДКА

Если очень-очень захотеть научиться играть в шахматы, то желание непременно сбудется. И, возможно, ты попадешь в такую же волшебную историю, как и Юра...

Пионеры - праведная армия Христа. Пионеры - это святые мученики, готовые жить за заповеди Бога, а не приседать и грешить. Пешка - это единственная вещь, которая не может атаковать обратно в квадратах позади, но только раньше, в двух диагоналях. Как только он прошел позицию атаки, он не может вернуться и больше не может этого требовать, но, напротив, становится более уязвимым. Христиане первыми прощают людей, с которыми они поссорились, и чтобы забыть, не помнить зло, которое делали другие, а не оглядываться назад.

Настоящий христианин больше не судит и не причиняет вреда тем, с кем он плохо себя чувствовал в прошлом. Несмотря на самое низкое значение на всех шахматных досках, пешка является единственной победой, которая может изменить свое состояние, которое может надеяться на лучшее, чем оно есть. Когда они продвигаются к концу линии, пешки становятся все более ценными, их можно изменить на более тяжелых кусках. Пешка - единственная, кто умирает, а затем становится сильнее, чем он. Как пешки, вера в Бога и добрые дела - единственные, которые приводят к Воскресению.

Однажды ранним воскресным утром в Юрину квартиру позвонили. Юра открыл дверь и увидел девочку в клетчатом платьице.

– Здравствуй, Юра. Меня зовут Клеточка. Я приехала за тобой из Шахматной страны.

Девочка взяла Юру за руку и привела к велосипеду с тремя сидениями, шестью педалями и маленькими колесами. Клеточка села за руль. Юра примостился сзади.

Мудрость мира, как и другие шахматные фигуры, хотя и кажущиеся большими и могущественными, ценными и похвальными всему миру, тем не менее не имеет воскресения в качестве цели, и в какой-то момент они исчезнут, не давая тем, кто обладает возможностью трансформации.

Пешка - единственная фигура на шахматной доске, которая может атаковать позицию, не занятую куском, но проходящую за раз. Пешка может атаковать задним числом. Это как если бы он не подчинялся правилам игры и времени игры, захватывая еще одну пешку, которая в какой-то момент проходила там, но теперь он находится в другом положении. Это похоже на то, чтобы дать время, чтобы заявить о своих правах.

Путешествие началось. Велосипед мчался с невероятной скоростью. Мимо мелькали города, леса, реки. С гулко бьющимся сердцем Юра ждал чего-то особенного и удивительного.

Вдруг Клеточка резко затормозила, и велосипед остановился перед красивой беседкой, похожей на башенку.

– Это Шахматная беседка. Здесь мы проведем первое занятие, – проговорила Клеточка.

Юра вслед за девочкой вошел в беседку и в восхищении замер. На массивном столе, излучая мягкий розовый свет, лежала большая квадратная доска со множеством темных н светлых клеток.

– Это ШАХМАТНАЯ ДОСКА. На ней ведется шахматное сражение, – начала занятие Клеточка. – Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки-квадратики. Это ПОЛЯ. Светлые квадратики – БЕЛЫЕ ПОЛЯ. Темные квадратики – ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ.

– Белые поля. Черные поля, – повторил Юра.

Вдруг клетки-квадратики затрепетали, спрыгнули с шахматной доски, стали водить хоровод вокруг девочки и озорно подмигивать Юре.

– Это мои сестренки, – улыбнулась Клеточка. – В Шахматной беседке поля волшебные.

Клетки-квадратики дружно вспорхнули и вернулись на шахматную доску. Юра растерялся. Он не мог понять – было ли все это на самом деле или ему показалось. Он направился к столу, чтобы потрогать клетки-квадратики, но обо что-то споткнулся и чуть не упал. У ног мальчика лежала толстая-претолстая тетрадь. Юра поднял ее и на обложке прочитал: "Загадки из тетрадки".

– Это тетрадка моего друга Загадая, – удивилась Клеточка. – Хорошо, что ты нашел ее. В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будешь понемногу решать их и научишься играть в шахматы. Начнем?

– Начнем, – кивнул Юра.

ПОМОГИ ЮРЕ РЕШИТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Покажи шахматную доску, какое-нибудь белое поле, черное поле. Какие поля больше: белые или черные?

2. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная? А у шахматного поля?

3. Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?

4. На каких полях ничего не растет?

5. Из каких досок не строят теремок?

6. В каких клетках не держат зверей?

7. Спрятались ли шахматные клетки в словах: поляна, тополя, поляк, полярник?

8. Какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки?

Скоро бой. И ждет войска

Найдите на доске...

9. О какой игре Лена Сухина (9 лет) написала стихотворение:

Игра

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
– Знаю я одну игру, –
Сказал ребятам Петя. –
Где б я ни был и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

Глава 2. ЛИНИИ

Клеточка начала второе занятие:

– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... Как нам правильно сесть за шахматную доску?

ПОМОГИ ЮРЕ

Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны стола сел сам.

– Белое поле справа, – сказал Юра.

Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на синей – буква Г, на зеленой – буква Д.

– Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только А и Б.

– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, – Клеточка нажала кнопку с буквой Г.

В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на белую клетку и проворно побежал по горизонтали до противоположного края доски. Там он развернулся, так же резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.

– А он живой? – спросил Юра.

– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.

Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик. Большие уши и толстый нос делали его похожим на слоненка.

– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и вырвал у него тетрадь.

– Ты Загадай? – удивился Юра.

– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку. Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.

– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть? Ничего у тебя не выйдет!

Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал, Клеточка заплакала.

Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности глянул на шахматную доску. Откуда же она упала? (Примечание: она находилась в нижнем левом углу).

Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:

– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с буквой В.

– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.

Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и она наползла на белую.

Юра водворил дальнюю черную клетку на место.

– Спасибо, – поблагодарила девочка. – А сейчас "Загадки из тетрадки".

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Что делают противники за шахматной доской? А партнеры?

2. Как правильно сесть за шахматную доску?

3. Покажи какую-нибудь горизонталь. Сколько полей в горизонтали?

4. Покажи все горизонтальные линии. Сколько на доске горизонталей?

5. Покажи какую-нибудь вертикаль. Сколько полей в вертикали?

6. Покажи все вертикальные линии. Сколько на доске вертикалей?

7. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?

8. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?

9. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?

10. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?

11. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?

12. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?

Глава 3. ДИАГОНАЛЬ

В беседку вошел мальчик со вздернутым носиком и большими удивленными глазами. Под мышкой он держал длинную тонкую палку.

– Юра, это Загадай, – обрадовалась Клеточка. – Загадай будет путешествовать с нами. Он знает много шахматных историй.

– Что это за палка у тебя? – спросил Юра.

– Не палка, а указка, – обиделся Загадай. – Она нам пригодится.

– Пригодится, – подтвердила Клеточка и продолжила занятие. – Теперь давайте поговорим о ДИАГОНАЛЯХ шахматной доски. ДИАГОНАЛЬ – это любая прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.

Загадай взмахнул указкой и показал самые короткие диагонали.

– Есть на шахматной доске и самые длинные – БОЛЬШИЕ ДИАГОНАЛИ. В каждой из них по восемь полей. Горизонталик покажет нам большую белую диагональ.

Клеточка нажала кнопку Д. Полюбившийся Юре Горизонталик поспешил в противоположный угол доски и быстро вернулся обратно.

– Как интересно в Шахматной стране! И сестрички у тебя хорошие, – сказал Юра девочке.

Клетки-квадратики соскочили с шахматной доски и затанцевали вокруг Юры. Да так весело и задорно, что Юра не удержался и поймал восемь черных клеток. Когда остальные клетки вернулись на доску, одна из черных диагоналей стала белой.

– Сейчас большая черная диагональ снова будет черной, – сказал Юра и отпустил пойманные клетки.

– Вот ты и познакомился со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями. Теперь Загадай покажет ЦЕНТР, – проговорила Клеточка. – Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых поля и два черных.

– Теперь, Юра, порешай мои задачки, – сказал Загадай, раскрывая тетрадь.

ПОМОГИ ЮРЕ

ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ

1. Покажи какую-нибудь диагональ, большую белую диагональ. Сколько в ней полей?

2. Покажи большую черную диагональ. Сколько в ней полей?

3. Какая диагональ длинней: большая белая или большая черная?

4. Покажи одну из самых коротких диагоналей. Сколько в ней полей?

5. Покажи диагональ из трех, четырех, пяти, шести, семи полей. Одинакового ли цвета крайние поля каждой диагонали?

6. Покажи центр. Сколько в нем полей?

7. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную?

8. Сколько белых полей в центре? А черных?

9. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Ребенок получил первое представление о шахматной доске. Дайте ему карандаш, бумагу, линейку, мел, клей, ножницы, кубики, "солдатика". Для закрепления пройденного материала предложите дошкольнику:

– раскрасить часть шахматного листа клетчатой тетради так, как раскрашена шахматная доска (коричневым и желтым карандашом или только черным);

– вырезать из тетради в клеточку квадраты 2х2, 3х3, 4х4 клетки и правильно раскрасить их;

– выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Пусть "солдатик" пробежит по центру и дорожкам. Хорошо, если доме есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получилось по восемь светлых и темных кубиков. Несложно сделать кубики и из цветной бумаги. Попросите ребенка правильно (с учетом цвета) выложить центр, отдельно горизонталь и вертикаль. Пусть попытается определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если дошкольник это сходство не найдет, разверните горизонталь и наложите ее на вертикаль. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и большую черную диагонали;

– вырезать из тетради в клеточку центр, горизонталь, вертикаль, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему;

– нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Пусть вырежет нарисованные горизонталь и вертикаль и разрежет их на клетки. Из этих клеток снова сложит горизонталь, вертикаль, затем большую белую и большую черную диагонали (их можно аккуратно склеить уголок к уголку);

– начертить мелом на асфальте центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали. Пробежать по ним и поиграть на них в классики;

– вспомнить, где кроме шахматной доски он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (в книгах, на полу, такси, одежде и т.п.).

Если малыш выполнит большую часть этих заданий, можно переходить к чтению следующей главы. Если нет, стоит еще раз прочитать ему первые главы.

СТРАНИЧКИ ИЗ ДНЕВНИКА

Читал Оле (возраст 4 года 7 мес.) свою сказку о дракончике Пожирателе Полей. Через день спросил: "Помнишь сказку?" – "Не помню". – "Ну, хоть что-нибудь?" – "К помню! (думает небось: "Вот пристал"). Как же Олю перехитрить-расшевелить? Придумал: "Ну, кто там был, медведь?" – "Нет, дракон... Он клетки глотал... А они прижались, и он не мог их проглотить".

Во время прогулки с Олей (4 года 11 мес.) я спросил: "Что больше: шахматная доска или шахматное поле?" – "Шахматное поле". – "Ну, Оля!" – "Шахматная доска". – "Конечно. А какие поля больше: белые или черные?" – "Они одинаковые". – "Так. А какая форма у шахматной доски?" Молчание. Задаю наводящий вопрос: "Круглая?" – "Квадратная". – "Верно, а у шахматного поля?" – "Тоже квадратная. – "Так. На каких полях ничего не растет?" – "На белых". – "И только?" – "На черных". Обобщаю: "На шахматных... Из каких досок не строят теремок?" – "Из шахматных". – "В каких клетках не держат зверей?" – "В шахматных". – "Что делают противники?" – "Дерутся". "???" "В шахматы играют".

Прошу Олю (4 года 11,5 мес.) раскрасить в тетради фрагмент шахматной доски черной шариковой ручкой. Сначала Оля проводит две кривые палочки / /, потом между ними закрашивает. Раскрасив шесть кривых "квадратиков", седьмой Оля рисует по иному, выделяя квадрат толстыми линиями, и затем закрашивает внутри. Получается отлично. Так бы рисовать и дальше, но Оля импровизирует и следующую клетку закрашивает иначе. Получается некрасиво, и новую клетку Оля рисует, как прежде. За 20 минут Оля раскрашивает квадрат "6 на 6 клеток".

Лена (5 лет 6 мес.) спрашивает: "А соперники – у которых сопли? А противники – противные?" Смеюсь, объясняю, что партнеры, противники играют в шахматы. Через неделю спрашиваю: "Помнишь, кто такие партнеры?" – "Ну, портнихи, партнеры – которые шьют"... А потом Лена говорит: "Я придумала шахматную загадку: почему доска квадратная?.. Потому, что у нее клетки равные, по восемь". – "Как, по восемь?" – "На каждом краешке по восемь".

ОТВЕТЫ НА "ЗАГАДКИ ИЗ ТЕТРАДКИ"

ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 1

1. Они равны. 2. Квадратная. 3. Шахматное поле. 4. На шахматных. 5. Из шахматных. 6. В шахматных. 7. Да. 8. Доска. Поля. 9. О шахматах.

ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 2

1. Играют в шахматы. 2. Правое угловое поле должно быть белым. 3–6. Восемь. 7. Они равны. 8–9. Нет. 10–11. Четыре. 12. И белых и черных полей одинаковое количество.

ЗАДАНИЯ ГЛАВЫ 3

1–2. Восемь. 3. Они равной длины. 4. Два. 5. Да. 6. Четыре. 7. Квадратную. 8. Два. 9. Нет.


Top