Шахматные фигуры как ходят. Как ходят фигуры в шахматах. Шахматные ходы пешки

В шахматной партии участвуют 6 видов фигур – король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка. В распоряжении каждого игрока в начале партии 16 фигур: король, ферзь , две ладьи, два слона, два коня, восемь пешек. Всего на доске 32 фигуры.

Начальная позиция фигур выглядит так:

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.

Австралийская архитекторская пара Елена Лоу и Каэ Воей Лим разработали специальные шахматные фигуры, которые добавляют к доске некоторый цвет и запах. Таким образом, вы создаете очень личные и индивидуальные фигуры, с которыми вы будете бить противника на шахматной доске. Нет вероятности путаницы: цифры печатаются черным и белым, маленькие горшки можно легко различить по их форме и размеру.

Если вы затем присваиваете одни и те же кусочки тем же растениям, ничто не может пойти не так. Шахматная доска с посаженными фигурами, забава для любителей природы. Шахматные фигуры сочетают природу и технологию в оригинальном стиле. Б. сидит, с птицей или качаясь. Но Робби не только держит ваши растения, но и ваши визитные карточки, ваш мобильный телефон, важные документы и так далее. Таким образом, вы можете инвестировать в офис небольшой сад.


В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед. После первого хода пешку можно передвигать вперед только на одно поле за один ход. Бить фигуры противника пешка может на одно поле вперед по диагонали вправо и вле во. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

У Елены Лоу и Кей Вай Ли есть двухлетний сын Купер, которого они хотели бы видеть в среде, которая поощряет творчество и заставляет их хотеть открытия, изобретения и создавать свои собственные. Школьники, дизайнеры, инженеры и изобретатели - все они могут узнать о новом способе печати и создать уникальные объекты здесь. Возможно, двое архитекторов когда-нибудь приедут в Германию. Относительно быстрое распространение фигур Стонтона по всей Европе и за ее пределами имеет много причин: взрывное развитие клубных и турнирных шахмат, кофейни, манеры турниров, надежность превращенных Стаунтонов, но не в последнюю очередь рекомендация игроков, должностных лиц, Клубы и организации - но одна из важных причин заключается в том, что они были довольно дешевыми и относительно легко массовыми продуктами.

С пешкой связано два интересных правила в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка д остигает последнюю горизонталь (8-ю для белы х и 1-ю для черных) и превращается в любую фи гуру, за исключением короля. Т акое превращение является одним ходом, и следующий ход переходит к противнику .

Второе правило – в зятие на проходе. При своем ходе пешка может побить пешку противника , если та перешла через битое поле.

Здесь вам нужно прояснить общую иллюзию: фигуры Стонтона были и почти никогда не ручатся и не вырезаны - ранние предложения Жака являются исключением, но всегда в умножениях токарные станки последовательно поворачиваются. Например, высушенная лиственная древесина в течение многих лет. И, конечно же, в начале большей части поворота поворот фигур был всего лишь небольшим деловым делом в основном - изготовлением мебели и посуды. В конце 20-го века, или, скорее, в конце, специальные шахматные мастерские были специализированы в Эрцгебирге, также в Нюрнбергском районе - позже также во Французской Юре.


На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле , а не на поле, куда стала белая пешка, как случается при обычных взятиях . Выполнять взятие на проходе воз можно только при очередном ходе , через ход это право теряется .

И в каталонских Пиренеях. Весенние головы века были также вырезаны - в Борстендорфе Шницер, как Хорст Шрайтер! - поэтому перемычки были сделаны очень рано с стандартизированными движениями на поворотной платформе. И тогда, как правило, так называемые «резные» прыгающие головы были привиты на ранее повернутые основания, всегда одни и те же основания. Показатели Стонтона превратились в ряд в начале - довольно быстрое развитие устройств оставило все. Такое массовое производство также облегчало стандартизацию других рабочих этапов - таких как взвешивание фигур, подача, крашение и окраска.

Конь

Конь ходит по необычной траектории, напоминающей букву «Г» – передвигается на 2 клетки вперед и одну клетку в сторону. Из всех фигур только конь может перепрыгивать через свои и чужие фигуры. Конь может атаковать любую фигуру противника, находясь в недосягаемости для них. При ударе конь занимает место сбитой фигуры. Номинальная стоимость коня 3 очка. Расположенный в центре доски, он имеет 8 доступных ходов, а в угловом поле – только два.

С другой стороны, при таком разделении труда специализация все чаще приходилась продавать через оптовых торговцев, издателей игрушек и дилеров депо. Большинство мануфактур производили многочисленные варианты и размеры фигур, в зависимости от этапов обработки. Это варьировалось от очень дешевого - неокрашенного, без войлока до полированного, окрашенного, окрашенного, взвешенного, войлочного и доставленного в более или менее сложных кассетах. И для клубов, всегда в пресловутых финансовых трудностях, часто достаточно простейших версий, - надежных и недорогих, которые им приходилось делать.

В реальной жизни «с делать ход конем» – значит выполнить какой-то необычный или хитрый шаг.


Слон

Слон – сильная, дальнобойная фигура. Номинальная стоимость слона составляет 3 очка, и по силе он примерно равен коню. Это сравнение несколько условное, так как в открытой позиции слон может оказаться сильнее коня, а в закрытой – конь часто бывает сильнее слона. Конь и слон относят в шахматах к «легким фигурам».

Вы можете прочитать градации в каталоге Карла Поля Улига из Борстендорфа в Эрцгебирге. Переместите квадраты, которые вы хотите по диагонали, каждый по квадратам всегда одного цвета. Но они не едят одинаково, когда кусок спереди заблокирован, он захватывает шаг по диагонали.

Когда пешка доходит до конца доски, ее можно превратить в Даму, Торре, Альфил или Кабалло, так что у вас может быть несколько дам в одной игре. Обычно мы делаем особый ход, называемый замком, который служит для защиты короля. Ролинг осуществляется между королем и одной из башен, при условии, что ни одна из частей, участвующих в рокинге, не была перемещена, и между ними нет другого куска. Рокировка выполняется двумя шагами с королем к башне, которая помогает ему, а затем башня размещается вокруг.

Слон ходит и наносит удары во все стороны по диагонали на любое число клеток, как показано на рисунке. Слона, который ходит по белым клеткам, называют белопольным, а по черным – чернопольным.


Ладья

Ладья, как и ферзь, считаются тяжелой фигурой. Ее номинальная стоимость 5 очков. Ладья ходит и бьет по вертикали и горизонтали на любое число клеток.

Это особый захват пешки. Пешки, когда они еще не двигались, могут пройти 1 или 2 вперед. Если эта пешка занимает два шага и находится рядом с врагом, он может захватить ее только на этом ходу, как если бы он сделал один шаг. Черно-белая пешка не двигалась, поэтому они могли пройти 1 или 2 шага.

Белая сторона решает переместить свою пешку на два шага, потому что, если она двигалась, она боялась, что ее съедят вражеской пешкой, но поскольку она также была помещена рядом с черной противоположной пешкой, и она только сделала 2 шага, противник, если он это осознает и он решает захватить его таким же образом только в этот момент.


Специфический ход в шахматной партии – рокировка. Рокировка правильно выполняется так – короля передвигают на 2 клетки к ладье и ладью переставляют за короля. Рокировку можно делать при соблюдении следующих условий :

    к ороль и ладья, с которой происходит рокировка, до этого в игре не делали ходов;

    Черная сторона решила съесть пешку. Для этого пешка делает шаг по диагонали и исчезает, наоборот. Чтобы правильно учиться шахматам, дети и начинающие должны знать, что у них есть свои исключения, и в конечном итоге решения, которые должны приниматься в шахматной игре, зависят прежде всего от конкретных деталей позиции.

    Конечно, они обнаруживают множество правил, которые важны и которые будут служить руководством при принятии решений, но они не должны рассматриваться как абсолютные истины. Опытный шахматист знает, что иногда он должен оставлять эти правила в стороне, потому что позиция требует этого. Опыт будет главным образом тем, который ведет нас в этом направлении.

    на горизонтали м ежду королем и ладьей отсутствуют другие фи гуры;

    к ороль не находится под ударом фигуры противника;

    п оле, через которое передвигается король и поле, на которое он становится не находятся под ударами фигур противника.

Длинная рокировка выполняется в сторону ферзевого фланга, к ороткая – в сторону королевского.

Один из стратегических правил, которые мы видим, что в некоторых случаях не встречаются с опытными шахматистами, заключается не в том, чтобы продвигать пешки собственного рокинга. Это правда, что на ранних стадиях детям, обучающимся в шахматах, дается указание сохранить свою собственную защиту от рокинга, и для этого шахматные инструкторы и инструкторы настаивают на том, чтобы их ученики не продвигали пешек, которые защищают наши собственный король в рокинге. И вот Магнус Карлсен прибывает и делает наоборот!

Как мы можем объяснить, в каких случаях может быть исключительно полезно продвигать пешек нашего рокинга, чтобы напасть на врага? Итак, об этом мы поговорим в этой статье, особенно для шахматных инструкторов и наблюдателей, а также всех детей и любителей шахмат, заинтересованных в этом предмете.


Нельзя первой переставлять ладью. В шахматах существует правило: взялся – ходи. Если сначала передвинуть ладью к королю, противник имеет право потребовать считать ход завершенным, и рокировка не состоится. Рокировка – единственный ход в шахматах, когда один ход выполняют две фигуры.

Прежде всего, мы собираемся ознакомиться с фразой, которая учит нас очень важной идее в шахматах, которую мы должны передать нашим шахматам, и что мы должны усвоить всех поклонников игры: Слабость - это слабость, когда ее можно атаковать. Это означает, что, хотя много раз мы изучаем некоторые «слабости», эти слабости будут действительно вредными, если наш соперник сможет напасть на них. Это правда, что есть недостатки, которые не могут быть использованы немедленно, но в долгосрочной перспективе могут быть проблемой, поэтому мы не должны думать только в краткосрочной перспективе.

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Но мы идем к теме, которая нас охватывает, атаке вражеского рокинга, продвигающему пешек, которые защищают нашу собственную рокировку. Во многих позициях с закрытым центром каждая сторона продвигает пешек и ищет инициативу в секторе совета, где она более продвинута, то есть там, где она имеет преимущество в пространстве. Например, в известном положении, которое мы видим на следующей диаграмме, белые обычно играют на ферзевом фланге, где у них есть преимущество в пространстве, в то время как черные делают то же самое на королевском фланге.

Поэтому черные будут искать атаки против вражеского рокинга, бросая пешек своего рокинга. И это подводит нас к изложенному выше правилу: «слабость - это слабость, когда ее можно атаковать». Хотя теоретически нехорошо продвигать стихи нашего собственного рокинга.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.


Не путайте эти позиции с описанными выше. Строго говоря, первый может быть частью этой группы, так как в закрытом центре пешки блокируются. Центральная ситуация не позволяет Черному сломаться в центре, поэтому белые могут продвигать своих пешек на королевском фланге. Черные не приходят со своими фигурами в белое рокирование, и мы уже знаем, что «слабость - это слабость, когда ее можно атаковать». Поэтому в этом случае рокировка с продвинутыми пешками не будет проблемой для белых, но совершенно наоборот.

И теперь мы будем описывать другие типы позиций, где нападение с пешками нашего собственного рокинга является тематическим и частым, но это, несомненно, самый опасный случай. В этом случае продвигают пешки собственного рокинга, и обычно это представляет опасность для самого короля. На самом деле, из описанных нами случаев это самое опасное, т.е. хотя мы говорим о тематической и повторяющейся идее, правда в том, что у Блэка возможны центральные реакции. И дело в том, что, поскольку в этой статье мы раскрываем определенные правила, мы должны ознакомиться с еще одним очень важным: «против фланговой атаки - реакция в центре».

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

В ситуациях, описанных в предыдущих пунктах, центральная реакция со стороны защищающейся стороны была невозможна, но здесь белые должны иметь в виду эти разрывы. Это возможно, если части противника не могут легко атаковать мой собственный рокинг. В других местах, где у нас есть блокада центральных пешек, этот тип атаки может быть возможен.

Содержание подписчика - Новости

«Против атаки на фланге разрыва в центре», поэтому будьте осторожны в других положениях, где такой тип атаки возможен, но у противника есть центральные реакции. Нажмите на доске, чтобы выбрать каждую игру. Отличная работа превосходного шахматного монитора Рубена Креспо, который предлагает материал поддержки для базовых шахматных классов. В этом новом видео мы имеем дело со знаменитой атакой меньшинств, некоторые из которых относятся исключительно к позициям леди Гамбит, но которые, как мы объясняли, могут быть сделаны в других случаях. Тигран Петросян был настоящим экспертом в этом типе жертвоприношений, который не имеет ничего общего с атакой, но, как мы учились на видео, получить определенные позиционные компенсации. Введение в защиту Алехина, чтобы удивить ваших противников очень активной и веселой защитой. В этом видео мы расскажем о некоторых важных идеях, чтобы вы могли воплотить их в жизнь. Разве вы не знаете, что означает «треугольник»? В этом новом мы анализируем один из самых современных подходов, которые можно сделать с черным с вариацией дракона сицилийской обороны. Это правда, что самые известные темы, связанные с прошлыми пешками, связаны с финалами, но, как мы видим в этом видео, в средней игре можно играть фундаментальную роль. В этом новом видео мы изучили очень интересный ресурс в атаке, тематическую жертву двух епископов против рокировки. Мы показываем некоторые существенные примеры: от знаменитого Ласкера до более современных. И мы предлагаем вам зрителя с большим количеством примеров и базы данных для загрузки. Мы показываем вам блестящие шахматы одного из самых ярких мировых чемпионов в истории шахмат: Михаил Таль, известный как Волшебник Риги. В этом новом видео мы надеемся, что вы сможете научиться из своих творческих шахмат. Объяснить идеи, которые мы сопровождаем, показывая примеры некоторых из самых известных гамбитов. Мы говорим о утонувших, сильных сторонах, теоретических столах для финалов, цугцванге, прошлых пешках, продвижении и деятельности короля на заключительном этапе игры. Один из чемпионов мира по шахматам, который внес наибольший вклад в нашу игру. Мы включаем просмотрщик с дополнительными примерами и базу данных для загрузки. Изучите основные идеи открытия шахмат в этом вводном учебнике для наших подписчиков. Знание классики важно для прогресса в шахматах, поэтому у всех детей-подписчиков Капахина будет возможность встретиться с лучшими игроками в истории и узнать шахматы с их играми, в видеороликах, которые мы посвятим ему. Начнем с Каспарова. Пояснительное видео о том, как использовать слабость рокинга, вызванного продвижением их пешек. Новое шахматное видео для детей, которое представляет собой введение в очень интересное шахматное открытие: индийская защита короля. Эта защита имеет высокую стратегическую ценность, поскольку могут быть представлены очень типичные структуры пешек. Именно в видео мы фокусируемся на закрытых позициях королевской Индии. В этом видео мы объясняем очень важный конец, в котором дама пытается выиграть против единой пешки врага, но это на один шаг от коронации. Мы объясняем метод выигрыша и позиции таблицы. Новое видео, в котором мы узнаем, как играть с белым против Сицилийской обороны. Мы познакомим вас с простой схемой, закрытым сицилийцем, с которой Уайт избегает основных вариантов сицилийского. В дополнение к видео, мы оставляем вам много образцов игр. В этом новом видео шахмат для детей и игроков основного уровня мы изучали, как атаковать рокировку, которая представляет слабость удвоенных пешек в ее структуре. Какие ресурсы и маневры являются наиболее важными и как выполнять атаку. В этом новом видео уроке по шахматам мы расскажем о некоторых тонкостях, которые можно получить, ссылаясь на продвижение пешки. Существуют ли случаи, когда лучше конвертировать пешку, которая продвигает кусок, который не является дамой? Третий и последний выпуск нашего исследования по выходу пешки. Особенно полезен для мониторов и шахматных клубов. В этой заключительной части мы изучаем окончание максимальной важности, в частности, по вопросам пешечных рас и принципу «ровинг-квадрат». Новое видео, в котором мы изучаем Будапештский Гамбит. Это введение в этот опасный гамбит, с помощью которого Черные жертвуют пешкой в ​​открытии, чтобы получить сильную инициативу. Для игроков среднего и продвинутого уровня. Второй выпуск нашей монографии на конце пешек, который охватывает исследование с базового уровня до позднего для продвинутых игроков. Идеально подходит для шахматных мониторов. Видео, где мы представляем английское открытие, и мы рассказываем о некоторых из самых важных планов, идей и маневров, которые могут быть выполнены в этом интересном открытии с белым. Мы предлагаем вам подборку дополнительных товаров. Первая поставка тщательного исследования по завершению пешки, от базового уровня до продвинутого уровня. Самые важные идеи и концепции, чтобы игроки всех уровней могли находить полезные понятия. Изучение финала в шахматах является основополагающим для всех, кто хочет продвинуться в нашей игре, поэтому мы предлагаем вам видео о некоторых очень важных финалах, в которых башня или лошадь сражаются с пешкой. Видео о очень важной теме атаки в средней игре, прохождение башни через третий ряд. С помощью этого плана атакующая сторона добавляет кусок против вражеской рокировки. Мы также оставляем вам загружаемый просмотрщик и базу данных с дополнительными примерами. Мы завершаем нашу стратегическую серию, предусматривающую изоляцию различных частей доски. В этом разделе мы говорим о слабых сторонах пешечных структур, а также о компенсациях, которые может иметь их сторона. Идеально подходит для мониторов, для работы со студентами базового и среднего уровня. Видео о том, как играть против леди Гамбит с черными. Мы объясняем простую схему, которая также может играть против других схем цели. Мы добавляем базу дополнительных элементов для расширения знаний. Новое видео для детей. Пара епископов в шахматах является стратегическим вопросом, имеющим первостепенное значение, как в средней игре, так и в конце игры. В этом новом видео мы объясняем фундаментальные планы и основные идеи, которые мы должны учитывать, когда у нас есть пара епископов. Пояснительное видео о очень важном конце: король, пешка башни и епископ против короля. Мы изучаем, в каких случаях конец может заканчиваться в таблицах и какие ресурсы и тонкости должны быть известны. У вас также есть зритель с примерами и возможностью их загрузки. Монография стратегии, в которой мы изучаем важные понятия, относящиеся к наиболее важной части в шахматной игре: король. 24 страницы о том, как король должен действовать на каждом этапе игры. Субтитры и идеи для улучшения нашей игры. Идеально подходит для использования в шахматных классах для детей основного и среднего уровня. Жертва Греко является частью многих атак против вражеской рокировки. В этом видеоролике мы объясняем, в каких ситуациях и какие элементы вступают в игру. Как всегда, мы предоставляем вам некоторые дополнительные элементы, чтобы вы могли расширить свои знания. Мы показываем вам, в этом новом эксклюзивном видео для подписчиков нашего журнала, простой и надежный способ сыграть в защиту Франции. Мы также предоставляем зрителю возможность увидеть набор моделей игр с вариантом, который вы также можете загрузить для просмотра на своем компьютере. Новое видео о шахматах для детей. Вы также можете загрузить подборку иллюстративных игр этого варианта. Мы также надеемся, что это будет полезно для наблюдателей и клубов. Вторая часть нашего исследования об атаках на позициях противоположного рокинга, на этот раз изучая те ситуации, в которых черная развивает своего епископа рокинга фианкетто. Видео, в котором мы показываем вам некоторые из наиболее важных идей, которые вы должны знать, чтобы играть на позициях противостоящих замков, настолько частых на практике. Изучите некоторые из основных идей, которые могут быть полезны для игры с нашей самой мощной пьесой. Видео, где вы научитесь легко защищать один из самых частых окончаний: башня и пешка против башни. Изучите наиболее важные и частые ситуации. Видео о итальянском открытии. Знайте это открытие и некоторые его основные идеи. Также загрузите подборку игр с этим открытием. Изучите основные идеи для первого этапа игры. Все основы для правильной игры. Видео, в котором вы узнаете некоторые трюки и важные селады, чтобы вы познакомились с наиболее привычными тактическими темами, которые обычно появляются на первом этапе игры.

  • Идеально подходит для учителей шахмат, мониторов, клубов и федераций.
  • Очень важный стратегический вопрос.
В котором они размещены, кроме того, пешка - единственная шахматная фигура, которая не может отступить, она всегда должна двигаться вперед.


В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.


На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.


Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.


В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, з а ничью 0,5 очка, з а поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

Вы наверняка слышали, что шахматы развивают мышление, наблюдательность, умение оценивать ситуацию, иначе не открыли бы эту статью. Sovsport . ru постарался обобщить правила игры в шахматы для начинающих – если раньше вы никогда не играли в эту игру, то самое время научиться. Если играли мало и давно – то сможете освежить свои знания. Если хотите научить своих детей – мы попробуем помочь.

ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ ШАХМАТ

Если вы собираетесь объяснить правила игры в шахматы для детей, то попробуйте сначала увлечь их легендой о возникновении шахмат.

Давным-давно, около двух тысяч лет назад, когда не было еще ни айпадов, ни даже телевизоров, жил и правил в Индии деспотичный и легкомысленный раджа Баграм, который постоянно развлекался тем, что воевал с соседями. И один из его приближенных по имени Назир решил отвлечь правителя от войн игрой, которую он придумал, и заодно показать, что король мало что значит без поддержки своих подчиненных. В этой игре на 64-клеточной доске, помимо короля, размещались и воевали пехота и конница, слоны и крепости – всё как в настоящей армии Баграма, поэтому игра ему очень понравилась. Он спросил Назира, какую награду он хочет за свое изобретение.

«Положи на первую клетку доски 1 зернышко пшеницы, на вторую – 2, на третью опять в два раза больше, то есть 4, на четвертую – 8 и так далее, пока не заполнишь все 64 клетки», – ответил мудрец.

«Плохо ты думаешь о моей щедрости! Разве это достойная награда? Ладно, получишь ты свой мешок пшеницы!» – махнул рукой Баграм.

Но когда придворные математики посчитали, сколько зернышек должен отдать Баграм Назиру, то получилось огромное количество – 18 446 744 073 709 551 615! Это больше, чем песчинок в самой большой пустыне нашей Земли Сахаре! После этого раджа понял, как умен Назир, и еще больше зауважал игру, которую он придумал.

ЦЕЛЬ ИГРЫ

Правила игры в шахматы уточнялись еще много веков, но в своей классической версии устоялись уже несколько веков назад. Игра проходит на доске, состоящей из 64 чередующихся черно-белых клеток. Расставлять фигуры нужно начинать, когда лежащая перед вами доска в ближнем правом углу имеет белую клетку.

В вашей армии 16 фигур – король, ферзь (королева), 2 коня, 2 слона, 2 ладьи и 8 пешек. В ближнем к вам ряду по краям ставятся ладьи, потом, ближе к центру, кони, потом слоны. Оставшиеся две клетки занимают король и ферзь, причем запомнить их местоположение легко по фразе «ферзь любит свой цвет». То есть белый ферзь стоит на белом поле (а белый король – на черном), а черный ферзь – на черном, оставляя белое поле для черного короля. Второй ряд от игроков целиком занимают пешки.

Первый ход делают белые. За один ход можно двигать только одну фигуру на любое допустимое для нее число клеток. Если ваша фигура «приземляется» на ту клетку, где стоит фигура противника, то его фигура «погибает» и убирается с доски.

Цель игры – «захватить» чужого короля раньше, чем чужая армия «захватит» вашего. Ситуация, когда король соперника находится под ударом любой из ваших фигур, но может спрятаться на соседнюю клетку или за другую фигуру, называется «шах». А если он под ударом и укрыться ему некуда, это значит вы поставили «мат» и одержали победу.

КАК ХОДЯТ ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Чтобы показать, как двигаются по доске шахматные фигуры, нет ничего лучше, чем представить эту часть правил игры в шахматы в картинках. Но для начала надо запомнить: по правилам, если ты взялся за какую-либо фигуру, то совершить ход ты должен именно ей.

Король. Двигается на одну клетку в любом направлении. Исключение – рокировка (о ней ниже). Терять короля нельзя, поэтому король никогда не может двигаться на ту клетку, которая находится под ударом чужой фигуры. Если ваш соперник случайно поставил короля на ту клетку, куда он не мог ходить, не кричите «Ха-ха, я выиграл!», а поставьте его фигуру назад и объясните, в чем он ошибся.




Ферзь. Самая сильная фигура. Двигается на любое количество клеток в любом направлении.


Слон. Двигается на любое количество клеток по любой диагонали. Как можно заметить, один слон начинает игру на клетке белого цвета (и он никогда не может оказаться на черной), а другой стартует на черной (и никогда не перепрыгнет на белую).


Конь. Самая необычная фигура – двигается буквой «Г», то есть на две клетки в любую сторону, потом делает поворот на 90 градусов в любую сторону и ходит еще на одну клетку. При этом конь единственная фигура, которая может «перепрыгивать» через другие.


Ладья. Двигается по прямой – то есть вперед, назад или в любую сторону на любое количество клеток.


Пешка. Самые простые солдаты вашей армии могут двигаться только вперед. При первом своем движении они могут шагнуть либо на одну, либо на две клетки. А вот в дальнейшем они шагают осторожно – на одну клетку и не больше. Но если перед ними стоит чужая фигура, то атаковать ее они не могут. Почему? Потому что пешки атакуют чужие фигуры тоже шагом на одну клетку, но не прямо, а по диагонали!


Однако, как нередко пишут в правилах игры в шахматы для детей, у медленной и неповоротливой пешки есть мечта, которую ей иногда удается осуществить. Если она дойдет до противоположного края доски, то может превратиться в любую другую фигуру (кроме короля и самой себя, то есть пешки). Обычно пешку производят в ферзи, поскольку, как вы уже знаете, это самая мощная фигура.

С пешкой связано так называемое «взятие на проходе», о чем мы расскажем ниже.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ХОДЫ

Специальных ходов два. Опять-таки, для наглядности объясним эти нюансы правил игры в шахматы на картинках.

Первый специальный ход называется «рокировка». Если король и ладья еще не двигались с начала партии и между ними нет других фигур, то они могут совершить рокировку. Для этого король делает два шага навстречу ладье, а она «перепрыгивает» через него. При этом ни клетка, на которой стоял король, ни клетка, которую он пересек, ни клетка, на которую он встал, не должны находиться под ударом фигур противника.


«Взятие на проходе» касается первого хода пешки, когда она двинулась на две клетки сразу. Если пешка – допустим, белого цвета – шагнула на две клетки и при этом поравнялась с черной пешкой противника, то игрок черными фигурами следующим может двинуть свою пешку на ту клетку, которую только что перепрыгнула белая пешка, и убрать резвую противницу с доски. Но если он этот ход не делает сразу, то в дальнейшем уже не может претендовать на «съедение» белой пешки.


ОКОНЧАНИЕ ИГРЫ

Как уже отмечалось, игра заканчивается, когда король одного из шахматистов находится под ударом и не может от него «сбежать» или защититься другой фигурой. Эта называется «поставить мат». Тот, кому удалось загнать чужого короля в такую ловушку, объявляется победителем. Партия также может закончиться победой одного из участников, если другой сам заявит о своей капитуляции.

Если король одного из участников партии не находится под ударом, но этот участник не может пойти ни одной из фигур, то такая ситуация называется «патом», и в матче объявляется ничья. Кроме того, ничья фиксируется, если случается троекратное повторение позиции (не обязательно в течение трех ходов кряду) или если на доске не осталось фигур, достаточных для мата (например, короли и одна легкая фигура у одного из соперников, то есть конь или слон).

Вышесказанного достаточно, чтобы вы сели играть в шахматы – с другом, с ребенком или же просто с компьютерной программой. Но, чтобы играть успешно, требуется как минимум учитывать кое-что еще.

Во-первых, всегда думайте: почему противник пошел так или иначе? Что он замышляет? Если вы разгадаете его замысел, то с большой вероятностью сумеете найти защиту.

Во-вторых, старайтесь разработать свой план. К примеру, нет смысла просто так ставить «шах», просто чтобы гордо произнести это слово, если соперник легко может защититься от вашего одиночного выпада. А вот если вы начнете атаковать вражеского короля сразу несколькими фигурами вашей «армии», то это будет иметь куда больший эффект.


В-третьих, знайте ценность каждой фигуры. Глупо «съесть» чужую пешку, чтобы тут же потерять своего ферзя. При размене фигур учитывайте их условную цену: конь и слон стоят примерно трех пешек, ладья – шесть, ферзь – девять. Король, как вы понимаете, бесценен.



В-четвертых, стремитесь контролировать центр доски, как минимум центральные четыре клетки. Фигуры в углах и на краях менее поворотливы, они меньше вовлечены в игру. Именно поэтому, кстати, не тяните с вводом в игру значимых фигур – одними пешками инициативу не выиграешь!

В-пятых, помните, что «сдвоенные» пешки (то есть стоящие на одной линии, после того как вы «съели» фигуру противника с помощью одной из них) не могут защищать друг друга. Особенно важно это в конце игры.


В-шестых, всегда думайте о безопасности короля! Как бы уверенно не выглядело положение ваших фигур на доске, все это будет бесполезно, если ваш король окажется под ударом и не сможет его избежать.

И самое главное – получайте удовольствие!


Top