Все диагонали шахматной доски. Знакомство детей с горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; количеством горизонталей, вертикалей и диагоналей

История появления шахмат теряется в глубине веков. Честь изобретения интеллектуальной игры готовы приписать себе сразу несколько азиатских стран. По самому распространённому мнению, наиболее похожая на современные шахматы игра появилась в Индии в середине первого тысячелетия нашей эры.

В ту игру – она называлась чатуранга – играли вчетвером, а фигуры каждого из квартета игроков размещались по углам 64-клеточной доски. Постепенно видоизменялось не только название настольного состязания, но и его концепция. Если изначально игра представляла собой имитацию военного сражения, то со временем шахматы превратились в чисто интеллектуальное соревнование. Военная составляющая осталась лишь во внешнем виде фигур да в части их названий.

Докажите, что тогда будут две башни, которые атакуют. Одна пешка была помещена в центр каждой шахматной доски. Можно ли разделить шахматную доску на части с тринадцатью прямыми линиями, чтобы в каждой из них находилось не более одной части? В турнире, играемом с одноранговой системой, не было ни одной связи. Докажите, что если два игрока выиграли одинаковое количество игр, есть три из них, которые выиграли, выиграли и выиграли. На бесконечной шахматной доске - токен с дротиками диаметром. Какова вероятность того, что чип попадет в область трех полей?

Перед тем как читать статью дальше, ознакомьтесь вот с этим замечательным видеокурсом КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ от основателей онлайн-школы “Шахматы с Жориком”. Благодаря ему ваш ребенок научится играть в течение 1-2 недель даже если ему нет и 5 лет. Он выполнит норму 2-3 юношеского разряда по шахматам и сможет принять участие в каком-либо шахматном турнире. Данная методика опробована уже на десятках детей и дает хорошие результаты.

Есть способы установить на шахматной доске двух королей, которые являются «правильными шахматами». Сколько разных способов можно разместить на этой шахматной доске трех белых царей? игроки участвуют в шахматном турнире, в котором каждый играет ровно одну игру. После турнира выяснилось, что для каждого из четырех участников есть одна из них, у кого друг с другом был другой результат матча.

На шахматной доске куски расположены симметрично по отношению к диагонали, и поэтому в каждом горизонтальном ряду имеется ровно 5 кусков. Докажите, что по диагонали по крайней мере одна часть. Приведите пример такого набора предметов. Можно ли переместить всю шахматную доску с шахматной лошадью, введя каждое поле только один раз, если мы хотим начать и закончить в двух противоположных углах шахматной доски? В шахматном турнире каждый участник играл по одной партии со всеми остальными. Докажите, что участники турнира могут быть настолько пронумерованы, что ни один из них не проиграл игру с номером игрока больше на 1, чем его число.

В Европу шахматы попали кружным путём через Ближний Восток и Северную Африку. Завоевавшие Испанию арабы привезли их на Пиренейский полуостров в конце 1-го тысячелетия н. э. Ещё примерно через 500 лет в Европе были сформированы первые устойчивые правила шахмат, с небольшими изменениями дошедшие до наших дней.

Доска

На шахматной доске располагаются 64 поля – 32 чёрных и 32 белых. Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Это позволяет свести запись даже относительно длинной шахматной партии к небольшому набору кодов, состоящих из букв и цифр.

Черный слон движется по черным полям шахматной доски, перемещая одно пространство по диагонали за один ход. Каково минимальное количество ходов, необходимых для обхода всех черных ящиков шахматной доски с размерами? На шахматной доске есть 20 фигур. Известно, что каждая фигура, стоящая на любом поле, превосходит по 20 полей. Докажите, что эти цифры можно перемещать так, чтобы они не попадали друг в друга. На шахматной доске башня и епископ были случайно установлены. Какова вероятность того, что башня может захватить епископа или что епископ может победить башню?

При анализе партий и в их текстовых, кроме вертикалей и горизонталей, также применяются следующие термины:

– диагональ (косой ряд одноцветных клеток, примыкающих друг к другу углами);

– ферзевый фланг (четыре вертикали от центра доски влево);

Есть шахматная доска, где это странно. Два игрока размещают альтернативные блоки на этой доске. Блоки не могут перекрываться. Первый человек, который не может разместить блок на шахматной доске, теряет. Докажите, что другой игрок всегда победит. Докажите, что максимальное количество башен, которые могут быть размещены на доске, чтобы каждый из них был избит не более чем одним из других, равен.

Приведите пример такой установки для. Решена Лореком. Каждая коробка шахматной доски была окрашена в черный или белый цвет. Оказалось, что никакие четыре поля, центры которых являются прямоугольными вершинами со сторонами, параллельными краям шахматной доски, не были окрашены одним цветом. На коробке бесконечной шахматной доски есть четыре куска. За один шаг мы удаляем кусок из выбранного поля, одновременно ставим одну пешку на два поля, которые расположены рядом с верхней и правой частью поля. Определите, возможно ли после конечного числа шагов привести к ситуации, когда есть только одна пешка на поле.

– королевский фланг (четыре вертикали от центра доски вправо);

– центр (клетки d4, d5, e4, e5).

Начальное расположение фигур

16 фигур, которыми располагают соперники, располагаются на крайних горизонталях – 1-2 у играющего белыми, и 7-8 у партнёра, играющего чёрными фигурами. Восемь пешек, стоящих на второй горизонтали у белых и на седьмой у чёрных, как бы прикрывают строй основных фигур. За ними фигуры располагаются в такой последовательности (слева направо): ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь и ладья у белых. У чёрных фигур ферзь и король как бы меняются местами, но стоят всё равно на вертикалях d и e соответственно.

Диагональ шахматной доски точно пересекает его поля? Поместите на шахматную доску все фигуры заданного цвета таким образом, чтобы под ними находилось 60 полей. Примечание: предполагается, что фигура также управляет полем, на котором оно разрешено Лореком. Игроки чередуются с ним, перемещая его любым количеством ящиков справа, вверх или по диагонали вправо и вверх. Данные: один блок и 21 блок.

Сколько аранжировок существует с двумя разноцветными королями и одной пешкой, которые являются «правильными шахматами»? На приведенной ниже диаграмме показан такой путь для «обычной» лошади. Это означает, что чаще всего похоже на то, что правила игры в шашки вводятся в королевскую игру.


Выполнение ходов

Ходы выполняются поочерёдно, причём право первого хода всегда принадлежит белым. Ход не должен заканчиваться на поле, занятом своей фигурой или пешкой. Все шахматные фигуры имеют свой диапазон ходов, от узкого у короля и пешек, до широкого у ферзя, слона или ладьи.

Для меня очень важно заботиться о вашем комфорте и кратчайшем возможном времени, в котором вы научитесь играть в шахматы. Мы забываем о шашках, учась играть в шахматы! Шахматная доска состоит из 64 полей: 32 белых и 32 черных. Давайте теперь поговорим о шахматной навигации.

Что это за поле? Назначьте имена полей номерам. Вы не выполнили эту задачу? Не идите дальше, следующие этапы обучения очень сильно связаны с полевыми знаниями. Действительно, проделайте эту работу. Вам будет легче узнать остальную часть ваших знаний. Первая шахматная фигура, которую вы встречаете, является пешкой. Пешка самая слабая и движется только на одно пространство вперед. Исходная позиция является исключением.

Фигуры


Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Результат этой деятельности можно найти на диаграмме ниже. Избиение пешкой: кусок бьет по диагонали на одно место. На каком поле вы можете пойти или захватить белую пешку? Не идите дальше, следующие этапы обучения очень сильно связаны со знанием избиения пешки. Установите белые части на 2 и черные на 7 строк.

Обе ситуации на прикрепленных изображениях. Если у одной из сторон больше пешек, но позиция заблокирована, побеждает сторона, у которой больше кусков. Черная линия достигла финишной черты и, несмотря на численное преимущество белых, выиграла черная победа.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Движения башни - башня движется в четырех основных направлениях: спереди, сзади, вправо и влево. На каких полях может двигаться башня? Гончие движения - Гонец движется «по диагонали», по диагонали, называется диагоналями. Избивая епископа - точно так же, как ходы, мы сражаемся за любое количество полей перед первым человеком или до конца правления.

На каких полях может двигаться посыльный? Движения гетмана - это сочетание движений епископа и Башни: по диагонали, вперед, назад и вбок. Избиение гетмана - так же, как и ходы, мы сражаемся за любое количество полей перед первым человеком или до конца шахматной доски.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Игра пионов с башнями, епископами и гетманами

Вы уже видите, почему мы учимся в этом порядке? 🙂. На каких полях гетман может двигаться? Задача № 1: В каких полях можно включить перемычку? Нам не хватает одной фигуры, давайте сыграем в последнюю мини-игру! Победит первый, кто выиграет все фигуры противника!

Движения короля - король, как ни парадоксально, является самой ценной фигурой на шахматной доске. Как это ни парадоксально, потому что мало что можно сделать. Король перемещает одно поле в каждом направлении. Избиение короля - точно так же, как и ходы, мы избиваем одно поле в каждом направлении.

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Задача №2: На какие поля может двигаться король? Это важно: шах - это ситуация, в которой все еще есть движение, которое позволяет царю быть спасенным. Какие поля следует использовать для перемещения белой башни, чтобы дать черному королю чек? Шах-мат или просто Мат - это ситуация, когда король одновременно атакуется, и от шаха нет выхода.

На каком поле вы должны перемещать белую башню, чтобы дать коврик черному королю? Пэт - это ситуация, когда король не проверяется, в то время как нет возможности передвижения. Какое поле должно использоваться для перемещения белой башни, чтобы дать патч черного короля?

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Источник: моя собственная программа Академии шахмат для портала. Теоретическая средняя школа «Лучиан Блага». Игра в шахматы, скорее всего, родилась на крайнем Востоке много тысячелетий назад, воплотив верную копию войны между двумя армиями. Очарованный еще легендой о мудрой знати, которая, как говорят, создала шахматную игру, чтобы избавиться от скуки Императора Индии, и которая для творческого автобуса требовала только скромной награды, а именно: зерна за первый квадрат доски шахматы, два для второго и вдвое больше для каждого из шестидесяти четырех полей эскье.

Рокировка

Уже упоминавшаяся рокировка является уникальным ходом. При нём перемещаются сразу две фигуры – ладья и король. При выполнении рокировки между ними не должно быть других фигур, а сами ладья и король должны находиться на начальных позициях. Рокировки бывают длинные и короткие. В обеих король перемещается на две клетки влево или вправо. Ладья же в длинной рокировке прыгает через голову короля на три клетки из угла по горизонтали, а в короткой на две. Формально же любая рокировка является ходом короля. Король не может с помощью рокировки уходить от шаха, также совершать рокировку через поле, находящееся под шахом. Рокировка наиболее полезна для создания оборонительной позиции в начале партии.

Шахматы - это упражнение духа, предполагает борьбу с противником в довольно справедливом споре. Шахматы бросают вызов интеллекту, проницательности и присутствию духа. Шахматная игра, по совершенству, является одной из областей, полное знание которых кажется невозможным. Практически бесконечное количество ходов и возможных вариантов может вызвать искреннее чувство любопытства.

Привлекательный, забавный характер игры сахофера для любого, кто ценит и выделяет свои способности, благоприятствует взаимодействию всех психических факторов, которые вносят вклад и влияют на деятельность знания, развитие любопытства и желание разгадать его секреты. Необходимость создания компьютерной программы для замены классической шахматной доски является нормальной, поэтому она следует за выравниванием шахматного мышления с требованиями искусственного расчета, генерируемого алгоритмом. Компьютер создает условия и механизм шахматной игры, принимая на себя важную роль посредника и рефери в споре между двумя противниками.

Взятие фигуры

В просторечии вместо официального термина “взятие” фигура объявляется убитой. Это происходит, когда фигура находится на траектории движения фигуры соперника и ничем не защищена. В этом случае она снимается с доски, а “убившая” её фигура занимает её место. Исключение составляют конь и пешка. Конь может взять чужую фигуру только в конечной точке своего хода. Пешка же берёт фигуру оппонента по диагонали, хотя её собственное движение строго прямолинейно. А ещё пешка может взять чужую пешку на проходе, если та будет совершать ход на две клетки через поле, находящееся под ударом. Взятие в шахматах не обязательно. И если соперник не обращается внимания на опасность для своей фигуры, стоит задуматься – не жертвует ли он ей ради далеко идущих планов.

Увеличение сложности программ привело к необходимости разработки других типов языков. Таким образом, для искусственного интеллекта появились языки, основанные на понятии «рамки» и те, которые исходят из идеи «актера». Первый реализует операции над моделями сущностей; другие предполагают, что объекты не являются простыми пассивными элементами, на которых выполняется некоторая обработка, но, напротив, целью этих объектов является выполнение их работы над ними.

Отсюда идея группировки структур данных с операциями, которые обрабатывают данные. Таким образом, родилось понятие объекта или класса. Проектирование программ с использованием классов называется объектно-ориентированным программированием. Их самым большим недостатком было то, что они появились как автономные языки с относительно низким распространением. По этой причине немногие программисты были готовы в то время отказаться от выделенных языков только для объективной работы.

Особые ситуации

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, его владелец должен следующим ходом уйти из-под шаха. Собственные фигуры можно передвигать только для того, чтобы прикрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает в том случае, если король не находится под шахом, а играющий им шахматист не может сделать по правилам ни одного хода (собственноручно короля под шах ставить, понятно, нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Таким образом, этот язык смог развиваться из-за опыта, накопленного его пользователями. Мы опишем их один за другим, настаивая на том, как его использовать и на часто встречающихся ошибках. Однако до этого мы подробно остановимся на понятии «условие» в смысле языка С и представим принятые логические операторы. Чтобы прояснить эту концепцию, приведем некоторые примеры условий.

Сначала мы объявим несколько переменных. Теперь давайте рассмотрим некоторые логические выражения, сформированные с приведенными выше переменными и их значение правды. Обычно мы просто не будем проверять переменную или простое выражение, но мы будем использовать операторы для определения условия.

Мат

Наиболее очевидный результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую невозможно отразить. Владелец такого короля проигрывает партию.

Возможные исходы

Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью. Шахматист может поставить сопернику мат. Также оппонент может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого материального перевеса соперника. На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно. На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Простейшие комбинации

Существует несколько простых комбинаций, с помощью которых можно добиться материального перевеса за счёт пары остроумных ходов.

Вилка

Ход, после которого конь атакует сразу две фигуры соперника, к примеру, две ладьи или ладью и ферзя. Одна из тяжёлых фигур неминуемо будет взята. Даже в случае последующего взятия коня размен будет выгодным. На рисунке ниже белые могут вывести из-под удара одну из ладей, передвинув её на одну клетку по горизонтали. После того, как конь возьмёт вторую ладью, он, в свою очередь, также будет взят, но чёрные получат серьёзный материальный перевес.

Жертва

Приём часто применяющийся и разнообразный. Применяется как отвлекающий манёвр, для развития темпа или для того, чтобы впоследствии вернуть потери с выгодой для себя. Отдавая или неравномерно разменивая фигуру (ладью на слона или коня), игрок может улучшить свою позицию, с выгодой вернуть потери через несколько ходов и даже организовать решающую атаку.

При всём разнообразии шахмат, подсчитано, что если оценивать значимость фигур в пешках, то коня или слона можно условно приравнять к трём пешкам. Ладья оценивается вдвое дороже, ну а “ферзь” стоит девяти пешек или сразу трёх лёгких фигур. Из этих соотношений видно, что, к примеру, размер слона и пешки на ладью затевать не стоит. Хотя шахматные позиции слишком многообразны и универсального рецепта разменов нет.

Не стоит слишком увлекаться давлением на противника, даже если есть преимущество в фигурах. Стремительная атака на вашего короля может привести к мату даже при самом большом материальном перевесе.

Ферзь – сильнейшая фигура на доске, но не стоит сразу вводить его в бой в дебюте. Он сразу окажется под атакой лёгких фигур соперника, а вы будете вынуждены реагировать с развитием собственных фигур. Ферзь должен выходить на уже подготовленные для атаки позиции. В начале партии нужно стремиться выводить на простор слонов и коней.

И главное для начинающего шахматиста – внимание и концентрация. И великие чемпионы проигрывали партии из-за одного неудачного хода или недооценки хода противника. Нужно стремиться постоянно анализировать не только свои будущие ходы, но и ходы оппонента, ведь он тоже задумывает какие-то атаки или комбинации. Их недооценка, как и собственная невнимательность, может привести к проигрышу партии.

01.01.1970

УРОК В ШКОЛЕ

Учитель шахмат в начальной школе должен стремиться к достижению двух основных целей: ввести детей в увлекательный мир шахмат и научить их играть. Ни в коем случае нельзя проводить отбор «перспективных», уделять внимание более сообразительным ученикам в ущерб остальным. Это неминуемо приведет к потере интереса со стороны большинства детей, делает класс неуправляемым.

К концу курса все дети должны уметь сыграть партию от начала до конца в соответствии с правилами, и наша практика показала, что это достижимо при усвоении ими сле-дующих знаний:


Основы истории шахмат.
Шахматная доска и фигуры. Центр, фланги, вертикали, горизонтали и диагонали.
Начальное расположение фигур и порядок игры. Цель игры в шахматы.
Шах, мат и пат.
Шахматная нотация.
Правила игры королем, ферзем, ладьей, слоном, конем и пешками.
Рокировка.
Нападение и защита. Размен. Относительная «стоимость» фигур.
Постановка мата королю ферзем и ладьей, двумя ладьями, королем и ферзем.
Тактические приемы: двойной удар и связка.
Стадии шахматной партии. Принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле.

Для изложения этих тем достаточно 15 занятий в течение учебной четверти при двух уроках в неделю.


До недавнего времени начальному обучению в учебно-методической литературе по шахматам внимания практически не уделялось. Большинство авторов шахматных учебников ограничивалось изложением правил игры, способов постановки простых матов и сообщением основных принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Этого считалось достаточно для того, чтобы научиться играть в шахматы, то есть более или менее осмысленно передвигать фигуры в соответствии с правилами. Подобным же образом работали и тренеры. Такой подход оправдывал себя, прежде всего, потому, что не ставилась задача научить играть в шахматы всех детей без исключения. Практически полное отсутствие методики начального обучения не отражалось на эффективности работы тренеров - более способные учащиеся усваивали основы шахмат, менее способные отсеивались.
С началом массового обучения шахматам, с введением «шахматных всеобучей» ситуация изменилась принципиально. Очень быстро выяснилось, что многие дети при такой методике «необучаемы». Попытки решить проблему, распределив изложение правил игры на несколько уроков, например, излагая правила игры каждой из фигур на отдельных уроках, успеха не принесли, так как исчезал элемент игры, обучение игре в шахматы подменялось обучением правилам действий отдельными фигурами. И задолго до того, как дети, усвоив правила игры каждой фигурой и «сложные» правила, получали возможность сыграть первую партию, многие из них теряли к шахматам всякий интерес.

Предлагаемый курс обучения разработан автором в 1984 году. Применение его учителями начальных классов, преподавателями и студентами кафедры шахмат ГЦОЛИФКа в школах Первомайского района Москвы позволило внести существенные изменения, устранить многие недостатки. Курс уроков содержит следующие принципиальные положения:
- формирование интереса к шахматам возможно только при условии предоставления детям возможности играть с самых первых уроков;
- закрепление нового материала, как правило, должно проходить в игровой форме;
- должен быть обеспечен постепенный переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- учащиеся должны на каждом уроке узнавать что-то новое, приобретать новые умения.

Шахматная нотация изучается на первом уроке. Это совершенно необходимо для работы с большой (25 - 30 учащихся) аудиторией. Наиболее легко дети усваивают правила игры королем и ладьей, поэтому именно на этом материале удобнее всего начать формирование игровых навыков, предоставив детям возможность играть в шахматы уже на третьем уроке.
Правило «взятие на проходе» усваивается детьми с большим трудом, да и редко возникает возможность использования его в игре. Поэтому изложение его в курсе начального обучения нецелесообразно.

Уроки в основном построены по наиболее распространенной в практике начальной школы схеме:
- проверка домашнего задания и обсуждение результатов его выполнения;
- повторение материала предыдущего урока;
- изложение нового материала;
- закрепление нового материала;
- выдача домашнего задания.
Домашние задания безусловно необходимы и играют важную роль, но записывают дети в этом возрасте, как правило, очень медленно, к тому же допускают много ошибок. Мы предлагаем выдавать домашние задания на карточках, размножив их на ксероксе.
Если вы проводите уроки шахмат в двух и более классах, то целесообразно начинать курс не одновременно во всех классах, а со сдвижкой в 1 - 2 недели. Это позволит вам, во-первых, учесть полученный опыт в последующей работе, во-вторых, многократно использовать комплекты карточек с домашними заданиями.

Проведение уроков в сухой, академической манере не способствует обучению. Необходимо использовать «живой» материал (сказки, загадки, басни, стихи, считалки, скороговорки, рисунки, слайды и др.). Все это учитель без большого труда может найти во многих кни¬гах и журналах.

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ
Вводная беседа. История возникновения шахмат. Доска и фигуры, начальное расположение фигур и основные правила игры. Вертикали и горизонтали. Шахматная нотация.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
1.1. Вводная беседа. Легенда о возникновении шахмат.
1.2. Доска и фигуры. Начальное расположение фигур.


В шахматы играют на доске, имеющей 64 клетки (обычно их называют полями). Поля двух цветов — белые и черные. Доска перед началом игры располагается так, чтобы справа от игрока было белое угловое поле.
На демонстрационной доске вы видите готовые к «бою», расставленные в начальном положении фигуры. Всего их 32 - по 16 в каждой армии. У каждой из сторон по восемь пешек, по восемь фигур: по королю, по ферзю, по две ладьи, по два слона и по два коня.
Расставьте фигуры на своих досках так, как они стоят на демонстрационной доске: ладьи по краям, рядом с ними кони, затем слоны. На оставшиеся поля ставятся короли и ферзи, причем белый ферзь ставится на белое поле, черный - на черное; рядом с ферзями ставятся короли. Шахматисты говорят так: «ферзь любит свой цвет». Перед фигурами ставятся пешки.


1.3. Основные правила игры.
1. Партию всегда начинают белые.
2. Ходы делаются по очереди, делать два хода подряд или пропускать очередь хода нельзя.
3. Взялся за свою фигуру - обязан ею пойти, взялся за фигуру противника - обязан ее взять.


1.4. Вертикали и горизонтали.
Ряды полей, расположенные слева направо, называются горизонталями , ряды полей, расположенные снизу вверх, называются вертикалями . На шахматной доске восемь горизонталей и восемь вертикалей. Вертикали и горизонтали часто называют просто линиями . Знать, что такое линия, горизонтали и вертикали, нужно потому, что именно по линиям «ходят» ладьи и ферзи. С ними мы будем знакомиться на следующих уроках.


Крестиками обозначена одна из горизонталей, кружочками - одна из вертикалей.- На одном из полей горизонталь и вертикаль пересекаются. Это их свойство используется шахматистами для называния и записи ходов фигурами и пешками.

1.5. Шахматная нотация.

Для того чтобы сообщить, какой фигурой и какой ход вы хотите сделать, совсем не обязательно передвигать фигуры на доске. Ходы можно просто называть. Для этого шахматисты придумали свою азбуку (шахматную нотацию). В шахматной азбуке всего восемь цифр и восемь букв. Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8, то есть существуют 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я, б-я, 7-я и 8-я горизонтали. Для обозначения вертикалей используются первые восемь букв латинского алфавита, которые пишутся так: а, Ь, с, d, е, f, g, h, а читаются так: а, бэ, це, дэ, е, эф, же, аш.
Зная эти буквы и цифры, можно легко назвать любое из 64 полей шахматной доски. Для этого надо определить, на пересечении каких вертикали и горизонтали оно находится. Затем это поле называется: сначала буква, затем цифра. Например, на пересечении вертикали «с» и 7-й горизонтали находится поле «с7».
Не труднее и назвать ход какой-либо фигурой на какое-либо поле. Эта фигура называется перед названием поля, например, если мы ставим короля на «е5», то говорим: «Король е5», если ставим коня на «h7», то говорим: «Конь h7».

Что такое шах, мат и пат, как хо¬дят и берут друг друга фигуры, мы начнем узнавать на следующем уроке.

1.6. Домашнее задание 1.
Написать на каждом из нолей их названия так, как это уже сделано на поле «е4».


Методические указания и рекомендации.
Первый урок имеет особое значение уже потому, что он первый. Нужно суметь заинтересовать учащихся, создать предпосылки для того, чтобы они с интересом, с желанием занимались шахматами. Поэтому целесообразно, кратко коснувшись значения шахмат и их распространенности, рассказать детям одну из легенд о возникновении шахмат.
1.2. С первоначальной расстановкой фигур мы знакомим учащихся только для того, чтобы дать им общее представление о составе «шахматного войска». Задача запоминания названий фигур и их расположения не ставится. Тем не менее, правило «ферзь любит свой цвет» желательно повторить несколько раз.
1.3. Правила игры полезно повторить с учащимися несколько раз, так как практика показывает, что некоторые из них пытаются или делать несколько ходов подряд, или не делать ход вообще, берутся за одну фигуру, а затем пытаются сделать ход другой и т. п.
1.4. При обучении шахматной нотации латинские буквы и их произношение надо записать на классной доске так, как это сделано в разделе "1.5 Содержания урока". Буквы полезно повторить несколько раз хором всем классом в различном порядке - слева направо и справа налево. Советуем обратить внимание на буквы «f», «g», «h», поскольку они не имеют аналогов в русском алфавите, а также «b» и «d», которые дети часто путают друг с другом из-за внешнего сходства.
При тренировках в назывании ходов фигурами лучше не просто ставить фигуры (короля, ладью и ферзя) на то или иное поле, а передвигать их согласно правилам, предлагая учащимся называть ходы, которые вы делаете на демонстрационной доске.

Андрей Авраменков, преподаватель кафедры шахмат ГЦОЛИФКа, 1984 г. (шахматная газета)


Top