Танцевальный ансамбль игоря моисеева. Государственный академический ансамбль народного танца имени игоря моисеева

10 февраля 1937 года был основан Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — коллектив, у которого до сих пор нет аналогов в мире. Моисеев создал собственную технику и уникальный метод творческой интерпретации фольклора: в его постановках сочетаются все виды танцев, драматургия, симфоническая музыка и актёрское мастерство. Поэтому даже сейчас, по прошествии стольких лет, ансамбль продолжает гастролировать — и везде собирает полные залы. АиФ.ru предлагает вспомнить несколько любопытных фактов из его истории.

Народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца СССР Игорь Моисеев, 1966 год. Фото: РИА Новости / Умнов

Готовя новые номера, участники коллектива ездили в фольклорные экспедиции

Когда Игорь Моисеев в конце 1930-х создавал свой ансамбль, перед артистами стояла важная задача: танцоры должны были отображать на сцене всё многообразие фольклора СССР. Труппа ездила по всему Союзу, изучала исчезающие песни, танцы и обряды, а затем творчески интерпретировала их и включала в свою программу.

В ансамбле Моисеева все танцоры равны

Одной из отличительных черт коллектива является отсутствие в нём солистов и кордебалета. Один артист может исполнять и ведущие, и второстепенные роли.

Украинский танец в исполнении ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев достоверно воссоздал ряд восточноевропейских танцев

В 1940-х худрук ансамбля поставил программу «Танцы славянских народов» — в неё входили болгарские, венгерские, румынские и другие танцы. Поскольку выезд за границу в те годы был закрыт, Моисеев во время работы консультировался с историками, фольклористами и музыковедами. А когда в 1946 году труппа наконец отправилась на гастроли, зрители из Польши, Венгрии, Чехословакии и остальных стран были поражены точностью постановок.

Египетский танец в исполнении солистов ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева. Выступление в Концертном зале имени П. И. Чайковского Московской государственной академической филармонии. 2009 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Ансамбль Моисеева был первым советским коллективом, выехавшим на гастроли во Францию, Великобританию и США

В 1955-м коллектив «прорубил» железный занавес, отправившись на гастроли в Париж и Лондон. А в 1958-м артисты посетили США — тоже первыми из советских танцоров.

Во время войны на заработанные ансамблем деньги построили танк «ГАНТ СССР»

В 1940-х коллектив Моисеева гастролировал по Сибири, Дальнему Востоку, Забайкалью, Монголии. За свои концерты ансамбль выручил около полутора миллионов рублей — на эти деньги был построен танк «ГАНТ СССР» («Государственный ансамбль народного танца СССР») для Советской армии.

Игорь Моисеев на репетиции. 1984 год. Фото: РИА Новости / В. Малышев

Игорь Моисеев возглавлял ансамбль на протяжении 70 лет

Балетмейстер Моисеев руководил труппой в течение 70 лет — практически до самой смерти. Когда артист ушёл из жизни в возрасте 101 года, его место в коллективе заняла Елена Щербакова . Она пришла в ансамбль 16-летней девушкой, больше двадцати лет танцевала в труппе, а после работала педагогом в школе-студии при ГААНТ.

Дочь балетмейстера педагог Ольга Моисеева, и директор ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Елена Щербакова, 2013 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Коллектив Моисеева выступал в Ла Скала и Опера Гарнье

ГААНТ — единственный профессиональный коллектив народного танца, который выступал на сцене миланского театра Ла Скала и парижской Оперы Гарнье (она же Гранд Опера).

По количеству представлений ансамбль народного танца попал в Российскую книгу рекордов Гиннесса

Коллектив объездил с гастролями более 60 стран и попал в Российскую книгу рекордов.

Артисты ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева исполняют молдавские танцы на открытии 77-го сезона в Концертном зале имени П. И. Чайковского. 2013 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Все концерты ансамбля сопровождает малый симфонический оркестр

Изначально коллективу хватало группы народных и национальных инструментов, но в конце 1940-х, в связи с расширением репертуара, при ансамбле создали малый симфонический оркестр. Сейчас все концерты труппы проходят в сопровождении оркестра из 35 человек, причём иногда музыканты участвуют в представлении на сцене.

Репертуар коллектива состоит из примерно трёх сотен номеров

За 77 лет Игорь Моисеев поставил около 300 номеров: хореографических миниатюр, танцевальных картин, одноактных балетов, различных сюит. Некоторые из них были созданы ещё в довоенные годы, но до сих пор идут с аншлагами.

Коллектива находится в Концертном зале имени П.И. Чайковского.

Главная задача, которую поставил перед артистами основатель ансамбля Игорь Моисеев (1906-2007), — творческая обработка бытовавших в то время в Советском Союзе образцов фольклора. С этой целью артисты коллектива отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В результате появились первые программы ансамбля — "Танцы народов СССР" (1937-1938), "Танцы прибалтийских народов" (1939).

В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь и сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. Для этой цели Игорем Моисеевым были использованы почти все средства сценической культуры: различные виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография, актерское мастерство.

Важным этапом стало освоение и творческая интерпретация европейского фольклора. Программа "Танцы славянских народов" (1945) создавалась в условиях, когда Моисеев не имел возможности выехать за рубеж. Хореограф воссоздал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами.

При непосредственном участии известных балетмейстеров Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея) Игорем Моисеевым была создана программа "Мир и Дружба" (1953), где впервые собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора 11 стран.

С 1938 года ансамбль по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей ансамбль занесен в российскую Книгу рекордов Гиннеса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945) ансамбль Игоря Моисеева является негласным Российским послом мира.

В 1958 году ансамбль первым из советских коллективов выехал на гастроли в США, что положило начало культурным связям между СССР и США.

В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив был удостоен звания академического. В 1987 году ансамбль был награжден Орденом дружбы народов.

Визитными карточками коллектива стали номера "Партизаны", флотская сюита "Яблочко", старинная городская кадриль, молдавский жок, украинский гопак, русский танец "Лето", зажигательная тарантелла. Большой успех ансамблю снискали одноактные спектакли, поставленные Игорем Моисеевым с привлечением средств и приемов мировой народной и театральной культуры, — "Веснянки", "Цам", "Санчакоу", "Половецкие пляски" на музыку Александра Бородина, "На катке" на музыку Иоганна Штрауса, "Ночь на Лысой горе" на музыку Модеста Мусоргского, "Испанская баллада" на музыку Пабло ди Луна, "Вечер в таверне" на музыку аргентинских композиторов и др.

После смерти художественного руководителя Игоря Моисеева в 2007 году ансамбль стал носить его имя.

Сегодня в репертуаре Ансамбля народного танца , поставленных Моисеевым. Это танцы, миниатюры, хореографические картины и сюиты, одноактные балеты на музыку русских композиторов-симфонистов Александра Бородина, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского.

В составе ансамбля — большая группа артистов балета и симфонический оркестр.

Художественным руководителем — директором коллектива является народная артистка России Елена Щербакова.

С 1943 года при ансамбле народного танца работает Школа-студия . В программу обучения помимо специальных дисциплин — классического, народно-сценического, исторического, дуэтного танца — входят джаз-танец, гимнастика, акробатика, актерское мастерство, игра на фортепиано и народных музыкальных инструментах, история музыки и театра.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Игорем Александровичем Моисеевым. ГААНТ имени Моисеева - первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира, в том числе еврейских, мексиканских, греческих танцев, а также танцев народов СНГ.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Украинский танец "Гопак". Балет Игоря Моисеева

    ✪ "Яблочко". Балет Игоря Моисеева.

    ✪ ГААНТ имени Игоря Моисеева. Одноактный балет "Ночь на лысой горе".

    ✪ Сюита греческих танцев "Сиртаки". Балет Игоря Моисеева.

    ✪ Хореографическая картина "Футбол". ГААНТ имени Игоря Моисеева

    Субтитры

История коллектива

ГАНТ имени Игоря Моисеева был основан 10 февраля 1937 года, в день, когда в московском доме хореографа по адресу Леонтьевский переулок, дом 4 состоялась первая репетиция труппы из 30 человек . Задача, которую Моисеев поставил перед молодыми артистами, состояла в том, чтобы творчески обрабатывать и представлять на сцене бытующие в то время образцы фольклора СССР. С этой целью участники ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали, изучали и фиксировали исчезающие танцы, песни и обряды. В результате первыми программами танцевальной труппы стали «Танцы народов СССР» (1937-1938) и «Танцы прибалтийских народов» (1939). С 1940 года ансамбль получил возможность репетировать и выступать на сцене зала имени Чайковского, именно этот театр и стал родным домом для коллектива на долгие годы .

Для достижения максимальной выразительности и экспрессивности танцевального действа Игорем Моисеевым были использованы все средства сценической культуры: все виды и роды танцев, симфоническая музыка, драматургия, сценография и актерское мастерство. Помимо этого Моисеев взял за основу принцип равенства артистов ансамбля, в коллективе с самого начала не было солистов, ведущих танцоров и кордебалета - любой участник мог исполнять как главную, так и второстепенную роль в постановке .

Важным этапом в творческом развитии коллектива стало освоение и обновлённая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздавал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше , Венгрии , Румынии , Чехословакии , Болгарии , Югославии зрители были изумлены точностью постановок и верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. При значительном участии известных балетмейстеров и знатоков фольклора Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, была создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые были собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран.

С начала Великой Отечественной войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии.

В 1955 ансамбль стал первым советским коллективом, выехавшим на зарубежные гастроли во Францию и Великобританию . В 1958 году ансамбль также первым из советских коллективов выехал на гастроли в США .

Квинтэссенцией творческого пути ГААНТ имени Моисеева стал класс-концерт «Дорога к танцу» (1965), который наглядно демонстрирует путь развития коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. В 1967 году за программу «Дорога к танцу» ГААНТ первым из ансамблей народного танца был удостоен звания академического, а Игорь Моисеев - Ленинской премии .

Несмотря на то, что в 2007 году ансамбль лишился своего руководителя и идейного вдохновителя, ГААНТ имени Моисеева продолжил выступать и гастролировать по всему миру . За свою концертную деятельность, которая продолжается более 70 лет, ансамбль награждён орденом Дружбы народов. ГААНТ является единственным в своём роде коллективом, выступавшем в Опере Гарнье (Париж) и Ла Скала (Милан). По числу гастролей он занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса как ансамбль, побывавший в более чем 60 странах. .

За лучший спектакль 2011 года ансамбль был удостоен гран-при хореографической премии Anita Bucchi (Италия), а на премьерной программе 20 декабря 2011 года в рамках триумфальных парижских гастролей ЮНЕСКО наградила ансамбль Медалью пяти континентов .

Оркестр

В первые годы существования ансамбля концерты проходили в сопровождении группы народных инструментов и группы музыкальных национальных инструментов под управлением Е.Авксентьева. С конца 1940-х годов в связи с расширением репертуара ансамбля и появления в нём цикла «Танцы народов мира» был создан малый симфонический оркестр с привлечением группы национальных инструментов. Основная заслуга в его создании принадлежит дирижёру Самсону Гальперину.

На сегодняшний день концерты ансамбля проходят в сопровождении малого симфонического оркестра в составе 35 человек. Оригинальные аранжировки народных мелодий в разные годы были созданы дирижёрами Евгением Авксентьевым, Самсоном Гальпериным, Николаем Некрасовым , Анатолием Гусем, музыкантом Владимиром Жмыховым.

Артисты оркестра также принимают участие в постановках ансамбля. К примеру, в сюите молдавских танцев «Хора» и «Чиокырлие» на сцене играет скрипач в национальном костюме. «Калмыцкий танец» сопровождается звучанием саратовской гармоники, артист оркестра при этом одет в смокинг. Одноактный балет «Ночь на лысой горе» начинается с выхода сценического оркестра в национальных украинских костюмах.

Школа-студия

«Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева» была образована в сентябре 1943 года как учебная группа при ансамбле . Занимается подготовкой артистов и является основным источником кадров для пополнения труппы. В программу обучения входят специальные дисциплины: классический танец, народно-сценический танец, дуэтный танец, джаз-танец, гимнастика, акробатика, актёрское мастерство, игра на фортепьяно и народных музыкальных инструментах, история музыки, история театра, история балета, история живописи, история ансамбля.

В 1988 году школа получила статус среднего специального учебного заведения.

Репертуар

Репертуар ансамбля составляют около 300 хореографических произведений, созданных Игорем Моисеевым, начиная с 1937 года. По жанровому признаку все танцы делятся на хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев и одноактные балеты. Тематически танцы объединены в циклы «Картинки прошлого», «Советские картинки» и «По странам мира». В списке приведены наиболее часто исполняемые хореографические номера.

Хореографические миниатюры

  • Борьба двух малышей
  • Эстонская «Полька через ножку»
  • Полька-лабиринт

Танцевальные картины

  • Футбол (музыка А.Цфасмана)
  • Партизаны
  • Табакеряска
  • Скоморохи (музыка Н.Римского-Корсакова)

Одноактные балеты

  • Половецкие пляски (музыка А.Бородина)
  • На катке (музыка И.Штрауса)
  • Ночь на лысой горе (музыка М.Мусоргского)
  • Испанская баллада (музыка Пабло ди Луна)
  • Вечер в таверне

Сюита русских танцев

  • Выход девушек
  • Коробочка
  • Травушка
  • Мужской пляс
  • Общий финал
26-27 сентября в Ташкенте пройдет одно из самых ожидаемых культурных событий, долгожданный праздник для ценителей искусства танца и музыки – на сцене Дворца Форумов выступит легендарный Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Чтобы поразить ташкентских зрителей красотой танцев народов мира, приехали 80 артистов балета.

Накануне благотворительных концертов нам удалось побеседовать с художественным руководителем ансамбля – Еленой Щербаковой. Она рассказала об истории создания коллектива, репертуаре, тяжелых буднях и гастролях, создателе ансамбля - хореографе и балетмейстере Игоре Моисееве и поделилась своими впечатлениями о Ташкенте, который посещала 36 лет назад.

Об истории появления ансамбля и его создателе

Ансамбль был создан в 1937 году. Игорь Александрович Моисеев – великий балетмейстер, режиссер, философ, создатель жанра народно-сценической хореографии, который перенес народный танец на профессиональную сцену, и сделал его профессиональным видом искусства на основе своей собственной уникальной хореографии, которая подчинена законам сценического искусства. Игорь Моисеев создал собственную школу при ансамбле, которая была основана в тяжелейшее время – в самый разгар Великой Отечественной Войны, в 1943 году. Сегодня 99% артистов ансамбля – лучшие выпускники нашей школы. В этом году, школа-студия при ансамбле отметит свое 75-летие.

Красной нитью через все уникальное творчество Игоря Моисеева проходит его философия добра, которое сегодня не только полностью сохраняет, но и приумножает Балет Игоря Моисеева – нести людям добро, вне зависимости от политических режимов, этнической принадлежности, вероисповедания.

Как учатся будущие артисты ансамбля

В школу мы принимаем детей от 12 до 14 лет, после 8 класса общеобразовательной школы.

Мы не делаем акцент на то, чтобы дети выступали с первого года обучения – свой первый концерт они демонстрируют уже перед самым выпуском, потому что самое главное для нас – обучить их основам классического танца, азам актерского мастерства и, конечно, моисеевской школе танца. Без этого выход на большую сцену невозможен. Главная наша задача, чтобы учащиеся понимали, что все, что они будут танцевать на сцене, было понятно зрителю. Каждое движение головы, руки, ноги должно что-то говорить, о чем-то рассказать. Народный танец не бывает без темы.

О трудовых буднях «моисеевцев»

Рабочая неделя у «моисеевцев» шестидневная, всего один выходной день. Наш рабочий день начинается в 10 утра, с урока классического танца для подготовки артиста к репетициям и длится до 15.00, а затем с 19.00 до 21.00. Между нашими репетициями проходят занятия школы в наших залах. К сожалению, своего собственного здания у нее до сих пор нет.

Об артистах балета

Всего в ансамбле 90 артистов балета, их средний возраст – 23-25 лет. Но у нас есть уникальный артист, Рудий Ходжоян, Народный артист России, кавалер многих орденов и медалей, который в свои 75 лет великолепно исполняет главную партию «Отца» в еврейской сюите «Семейные радости», поставленной именно на него Игорем Моисеевым в 1994 году. Рудий Ходжоян также является аккомпаниатором всех восточных и кавказских танцев в ансамбле. Он является педагогом-репетитором танца аргентинских пастухов «Гаучо» - визитной карточки ансамбля.

О репертуаре

Мы сохранили весь репертуар Игоря Моисеева, который шел в последние годы его жизни, и даже приумножили его. Сейчас в нашем репертуаре – 200 уникальных номеров. Мы постоянно меняем и обновляем программу – так, к уже существующей добавилось 7 новых танцев и один мини спектакль - «Танго “Del Plata”» в постановке аргентинского хореографа Лауры Роатта, премьера которого состоялась в мае 2018 года.

О феномене ансамбля

Мы полностью сохранили все уникальное наследие Игоря Моисеева, все традиции заложенные мастером, моисеевскую школу танца. Наши выступления отличаемся тем, что все, что происходит на сцене – это правда. К тому же, наши артисты обладают уникальной энергетикой, способностью разжигать задор у публики. Даже флегматичные зрители на наших концертах становятся темпераментными. Ансамбль Игоря Моисеева единственный коллектив, который имеет свой малый симфонический оркестр (32 человека). Все музыкальные обработки написаны специально для состава нашего оркестра. В репертуаре есть уникальные одноактные балеты, поставленные Игорем Моисеевым на музыку русских композиторов-симфонистов – Бородина, Мусоргского, Глинки, Римского-Корсакова.

О собственном творческом пути

Я пришла в ансамбль (1969г.) после окончания хореографического училища при Большом театре, ныне это Академия хореографии. Увидя ансамбль, еще будучи студенткой, для себя я решила, что если меня не попаду в ансамбль, то танцевать не буду и сразу пойду на педагогическое отделение ГИТИСа. Мне повезло. Игорь Моисеев принял меня в ансамбль. Проработав 23 года, став солисткой ансамбля, перед уходом на творческую пенсию, Игорь Александрович предложил мне попробовать себя как педагога в нашей школе, а через два года, в 1994-ом сделал мне предложение стать директором ансамбля. Время было очень тяжелое, 90-е годы, перестройка, никому не было дела до искусства. Но мы сумели сохранить ансамбль в первозданном виде!


Елена Щербакова и Игорь Моисеев

Об искусстве в современном мире

2 ноября 2018 года будет 11 лет, как с нами нет нашего создателя, но планку мы держим самую высокую, все, как было при Игоре Александровиче. К сожалению, сегодня есть тенденция, включать в народные танцы эстрадные элементы и современную музыку. Я этого неприемлю. Я за чистоту жанра. Я за то, чтобы каждый народ хранил и передавал из поколения в поколение народные танцы. Для меня народный танец и слово «шоу» несовместимы.

Кроме этого, развивающиеся технологии иногда не лучшие спутники для искусства, поскольку они забивают духовность. Люди перестают читать книги – за них мыслит интернет.

Сегодня очень модно украшательство – много огней, световые декорации, костюмы с блестками. А ведь в народе все было по-другому. Девиз моисеевцев – минимум украшательства - максимум исполнительства.

О Ташкенте и узбекском танце

Я потрясена красотой Ташкента, как и все наши артисты, которые здесь впервые. На каждом углу чувствуется восточное гостеприимство. Вернуть ансамбль в Узбекистан давняя мечта и ее смогли воплотить - «Газпромбанк», АО «Узбекнефтегаз», Международная нефтесервисная компания Eriell Group, за что им огромное спасибо.

Я была в Ташкенте 36 лет назад, во время наших гастролей, и это очень долгий срок, учитывая, что мы пропагандируем культуру Узбекистана по всему миру. В репертуаре ансамбля есть узбекский танец с блюдами, поставленный Игорем Моисеевым еще в 1937 году. Сейчас он имеет огромный успех. В этом году в Италии узбекскому танцу зрители аплодировали стоя.

Игорь Моисеев. Фото – ИТАР-ТАСС/ Алексей Панов

Имя Игоря Моисеева давно стало не просто именем, а брендом выдающихся достижений нашей страны.

Легендарный балетмейстер создал ансамбль, исполняющий народные танцы, доведенные до совершенства рукой мастера.

Он родился 21 января 1906 года. По семейной легенде, балетом стал заниматься по настоянию отца. Однажды тот стал свидетелем драки в подворотне и, когда пришел домой, сказал сыну, что он будет не драться, а заниматься балетом. И немедленно, буквально завтра, пойдет в балетную школу.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что народные танцы - это искусство. Это кажется простой истиной. Парадокс в том, что эту истину до нас донес именно Моисеев. Ведь до него никому не приходилось рассматривать народны танец наравне с танцем классическим.

Почему этого не происходило раньше - удивлялся сам маэстро.

«Народные танцы рождаются у каждого народа по тем законам, по каким рождается язык народа. Так что по существу это подлинное явление искусства. Почему этого никто не мог понять раньше, я не знаю. Так получилось, что я это понял раньше других и решил это обнажить и выявить народный танец как определенную национальную систему, как национальный язык»,

Говорил Моисеев.

1. «Сиртаки»

Как известно, «Сиртаки» - это не народный греческий танец. Но у Моисеева это был один из тех номеров, на котором учили танцевать в ансамбле. Известно высказывание Моисеева:

«Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля».

У маэстро было особое отношение к солистам. Он учил не проявлять себя, а действовать всем коллективом. В его коллективе были лидеры, которые танцевали лучше других, но особенность ансамбля была и в том, что любого солиста можно было заменить и любой участник коллектива мог исполнить сольную партию.

2. «Яблочко»

В ансамбле уверены, что школа Моисеева может служить альтернативой службе в армии. Здесь говорят:

«Отдайте ребенка в школу Моисеева, и, дай Бог, он проработает год или два. Вы получите дисциплинированного, образованного, воспитанного мужчину».

По системе Моисеева танцору нужно развивать не только ноги, но и, например, актерские навыки. Для народного танца это важно, и не случайно в каждом произведении, даже в самой маленькой миниатюре, есть актерские образы.

На каждой репетиции Моисеев советовал своим ученикам «включать голову». Вывозя коллектив на гастроли, Моисеев лично водил свой ансамбль по лучшим музеям и картинным галереям.

3. «Венгерский танец»

Моисеев много ездил по стране и по миру, он лично искал и находил нужные обороты, движения, настроения. Танцы ансамбля - это не в чистом виде народные танцы.

Они обработаны мастером, причем сам Моисеев говорил, что умение додумывать в том ключе, в котором создано музыкальное произведение, требует особенного чутья. Обязательным условием создания народного танца прославленный балетмейстер считал радость.

«Народный танец проистекает, когда на сердце легко и весело. Человек должен быть оптимистом, он рожден быть оптимистом. А пессимистом нас делают окружающие обстоятельства».

Моисеев признавался, что порой для того, чтобы излучать радость и оптимизм, ему приходилось совершать «насилие над душой». Особенно тогда, когда предпосылок для оптимизма не было. Но это было нужно, ведь чем больше пессимизма в мире, тем больше оптимизма нужно было дать человеку в искусстве.

4. «Татарочка»

Исполнители танца говорили, что «Татарочка» - один из самых сложных танцев, в котором им приходилось подолгу, до тошноты, выполнять огромное количество мелких движений ногами. Мастер был упрям. Одно и то же движение танцоры могли оттачивать месяцами.

«Товарищи, что вы как сонные мухи?»

То и дело повторял строгий Моисеев. Он редко хвалил. Наивысшей похвалой у него была фраза:

«Ну, теперь как у взрослых».

5. «Калмыцкий танец»

Вопреки верованиям калмыков-буддистов Моисеев точно знал, что душа бессмертна и во всякой новой жизни она воплощается в новое живое существо. Он считал, что талант - это знание, накопленное душой в предыдущей жизни.

«Духовное богатство, полученное через искусство и культуру, - это то единственное, что мы можем унести с собой. Это то, что питает душу. После смерти человек не теряет это, и в другой раз рождается с тем нажитым духовным богатством, которое он приобрел раньше»,

Говорил маэстро.

6. «Финская полька»

Коллеги Моисеева удивлялись, когда мастер задумал поставить финский танец. Им казалось, что финские народные танцы - это скучно и однообразно. Но не тут-то было. Работая над движениями, мастер довел их до абсурда.

«Абсурд - это то, что обожает публика. Посмотрите, как логично и хорошо одно абсурдное движение проистекает из другого!»

7. Танец аргентинских пастухов «Гаучо»

Этот танец считается моисеевским шедевром. Глядя на этих молодцев, трудно поверить, что исполнение им давалось нелегко.

Как вспоминал солист Рудий Ходжоян, одежда аргентинского пастуха была страшно неудобна, а шпоры на сапогах - невероятно тяжелы. Простому человеку в таком наряде и ходить-то было бы сложно, не то что танцевать.

8. «Ночь на Лысой горе»

Этот танец на музыку Мусоргского - еще одно неслучайное звено в творчестве великого Моисеева. Будущий балетмейстер родился в Киеве. Его отцом был дворянин, адвокат Александр Моисеев, а матерью - француженка-модистка. Отец и мать познакомились в Париже, в кафе, куда забегали швеи перекусить во время обеденного перерыва.

Игорь Моисеев долгое время воспитывался во французском пансионе, в совершенстве знал французский язык. Семья жила на две страны. В какой-то момент они решили окончательно перебраться во Францию, и даже был куплен билет, но началась первая мировая война, и Моисеевы остались в России.

9. «Русский танец»

В 1955 году ансамбль произвел фурор во Франции. Французы и не думали, что в Советском Союзе может существовать такое искусство. Такого не было со времен «Русских сезонов» Дягилева. На концерты коллектива выстраивалась очереди, а сам коллектив выступал в «Гранд Опера» - неслыханная честь, которой ни до, ни после не удостаивался ни один народный коллектив.

«Если концерты не заставят вас неистовствовать, значит, вы ненормальный»,

Писали французские газеты.

С тех пор коллектив всё чаще и чаще стали выпускать за рубеж. Моисеев вспоминал, что ему завидовали:

«Что ж вы, товарищ, всё по заграничным командировкам разъезжаете!»

Недовольно тянули партийные боссы. Впрочем, им не на что было жаловаться. Из командировок Моисеев привозил в госказну чеки на миллион долларов.

10. Выступление ансамбля Моисеева на «Евровидении»

В 2009 году ансамбль Моисеева феерично выступил на «Евровидении», проходившем в Москве. Правда, в ложе уже не было отца-основателя коллектива. Легендарный хореограф умер в 2007 году. Судьба щедро отмерила ему 101 год.

Поразительно признание Моисеева, что ансамбль он организовал «не от хорошей жизни», а оттого, что его выжили из Большого. Еще совсем молодым человеком он стал балетмейстером. Поставил «Спартака», но вмешалась зависть коллег.

«Мне сказали: танцевать можете, а ставить не дадим. Для меня это была трагедия. Творчество мне было важнее исполнительства»,

Вспоминал Моисеев.

Хореограф ушел и организовал собственный ансамбль.

Шла война, но Моисееву дали денег на ансамбль. А дальше - воля провидения. Однажды Моисееву посчастливилось встретиться с самим Сталиным, и вождь распорядился выделить молодому педагогу лучшее в Москве помещение для ансамбля.

Что это? Везение? Удача? Моисеев усмехался и говорил:

«Вы же знаете, везения не существует. Есть душевный труд и душевный опыт, который передается с каждым последующим перерождением души».


Top