Гоголь мертвые души помещики таблица. Анализ образа помещиков в поэме "Мертвые души"

Главные герои поэмы «Мертвых душ» олицетворяют общество прошлых столетий.

«Мертвые души» главные герои

Образная система поэмы строится в соответ­ствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья, чиновничья Россия и образ Чичикова.

Главный герой «Мертвых душ» Чичиков . Это бывший чиновник (коллежский советник в отставке), а ныне махинатор: занимается скупкой так называемых «мёртвых душ» (письменных сведений об умерших со времени последней ревизии крестьянах) для заклада их как живых, чтобы взять кредит в банке и приобрести вес в обществе. Одевается щёгольски, следит за собой и после дальней и пыльной российской дороги умудряется выглядеть, как будто только от портного и цирюльника. Имя его стало нарицательным для людей — пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных»

Манилов — Приятный, но скучный и ленивый мужчина средних лет. Мало занимается своей усадьбой. В его деревне 200 крестьянских изб. Крестьяне Манилова ленивы, как и сам хозяин. Манилов любит сидеть в своем кабинете и мечтать целый день, куря трубку. Романтичный и чувствительный мужчина, любящий свою семью.

Коробочка — старая вдова. Она – хорошая хозяйка, бережливая и запасливая, глуповатая и подозрительная старуха. В ее деревне всего 80 душ. Крестьяне Коробочки работают исправно, а хозяйство хорошо отлажено. Избы и постройки в усадьбе Коробочки целые и крепкие. Коробочка торгует товарами, которые производят ее крестьяне. Это «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в смешных вязаных башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок – немаловажный атрибут домовитой помещицы.

Ноздрёв — Молодой вдовец, 35 лет. Бойкий, веселый и шумный. Любит развлекаться и пьянствовать. Не может сидеть дома более одного дня. Мало занимается своей усадьбой и крестьянами. Не занимается своими двумя детьми. Держит целую стаю собак и любит их больше, чем своих детей.

Собакевич — зажиточный помещик 40-50 лет. Женат. Внешне похож на медведя. Здоровый и крепкий. Неуклюжий, грубый и прямолинейный. Основательно занимается своим поместьем. У его крестьян избы крепкие и надежные. Любит хорошо поесть.

Плюшкин — Богатый помещик. У него около 1000 душ. У него много мертвых и беглых душ. Плюшкин живет как нищий человек: ходит в обносках и питается сухарями. Он ничего не выбрасывает. Его крестьяне живут в старых, ветхих домах. Он завышает цены и не продает товары купцам, поэтому товары гниют в кладовых.

1. Самое интересное место в поэме — это главы, посвященные пяти помещикам.
2. Образ Манилова.
3. Образ Коробочки.
4. Образ Собакевича.
5. Образ Ноздрева!
6. Образ Плюшкина.
7. Роль образов помещиков в романе.

Самое интересное место в поэме И. В. Гоголя «Мертвые души» — это главы, посвященные пяти помещикам: Манилову, Коробочке, Ноздреву, Собакевичу и Плюшкину. Нетрудно заметить, что главы располагаются в особой последовательности: от наименьшей к наибольшей степени деградации персонажей.

Фамилия помещика Манилова образована от глагола «манить». Главными чертами этого персонажа являются мечтательность, сентиментальность и лень. Гоголь характеризует своего героя следующим образом: «...человек так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Дом Манилова расположен на юру, который обдувается всеми ветрами, что говорит о его легкомысленности и неумении мыслить реально. Помещик очень любит придаваться своим мечтам в беседке, на которой красуется надпись: «Храм уединенного размышления». Это единственное укромное место для Манилова, где он спокойно может пофантазировать о каких-то совершенно нереальных проектах. Но, как ему кажется, вырыть подземный ход от дома или возвести каменный мост через пруд — это вполне нормальные задумки. Ведение хозяйства — это не по части Манилова. В его поместье все идет наперекосяк, а герою даже нет до этого дела.

Гоголь говорит, что гостеприимство и миловидность Манилова слишком приторны: «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую... ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше!..». Это проявляется не только в манерах помещика, но и в его отношениях с женой. Они все время сюсюкают друг с другом, и это очень веселит автора.

Образ этого героя стал для литературы одним из ключевых. От него произошло название такого явления, как «маниловщина», что означает неестественность человека.

Другой не менее яркий персонаж повести — помещица Коробочка. Ее фамилия выбрана Гоголем неслучайно. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами. Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она видит смысл жизни. Ее окружение Гоголь наделяет «звериными» фамилиями: Бобров и Свиньин, что лишний раз подчеркивает, что героиня увлечена только своим поместьем. Автор выделяет среди прочих «достоинств» своего персонажа дубиноголовость. Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопйться продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед. Коробочка соглашается на предложение Чичикова только после того, как он упоминает черта.

Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть. Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Собакевич — один из самых «мертвых душ» поэмы. Для него нет ничего духовного. Ценными для этого героя являются только деньги и вещи. Его интересуют только «земные» дела.

Наиболее ярким персонажем, на мой взгляд, является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади. Как и любой повеса, он обожает женщин. Но самой главной чертой ноздревского характера является огромное желание «нагадить ближнему». Ни один раз он совершал подлые поступки. Например, рассказывал выдуманные истории, срывал свадьбу, расстраивал торговую сделку и т. д. Но самое выдающееся в его характере то, что после всех своих проделок он без зазрения совести продолжал считать себя товарищем пострадавшего.

По традиции в поэме обстановка в доме каждого помещика соответствует характеру его хозяина. Так и жилище Ноздрева пропитано духом азарта и хвастовства. По словам самого Ноздрева, в его владениях когда-то «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку». Стены его хором как попало залиты краской, поскольку мужики белят их. Его кабинет вместо книг и бумаг заполнен оружием. Ноздреву нравится менять одни вещи на другие, только не из-за денег или какого-то другого материального интереса, а просто из-за того, что его увлекает этот процесс. Поскольку всякого рода проделки — это главная страсть персонажа, ему не составляет труда обвести вокруг пальца и Чичикова, которого Ноздрев спаивает и пытается обмануть при игре в шашки.

Что еще можно сказать о Ноздреве? Его описание все расскажет гораздо лучше: «...возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себя столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».

И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Как известно, в поэме все фамилии говорящие. Только «Плюшкин» дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Образ помещика Плюшкина очень неряшлив. Гоголь упоминает о его двойном подбородке, который приходится постоянно прикрывать, а также о засаленном халате, который ничего, кроме отвращения у читателя не вызывает. Автор дает своему герою очень емкое определение: «прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. И снова дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились. Гоголь добавляет краткий рассказ о судьбе своего героя, у которого сначала умерла жена, а после этого дочь сбежала со штаб-ротмистром. Эти события стали для Плюшкина последними моментами настоящей жизни. После этого время для героя остановилось.

Все образы Н. В. Гоголя очень яркие и по-своему уникальные. Но есть одна главная мысль, которая их объединяет. Автор, показывая наглядные примеры деградации человечества, призывает читателям не становиться «мертвой душой», а всегда оставаться «живой».

О. Скобельская в статье «Русский усадебный мир» рассказывает об историческом происхождении русской усадьбы, о ее особенностях и элементах, таких как беседки, газоны, зверинец, мостики, скамейки и др. Беседки придавали саду красоту и уют и служили как для отдыха, так и для прохладного убежища. Под газоном подразумевался лужок, покрытый мелкой травой. Дорожки прокладывались для прогулок в саду и бывали разных видов (покрытые и открытые, простые и двойные). Лабиринт – это часть сада, состоявшая из места для прогулок, наполненного перепутанными дорожками. Скамейки располагались в приметных местах. Они служили украшением сада и местами отдыха, часто были выкрашенные зеленой краской. Цветниками обсаживали дорожки, украшали места вокруг беседок и скамеек. Экстерьер становился предметом поэтизации.

Но, как видим, тема описания усадьбы как средства характеристики помещика не стала объектом целостного и направленного исследования ученых и поэтому освещена недостаточно, что и предопределяет актуальность ее исследования. И цель нашей курсовой работы состоит в том, чтобы показать, как особенности бытового окружения характеризуют помещиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1. Усадьба как средство характеристики Манилова

Гоголь уделял большое внимание социально-бытовой обстановке, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об их облике. Эта обстановка описывается с помощью экстерьера и интерьера. Экстерьер – это художественное и архитектурное внешнее оформление усадьбы. Интерьер – описание внутреннего убранства помещения, несущее эмоциональную или содержательную оценку.

Манилов был первым помещиком, которого навестил Чичиков. Его каменный дом в два этажа стоял «на юру, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Дом был окружен садом. Манилов имел тот тип сада, который назывался английским – он становился популярным с начала ХIХ века. Там находились извилистые дорожки, кусты сирени и желтой акации, «пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины» (с. 410). Под двумя березами находилась беседка с плоским зеленым куполом, голубыми деревянными колоннами, на которой была надпись «Храм уединенного размышления». Ниже находился пруд, весь покрытый зеленью.

Все детали поместья говорят о характере его владельца. То, что дом стоял на открытой ветреной местности говорит нам о том, что Манилов был непрактичен и бесхозяйственный, ведь хороший хозяин не построил бы свой дом в таком месте. Жиденькие деревья, позеленевший пруд показывают, что за ними никто не ухаживает: деревья растут сами по себе, пруд не очищают, что еще раз подтверждает бесхозяйственность помещика. «Храм уединенного размышления» свидетельствует о склонности Манилова рассуждать о «высоких» материях, а также о его сентиментальности, мечтательности.

А теперь обратимся к внутреннему убранству помещения. Гоголь пишет, что в доме Манилова вечно «чего-нибудь недоставало» (с. 411): возле прекрасной мебели в гостиной, обтянутой шелковой материей, стояли два кресла, обтянутые рогожей; в другой комнате мебели не было вовсе, хотя сразу после женитьбы было оговорено, что комната скоро заполнится. К ужину на стол подавался дорогой подсвечник из темной бронзы «с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом» (с. 411), а рядом с ним ставили какой-то медный инвалид, весь в сале. Но ни хозяину, ни его жене, ни слугам это не мешало.

Особенно детально Гоголь дает описание кабинета – места, где человек занимается интеллектуальным трудом. Кабинет Манилова представлял собой небольшую комнату. Стены были покрашены «голубенькой краской вроде серенькой» (с. 414). На столе лежала книга, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, «которую он постоянно читал уже два года» (с. 411). Но больше всего в кабинете было табаку, который был и в табачнице, и в картузах, и насыпан кучкою на столе. На окнах находились горки золы, выбитой из трубки, что были старательно расставлены «очень красивыми рядками» (с. 414).

Как же интерьер характеризует героя? Незавершенность, которая постоянно наблюдается у Манилова, еще раз говорит нам о его непрактичности. Хоть он и хочет всегда всем понравится, его не тревожит странный вид его дома. В то же время он выставляет претензии на утонченность и изысканность. Когда мы «входим» в его кабинет, то сразу замечаем, что автор постоянно выделяет голубой цвет, что символизирует мечтательность, сентиментальность, душевную бледность помещика. Известно, что недочитанная книга у Гоголя – это образ, сопутствующий пошлому человеку. А по разложенным кучкам золы сразу становится ясно, что «работа» помещика в его кабинете сводится к курению табака и размышлениям о чем-то «высоком»; его времяпрепровождение абсолютно бессмысленно. Его занятия никчемны, как и его мечты. На вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них или чего-то недостает (обитые рогожей кресла), или в них что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). Он никому не доставил пользы и жил пустяками. Жизни он не знал, реальность заменялась пустыми фантазиями.

2. Усадьба как средство характеристики Коробочки

После Манилова Чичиков поехал к Коробочке. Она жила в небольшом домике, во дворе которого было полно птиц и всякой другой домашней твари: «индейкам и курам не было числа» (с. 420), между ними гордо расхаживал петух; тут же были и свиньи. Дворик «переграждал дощатый забор» (с. 421), за которым шли огороды с капустой, свеклой, луком, картофелем и другими овощами. По огороду были рассажены «кое-где яблони и другие фруктовые деревья» (с. 421), которые были накрыты сетками для защиты от сорок и воробьев; с этой же целью на огороде стояло несколько чучел «на длинных шестах с растопыренными руками» (с. 421), причем на одном их из них был надет чепец самой помещицы. Избы крестьян имели хороший вид: «изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились» (с. 421), а в крытых сараях стояла одна, а где и две запасные телеги.

Сразу видно, что Коробочка – хорошая хозяйка. Неутомимо хлопотливая, она противопоставляется Манилову. Ее крестьяне живут хорошо, «довольствуются», так как она заботится о них и о своем хозяйстве. Также она имеет хороший ухоженный огород, на котором стоят чучела, которые отгоняют вредителей. Помещица настолько заботится о своем урожае, что даже одевает на одного из них свой собственный чепец.

Что касается внутреннего убранства помещения, то комнаты Коробочки были скромными и достаточно старыми, одна из них «была обвешана старенькими полосатыми обоями» (с. 419). На стенах висели картины с «какими-то птицами» (с. 419), а между ними висел портрет Кутузова и «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире» (с. 420), между окон находились старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде «свернувшихся листьев» (с. 419), а за каждым зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Также на стене были часы «с нарисованными цветами на циферблате» (с. 419).

Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая: портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она – обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

3. Усадьба как средство характеристики Ноздрева

помещик гоголь мертвый душа

Ноздрев был третьим помещиком, которого навестил Чичиков. Правда, познакомились они не в имении хозяина, а в трактире при большой дороге. После этого Ноздрев уговорил Чичикова поехать к нему в гости. Как только они зашли во двор, хозяин сразу же начал показывать свою конюшню, где были две кобылы – одна серая в яблоках, а другая каурая, и гнедой жеребец, «на вид неказистый» (с. 431). Потом помещик показал свои стойла, «где были прежде очень хорошие лошади» (с. 431), но там был только козел, которого, по старому поверью, «почитали необходимым держать при лошадях» (с. 431). Дальше последовал волчонок на привязи, которого он кормил только сырым мясом, дабы тот был «совершенным зверем» (с. 431). В пруду, по словам Ноздрева, водилась такая рыба, «что два человека с трудом вытаскивали штуку» (с. 431), а собак, которые находились в маленьком домике, окруженном «большим загороженным со всех сторон двором» (с. 432) было просто немерено. Они были разных пород и мастей: густопсовые и чистопсовые, муругие, черные с подпалинами, черноухие, сероухие, а также имели клички в повелительном наклонении: «стреляй», «обругай», «припекай», «порхай» (с. 432) и т.д. Ноздрев был среди них «как отец родной» (с. 432). Потом пошли осматривать крымскую суку, которая была слепа, а после нее – водяную мельницу, «где недоставало порхлицы, в которую утверждается верхний камень» (с. 432). После этого Ноздрев повел Чичикова полем, на котором «русаков такая гибель, что земли не видно» (с. 432), где пришлось пробираться «между перелогами и взбороненными нивами» (с. 432), постоянно идя по грязи, так как местность была очень низкая. Пройдя поле, хозяин показал границы: «все это мое, по эту сторону и даже по ту, весь этот лес, и все, что за лесом» (с. 432).

Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков, чиновников, Чичикова - писатель усматривает трагическое омертвение человечества, унылое движение истории по замкнутому кругу.

Сюжет “Мертвых душ” (последовательность встреч Чичикова с помещиками) отражает представления Гоголя о возможных степенях деградации человека.“Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого”,- отмечал писатель. В самом деле, если Манилов еще сохраняет в себе некоторую привлекательность, то Плюшкин, замыкающий галерею помещиков-крепостников, уже открыто назван “прорехой на человечестве”.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.

В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается по дуть...” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”. А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда... говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост...” Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”. Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. “В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” - и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.

Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”,.которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, о незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.

Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья...” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева - роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”.

Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного восприятия образа Собакевича. Описания деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности... Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: сравнивает помещика с медведем. Собакевич - чревоугодник. В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!” Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства.других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.

Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от “бережливого” хозяина к полусумасшедшему скряге. “А ведь было время, когда он... был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать... навстречу выходили две миловидные дочки... выбегал сын... Сам хозяин являлся к столу в сюртуке... Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешла к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее”. Вскоре семья полностью распадается, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность. “... Сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве”. Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами трагедия (именно трагедия!) одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости.

В деревне Плюшкина Чичиков замечает “какую-то особенную ветхость”. Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин живет хуже, чем “последний пастух Собакевича”, хотя он не беден. Предостерегающе звучат слова Гоголя: “И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком”.

Таким образом, помещиков в “Мертвых душах” объединяют общие черты: праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь “социальным” объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает “типические характеры в типических обстоятельствах”, но “обстоятельства” могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю.

Миру мертвых душ противопоставлена в произведении неискоренимая вера в “таинственный” русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В ее неукротимом движении писатель видит великое предназначение России, духовное воскресение человечества.

Главный герой произведения, бывший чиновник, а ныне махинатор. Ему принадлежит идея афёры с мёртвыми душами крестьян. Этот персонаж присутствует во всех главах. Он всё время путешествует по России, знакомится с зажиточными помещиками и чиновниками, входит к ним в доверие, а затем пытается проворачивать всяческие махинации.

Один из героев поэмы, сентиментальный помещик, первый «продавец» мёртвых душ в губернском городе NN. Фамилия героя происходит от глаголов «манить» и «заманивать». Чичиков знакомится с Маниловым на губернаторском приёме и быстро находит с ним общий язык, возможно из-за сходства характеров. Манилов также любит «сладко» говорить, у него даже глаза какие-то «сахарные». Про таких как они обычно говорят «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Вдова-помещица из произведения, вторая «продавщица» мёртвых душ. По натуре она корыстолюбивая крохоборка, которая в каждом видит потенциального покупателя. Чичиков быстро заметил торговую деловитость и глуповатость этой помещицы. Несмотря на то, что она умело ведёт хозяйство и умудряется извлечь с каждого урожая выгоду, ей не показалась странной идея с покупкой «мёртвых душ».

Разбитной 35-летний помещик из произведения, третий «продавец» душ умерших крестьян. С этим персонажем Чичиков знакомится уже в первой главе на приеме у прокурора. Позже он сталкивается с ним в трактире и тот приглашает Чичикова к себе в гости. Поместье Ноздрева в полной мере отражает вздорный характер хозяина. В кабинете нет книг и бумаг, в столовой встречаются козлы, еда не вкусная, что-то подгорело, что-то пересолено.

Один из персонажей произведения, четвертый «продавец» мертвых душ. Внешность этого героя как нельзя лучше соответствует его характеру. Это крупный, немного угловатый и неуклюжий помещик с «бульдожьей» хваткой, похожий «на средней величины медведя».

Персонаж поэмы, пятый и последний «продавец» мертвых душ. Он является олицетворением полного омертвения человеческой души. В этом персонаже погибла яркая личность, поглощенная скупостью. Несмотря на уговоры Собакевича не ехать к нему, Чичиков все же решился проведать этого помещика, так как известно, что у него высокая смертность крестьян.

Петрушка­­ ­

Второстепенный персонаж, лакей Чичикова. Ему было около тридцати лет, с суровым взглядом, большими губами и носом. Носил одежду с барского плеча, был молчалив. Любил читать книги, но ему нравился не сюжет книги, а просто процесс чтения. Был неопрятен, спал в одежде.

Селифан

Второстепенный персонаж, кучер Чичикова. Был невысокого роста, любил выпить, ранее служил в таможне.

Губернатор

Второстепенный персонаж, главный в городе NN, большой добряк с наградами, устраивал балы.

Вице-губернатор

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN.

Прокурор

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN. Был серьезным и молчаливым человеком, имел черные густые брови и немного подмигивавший левый глаз, любил играть в карты. После скандала с Чичиковым, от перенесённых душевных страданий, внезапно умер.

Председатель палаты

Второстепенный персонаж, один из жителей города NN. Рассудительный и любезный человек, знал всех в городе.


Top