Анализ «Война и мир» Толстой. Анализ эпизода "Именины у Ростовых" ("Война и мир") Анализ фрагмента война и мир

Л. Н. Толстой — это величайший колосс всей русской литературы. Эта знаковая фигура стала олицетворением России в культурной сфере. Сложно найти человека, который никогда бы не слышал об этом писателе. «Война и мир» стала кульминацией творчества Толстого. Этот роман оказал огромное влияние на восприятие как русской литературы, так и всей мировой истории.

Изначально Толстой планировал написать роман о возвращении из ссылки участника восстания декабристов. Однако начав проработку персонажа, Толстой понял, что должен описать сначала само восстание. После этого писатель был вынужден вернуться ещё дальше в прошлое своего героя, рассказывая о его становлении во время войны 1812 года. И со временем именно эпоха Наполеоновских войн стала той сценой, на которой развернулось действие романа.

Основой для почти каждого персонажа романа послужили реальные люди, жившие в те времена. Прототипы многих из них мы можем найти в родословном древе автора (почти 200 персонажей из 559 реальны):

  1. Члены семьи Ростовых и Болконских похожи на родственников Толстого — Волконских и Толстых (старый князь Николай, граф и графиня Ростовы — это дедушки и бабушки самого писателя, о чем он сам писал в статье «Несколько слов по поводу «Войны и мира»»).
  2. Семья Курагиных отсылает нас к богатому дворянскому роду Куракиных.
  3. Федор Долохов имеет видоизмененную фамилию «Дорохов».
  4. Род Друбецких — намек на известную дворянскую фамилию «Трубецкие. Как известно, дворянин из этого рода участвовал в восстании декабристов, а его жена поехала следом за ним на каторгу.
  5. Своё отражение в романе нашёл и легендарный офицер и партизан — Денис Давыдов в лице гусара Василия Денисова.
  6. Есть мнение, что князь Андрей Болконский был списан с русского генерал-лейтенанта Николая Тучкова, который также погиб на Бородинском поле.
  7. Некоторых исторических личностей автор упоминает напрямую: граф Апраксин, Наполеон Бонопарт, Михаил Кутузов, Александр Первый и т.д.

Интересные факты о создании романа «Война и мир»:

  • Автор писал книгу 6 лет — с 1863 по 1869 — и переписывал ее 8 раз;
  • Роман изначально был назван «1805 год», позднее «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры».
  • Толстой по понятным этическим причинам отрицал, что его герои (кроме Абросимовой и Денисова) имеют прототипы (статья «Несколько слов по поводу «Войны и мира»»).

Направление, жанр, композиция

«Война и мир», безусловно, относится к направлению реализма. Писатель стремится к наиболее достоверному изображению действительности. Развитие героев проходит в соответствии с событиями окружающего мира.

Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.

Перед нами, несомненно, достойный образец исторического романа-эпопеи. Автор рассказывает об эпохальных событиях, происходящих на протяжении долгого промежутка времени. При этом действие романа разворачивается на фоне реальных исторических событий, в сюжете присутствуют реальные исторические личности и места.

Композиция романа (линейная) примечательна частыми авторскими монологами, во время которых нас отрывают от главных героев дают взглянуть на ситуацию более широко. Структура книги многоуровневая: 4 тома, в каждом несколько частей, которые подразделяются на главы.

Смысл названия

Из множества теорий, которые истолковывают смысл заглавия «Войны и мира», выделяются три:

  1. Первая теория гласит о том, что название «Война и мир» отражает два состояния общества. В первой половине романа Толстой изображает «войну» в разобщённом и слабом обществе. А во второй он показывает нам народ, сплочённый внешней угрозой, который находится в «мире» с самим собой.
  2. Вторая теория строится на том, что слово «мир» в названии на самом деле означает «народ». Таким образом на современный лад название романа звучит как «Война и народ». Это подчёркивает главную тему романа — народ во время войны и его роль в ней.
  3. Третья связана с композицией романа: одни части повествуют о мире, другие — о войне. На контрасте автор показывает, как раскрывается характер русского народа в разных состояниях и реалиях.

Суть

Роман поделён на множество связанных сюжетных линий, из которых особенно сильно выделяются три:

  1. Линия Пьера Безухова повествует о стремлении героя найти смысл своей жизни. На протяжении всего романа он проходит через неудачный брак, кутежи и роскошь, масонство, Бородинскую битву и только в оставленной сгоревшей Москве находит духовного наставника в лице простого русского солдата Каратаева, который позволяет Безухову обрести внутренний покой.
  2. Андрей Болконский в начале романа стремиться к славе, но тяжёлое ранение ставит перед ним вопросы о смысле существования. Пытаясь реализовать себя и найти смысл в своей жизни, Болконский работает в правительстве, пытается найти счастье в браке, защищает страну от французского вторжения и только перед самой смертью от ранения обретает покой и смиряется со своей судьбой.
  3. Наташа Ростова проходит путь через лицемерие и пошлость дворянского общества и семейные проблемы, чтобы в конце повествования из ветреной девушки превратиться в любящую жену и мать.

Помимо этих событий мы можем наблюдать за судьбой семей Ростовых, Болконских и Курагиных, а также за историческими событиями первой половины девятнадцатого века.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Война и мир» состоит из нескольких уровней: деление по семьям (вот основных семей), классификация по призванию (люди войны и люди мира), типология по статусу (народ и элита), а также по убеждениям (самостоятельные одиночки вроде Безухова и Болконского, и светское общество, уравнивающее людей).

  • Пьер Безухов . Незаконный сын богатого дворянина. Полный и неловкий человек. Плохо видит. Обладает недюжинной физической силой, но мягким нравом. На протяжении всего романа стремится к познанию смысла жизни, пройдя через множество испытаний, обретает душевный покой. В конце романа делается намёк на связь Пьера с декабристами. Подробнее об образе Безухова написано в кратком от Многомудрого Литрекона.
  • Андрей Болконский . Представитель древнего и знатного рода. Сухой и холодный человек. В начале романа одержим Наполеоном и стремиться повторить его путь. Во время Аустерлицкой битвы ведёт солдат в атаку и получает тяжёлое ранение. Разочаровывается в Наполеоне и своей прошлой жизни. Вернувшись в Россию, князь впадает в уныние, которое ему помогает развеять жизнерадостность Наташи Ростовой. Болконский пытается улучшить жизнь в России, участвуя в реформах Сперанского, но вскоре понимает их неосуществимость. Попытка женитьбы на Наташе также терпит крах из-за интриг Анатоля Курагина. Во время войны двенадцатого года Болконский уходит на войну. Во время Бородинской битвы он получает смертельное ранение, второй раз перейдя порог смерти, князь смиряется со своей судьбой и спокойно умирает через несколько недель. А вот и .
  • Наташа Ростова . Наивная, искренняя и весёлая девочка из знатного дворянского рода. На протяжении всего романа служит источником душевных сил для окружающих. Была помолвлена в Болконским, но поддалась чарам молодого Курагина и чуть не сбежала с ним. В двенадцатом году убедила свою семью отдать все подводы для спасения раненных. Заботилась об умирающем князе Андрее. Помогла матери пережить смерть Петра Ростова. После войны вышла замуж за Безухова и стала любящей матерью. Образ Наташи стал главной темой этого .
  • Марья Болконская. Сестра Андрея Болконского. Некрасивая, запуганная отцом, верующая девушка. Искренне любит свою семью, жертвует своим счастьем, чтобы не оставлять родителя в одиночестве. В конце романа становится женой Николая Ростова.
  • Николай Ростов . Старший сын в семье Ростовых. Проходит путь от ветреного и легкомысленного юноши, который желал отправится на войну за приключениями, до дисциплинированного офицера и настоящего героя. Взял на себя все заботы о семье после смерти старого графа Ростова и банкротства рода. В конце романа женится на Марии Ростовой, становится твердолобым консерватором и солдафоном.
  • Элен Курагина . Красивая, но порочная и пустая женщина. Использовала свою красоту, чтобы выйти замуж за Пьера и получить его деньги. Во время войны с Наполеоном приняла католичество и начала процедуру развода с Безуховым, но вскоре умерла от болезни.
  • Анатоль Курагин . Молодой дворянин. Прекрасен внешне, но уродлив внутри. Легкомысленный и самодовольный волокита. Едва не соблазнил Наталью Ростову, сорвав её свадьбу с Болконским и уничтожив её честное имя. Во время Бородинской битвы потерял ногу, в полевом госпитале лежал рядом с Андреем Болконским и получил его прощение.
  • Василий Курагин . Старый коварный карьерист. Невероятно циничен. Не любит никого, даже своих детей. Не имеет твёрдых убеждений, меняет их настолько быстро, что иногда путается.
  • Борис Друбецкой . Юноша из обедневшего дворянского рода. С помощью матери смог пробиться в высшее общество и в высшие эшелоны власти. Расчётливый карьерист. Приятен и обходителен в общении. В любой ситуации стремиться к личной выгоде. В двенадцатом году мародёрствует в оставляемой Москве.
  • Анна Михайловна Друбецкая . Старая мать Бориса, потерявшая позиции в свете. Хитрая и упорная женщина. Любящая и великодушная мать. Сумела проложить своему сыну дорогу в свет. Помогла Пьеру получить всё наследство его отца.
  • Илья Ростов . Старый граф. Отзывчивый, веселый и искренний человек. Любящий отец, без колебаний оплатил огромный карточный долг сына. Пожертвовал своим имуществом, чтобы вывезти раненных из Москвы. Непрактичен, расточителен и недалёк в вопросах хозяйства. Умер от горя после потери сына, оставив свою семью в тяжелейшем положении.
  • Наталья Ростова . Обходительная, добрая женщина, смысл жизни которой заключается в материнстве. Хорошая мать, поддержавшая свою дочь-Наташу после её неудавшегося побега с Курагиным. После гибели Петра Ростова помутилась рассудком.
  • Николай Болконский . Отставной генерал, пострадавший от своей независимости (отказался жениться в угоду императору). Патриот. Жёсткий, деловитый и упрямый старик. Сторонится столичных салонов и живёт в своём имении Лысые горы. Склонен к физическому труду и за величайший грех почитает праздность. Воспитал своих детей в атмосфере строгости и умеренности, но запугал дочь своей строгостью. Не пережил известия о вторжении французов и умер от перенапряжения.
  • Платон Каратаев (говорящее имя Платон — от древнегреческого философа). Простой русский солдат. Добр и отзывчив, стремится к простой и понятной правде — помогать людям, жалеть слабых, уважать сильных, нести свет и милосердие. Становится духовным наставником Пьера. Умирает от рук французов во время отступления Наполеона.
  • Наполеон . Император Франции. Самодовольный толстяк, который не слышит никого, кроме себя. Нервный и пылкий человек, хороший оратор, но равнодушный к своему народу правитель, который идет по трупам за своей славой. Образ Наполеона охарактеризован в кратком
  • Кутузов . Выглядит, как сонный и недалёкий старик, но обладает острым умом, добрым сердцем и настоящим патриотизмом. Чувствует и понимает свой народ, что и позволяет ему одержать победу над Наполеоном. Заботится не о славе, а о жизни людей, поэтому терпит гнев императора, но все равно отходит от неприятеля, не давая решающего сражения. Подробнее о нем написано .

Темы

Тематика романа «Война и мир» очень насыщена и многообразна.

  • Мысль семейная . Семья — самое дорогое, что только может быть у человека, и автор доказывает эту истину в тексте: на примере правильных семей Ростовых и Болконских и на примере неправильной семьи Курагиных Толстой отображает своё видение здоровых семейных отношений. Подробнее тема семьи в романе «Война и мир» раскрыта в .
  • Любовь . На первое место Толстой ставит любовь между членами семьи. В большинстве случаев только близкие родственники способны на настоящие чувства. Так, Анна Друбецкая в разговоре с подругой упоминает, что на свою репутацию ей наплевать, и смысл ее жизни — в сыне. Но эти откровения были излиты на подругу детства с целью — добыть деньги на обмундирование Бориса. Любовь же в классическом понимании, зачастую, оказывается ложной, ошибочной или просто несчастной. Так, Андрей потерял Наташу из-за ее ошибки: она влюбилась в повесу-Анатоля.
  • Патриотизм . Толстой старается провести чёткую линию между ложным патриотизмом и патриотизмом настоящим. Ложный патриотизм — показная бравада, которую используют в своих целях негодяи и лицемеры. Настоящий патриотизм — глубокое и не афишируемое стремление защитить свою страну, свой дом и своих близких. Эта тема является центральной и обогащается примерами в .
  • Мысль народная . Натуралистично и часто даже отталкивающе изображая исторические персоналии, Толстой стремится показать незначительность индивида в историческом процессе. По его мнению, великие дела совершают не императоры, а простые люди. Известные личности лишь оказываются на гребне волны, поднимаясь на стихийном подъеме. На первый план писатель выводит народные массы, на которых и поднимаются такие люди, как Наполеон.
  • Тема природы . Природа в романе «Война и мир» изображена, как неотрывная часть человека, как олицетворение его души. Небо и земля символизируют собой всю вселенную, частью которой является человек.
  • Духовные изыскания . Толстой считает жизненно необходимым для человека духовный поиск и познание самого себя. Только те персонажи романа, которые стремятся к истине, находят своё счастье, а те, кто просто проживают свою жизнь в погоне за материальными ценностями, так и исчезают, не оставив ничего после себя. Духовные искания князя Болконского (для примера) описаны в данном .

Проблемы

Проблематика романа «Война и мир» столь же многогранна и обширна, как и повествование автора.

Выступая на консервативных русских позициях, Толстой воспел патриотическую войну русского народа с иностранным завоевателем. Однако вместе с тем он отметил несправедливость мира в целом и российского общества в частности. Смысл авторской позиции в том, что решить эти проблемы на глобальном уровне едва ли возможно (напрасными будут попытки князя Андрея). Но он показал, как простой человек с помощью любви может побороть зло в самом себе, что несомненно в будущем поможет обрести счастье всему человечеству. Это и есть главная мысль романа «Война и мир».

Каждый из нас должен прослушиваться к себе и искать свой индивидуальный путь развития, не позволяя обществу пагубно влиять на наши убеждения. В работе над собой писатель видел возможность человека изменить мир, начав, разумеется, с себя. Внутренняя свобода и зависимость — ключ к понимаю идеи Толстого:

…Чем менее наша деятельность связана с деятельностями других людей, тем она свободнее, и наоборот, чем больше деятельность наша связана с другими людьми, тем она несвободнее. Самая сильная, неразрываемая, тяжелая и постоянная связь с другими людьми есть так называемая власть над другими людьми, которая в своем истинном значении есть только наибольшая зависимость от них. (Л. Н. Толстой)

Таким образом, императоры и полководцы, которые думают, что управляют ходом истории, лишь убеждают себя в этом самообманом. Историей «управляет провидение», и люди собираются и убивают друг друга не по приказу, а по могучей силе взаимозависимости явлений, которая привела к подобным последствиям. Подлинная же свобода личности возможна лишь наедине с собой, вдали от общества.

Историзм

Роман охватывает большой промежуток времени от 1805 до 1820 года. Автор описывает битву при Аустерлице, Тильзитский мир, реформы Сперанского, Бородинскую битву, сожжение Москвы.

При работе над романом Толстой использовал огромное количество исторических материалов, так что историчность романа находится на очень высоком уровне, вплоть до наличия в романе реальных высказываний исторических личностей.

Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека книг, заглавия которых я не нахожу надобности выписывать здесь, но на которые всегда могу сослаться.

Историк и художник, описывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет неправ, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни, так и художник не исполнит своего дела, представляя лицо всегда в его значении историческом. Кутузов не всегда с зрительной трубкой, указывая на врагов, ехал на белой лошади.

Критика

Роман был восторженно встречен не только русским, но все мировым литературным сообществом. Все критики отмечали масштабность и значимость проделанной работы. Произведение было высоко оценено такими выдающимися писателями и публицистами, как Тургенев и Писарев.

«Я только что кончил 4-й том «Войны и мира». Есть вещи невыносимые и есть вещи удивительные; и удивительные эти вещи, которые в сущности преобладают, так великолепно хороши, что ничего лучшего у нас никогда не было написано никем; да вряд ли было написано что-нибудь столь хорошее. 4-й том и 1-й том слабее 2-го и особенно 3-го; 3-й том почти весь «chef d’œuvre».» (И. А. Тургенев — А. Фету, письмо от 12 апреля 1868 г.)

«…Роман графа Л. Толстого можно назвать образцовым произведением по части патологии русского общества. <…> Он видит сам и старается показать другим отчетливо, до мельчайших подробностей и оттенков все особенности, характеризующие тогдашнее время и тогдашних людей, - людей того круга, который всего более ему интересен или доступен его изучению. Он старается только быть правдивым и точным… (Д. И. Писарев, статья «Старое барство: («Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II и III. Москва, 1868 г.)»

В то же время взгляды автора на исторические процессы не могли не встретить протеста со стороны, как литературных критиков, так и историков. Новаторство романа «Война и мир» было многими воспринято как оскорбление памяти воевавших солдат и офицеров:

…В упомянутой книге трудно решить и даже догадываться, где кончается история и где начинается роман, и обратно. Это переплетение или, скорее, перепутывание истории и романа, без сомнения, вредит первой и окончательно… не возвышает истинного достоинства… романа.» (П. А. Вяземский, статья «Воспоминания о 1812 годе», «Полное собрание сочинений П. А. Вяземского», 1878-1896 гг.)

«Я сам был участником Бородинской битвы и близким очевидцем картин, так неверно изображенных графом Толстым, и переубедить меня в том, что я доказываю, никто не в силах. Оставшийся в живых свидетель Отечественной войны, я без оскорбленного патриотического чувства не мог дочитать этого романа, имеющего претензию быть историческим…» (А. С. Норов, статья ««Война и мир» с исторической точки зрения и по воспоминаниям современника», «Военный сборник», 1868 г., №11)

На данный момент роман является признанным шедевром среди романов, а взгляды Толстого на историю получили благодаря нему широчайшее распространение.

«Мы основываем право свое говорить о новом, еще неоконченном произведении гр. Л. Н. Толстого, во-первых, на громадном его успехе в публике… а во-вторых, на самом богатстве и полноте содержания трех вышедших теперь частей романа, которые обнаружили вполне весь замысел автора и все его цели, вместе с изумительным талантом осуществления и достижения их. <…> (П. В. Анненков, «Исторические и эстетические вопросы в романе гр. Л. Н. Толстого «Война и мир»», 1868 г.)

Критик и литературовед П.В. Анненков также отметил своеобразие романа «Война и мир» — оно состоит в том, что роман является «историей культуры» дворянского сословия и отображает те ценности и ориентиры, на которых основывалось мировоззрение наших предков.


Роман-эпопея "Война и мир" насыщен большим количеством маленьких, но имеющих большое значение эпизодов, не влияющих непосредственно на развитие сюжета и не играющих решающего значения в судьбах главных героев. Эти эпизоды приобретают особое значение для понимания романа как произведения, которое соединяет в себе идеи о личности человека, его роли в истории и о мироздании в целом.

Таким эпизодом является и заключение мирного договора в Тильзите. В этом эпизоде пересекаются важные идейные линии, затрагиваются мотивы войны, честности, справедливости. Автор позволяет нам увидеть новые детали в описаниях двух императоров - Александра и Наполеона.

Тильзитский мир – важнейшее событие в развитии международной политики в начале XIX столетия, а сама встреча великих императоров стала эпохальной. Мы представляем атмосферу торжественности и величественности.

Но Толстой в свойственной ему манере изображает все без величественного ореола, правдиво и просто.

Заключение мирного Тильзитского договора автор изображает через восприятие Николая Ростова, прибывшего для того, чтобы доставить императору прошение Денисова о помиловании. Ростов едет ночью, он не хочет быть узнанным, поэтому на нем штатское платье, он чувствует неловкость и смущение, которые еще больше увеличиваются, когда он видит все происходящее. Сначала он с недоумением обнаруживает в квартире Бориса французов, а ведь в армии к ним еще относились с презрением, ненавистью и даже некоторым страхом. Толстой при этом не поддерживает ни Бориса, ни Николая. Первый спокойно ужинает с бывшими врагами, второй яростно их ненавидит, хотя, по сути, они уже не являются врагами.

В этом эпизоде автор дает нам понять, что чрезмерный патриотизм не всегда оправдан. Да, он естественен во время войны, но надо уметь общаться с людьми вне военных действий. Однако и эта мысль не абсолютна, ведь писатель рассказывает нам о том, как Борис, нелюбимый герой Толстого, запросто находится в одной компании с французами.

В данном эпизоде большое значение имеют образы и их расстановка. Мы видим противопоставление образов Ростова и Бориса. Ростов просит за Денисова, как ранее просил за себя Борис у князя Андрея. Но сейчас роли изменились. Борис слушает Николая свысока, будто тот – подчиненный и докладывает о происходящих событиях своему генералу. Ростов чувствует неловкость, ведь раньше они общались вполне дружески. Толстой выставляет в этой сцене Бориса в крайне невыгодном свете.

В этом эпизоде Николай Ростов разочаровывается и в своих идеалах, рушатся его прежние убеждения. Герой представлял государя исключительной личностью, справедливее и великодушнее которой никого нет. Но автор показывает нам и своему герою истинное лицо императора, и Николай постепенно меняет свое мнение об Александре. Император оказывается вовсе не таким безупречным монархом, каким он представлялся Николаю и народу. Вот государь показывается на крыльце, и Николая поражает его внешний облик, в котором читаются одновременно величие и кротость. Однако Толстой очень быстро снижает этот образ: император – фразер. Для него сказать фразу – это почти создать художественное произведение. Но эта фраза с реальной жизнью не имеет ничего общего.

Николай восхищается русским императором, а Борис – Наполеоном, который показан в романе более уязвимым, чем Александр. В свою очередь, Ростов сильнее Бориса.

Толстой планомерно развенчивает образ Наполеона. Французский император плохо держится в седле, его внешняя характеристика непривлекательна: на губах неприятно-притворная улыбка, у него малый рост и маленькие белые руки. За Наполеоном тянется длинный хвост свиты.

Ростову неприятно наблюдать за тем, как Бонапарт легко и свободно общается с Александром, а русский император благосклонно отвечает ему. Николай не может понять, как могут мирно общаться законный государь и преступник.

Лазарев, которого признали самым храбрым в этой войне, получает награду. Николаю это кажется несправедливым, ведь, по его мнению, Денисов, возможно, был храбрее Лазарева, а сейчас он отбывает наказание. Вся сцена заключения Тильзитского мирного договора является противопоставлением эпизодам войны, а также предшествующим главам в госпитале, где мы видели всю правду жизни, и поняли, насколько она неприглядна. При этом мы не можем сказать, что в душе Николая Ростова происходит кардинальный перелом. Он видит происходящее, но не пытается дать ему оценку, разобраться в том, что он чувствует, он пугается своих мыслей. И хотя он понимает, что война с ее жестокостью, с гибелью невинных людей, оторванными руками и искалеченными судьбами и Наполеон со своей белой ручкой и Александр, улыбающийся Бонапарту, как-то не вяжутся между собой. Вот и вырывается из души Ростова пьяный крик - вопль отчаяния, который вызван глубоким разочарованием в том, во что он свято верил. Но и верить в то, что нет государя, нет Бога, он не согласен. Так Толстой вводит мотив сомнения, благодаря которому возможен нравственный рост человека.

Итак, эпизод заключения Тильзитского мира играет в романе значительную роль, поскольку показывает оборотную сторону мира, которая не подвластна сознанию истины, но наполнена неприкрытой жизненной правдой. В таком мире искренний, честный человек чувствует себя неловко. Автор стремился показать реальную жизнь людей и человеческий путь в этой жизни.

Протоиерей Павел Калинин

Федченко Н.Л.

Отношение к фигуре Льва Николаевича Толстого и всему творчеству великого гения как нельзя лучше определяется словом «хрестоматийность», настолько традиционным стало восприятие его героев, настолько привычна трактовка его произведений. Противоречия, отмечаемые во взглядах писателя, никак не затрагивают устоявшейся характеристики персонажей.

Не меняется положение и в работах исследователей, не относящихся к советской ветви литературоведения. Но можно ли считать общепринятые истины по-настоящему доказуемыми? И признавая героиню эпопеи «Война и мир» Наташу Ростову идеалом Толстого, воспринимать этот образ как соответствующей народному идеалу и народному православному мировидению? Попытаемся осмыслить образ героини, обратившись к анализу отрывка из романа-эпопеи «Война и мир», 17-18 глав части первой третьего тома (эпизод посещения Наташей церкви).

И.А. Есаулов в работе «Категория соборности в русской литературе» указывает на то, что особый, «православный контекст» «одного из вершинных для русской литературы произведений», романа «Война и мир», литературоведением «не только не описан, но и… даже не обозначен» . Автором отмечается «особая значимость для этого романа мотива молитвы» . В частности, ссылаясь на исследование С.Г. Бочарова «“Война и мир” Л.Н. Толстого» (М., 1978) и уточняя позицию, изложенную в нем, Есаулов пишет, что в «соборной молитве, в которой участвует Наташа Ростова, происходит как раз то сопряжение небесного и земного (выделено автором), то соборное единение в единой молитве, которое так характерно для православного богослужения, во многом определяющего и строй православной ментальности» . Причем подтверждением истинности подобного вывода для автора «Категории соборности…» (и не только для него) являются чувства героини («Напомним, что чувствует (выделено автором) Наташа всегда верно» , - говорится в тексте со ссылкой на труд Хализева В.Е., Кормилова С.И. «Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”» (М., 1983)). Не смущает литературоведа и то, что говение героини, ее покаянное настроение рассматривается в тексте как лекарство: «Графиня, надеявшаяся, что “молитва поможет ей (Наташе) больше лекарств”, оказывается права» . Думается, уточнение, что «…покаяние (выделено автором) героини… происходило в соответствии с православным годовым циклом» ничего не проясняет в поведении и в оценке нами этого образа.

Более детальное исследование мировоззренческих взглядов Льва Николаевича, в частности, вероисповедального аспекта творчества писателя, содержится в труде М.М. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Характеризуя рассказ Толстого «Три смерти», Дунаев говорит о том, что на примере образа мужика писатель показывает «религию природы»: «смерть мужика спокойна именно потому, что он не христианин. Мир природы, мир животного, есть для Толстого мир счастья, красоты (земной, чувственной) и гармонии» . Такой же жизнью живет семья Ростовых: она (эта семья) погружена «в стихию душевно-эмоциональную», что, «чуждых рационального расчета, имеющих малое понятие о рассудочных основах жизни» , противопоставляет Ростовых цивилизации, но, как нам представляется, никоим образом не свидетельствует об их религиозности.

«Малоцерковная» вера Платона Каратаева, как верно отмечает исследователь, для Толстого есть несомненное достоинство героя: «в том - естественность, натуральность мирочувствия на уровне мужика (выделено автором)» . Наташа же, причастная «уровню мужика, уровню народа (выделено автором) », « изначально отдается бессознательному следованию стоящим над нею законам, не снисходя до размышлений о своем месте в жизни по отношению к этим законам» , а «знаменитая сцена у дядюшки должна восприниматься как знаковый, символический образ, раскрывающий натуральное бытие Наташи (выделено автором) » . И в этом вновь - следование «религии природы». Потому не совсем ясными представляются слова Дунаева о том, что противоречие между естественным состоянием героини и непринятием ею отношений с Анатолем Курагиным снимается тем, что Наташу «спасает заложенная в ее натуре тяга к духовной жизни», так как не совсем ясна в данном случае природа этой духовности. Ведь сам исследователь, сравнивая натуры Марьи Болконской и Наташи, отмечает, что последнюю отличает скорее душевность, а не духовность, то есть, иными словами, существо Наташи ограничено земным пониманием добра. Однако эпизод говения героини рассматривается в работе в контексте истинной православности: «Наташа решается говеть - радостно. Она идет в храм и молится, искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию.

Смирение, с которым сопряжена молитва Наташи, является отличительным признаком ее молитвы» . И далее: «В русской (и в мировой) литературе это едва ли не самое совершенное описание внутреннего состояния человека, стоящего на молитве» . При этом остается без пояснения тот факт, что Наташа молится, «искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию (выделено нами)» (сравним у Толстого: «новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она, в этот непривычный час утра , глядя на черный лик Божией Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их» ).

Между тем, очевидно, что в тексте толстовского романа, во всяком случае, в эпизодах, касающихся характеристики Наташи и изображения традиций жизни семьи Ростовых, мы не увидим той естественной сопричастности православной жизни (по сути, православной народной жизни), которая в романе А.С. Пушкина выражена всего лишь одной строкой («Два раза в год они говели…»). Говоря о творчестве И.С. Шмелева, в произведениях которого молитва и молитвенное состояние героев является неотъемлемой частью эстетической реальности, С.В. Толстошей отмечает «осмысленную духовную жизнеустойчивость» героев шмелевской прозы, именно то, что отнюдь не наблюдается у героев Толстого.

Вся семья Ростовых, несущая в себе представление о семейном идеале в понимании Толстого, под говением понимает «отслушать на дому три службы». К самой Наташе желание говеть приходит «в конце Петровского поста», то есть само начало поста для героини, мучительно переживающей свой проступок, прошло незамеченным.

Подготовиться к таинствам Православной Церкви Наташа решается не по собственному духовному разумению и не по совету духовника, (о существовании такового в тексте даже не упоминается), а по предложению «отрадненской соседки».

Отходом от православных русских традиций героини является и ее «поиск» прихода, который соответствовал бы важности и исключительности переживаемого ею момента: «По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни» .

Принятое Наташей решение готовиться к покаянию и причастию (Покаяние - (от греч. метанойа ) - перемена мышления, изменение взгляда на мир. Русское воззрение на это понятие более глубоко и конкретно, оно основывается на исконном значении корня -кай - в славянском языке. «Слово каять изначально понималось так - назначать цену, выкуп за грех . Вот почему окаянный - это человек, который обязан искупить грех, а покаянный - это тот, кто уже платит цену за свое преступление. Неприкаянный же человек - это не искупивший своей вины, не пришедший к покаянию» .) - не более чем «занятие», долженствующее отвлечь ее от переживаний, игра («…счастье приобщиться (чувству «чистой жизни и счастья») или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей (Наташе) Аграфена Ивановна»). Отсюда - продуманно «самое дурное… платье» и «старенькая мантилья».

Восприятие службы Наташей, с одной стороны, - рациональное («старалась следить» (за звуками службы), «понимала их», «не понимала», «сладостнее было думать», «надо… верить»), с другой, - чувственное. Наташа находится не в состоянии глубокого духовного переживания, а в состоянии экзальтации: «когда она не понимала (звуки службы), ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться Богу, который в эти минуты - она чувствовала - управлял ее душою» . Непонимание службы героиней - явление более чем странное, ибо речь идет о непонимании старославянского языка, на котором велась в 19 веке и ведется по сей день церковная служба. А такое непонимание человеком, получившим полноценное, то есть не подвергшееся секуляризированному влиянию, образование, вызывает удивление. Не понимая, Наташа думает о том, что не следует предаваться гордости, гордыне. Но ведь речь идет не о проникновении в тайну Божественного слова, а о постижении содержания службы, что, думается, было понятно и доступно даже малограмотному крестьянину.

Как ни странно, но доказательством «от противного» служит поведение героини перед началом службы. Искреннее осознание греха не позволило бы ей думать ни о чем, кроме раскаяния, но Наташа «по привычке рассмотрела туалеты дам, осудила… неприличный способ креститься рукой на малом пространстве…», а затем эту духовную рассеянность героиня компенсирует излишней молитвенной восторженностью.

Молитва Наташи лишена момента глубокого духовного «проживания» произносимых слов, поэтому она придумывает «себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них» и желает «иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них». Подобное «уничижение» себя, переживание «умиленного нетерпения в душе» и не глубоко православное, а восторженно-надуманное предание себя Божией воле («…Предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю…») необходимо Наташе, чтобы чувствовать себя вполне хорошей («я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра») и таким образом не иметь никаких «обязательств» перед Господом. Приобщение (не внутреннее, но внешнее) Наташи к соборной молитве не означает дальнейшего духовного развития героини: Толстой словно бы завершает путь исправления ее характера, отменив необходимость постоянного стремления человека к идеалу. Можно с уверенностью говорить, что в описании говения Наташи писатель идет не от поступка героя к определению характера, а наоборот: заданность характера определяет поступки. Поэтому данный эпизод воспринимается в единой парадигме характера героини: образ Наташи положителен, и все, что она делает, призвано это подтверждать.

Заданность, непрочувствованность эпизода автором проявляется и в описании церковной службы. Незаметные восприятию разцерковленного современного читателя, допущенные автором неточности не могли быть неведомы человеку, живущему в православном окружении 19 века. Причина их, как уже было замечено, в одном: в небрежении автора, в том, что эпизод молитвы - проходной, «необходимый» для характеристики образа, но никак не внутренне переживаемый писателем.

Описанное поведение дьякона, который выправляет, «широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря», трудно представить воочию, так как облачение его не предполагает подобного действия. Мирную ектенью, начинающуюся словами «Миром Господу помолимся», Толстой завершает так: «дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: - «Сами себя и живот наш Христу-Богу предадим»» . Здесь происходит смешение частей литургического богослужения: Великая, или мирная ектения, которая произносится диаконом после начального возгласа Литургии, оканчивается словами, завершающими 2-ю Просительную ектению перед причастием во третьей части богослужения - так называемой Литургии верных. Перекрещивание орарем груди диакон совершает после произнесения 2-ой Просительной ектеньи, а не перед, как мы видим у Толстого.

Таким образом, признавая Льва Николаевича создателем одного из величайших шедевров отечественной словесности, эпопеи, в которой в полной мере отразился героический дух одной из самых трагических и самых славных страниц нашей истории, не стоит идеализировать его представления о мире, представления, в которых Богом подаренный гений оказался смущенным соблазном земного величия.

Литература.

  1. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск, 1995.
  2. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. / Электронный ресурс: Режим доступа http://palomnic.org/bibl_lit/ bibl/dunaev
  3. Толстой Л.Н. Война и мир. - М.: Просвещение, 1981. Т.3.
  4. Толстошей С.В. О некоторых особенностях духовного реализма И.С. Шмелева / В кн.: Синергетика образования: Четвертые международные Кирилло-Мефодиевские чтения. - М., Ростов-на-Дону, 2008.
  5. Миринова Т. Крест и меч. - М., 2008. - С 96.

Беспрецедентным в истории мировой литературы является классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», повествующий о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн. Грандиозное произведение в течение многих лет пользуется неизменным успехом у читателей и литературных исследователей во всем мире. Предлагаем к ознакомлению анализ романа по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при написании сочинения на заданную тему, подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1863-1869 годы.

История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьей вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел писателя существенно расширился: появились новые герои, отодвинулись временные рамки. В результате был написан роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция - Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определенный временной промежуток. Композиция романа отличается чрезвычайной сложностью и многослойностью.

Жанр - Роман-эпопея.

Направление – Реализм.

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая - восстание декабристов, а третья - их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.

История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.

Тема

Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли свое мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве - изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны и многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения - каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом - то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.

Композиция

Проводя в романе «Война и мир» анализ произведения, необходимо отметить сложность и многоступенчатость его композиционного построения. Не только роман, но даже каждый том и каждая глава имеют собственную кульминацию и развязку. В книге теснейшим образом переплетены главные сюжетные линии, многие персонажи и эпизоды противопоставлены друг другу.

Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определенный временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) - описание войны и главных героев, наполненных честолюбивыми мечтами.
  • 2 том (1806-1811 год) - отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
  • 3 том (1812 год) - полностью посвящен войне 1812 года.
  • 4 том (1812-1813 годы) - наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
  • Эпилог (18120 год) - повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.

Главные герои

Жанр

Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто - это роман-эпопея . Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объем произведения, масштаб отображаемых событий и рассматриваемой проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нем присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, роман принято относить к литературному направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2432.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Конспект урока по литературе

в 10 классе

Анализ эпизода «Пьер в плену»

(т.4, ч.1, г. XI - XII романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гиматутдинова Ирина Львовна

г. Казань

2011

I . Вступительное слово учителя.

– Путь исканий Пьера в продолжение романа – это путь проб, ошибок, сомнений и разочарований.

– Почему Пьер оказался в плену?

– Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что «мысль о границах свободы и зависимости» была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела «поджигателей».

II . Анализ эпизода.

– Кто участники этой сцены и как их изображает Толстой? (Участники этой сцены – французы, поджигатели и толпа. «Большая толпа народа» состояла из русских, немцев, итальянцев, французов и стояла полукругом. Французские войска расположились «двумя фронтами», поджигателей расставили «по известному порядку»).

– Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом? («… все торопились , – и торопились не так, как торопятся , чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся , чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело »).

– Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя? («Острожные, подойдя к столбу, остановились и… молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника». «Фабричной не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк…, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь , оглядывался вокруг себя…». Обратим внимание на характер повторяющихся сравнений).

– Братская связь между людьми разорвана: одни люди превратились в «подбитых зверей», а другие? (В «охотников»).

– Как же чувствуют себя эти «охотники»? («Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы». «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть…»).

– Почему? Что понимали все без исключения, и казнившие, и казнимые? («Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники , которым надо было скорее скрыть следы своего преступления»).

– Какой вопрос мучит Пьера? ( « Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?»).

Значит, не они, а кто-то другой или, точнее, что-то другое создало весь этот кошмар. Человек – щепка, которую влечет поток истории.

– Как эта мысль подействовала на Пьера? («С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось…, и все завалилось в кучу бессмысленного сора»).

Но в этот момент совершенно необходим в развитии Пьера. Чтобы принять новую веру, надо было разувериться в старых верованиях, отказаться от веры в человеческую свободу. Вся сцена расстрела, даже более страшная, чем сцена Бородинского сражения (вспомним описание закапывания фабричного) , призвана была показать и Пьеру, и читателям, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него .

 И вот тут-то…

– С кем встречается Пьер в плену? (С солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым) .

Мы подходим к идейному центру романа. В Платоне Каратаеве – предельное выражение толстовских мыслей о границах свободы и зависимости . Надо внимательнее вчитаться во все, что сказано о Платоне Каратаеве.

– Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? («Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое…»).

– Что же так подействовало на Пьера, что заинтересовало в этом человеке? («Круглые» движения, запах, занятость Платона, завершенность, слаженность движений).

– Какова манера речи Каратаева? (Язык его – народный).

Проанализируем вместе одну из реплик Платона Каратаева («– Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»). На какие особенности речи обратили внимание? (Просторечия; насыщенность пословицами и поговорками; манера общения).

Работа по вариантам:

I вариант : просторечия, элементы фольклора («буде», «картошки важнеющие», «гошпиталя», «сам-сем», «животов полон двор» и др.).

II вариант : пословицы и поговорки («Час терпеть, а век жить», «Гед суд, так и неправда», «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае», «Не нашим умом, а Божьим судом» и др.). О смысле этих поговорок мы еще поговорим, сейчас же отметим лишь наличие этих пословиц как особенность речи Каратаева.

III вариант : манера общения с собеседником («… сказал он с нежно-певучей лаской…», со «сдержанною улыбкой ласки», «был огорчен тем. что у Пьера не было родителей»).

Он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые (!) кто-то заинтересовался не пленным Безуховым, а человеком Безуховым. В голосе у Платона – ласка.

– Опишите внешность Каратаева. («Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона… была круглая , голова была совершенно круглая , спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые ; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые ).

Когда-то Наташа сказала о Пьере, что он « четвероугольный ». Пьера привлекает эта «круглость» Каратаева. И сам Пьер должен как бы «срезать углы» в своем отношении к жизни и тоже стать «круглым», как Каратаев.

– В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?

Все совершится, как надо, и все – к лучшему. Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья. Каратаев выражает толстовскую мысль о том, что правда – в отказе от своего «я» и в полном подчинении судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к этой вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное – лучшее.

«Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае» – это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадает раньше капусты. Это – вера в неизбежность совершения Божьего суда. Сразу же в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит это, Платон отвечает «не нашим умом, а Божьим судом».

– В этой поговорке – основа каратаевщины: чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по Божьей воле.

Если признать истинной эту философию (квиетизм), тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.

 Толстой пытается доказать это , но жизнь опровергает эту философию.

– Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера? (Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе).

III . Развитие темы в «последующих эпизодах» (т.4, ч.2, гл. XII, XIV ).

– К чему всю жизнь стремился Пьер? (К согласию с самим собой).

– В чем искал он это спокойствие? («… он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его»).

– В чем же нашел теперь счастье Пьер? (Счастье теперь в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей и «вследствие того свобода выбора занятий»… «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь , когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием…»).

Мысль пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в душу человека. Человек не призван делать более того, что касается его лично . (Пьеру «… не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне»). Человек должен определить границы своей свободы, говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом.

– Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных? («И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!»).

Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни. Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.

IV . Заключение.

К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице («бесконечное высокое небо»). «Бесконечные дали» открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали . И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль . Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер»).

Так выразил Толстой ту мысль, которая, как он писал Погодину, была ему наиболее дорога в романе. Мы можем не соглашаться со взглядами Толстого на границы свободы и зависимости человека, но понять их мы должны.

В продолжение урока основные положения вносятся в опорную схему:

«Мысль о границах свободы и зависимости»

т.4, ч.1, гл. XII


Top