Комплекс физических упражнений для мышц. Упражнения для мышц бедра. Методика проведения ору

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРУ

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

ОБУЧЕНИЕ ОРУ

ДОЗИРОВКА ОРУ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

ОРУ (общеразвивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Оседлый образ жизни является предрасположенностью к инвалидности, ранней смерти и обесцениваемому качеству жизни. Обучение пожилых людей позитивным аспектам сердечно-сосудистой деятельности, мышечной силы и гибкости в их жизни является проблемой для профессионала в области фитнеса. Осознание должно быть направлено на то, что хронологический возраст на самом деле не представляет качество здоровья. В качестве профессионалов в области фитнеса нам необходимо сосредоточить наше внимание на создании прекрасных возможностей для жизни на протяжении всей жизни, для наших учеников всех возрастов и предоставить широкий обзор здоровья для населения с различными интересами и опытом.

Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.

С престарелыми предотвращение осложнений, связанных с бездействием, гораздо более экономически выгодно, чем необходимость оплачивать расходы на долгосрочный уход. Упражнение и старение: проблемы для практикующего. Как упражнение может принести пользу пожилым пациентам: практический подход. Изометрическое производство мышечной силы в зависимости от возраста у здоровых мужчин от 20 до 74 лет. Высокоинтенсивная силовая тренировка у неагенетиков: воздействие на скелетную мышцу. Сопротивление: основные принципы.

Социологические взгляды на старение и физическую активность. Силовая подготовка: не только для молодежи. Физическая активность, смертность от всех причин и долговечность выпускников колледжей. Баланс и сильные изменения в пожилые люди после тренировки сильной резистентности. Изменения в скелетной мышце со старением: эффекты тренировки. Упражнение и старение: расширение самостоятельности у пожилых людей. Проспективный анализ физической активности и рака.

ОРУ – это школа двигательной подготовки. План начальной подготовки в спорте также характеризуется применением большого объёма ОРУ. Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья занимающимся, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно- двигательного аппарата. Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки школьников, а также на исправление её недостатков (сутуловатость, сколиозы и т.д.). Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспитания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

Сравнение профилей высокопоставленных лиц и малых участников программы укрепления здоровья на уровне общин для пожилых людей. Несмотря на толстые мышцы, они чувствуют себя узкими и слабыми. Маттиас К. всегда был более жалким, чем большинство его современников. То, что его время от времени дразнили одноклассники, не беспокоило его очень сильно. Это изменяется после полового созревания. Маттиас К. решает что-то сделать. В восемнадцатый день рождения он получил членство в спортзале и начал тренироваться два раза в неделю.

Подростки особенно уязвимы

Это тенденция, которая все больше запутывает представителей сильного пола. «Спортивный, обученный и динамичный взгляд стал важным, особенно самими мужчинами», - говорит Барбара Мангет-Мацек. Как и у Маттиаса К. мышечный дисморфизм часто начинается у подростка. Во многих случаях молодые люди смотрят на свои тела и сравнивают их - с моделями, спортсменами и звездами эстрады, но также с физическим лицом других мальчиков. «Это сравнение начинается с девочек часто очень рано», - знает Барбара Мангвет-Мацек. «С парнями это происходит сейчас в том же направлении».

  • владение большим количеством конкретных упражнений(умение показать, терминологических назвать);
  • знание характера каждого упражнения, его направленности;
  • умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;
  • умение обучать и проводить занятия ОРУ различными способами(по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);
  • владение методами организации занятий ОРУ;
  • умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся решаемыми задачами.

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями:

Согласно исследованию, представленному в Британском медицинском журнале, почти столько же мужчин, сколько женщины, недовольны своим телом. Это увеличило число разочарованных людей за последние 25 лет. В принципе, нет ничего плохого в том, что человек идет в спортзал, чтобы что-то сделать для своей внешности. Пока он остается в здоровой окружающей среде. «Это уже не так с мышечным дисморфизмом», - объясняет эксперт Мангет-Мацек. «Пострадавшие люди подчиняют всю свою жизнь культу тела». Чтобы иметь возможность тренироваться еще более интенсивно, они идут на неполный рабочий день или меняют работу.

  1. Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе.
  2. Упражнения для шеи.
  3. Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений.

Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание.

Друзья, семья и партнер пренебрегают. Если они все еще ездят в отель, они смогут только отправиться в свой отель, где они могут беспрепятственно продолжать свою многочасовую ежедневную программу обучения без ограничений. В крайнем случае сцепление с анаболическими или гормонами роста происходит в некотором роде, потому что их тело может только увеличивать мышечную массу.

Но даже если они выглядят как Арнольд Шварценеггер в победе на чемпионатах мира по бодибилдингу, остается неизменной идея не быть достаточно мускулистой. «Это принуждение для этих людей продолжать работать над их мышцами, - говорит Барбара Мангвет-Мацек, - и они страдают от этого». Обычно в тишине, потому что те, кого это касается, стыдятся и потому, что они не считают себя больными. Пациентка никогда не приходила к ней сама и сказала, что он слишком слаб, поэтому ему приходилось все время тренироваться и иметь психологическую проблему, сообщает психолог.

4. Последними в комплексе используются упражнения где учавствуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.

В заключение используется так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа. В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе упражнений для рук плечевого пояса существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плечей;

Позор и отсутствие болезней также являются причинами, по которым до сих пор нет достоверных данных о частоте роста мышц. Американские ученые опасаются, что это явление может распространиться как эпидемия среди мужского населения из-за давления на то, чтобы выглядеть мускулистым и обученным. Мангет-Мацек указывает, что лишь небольшая часть тех, кто крадет свои тела в спортзале, развивает комплекс Адониса. Тем не менее, она настоятельно рекомендует всем заинтересованным лицам обратиться к лечению.

Цель лечения: реалистичное изображение тела

В противном случае серьезное воздействие на жизнь, такое как потеря работы, развод и социальная изоляция, угрожают. Нередко продолжается и длинный путь страдания, - или. Затем некоторые пациенты нуждаются в лечении. В противном случае они лечатся психотерапевтически. Решающим шагом является дать понять пострадавшим сторонам, что у них есть проблема и в чем их суть. В конечном счете, пострадавшие должны узнать, что они больше, чем просто их мускулистый внешний вид. Для того, чтобы создать разумную, реалистичную картину себя и своего тела.

В группе для ног и тазового пояса – упражнения для стопы, голени, бедра;

В группе упражнений для туловища выделяют упражнения для мышц передней или задней поверхности туловища и т.д.

Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия на организм занимающихся. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости.

Вы, наверное, уже узнали, что в конце гонки вы не смогли бы правильно держать руль, или ноги были слишком тяжелыми, чтобы встать со скамейки на подставку и свободно проехать несколько отверстий, вместо того чтобы стоять вместо бессильных сидя. Это явление в большинстве случаев связано с мышечной усталостью, которая может быть улучшена, в частности, целенаправленной силовой тренировкой. Первые месяцы нового года особенно хорошо подходят для работы над их способностями. Если из-за плохой погоды вечное обучение несколько короче или имеет место в тренажерном зале, в учебный план могут быть включены следующие тренировочные подразделения в спортзале.

Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения, повороты.

Характер упражнений во многом зависит от системы напряжения и расслабления мышц, быстроты движений и внешне проявляется как плавные, равномерные движения или движения с ускорением или замедлением, рывки, взмахи.

Почему упражнения нужно выполнять в комплексе?

Разминка: перед тренировкой силы вы должны прогреться не менее 12-20 минут. Лучшим выбором является шаговый двигатель, беговая дорожка, колесный эргометр или гребная машина. Обратите внимание на четную и умеренную нагрузку. И после тренировки рекомендуется охлаждать 15 минут, поэтому вы можете ускорить восстановление после тренировки.

Приседания тренируют главным образом мускулатуру ноги и туловища. Обратите особое внимание на стабильную и прямую спину. Движение колеблется от около 90 градусов сгибания в колене и бедра до полного растяжения ног. Поскольку это упражнение очень сложное, вы должны позволить правильной физической подготовке и исполнению заранее показать тренер на месте!

Вводной части урока можно использовать специально подобранные игры или упражнения, не требующие большого физического напряжения и активизирующие внимание учащихся. Исходя из конкретных условий, учитель должен самостоятельно решить, какие упражнения или игры наиболее приемлемы на данном уроке.

Если урок проводится в прохладную погоду на открытом воздухе, учитель во время вводной части должен предлагать наиболее эффективные упражнения с целью разогревания организма. Для этого ОРУ выполняются в более быстром темпе, количество их увеличивается, а следовательно, увеличивается и продолжительность всей вводной части. Практика показала, что для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами и т.д.)

«Гребля» со штангой: это упражнение очень близко к положению и движению на велосипеде. В дополнение к спине и туловищу мускулатура плечевого пояса особенно подчеркнута. В этом случае гантель тянет тело вдоль тела в легкой верхней части тела. Локти должны быть выведены наружу при изгибе.

Изгибы ног: задняя часть бедер часто игнорируется во время тренировки, при этом хорошие мышцы сгибания играют важную роль в стабильности колена и, таким образом, предотвращают травмы колена. Выполните это упражнение одноногим, так как баланс может быть настолько сбалансированным. Не работайте в полом кресте при более высоких весах! Из почти прямого положения колена вы должны достичь около 120 градусов дифракции.

С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объёма, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом.

В связи со сказанным в приведенных ниже примерах упражнения для различных частей тела группируются также по признаку преимущественного воздействия на развитие тех или иных качеств.

Эти мышцы выполняются во время стояния и изменения положения сидя и стоящего вождения. В этом упражнении ноги расположены по меньшей мере на талии. Затем работайте примерно с 90 градусов дифракции до почти растяжения, так что ноги не полностью расширяются и, таким образом, «падают» в перенапряжение.

Живот: без шести пачек ничего не произойдет, даже до открытия официального курортного сезона. Выполняя это упражнение, согните ноги перед своим телом и снова растянитесь вниз, но не опускайтесь вниз. Бицепс: мышцы бицепса передней части плеча задействованы почти во всех движениях рук, локтей и плеч и соответственно важны. Расположите локоть рядом с телом и «слейте» вес, насколько это возможно, в секцию локтя, после чего следует максимальный изгиб. Работать как можно дальше от локтевого сустава и удерживать плечи в нейтральном положении.

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

  1. Упражнения для пальцев и кисти:

а) силовые упражнения:

Сжимание теннисного мяча на каждый счёт;

Упор на кончиках пальцев о стену, стоя наклонно к стене;

Тоже в упоре лёжа:

Отталкивание кистями от стены с упором прямыми руками о стену, стоя от неё на расстоянии шага;

Держите локти как можно ближе к стабильной позиции багажника. Опустите вес сразу за голову, насколько это возможно, затем потяните его за локоть и плечо в сундук. Расширенная рука дает угол 90 градусов к фюзеляжу. Скамьи прижимаются шортами: поскольку верхняя часть тела и плечевой пояс являются одними из наиболее напряженных групп мышц, их следует учитывать соответственно в плане обучения. Особенно в этом упражнении укрепляются мышцы грудной клетки. При опускании гантелей локти должны иметь не менее 90 градусов сгибания, и в этом положении одновременно образуют самую низкую точку рук.

б) упражнения на увеличение подвижности суставов:

Руки вверх, упор ладонью в ладонь, пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не меняя положения кистей;

Хлопки в ладоши в положении локти в стороны, пальцы вперёд, вверх;

В упоре лёжа, передача тяжести тела с одной руки на другую, меняя положение кистей: пальцами вперед, внутрь, наружу.

В высоту плеча приведите вес к центру тела, чтобы гантели почти касались друг друга, когда руки вытянуты. Руки в этом упражнении шире плеч и, насколько это возможно, спускаются, локти находятся в «конечной позиции» самой нижней точки рук. Футбол - самый практичный вид спорта в мире. Физическая подготовка в футболе имеет первостепенное значение, главным образом потому, что это спорт с прерывистым характером. Принимая во внимание физическую подготовку, спортсмен сможет наилучшим образом выполнить свою роль в поле.

Без хорошей физической подготовки спортсмену сложно добиться успеха в соревнованиях и выступать в сезон без травм. В больших клубах есть несколько видов обучения, лаборатории физической подготовки с сопровождением нескольких профессионалов. Как в полевых условиях, так и в лаборатории добиваются лучших результатов спортсмена. То есть все делается так, чтобы спортсмен выполнял задачу с лучшей производительностью и меньшим износом. Для этого есть несколько компонентов для хорошей спортивной работы.

  1. Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья:

а) силовые упражнения для сгибателей:

Сгибание рук к плечам с набивными мячами (гантелями), то же с резиновым амортизатором стоя на нем, с захватом концов руками;

Подтягивание в висе лежа или в висе на перекладине, кольцах, брусьях;

В упоре лежа на широко расставленных руках сгибание одной руки. Перемещение тела попеременно в упоре лежа на левой или правой руке;

б) силовые упражнения для разгибателей:

Разгибание рук (отжимание) в упоре лежа;

Разгибание рук в упоре лежа, сзади с опорой руками о скамейку, сиденья стульев;

Прыжки на руках в упоре лежа с хлопком;

Разгибания рук вверх из положения гантели к плечам;

в) упражнений для увеличения подвижности в плечевых суставах:

Одна рука вверху, другая внизу. Смена положений рук с рывком в конце движения;

Сведение прямых рук за спиной рывками;

Из упора лежа сзади, сгибая ноги, пружинящие движения. Руки прямые, пальцы назад;

Выкруты в плечевых суставах, переводя палку назад за спину и обратно, хватом за концы. То же с веревкой, амортизатором.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ

а) упражнения для увеличения подвижности в суставах:

  • наклоны головы вперед, назад, в стороны;

Повороты головы налево, направо;

  • круговые движения головы;

б) силовые упражнения:

  • руки на затылке, наклоны головы вперед и назад, преодолевая сопротивление рук;
  • стоя на коленях с опорой головы о ладони (на мягкой опоре), перекаты со лба на затылок;
  • из положения лежа с согнутыми руками (ладоши у головы) и ногами борцовский мост (на мягкой опоре).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ И ТАЗОВОГО ПОЯСА

  1. Упражнения для стопы и голени:

а) силовые упражнения:

Поднимание на носки, тоже с гантелями в руках;

Ходьба на носках;

Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижениями;

б) упражнения для увеличения подвижности в суставах:

В положении выпада вперед пружинящие движения, стремясь коснуться пола пяткой, находящийся сзади ноги;

Стоя на коленях, сесть на пятки. Пружинящими движениями отрывать колени от пола;

Ходьба на внешней части стопы

  1. Упражнения для мышц бедра:

а) силовые упражнения:

Приседания на двух и одной ноге, тоже с гантелями в руках, тоже с партнером на плечах;

Ходьба и прыжки в полуприседе;

Стоя на коленях, наклоны с прямым туловищем назад;

Тоже но вперед с удержанием голеней партнера.

б) упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах:

Круговые движения тазом в стойке ноги врозь на ширине плеч;

Пружинящие движения в положении широкого выпада вперед. То же в положении вклада в сторону;

Наклоны вперед в седе с прямыми ногами (ноги вместе и врозь);

Полу шпагат, шпагат;

Стоя на одной ноге, махи с максимальной амплитудой вперед, назад в сторону прямой ногой;

Стоя на одной ноге, другая опирается на рейку гимнастической стенки.

Наклоны к прямой ноге.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

  1. Упражнения для передней поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Из положения лежа поднимание туловища в сед;

Лежа, поднимание прямых ног, поднимание прямых ног в положении лежа на лопатках согнувшись;

В положении лежа руки с гантелями в стороны. Поднимание гантелей вперед.

Наклоны назад, стоя ноги врозь, руки на поясе, к плечам, вверх;

Сидя с опорой на поясницу о набивной мяч.

Наклоны назад, руки вверх;

Мост отжиманием из положения лежа.

  1. Упражнения для задней поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Наклоны вперед с набивным мячом, удерживаемым руками на затылке;

Лежа на животе, прогибания, руки вверх;

Положение наклона вперед, поднимание рук в стороны с гантелями;

б) упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны вперед согнувшись;

  1. Упражнения для боковой поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Из седа ноги врозь, опираясь на одну руку, с поворотом упор лежа боком, другую руку вверх;

В седе ноги врозь (носками зацепиться за рейку гимнастической стенки или с удержанием ног партнера, наклон назад на 45 градусов и повороты туловища направо, налево, руки за голову;

б) упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны туловища в стороны в стойке ноги врозь, руки на пояс, к плечам, вверх.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВСЕГО ТЕЛА

  • из упора присев перейти в упор лежа, затем снова в упор присев, встать, то же но со сгибанием рук в упоре лежа;
  • ходьба на руках с помощью партнера за ноги;
  • в стойке ноги врозь круговые движения туловища;
  • из стойки ноги скрестно, без помощи рук сесть, затем лечь, снова сесть и встать.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

  • из положения стоя у стенки с касанием её затылком, лопатками, ягодицами, пятками отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены;
  • держа у поясницы гимнастическую палку вертикально за спиной, принять прямое положение тела с касанием палки затылком и позвоночником. Фиксировать позу, стоя у зеркала;
  • стоя спиной к стене, выполнить приседания и наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены;
  • в положении лежа на спине, руки за головой, напрячь мышцы спины, подняться в о.с. Сохраняя прямое положение тела с помощью партнеров.

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо прежде всего руководствоваться тем для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи. Наиболее типичными формами ОРУ отличающимися друг от друга целевой направленностью и задачами, являются утренняя зарядка, производственная гимнастика, основная гимнастика и др.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми ясельного возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы. Приседания в утренней гимнастике или спортивной разминке разогревают мышцы ног, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Приседания при производственной гимнастике с лицами, занятыми трудовыми процессами с участием преимущественно рук или в сидячем положении, будут способствовать активному отдыху мышц ног, особенно разгибателей бедра. Наконец, приседания с дозированной нагрузкой при лечебной гимнастике используются при восстановлении функций мышц и суставов ног после травм или заболеваний. Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания с отягощением или без него и т.п.). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений необходимо иметь представление о качественно различных формах проявления двигательных способностей. Наиболее характерные качества это сила, выносливость и гибкость.

  1. Многократное (8-12 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т.д.) до утомления развивают силовую выносливость, способствуют увеличению мышечной массы. Если повторение (8-12 раз) не составляет труда, необходимо увеличивать вес отягощения или изменить исходное положение (например, отжимания с опорой ног о возвышение).
  2. Поднимание около предельного веса (1-3 раза) развивает максимальную силу мышц и увеличивает их массу. Изометрические упражнения (около предельное напряжение мышц с таким внешним сопротивлением, при котором нет видимых перемещений частей тела) также развивают максимальную силу.
  3. Выполнение движений с максимальной скоростью развивает скоростно-силовые качества мышц быстроту.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость (например, поднимание гантелей к плечам, подтягивание на перекладине).

Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивают общую выносливость (к примеру, упражнения общего воздействия, продолжительный бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа, выполняемые многократно, до пота)

ГИБКОСТЬ – различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах за счёт преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами). В связи с этим и развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнения для укрепления мышц, фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т.д.). Пассивная гибкость – проявление подвижности в суставах за счёт силы тяжести собственного веса тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с притягиванием к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой его о рейку гимнастической стенки и т.д.).

Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий уступающего характера (наклоны с дополнительными движениями, то же с помощью партнера), методом фиксации систематических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т.д.).

От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движений. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенности. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление.

Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц. Используя метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений данной группы мышц необходимо занимающимся активно или произвольно расслаблять мышцы. Этот метод эффективен в положении лежа или сидя. Применяются маховые движения с расслаблением, потряхивания, приёмы самомассажа.

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ

При подбору упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов утренней гимнастики, спортивной разминки, в которые необходимо включать упражнения с участием в движениях всех частей тела. Чередовать упражнения необходимо по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру, «руки-ноги-туловище». Навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.
  2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учётом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Комплексы ОРУ, составленные с учётом локального воздействия, типичные для занятий атлетической и основной гимнастикой. Эти же правилом руководствоваться при составлении комплекса упражнений производственной и лечебной гимнастики.
  3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте реализуется также при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнения за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количеством повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и одного или нескольких комплексов ОРУ. Каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и требует изменение комплекса в сторону его усложнения.
  4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходное положение, направление и амплитуду движения и характер их выполнения. При подборе упражнений надо соблюдать правило гимнастической регламентации упражнений. К примеру, при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ног вместе или врозь, носками наружу или при параллельных стопах эффект будет различным. Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон. За основу должны стать следующие упражнения и их разновидности: 1. Подтягивание с выправленными прогибанием тела. 2.Круговые движения руками. 3.Приседания. 4.Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения. 5.Наклоны и круговые движения головы. 6.Упор лежа и отжимание в упоре лежа. 7.Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах). 8.Махи ногами вперед, назад и в сторону. 9.Прыжки (подскоки) многократные. 10.Ходьба и бег на месте.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

Особенностью ОРУ в отличии от проведения прикладных упражнений является их стилизация. ОРУ проводятся с использованием предметов. При занятия ОРУ предметы используются с различными усилиями: как оттягивающие, как средство восстановления точности движений, как средство повышения интереса к занятиям и т.д.

Гимнастическая палка используется как ограничитель движений уточняющий их направление и амплитуду. Кроме того, её можно применять как опору для упражнений в опорах и висах при занятиях с партнерами. Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перетягиванием через неё: на двух и одной ноге; с вращением скакалки назад и вперед; на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками; с двойными вращением; в приседе и т.д. Скакалку сложенную вдвое, втрое или в четверо, используют как палку. Применяется и длинная скакалка – для перепрыгивании при вращении её за концы двумя партнерами.

МЯЧИ НАДУВНЫЕ используются для бросков и ловли при индивидуальных, групповых упражнениях. Малые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель.

МЯЧИ НАБИВНЫЕ разного веса, а также ограничители движений и опорой при выполнении ряда (к примеру, прогибания лежа с опорой, спиной о мяч).

ГАНТЕЛИ разного веса широко применяются как отягощения усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статистических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подставки в спортивных видах гимнастики и в атлетической гимнастике и являются типичными средствами при занятиях ОРУ. Упражнения с булавами деревянными выполняются для развития силы и подвижности суставах верхних конечностей, координации движений, а также используются в играх и эстафетах. Многие ОРУ можно выполнять с использованием гимнастической скамейки и на гимнастической стенке. Скамейка может служить опорой в положении сидя, в упоре лежа или препятствием при прыжках. Многие упражнения можно выполнять пользуясь скамейкой как отягощением, поднимая её руками или ногами группой занимающихся.

Благодаря конструкции снаряда на гимнастической стенке можно выполнять специфические упражнения с опорой руками и ногами о рейки на разной высоте, упражнения в висе и смешанном висе. Кроме того дополнительная опора руками о стенку облегчает выполнение ряда упражнений (равновесия, приседания), что немаловажно при занятиях с начинающими.

ОРУ целесообразно проводить также с партнером. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчить или усложнить двигательную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий. Составляя программу занятий, нужно предусмотреть возможность включение в комплекс упражнений с предметами и с использованием гимнастического оборудования.

ОБУЧЕНИЕ ОРУ

Как правило, ОРУ не является для занимающихся сложной двигательной задачей и процесс обучения чаще всего сводится к запоминанию последовательности упражнений в комплексе. Наиболее действ иными способами обучения ОРУ являются способы по показу, по рассказу и по раз делениям: 1. Способ обучения по показу.

Обучая ОРУ способом по показу, одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счёт. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчёт и подсказ. Заканчивают упражнения по команде: «Стой!» Она подаётся вместо следующего счёта.

При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение!» и т.д.

2.Способ обучения по рассказу.

Этим способом пользуются при обучении более простыми упражнениями или с целью активизировать внимание занимающихся. По ходу подсказывать основные действия вместо подсчёта, но и в ритме и в темпе упражнений. Например: «Наклон-выпрямиться- присесть-встать». При комбинированном способе, соединяющем показ и рассказ, в начале показывается упражнение, а затем подсказывает походу его выполнения.

3.Способ обучения подразделениям.

Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать неуды между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. При таком способе достигается высокая моторная плотность занятий.

ДОЗИРОВКА ОРУ

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счёт изменения:

  • числа упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ оно может быть разное);
  • содержания упражнений (движения отдельными частями тела оказывают меньшую нагрузку, чем упражнения с работой многих мышечных групп, силовые упражнения и упражнения на выносливость воздействуют сильнее, чем упражнения на гибкость);
  • интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);
  • количество повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счёт «1-4» или «1-8» под музыку, как правило, каждое упражнение повторят 4, 8, 12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);
  • темпа (быстрей, темп упражнений как правило более нагрузочен);
  • исходное положение (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывают различную нагрузку. Например: сгибание и разгибание рук в упоре лежа со опорой руками о возвышение или в упоре на брусьях. Дозировать упражнение исходя из общих правил учёта степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом. При индивидуальных занятиях регулировать нагрузку в зависимости от степени утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать занимающихся самостоятельно прекратить упражнение, если продолжать его со всеми вмести, остановиться трудно. В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм «до отказа» такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.

От занятия к занятию нагрузку также следует постепенно повышать, регулируя её за счёт тех же факторов и количества дней занятий в неделю.

Дыхание тесно связано с движениями. Глубина и частота дыхания должны соответствовать потребностям организма в данный момент. Это сложная физиологическая функция организма осуществляется автоматически, хотя возможно и произвольно в акт дыхания. Для здоровых людей не имеет значение, когда делать вдох и выдох, не вредны и моменты кратковременного натуживая. По мере возможности необходимо сочетать темп движений с дыханием. При расширении грудной клетки при движениях руками в стороны, разгибания туловища рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах – выдох.

Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение, рекомендуется ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры насыщенными движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседание, подскоки, наклоны и т.д.)

Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колоне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, в лесу и на пляже).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией П.Т.Брыкина и В.М.Смолевского, М, ф и спорт 1975г.
  2. Советы тренерам. Сборник упражнений и методики, рекомендаций – Издание 2-ое переработанное М, ф. и спорт 1980г.
  3. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: пособие для учителя/В.П.Богословский, М.Н.Доведенко, В.П.Дробышев и др./ Под редакцией М.Д.Рины, М, Просвещение 1985г. (Библиотека учителей физической культуры)

Наиболее тяжелый из всех видов остеохондроза - тот, при котором катастрофа разражается не в одном, а в двух или даже во всех трех отделах позвоночника (генерализованный остеохондроз). Предлагем комплекс упражнений, который поможет боротся с этим недугом.

В последние десятилетия число больных генерализованным остеохондрозом значительно увеличилось. Поэтому мы и предлагаем вам воспользоваться тремя универсальными комплексами упражнений, воздействующими сразу на грудной, пояснично-крестцовый, а в некоторой степени и на шейный отделы позвоночника. Каждые 20 упражнений - тот необходимый минимум, который поможет облегчить ваше состояние в разные периоды обострения остеохондроза.

Первый комплекс (подострая фаза)

Болезнь пошла в атаку?

Воспользуйтесь этим комплексом упражнений. Упражнения выполняйте, если позволяет самочувствие, 2 раза в день, повторяя каждое по 8-10 раз, в щадящем исходном положении - лежа на спине, чтобы полностью устранить вертикальную осевую нагрузку на позвоночный столб.
Обратите внимание на то, что некоторые движения нужно делать, подложив под ноги большую диванную подушку или валик.

  • Сгибайте и разгибайте стопы, одновременно сжимая в кулак и распрямляя пальцы рук;
  • Левая нога согнута в колене. Сгибайте и разгибайте в колене правую ногу, скользя пяткой по кровати или полу. То же, поменяв положение ног;
  • Поочередно поднимайте руки вверх;
  • Левую ногу согните в колене. Правую отведите в сторону. То же, поменяв положение ног;
  • Описывайте круги согнутыми в локтях руками;
  • Согните ноги в коленях. Подтягивайте к животу то левое, то правое колено (ходьба лежа);
  • Сгибайте руки, пальцами касаясь плеч;
  • Ноги согните в коленях. Отводите в сторону сначала одно, потом другое колено;
  • Поднимите руки вверх - вдох. Обхватите колено руками и подтяните его к животу - выдох. То же - другой ногой;
  • Выполните стопами круговые движения;
  • Ноги на валике. Диафрагмальное дыхание - сделайте 3-5 вдохов-выдохов, поднимая грудь, живот неподвижен;
  • Приподнимайте таз, опираясь на вытянутые вдоль туловища руки и грудной отдел позвоночника;
  • Согните ноги в коленях, ладони сложены на затылке. Приподнимите голову и напрягите мышцы брюшного пресса;
  • В течение 4-6 секунд напрягайте и расслабляйте ягодичные мышцы;
  • Ноги согните в коленях. Руки вверх - вдох, руки к коленям, корпус приподнимите и потянитесь вперед - выдох;
  • Согните ногу в колене. Распрямите ее, давя стопой на пол. То же - другой ногой;
  • Сделайте то же движение, что в упражнении 16, двумя ногами одновременно;
  • Приподнимите таз, напрягаямышцы брюшного пресса и ягодиц;
  • Упражнения 19-20 выполните стоя на четвереньках;
  • Сядьте на пятки, не отрывая рук от пола;
  • Выгибайте спину, но, возвращаясь в исходное положение, не прогибайтесь.

Второй комплекс

(через 1-2 недели после обострения)

Поможет значительно облегчить состояние. Подготовит к переходу к нормальной жизни с ее повседневными обязанностями. Упражнения выполняются лежа на спине и стоя на четвереньках - это наиболее физиологичное на этапе выздоровления исходное положение. При нем, так же как и при положении лежа, исключается вертикальная осевая нагрузка на позвоночник, максимально разгружены пораженный сегмент и мышцы, двигательная нагрузка на соседние позвонки распределяется равномерно. Кстати, именно поэтому у передвигающихся на четырех лапах животных никогда не бывает остеохондроза. Знакомые по I комплексу упражнения выполняйте с большей амплитудой, более энергично. Подушка или валик вам больше не понадобятся Упражнения 1-10 выполняйте лежа на спине:

  • Сгибайте и разгибайте поочередно стопы ног (10 раз);
  • Сгибайте и разгибайте поочередно ноги в коленях (10 раз);
  • Поднимите сначала одну, затем другую руку вверх и потянитесь (5-7раз). Если у вас есть партнер, попросите его несильно потянуть вас за руки (3-5 раз);
  • Выполните упражнение 4 из первого комплекса (5-7 раз);
  • Повторите упражнение 5 из первого комплекса с выпрямленными ногами (10 раз);
  • Левое колено подтяните к животу. Поднимайте выпрямленную правую ногу вверх. То же - поменяв положение ног (3-7 раз);
  • Сделайте 12-е упражнение из первого комплекса (10 раз);
  • Ноги согните в коленях, руки сложите на животе. Приподняв голову и плечи, задержитесь в этом положении на 2-4 секунды (5 раз);
  • Вытянув ноги, напрягайте и расслабляйте ягодичные мышцы в течение 6-7 секунд;
  • Следующие упражнения выполняйте стоя на четвереньках:
  • Сядьте на пятки, не отрывая рук от пола, как в упражнении 19 I комплекса (10 раз);
  • Ноги разведите в стороны. Постарайтесь коленом правой ноги коснуться локтя левой руки. То же, поменяв ногу (5 раз);
  • Не отрывая рук от пола, сядьте налевую пятку, одновременно отведитеправую ногу назад (полушпагат). То же другой ногой (5 раз);
  • Упражнения 17-20 выполняйте лежа лицом вниз, подложив под живот валик;
  • Руками подоприте подбородок. Приподнимите правую ногу от пола и удерживайте ее на вису 4-5 секунд. То же - левой ногой (5 раз);
  • Опираясь на разведенные в стороны руки, приподнимайте голову и плечи над опорой и удерживайте эту позу 4-5 секунд (5 раз);
  • Сгибайте ноги в коленях (5-7 раз).

Третий комплекс

(на пути к выздоровлению)

Первые два комплекса, если выполняли их регулярно, наверняка избавили вас от боли и других неприятных симптомов остеохондроза. Но это не значит, что можно забросить занятия ЛФК. Наоборот! Катастрофа не повторится, если, разучив следующий комплекс (сделать это будет нетрудно: некоторые эффективные упражнения «перекочевали» в него из предыдущих комплексов, только выполняться должны с большей амплитудой), вы методично каждое утро будете делать его.

  • Исходное положение (и. п.) для упражнений 1-5 - лежа на спине, ноги согнуты в коленях.
  • Распрямите ногу в колене, давя стопой на пол. То же - другой ногой(8-10 раз);
  • Прямые руки поднимите вверх за голову - вдох. Обхватите колено руками и прижмите его к груди - выдох. То же - другой ногой (5 раз);
  • Приподнимайте таз, как в упражнении 12 первого комплекса (10-12 раз);
  • Руки сложите на груди. Приподнимайте голову, напрягая мышцы брюшного пресса (5-7 раз);
  • Сгибайте и разгибайте поочередно ноги в коленях (по 10 раз);
  • Ноги согните в коленях и, обхватив их руками, подтяните к животу (5-7раз);
  • Сядьте на пятки, не отрывая рук от пола, как в упражнении 19 первого комплекса (10 раз);
  • Разведите ноги в стороны. Разверните туловище влево, отводя в сторону левую руку. То же - в другую сторону (5 раз);
  • Выгните спину, повторяя упражнение 20 первого комплекса (5-7 раз);
  • Правую руку поднимите вперед, правую ногу отведите назад, не поднимая высоко. То же - левыми рукой и ногой (5-7 раз);
  • Согнутые в локтях руки сложите под подбородком. Отводите сначала одну, затем другую ногу строго в сторону (7-10 раз);
  • Сгибайте ноги в коленях (5-7 раз);
  • Лежа на спине. Руки и согнутые в коленях ноги разведите в стороны. Развернув туловище вправо, соедините руки перед собой. То же - в другую сторону (8-10 раз);
  • Лежа на правом боку, подтягивайте согнутые в коленях ноги к животу. То же, повернувшись на левый бок (10 раз);
  • Стоя прямо, ладонями обхватите поясницу. Втяните живот, зафиксируйте это положение на 8-10 секунд (5 раз);
  • Стоя в 1-2 шагах от перекладины, расположенной на уровне груди, и держась за нее руками, наклоняйтесь вперед. Почувствуйте, как растягиваются мышцы спины (8-10 раз);
  • Выполните вис на перекладине, встав к ней лицом. Разворачивайте таз влево-вправо, слегка согнув ноги в коленях (5-8 раз);
  • Стоя на коленях, переступайте руками по полу, разводя их в стороны и наклоняя туловище то влево, то вправо (5 раз).
  • Не отрывая рук от опоры, сядьте сначала на левое, а затем на правое бедро (5 раз).
  • Повторите упражнение 6 из второго комплекса.
  • Комплекс упражнений закончите расслаблением: полежите спокойно 5 минут на спине, не напрягая мышцы, подложив под ноги валик. Наслаждайтесь покоем и постарайтесь ни о чем не думать.

Упражнения при шейном остеохондрозе

Чуть только острый период пройдет, с осторожностью приступайте к выполнению следующего комплекса. Особенно полезно делать эти упражнения при хронических заболеваниях шейного отдела позвоночника, повторяя каждое по 5-10 раз. Верните шее гибкость и подвижность, растяните «скованные» недугом мышцы.

Поворачивайте голову влево-вправо, потихоньку увеличивая амплитуду движения;

Не запрокидывая голову, переместите ее назад, одновременно втягивая подбородок.

На следующем этапе введите в комплекс упражнения, направленные на растягивание, укрепление мышц шеи, уменьшение боли. После каждого повторения делайте секундную паузу для отдыха;

Лежа на спине, животе или боку, приподнимайте голову на 2-3 секунды;

Подбородком надавливайте на кисти согнутых рук, которые противодействуют этому движению;

Давите на затылок кистями рук, сплетенными в замок, оказывая головой сопротивление этому движению.

Научитесь полностью расслаблять мышцы; Руки свободно опущены вдоль туловища.

Поднимите плечи как можно выше и задержитесь в этом положении на 10 секунд.

Опустите плечи, глубоко вдохните, расслабьтесь. Через 10-15 секунд почувствуйте, как руки наливаются тяжестью и оттягивают плечи вниз.

В конце занятия достаточно сильными круговыми движениями помассируй задней поверхности шеи - там, где проходят мышцы, в течение 3-4 минут. Сначала вы, возможно, почувствуете сильную боль, которая вскоре утихнет.

Неотложка: Этим же приемом пользуйтесь, чтобы снять головную боль.


Top