Чего нельзя делать в тюрьме. Почему в тюрьме нельзя заступаться за других. Не вмешиваться не в свое дело

Самым тяжелым временем в тюрьме человек, впервые туда попавший, без колебаний назовет первую неделю. Он, доселе не имевший представления о тюремных законах, должен будет за это время не только привыкнуть к окружающей обстановке, но и принять существующие правила и новый собственный статус. Ему нужно будет с первого шага в камеру зарекомендовать себя так, чтобы первое впечатление о нем негативно не отразилось на его дальнейшем пребывании в месте заключения. Поэтому лучше заранее поинтересоваться, каким правилам поведения стоит следовать, чтобы не настроить против себя обитателей тюремной «хаты».

Бывают моменты, когда большинство из нас чувствует, что друг должен нам одолжение. Возможно, вы сделали что-то хорошее для друга, тогда придет время, когда вам нужна помощь, и вы пойдете к своему другу и попросите его вернуть одолжение. Иногда мы часто обращаемся к нашим друзьям и говорим: Я знаю, что, возможно, вы не хотите этого делать, но ваша помощь действительно поможет мне.

А судьи кто?

Апостол Павел столкнулся с такой ситуацией. Ему нужна была услуга от его друга Филимона. Затем он написал Филимону, напоминая ему, сколько Павел сделал для него, и попросил одолжение взамен. Это четвертый урок нашей серии «Послания Павла в тюрьме». Мы назвали этот урок «Павел и Филимон», потому что мы подробно проанализируем письмо, которое Павел написал своему другу Филимону, член церкви в Колизе. Мы увидим, как Павел просит милость от Филимона, который примирился с Онисимом, рабыней Филимонов, которые недавно пришли к вере во Христа.

Первые шаги


Заходя в камеру, нужно как можно отчетливее по-мужски поздороваться: «Здорово, народ!» (или «пацаны»).

Определяющемуся в камеру выдают матрац, который нужно, входя в камеру, бросить на пол подальше от унитаза.

Не нужно спешить протягивать руку для приветствия (жать руку в камере можно не всем).

Наше исследование Павла и Филимона делится на три основные части: во-первых, мы рассмотрим фон письма Павла к Филимону; во-вторых, мы рассмотрим структуру и содержание письма Павла к Филимону; и в-третьих, мы сосредоточимся на современном применении этого письма. Давайте сначала посмотрим на письмо Павла к Филимону.

Письмо Павла к Филимону отличается, по крайней мере, двумя аспектами от его других писем, написанных из тюрьмы. С одной стороны, он значительно короче, он касается только одного предмета. С другой стороны, это было написано для человека, а не для церкви, будучи тогда глубоко личным. Это подразумевает, что чем больше мы знаем о Филимоне и других вовлеченных людях, тем больше мы знаем обстоятельства, о которых говорил Павел, мы будем лучше подготовлены к пониманию учения Павла в этом письме и применим его сегодня к нашей собственной жизни.

Ни в коем случае нельзя «понтоваться», пытаться выглядеть матерым, видавшим виды «зк», все равно со временем вашу неопытность «раскусят», поэтому лучше вести себя естественно.

Нужно просто признаться сокамерникам (без «понтов», но и без чрезмерной вежливости), что вы не знаете тюремных правил, но готовы с ними считаться, если вам подскажут уважаемого человека, который и расскажет вам о принятом в камере порядке. Уважаемому опытному человеку – смотрящему, к которому вас направят соседи по камере, обычно принадлежит расположенная у окна нижняя койка.

Мы рассмотрим тремя способами фон письма Павла к Филимону. Во-первых, мы будем идентифицировать людей, вовлеченных в вопрос, затронутый Павлом в его письме к Филимону; во-вторых, мы увидим проблему, которая мотивировала письмо Павла; и в-третьих, мы проанализируем участие Павла и его посредничество в этой проблеме. Во-первых, давайте обратим внимание на людей, вовлеченных в этот вопрос.

В письме Павла к Филимону упоминается много разных людей, но мы сосредоточимся на тех, кто был прямо или косвенно вовлечен в то, что Павел спросил у Филимона. Во-первых, мы представим самого Филимона; во-вторых, мы остановимся у Онисима, раба Филимона; и, наконец, отметим.

Ни в коем случае не врите в разговоре со смотрящим или другим опытным человеком, не старайтесь казаться осведомленным, за наивные вопросы вас не осудят, а вот всплывшая ложь навсегда может испортить вашу репутацию.

Ваш неподдельный человеческий интерес к тюремным правилам (но не заискивание!) могут вызвать симпатию окружающих, поскольку покажет вашу готовность жить по принятым здесь правилам.

Некоторые люди, которые служили свидетелями участия Павла в деле между Филимоном и Онисимом. Начнем с Филимона, человека, которому Павел написал это послание. В письме Павла не упоминается город, в котором жил Филимон, но глава 4 Колоссянам, 9-й стих, указывает, что раб Филимона Онесим был жителем Колизея. Слушайте слова Павла.

Каждый отвечает за себя

Поскольку Онесим жил со своим господином Филимоном в то время, когда был написан Колоссянам, Филимон, должно быть, жил в Колоссах. Ликийская долина лежала в районе Фригии, в римской провинции Азии, известной в наше время как Малая Азия. Сам Филимон, по-видимому, активно участвовал в служении другим верующим в Колоссах. Например, в Филимоне, стих 7, Павел говорит о том, как Филимон с любовью утешал сердца других верующих. У Павла было такое высокое понятие Филимона, что в стихе 17 он говорит о Филимоне как о своем спутнике в служении Евангелия.

В случае расспросов о прежней жизни лгать тоже не рекомендуется, за исключением тех случаев, если до заключения вы работали в полиции, были служащим МВД или осуждены за педофилию или извращения.

К служившим в армии не относятся, как к изгоям, но и особого почета в камере им ожидать не стоит.


Примеры опасных слов

Настолько, что в стихе 2 Павел определил Филимона как хозяина местной церкви. Но помимо этого, по-видимому, Филемон имел значительную историю с Павлом, который сформировал тесную связь между обоими мужчинами. Вспомните напоминание Павла о Филимоне в Филимоне 19.

Вполне возможно, что Павел имел в виду, что он привел Филимона к вере, хотя также возможно, что он буквально спас жизнь Филимону каким-то другим способом. Но, как бы там ни было, Филимон был обязан Павлу большой благосклонностью. Мы также видим силу их отношений в молитвах Филимона о освобождении Павла из тюрьмы и в плане Павла оставаться там, где Филимон был освобожден из тюрьмы. Мы читаем слова Павла по этому поводу в стихе Филимона 22.

Сокамерники могут задавать вам самые неожиданные и, может быть, не всегда удобные вопросы и на них нужно отвечать с известной долей осторожности, так как слова, свободно сказанные вами на свободе, в условиях заключения могут иметь совершенно другой смысл. Поэтому, чтобы из-за неосторожного слова не быть неправильно понятым или не создать у заключенных неверное мнение о себе, лучше проявлять в разговорах сдержанность. Слова, произнесенные заключенным, приравниваются к совершенным поступкам и так же строго судятся.

Библия не объясняет, как Павел познакомился с Филимоном. Но, как мы видели в предыдущих уроках, он говорит, что Павел путешествовал по Фригии во время своего второго и третьего миссионерских путешествий. Однако, как мы также видели, Павел не был знаком с церквями Ликийской долины.

Правда в том, что мы не знаем, как подружились Пол и Филимон. Но мы можем с уверенностью сказать, что они хорошо знали друг друга. Второй человек, которого мы должны представить, - онсимус. Согласно Филимону, стих 16, Онисим был рабыней Филимона, хотя неясно, какой раб он был и в какой конкретной роли он служил Филимону.

Могут, например, спросить, приходилось ли вам общаться с бывшими заключенными, нужно отвечать правду, но не называть имен.

Очень осторожно следует отвечать на вопросы типа «Кто ты по жизни?» Если вы попали в заключение по политическим мотивам, скажите «политический», нет – скажите, что и сами еще раздумываете над этим вопросом. Когда заданные вопросы не касаются лично вас, на них можно не давать конкретных ответов, можно сказать «не знаю», а если спросят о каком-то конкретном человеке, вежливо ответьте, что можете отвечать только за себя.

В Римской империи в первом веке рабство было чрезвычайно распространено. До трети населения Империи состояло из различных видов рабов. Как правило, это были богатые люди, которые владели рабами, а положение последних сильно зависело от положения их хозяев.

Некоторые римские рабы не были образованы и выполняли человеческие задачи, но другие были образованы и служили эквивалентным способом их образования. Это могли быть домовые стюарды, бухгалтеры, преподаватели или почти все, что было необходимо. И хотя обычно было предпочтительнее быть свободным, чем рабыней, необходимо подчеркнуть, что не многие бедные люди продавали себя за рабы, чтобы получить безопасность на крыше и насущный хлеб. Кроме того, по историческим сведениям мы знаем, что в ранней церкви некоторые христиане продавали себя как рабы, чтобы собрать деньги на благотворительность, например, кормить бедных.

Можно на неудобный вопрос ответить уклончивой, но не обидной для собеседника шуткой. Остроумие и чувство юмора в тюрьме ценятся, но и здесь нужно проявлять мудрую осторожность.

В каждой камере чаще всего по договоренности существуют запретные и открытые темы для разговоров. К открытым относятся политические взгляды, искусство, экономика, если они не затрагиваются в контексте с тюремной жизнью. О запретных темах вас, скорее всего, поставят в известность с первых же дней пребывания в камере.

Вообще говоря, права мастеров над своими рабами не были абсолютными. Римское право позволяло рабам зарабатывать деньги и иметь собственность, в том числе других рабов, и даже покупать у своих хозяев свою свободу. И за этими правами многие рабы получили свободу, когда им исполнилось тридцать лет, хотя эта практика не была предусмотрена законом.

Не вмешиваться не в свое дело

Поскольку Онсимус был рабыней Филемона, он был частью его дома. Но, в отличие от своего хозяина, Онисим не был верующим, по крайней мере, сначала. Но после того, как Онисим покинул дом Филимона, чтобы искать помощи Павла, Апостол привел его к вере во Христа, и он научился любить его глубоко.

Заключенные стараются придерживаться традиций интернационализма. Может случиться, вас спросят, как лично вы понимаете значение этого понятия, на что желательно ответить, что часть слова «национал» означает только духовную общность народа страны. В то же время расистские идеи в тюрьме запрещены.


Павел выразил свою любовь к Онесиму в стихах 10-16 от Филимона. Павел обращается к Онисиму как к своему «сыну», потому что он привел его к вере во Христа и потому, что у него развилась отцовская любовь к нему. В дополнение к этим двум основным словам, Павел также упоминает ряд других колоссов в своем письме к Филимону, в том числе: Апиа, Архипп и Эпафрас. У каждого из этих людей также были личные отношения с Филимоном. Павел, вероятно, упомянул их с ожиданием, что они будут служить близкими свидетелями и помогут ему в его обращении к Филимону из-за Онисима.

Помните, ваши соседи по камере лучше любого психолога понимают, что именно в разговоре можно лучше узнать человека, они будут даже не столько слушать, сколько наблюдать за вашими действиями, поэтому старайтесь не избегать общения, вести себя естественно и быть самим собой, особенно если вы новичок. Обычно новички, находясь в чрезвычайном возбуждении от произошедших в их жизни событий, могут охотно и много говорить о себе, не всегда контролируя сказанное. И опытные сидельцы стараются именно в этот время как можно больше узнать о человеке (главное – не «стукач» ли он).

Павел упоминает Апию и Архиппа во введении к письму, найденном в стихах 1, и прислушивается к тому, что писал там Павел. Упоминание Апии как «сестры» Павла может просто указать, что она была верующей. Но поскольку он отличается от остальной церкви, более вероятно, что она была частью семьи Филимона, возможно, его жены. Архипп, с другой стороны, мог быть хозяином поместной церкви, хотя также можно прочитать этот стих, говоря, что церковь встретилась в доме Филимона. В любом случае, учитывая характер письма, вполне вероятно, что он был упомянут как человек какого-то влияния на Филимона, будь то местный пастор или часть дома Филимона.

В тюремном этикете принято обращение на «ты» даже с теми, кто старше и авторитетнее остальных, позволительно употребление прозвищ и уменьшительных форм имен.

Очень важна вежливость. Она не должна быть заискивающей, но доброжелательное отношение, честность и добрые поступки не останутся незамеченными и обязательно вернутся сторицей. Всемерно старайтесь учиться понимать находящихся с вами в одной камере людей, находить с ними общий язык. Однако принятые в гражданском мире слова вежливости лучше заменять принятыми именно в тюрьме синонимами. Например, вместо «спасибо» – «благодарю» или «признателен», вместо «пожалуйста» – «по возможности».

Что касается Эфафраса, вы вспомните из нашего предыдущего урока о том, что он основал церковь в Колизе и что церкви Ликийской долины отправили его служить Павлу в тюрьме. Поскольку он был с Пабло в то время, он не мог служить местным свидетелем в Колоссах. Но его позиция в церкви сделала его мнение особенно респектабельным.

Представляя людей, наиболее близких к теме письма Павла, мы можем обратиться к самой проблеме. Что именно было неправильным и требовало вмешательства Павла? Не секрет, что некоторые из них не являются хорошими работниками, некоторые из них не являются хорошими слугами и что некоторые люди отказываются принимать свои обязанности и выполнять свои обязательства. Кажется, что Онисим был одним из тех людей; и его неудача, будь то лень, халатность или злобность, разгневала его хозяина Филимона. Настолько, что Онисим очень боялся наказания Филимона и, чтобы избежать этого наказания, Онисим покинул дом Филимона.

Старайтесь вежливо, но твердо отказываться от предложений «сыграть на интерес» несмотря даже на стопроцентную уверенность в выигрыше. Одно дело – игра на воле, другое – в заключении, как раз в этом случае шулерство и обман приветствуются. А обыграть профессионального шулера или обоснованно уличить его в обмане вряд ли удастся. Так что лучше не играть вовсе, чем сделать невыносимой свою жизнь в камере из-за неоплаченных карточных долгов.

Рассмотрите слова Павла Филимону на Онисиму в Филимоне. Вот игра слов. Но Павел говорит здесь, что Онисим оказался бесполезным. С этой игрой на слова Павел соглашается с Филимоном, что Онисим действительно был бесполезным и непродуктивным рабом. И что еще хуже, согласно стиху 18 Филимона, Онисим, возможно, причинил значительную потерю Филимону. Слушайте слова Пабло.

Многие толкователи понимают, что этот стих подразумевает, что Онисим украл Филимона, что было распространенным преступлением среди домашних рабов. Но Онисим, возможно, повлек за собой потерю Филимона по-другому, либо путем небрежного управления ресурсами дома, либо уничтожения или утраты имущества.

Не стоит без крайней нужды пользоваться мобильным телефоном, ведь нужно будет оплачивать разговор и класть некоторую сумму в «общак».

Ни в коем случае не берите из «общака» больше средств, чем вы сможете внести. За невыполненные обещания рано или поздно придется расплатиться.

Никогда не обещайте заведомо невыполнимых вещей (крупные вложения в «общак» и т.п.).

В любом случае Филимон имел право злиться, и у Онисима, вероятно, были веские причины бояться Филимона. Согласно римскому праву, мастера имели право сурово наказывать своих рабов, даже тяжелыми ресницами. Онесимус так беспокоился о гневе Филимона, что он испугался.

Павел ссылался на это обстоятельство в Филимоне, стих 15, где он писал эти слова. Видимо, сам Филимон не пытался остановить Онезиму, и, вероятно, не одобрял его отъезд. Однако Павел предполагает, что у Бога была положительная причина для разрешения этой ситуации. Через это время разделения Бог изменил Онисим, так что он стал очень полезен для Филимона.

Не набирайте долгов, ни денежных, ни каких бы то ни было. Тюремные законы признают только игровые долги.

Примеры опасных слов


Есть в тюремном лексиконе такие слова, употребление которых может грозить даже опасными для жизни последствиями, поскольку значение обычных слов здесь обрастает своими неординарными понятиями. Рассмотрим некоторые из них.

Теперь, в Римской империи, рабы, покинувшие дома своих хозяев, не обязательно были беглецами. Если они ушли с намерением не возвращаться, они были беглецами. Но закон также позволил рабам временно покинуть своих хозяев, чтобы найти адвоката или посредника, который мог бы примирить их со своими хозяевами. Многие римские юристы зафиксировали этот факт.

Аналогичным образом, Прокулус, написавший в первом столетии, сказал следующее. И Паулу, в конце второго столетия, сделал этот комментарий. Эти законные комментарии показывают, что римское право позволяло рабам уйти от своих хозяев, в то время как они сделали это, чтобы обратиться к кому-то за помощью, а не получить их свободу. Итак, если Онсимус ушел, чтобы попросить Павла быть его адвокатом и посредником перед Филимоном, он не был беглецом.

«Спросить» – одно из самых опасных слов, которое могут использовать для провокаций. По мнению заключенных, в тюрьме нужно не спрашивать, а интересоваться. А «спрашивать» в тюрьме – значит привлекать к ответу или за что-то наказывать.

Нельзя употреблять слово «обидеть» и все однокоренные с ним слова. Слово «обидеть» в криминальном мире означает «опустить», поэтому в тюрьме его произносить не следует.

Нельзя говорить «свидетель», лучше заменить синонимом «очевидец».

Еще раз о «спасибо» – лучше сказать «благодарю» или «от души».

Опасно слово «докажу», в ответ могут сказать: « Ты что, из законников?» Лучше говорить «обосную».

Нельзя говорить «до свидания» и многие другие вежливые слова, которые можно долго перечислять.

Тюремная гигиена


Даже справлять нужду в тюремной камере нужно уметь вежливо. Обычно каждая камера оснащена гигиеническим уголком, где находятся унитаз и раковина. Обитатели камеры часто стараются отгородить его от остального пространства камеры занавесками, которые, конечно, не могут помешать распространению звуков и запаха, но создают хотя бы визуальное ощущение уединенного места. Именно поэтому во время проверок работники охраны срывают самодельные занавески, чтобы заключенный в полной мере ощутил «недомашнесть» окружающей обстановки. Но делается это также из соображений безопасности – чтобы в уединенном пространстве никто не пробовал вскрыть себе вены или удавиться занавесочной веревкой.

По тюремному этикету после посещения туалета необходимо как следует мыть руки. Мытье рук в арестантской среде носит почти ритуальный характер: если руки прикоснулись к гениталиям и не были вымыты, не только руки, но и все предметы, которых они касались, считаются «запомоенными» или «зафоршмаченными». Пожавший такую руку арестант становится «обиженным», а не вымывшему руки неряхе могут без пояснений «влепить» кулаком (особенно если это происходит не впервые).

Когда кто-то из сокамерников справляет нужду, никто в камере не должен пить или есть. Даже если в этот момент во рту оказалась конфета, она признается «грязной», и ее нужно немедленно выбросить.

И наоборот, если в камере едят, посещение гигиенического уголка запрещается, за исключением случаев в слишком больших (иногда 50 и более человек) камерах, где чисто физически сложно придерживаться таких условий.

Основное правило, которого стоит строго придерживаться в тюрьме, это не лезть на рожон и не идти против принятых ее обитателями правил.

В тюрьме — свои законы. Имеются и правила поведения, нарушение которых влечет за собой серьезные проблемы, а их там и без того хватает.

Каждый отвечает за себя

Главное правило, которое очень жестко соблюдается в тюрьме: каждый сам отвечает за себя. Поэтому нужно быть очень осторожным, говоря что-то или делая. Действия заключенного не должны задевать тех, с кем он общается, или давать повод для унижения его самого.
Есть непререкаемые правила, которые нужно знать и выполнять: нельзя ничего поднимать с пола, прикасаться к «опущенным» и их вещам, нужно мыть руки после посещения туалета (не из гигиенических соображений, а чтобы не «зафарчмить» того, за что будешь потом браться) и так далее. Невыполнение этих законов влечет за собой вполне определенные последствия — жестокие избиения.
Одно их важных тюремных правил: каждый человек должен отвечать за себя сам. От того, как он это сделает, будет зависеть его судьба. Потом уже кто-то может вмешаться и, возможно, помочь. Потому крайне важно, чтобы первое слово оставалось за самим человеком. Ему обязательно дают возможность высказаться. Поэтому, когда начинаются разборки и кто-то кому-то бросает вызов или призывает к ответу, все вокруг ждут реакции, не вмешиваясь.
Если заключенного, например, обвинили в чем-то, а он в ответ на это промолчал, это расценивается как согласие. Если кто-то скажет что-то раньше ответчика, то все претензии и разборки автоматически перейдут к нему, и заступнику придется отвечать.

Не вмешиваться не в свое дело

На зоне очень серьезно относятся к сказанным словам. Если ты что-то пообещал, то должен это сделать. Если угрожаешь, реализуй угрозу, иначе подорвешь свой авторитет. Главное правило, которого необходимо придерживаться: «Мужик сказал – мужик сделал». Конечно, за невыполненные обещания не «опустят», но есть все шансы стать изгоем. «Чморить», то есть издеваться будут всей камерой.
Поэтому, проявив жалость к соседу по камере, можно нарваться на серьезные неприятности и необходимость отвечать перед смотрящим или сходняком. Вряд ли кому-то это понравится. Поэтому не стоит осуждать тех, кто безучастно смотрит на творящийся у него на глазах беспредел.
В тюрьме нет понятия «нечаянно», нет возможности искупить свою вину, нужно «отвечать за базар». В таких условиях у каждого достаточно своих проблем, чтобы брать на себя еще и чужие. Заступаться за своего в разборках принято у семейников, тех, кто ведет быт совместно и делит между собой еду. Однако и они должны это делать по правилам и в строго определенный момент. Они же могут и наказать своего, если такое потребуется.

А судьи кто?

За порядком в камере обычно следят смотрящий и его приближенные — это блатные, чей голос имеет значение в случае решения каких-то конфликтов между сидельцами. Но, как правило, именно они и устраивают беспредел.

В тюрьме нельзя вообще никому делать замечания – это прерогатива смотрящего. Если его устраивает то, что происходит, значит, так тому и быть. А вот если кто-то из заключенных начинает сопротивляться совершаемому против него беспределу, тогда вместе с другими можно разнять дерущихся и развести их подальше друг от друга. Но делать это нужно не в одиночку, а обязательно вместе с другими, чтобы не стать стороной конфликта.


Top