Мыть руки на зоне или нет. Выживание в тюрьме: чего ни в коем случае нельзя говорить или делать. Каждый отвечает за себя

Криминал

В тюрьме - свои законы. Имеются и правила поведения, нарушение которых влечет за собой серьезные проблемы, а их там и без того хватает.

Каждый отвечает за себя

Главное правило, которое очень жестко соблюдается в тюрьме: каждый сам отвечает за себя. Поэтому нужно быть очень осторожным, говоря что-то или делая. Действия заключенного не должны задевать тех, с кем он общается, или давать повод для унижения его самого.

Павел надеялся, что Филимон будет уважать Павла настолько, что он простил свою милость духовному сыну Павла Онесиму. И поэтому, с этой просьбой, Павел попросил Филимона служить апостолу, проявив доброту своему сыну, которого он любил всем своим сердцем.

Обратите внимание на язык Павла. Во-первых, Павел попросил Филимона дать ему «пользу», используя греческий глагол НЛО, нхми, на котором построено имя Онисимус. По существу, он попросил Филмона последовать примеру своего раба Онисима, чтобы он был полезен Павлу.

Во-вторых, Павел повторил свое использование слова «комфорт». В Филимоне, стих 7, Павел поздравил Филимона, чтобы утешить сердца святых. Здесь он призывает Филемона продемонстрировать целостность, а также утешает заключенного в тюрьму апостола. Ученые подняли много вопросов о деталях просьбы Павла. Некоторые полагают, что Павел только просил Филимона относиться к Онисиму с милосердием и добротой и не требовать возмездия или даже реституции за причиненный Онсимусом вред. Другие считают, что Павел еще больше спросил Филимона, возможно, освобождение Онисима, то есть его свободу.

Есть непререкаемые правила, которые нужно знать и выполнять: нельзя ничего поднимать с пола, прикасаться к «опущенным» и их вещам, нужно мыть руки после посещения туалета (не из гигиенических соображений, а чтобы не «зафарчмить» того, за что будешь потом браться) и так далее. Невыполнение этих законов влечет за собой вполне определенные последствия - жестокие избиения.

Можно прочитать этот стих и понять, что Павел хотел, чтобы Филимон выпустил Онисим, так что Онисим больше не был рабыней. Несмотря на то, что римское рабство часто было бессрочным, технически это было временное соглашение, поэтому Павел не смог бы заверить Филимона в том, что Онэсим останется его полезным рабом навсегда. Однако наши отношения во Христе продолжаются вечно.

Это заставляет соблазн увидеть в этом стихе намек на эмансипацию или предоставление свободы Онисиму. В то же время важно признать, что Павел не учил, что христианская вера требует, чтобы все христианские мастера освободили своих верующих рабов. В 1 Коринфянам, глава 7, стих 21, он учил, что свобода предпочтительнее рабства. Но его указания в домах, в которых верующие хозяева обладали верующими рабами, не включали эмансипацию. Например, он дал это учение в 1 Тимофею 6, стих 2.

Одно их важных тюремных правил: каждый человек должен отвечать за себя сам. От того, как он это сделает, будет зависеть его судьба. Потом уже кто-то может вмешаться и, возможно, помочь. Потому крайне важно, чтобы первое слово оставалось за самим человеком. Ему обязательно дают возможность высказаться. Поэтому, когда начинаются разборки и кто-то кому-то бросает вызов или призывает к ответу, все вокруг ждут реакции, не вмешиваясь.

В свете различных способов, которыми рабство является институтом ужасающих злоупотреблений на протяжении всей истории, может показаться странным слышать, как Павел говорит таким образом. В конце концов, когда большинство сегодняшних людей думают о рабстве, на ум приходят ужасные зверства, совершенные в африканской работорговле.

Мы думаем о людях, которые были насильно порабощены, которые были отделены от своих семей и подверглись одному из самых невообразимых бесчеловечных обращений. Они были изнасилованы и избиты, отмечены железом и убиты. Но они были трагически и ужасно ошибочными. Ни Павел, ни любой другой библейский писатель не поддержали бы эту практику.

Если заключенного, например, обвинили в чем-то, а он в ответ на это промолчал, это расценивается как согласие. Если кто-то скажет что-то раньше ответчика, то все претензии и разборки автоматически перейдут к нему, и заступнику придется отвечать.

Не вмешиваться не в свое дело

На зоне очень серьезно относятся к сказанным словам. Если ты что-то пообещал, то должен это сделать. Если угрожаешь, реализуй угрозу, иначе подорвешь свой авторитет. Главное правило, которого необходимо придерживаться: «Мужик сказал – мужик сделал». Конечно, за невыполненные обещания не «опустят», но есть все шансы стать изгоем. «Чморить», то есть издеваться будут всей камерой. Поэтому, проявив жалость к соседу по камере, можно нарваться на серьезные неприятности и необходимость отвечать перед смотрящим или сходняком. Вряд ли кому-то это понравится.

Напротив, они осудили бы их в самых суровых условиях. Но во времена Павла рабство было другим. В целом это было позитивное экономическое положение, особенно когда оба, хозяин и раб, были христианами. И на самом деле, как хозяин, так и раб жили в одном доме, и Бог потребовал, чтобы оба служили и любили друг друга. Во всех смыслах и целях они были расширенной семьей.

И поскольку эти отношения могут быть проведены благочестивым и полезным образом для обеих сторон, Павел не поручил церкви разрушать социальные институты. Напротив, он учил их управлять рабством по-христиански. Павел хотел лучшего для Онисима, и Филимон знал, как оправдать ожидания апостолов. Общий язык Павла не дает нам знать, если он только просил Филимона простить Онисима и относиться к нему как к почетному рабом своего дома, или если он просил Онисима о правовой свободе. И, не зная больше подробностей о способностях и обстоятельствах Онесимо, очень сложно определить, какое решение принесло бы ему большую пользу.

Поэтому не стоит осуждать тех, кто безучастно смотрит на творящийся у него на глазах беспредел. В тюрьме нет понятия «нечаянно», нет возможности искупить свою вину, нужно «отвечать за базар». В таких условиях у каждого достаточно своих проблем, чтобы брать на себя еще и чужие. Заступаться за своего в разборках принято у семейников, тех, кто ведет быт совместно и делит между собой еду. Однако и они должны это делать по правилам и в строго определенный момент. Они же могут и наказать своего, если такое потребуется.

Но в любом случае ясно, что просьба Павла была разработана с целью обеспечения хорошей жизни для Онисима, в которой к нему обращались с христианской честью и уважением, и в котором церковь проявляла любовь и милосердие. Наконец, после подачи его петиции к Филимону, Павел заключил в стихе 21 с заявлением о доверии. Здесь Павел выразил свою убежденность в том, что Филимон сделает то, что просил у него апостол. Мы читаем эти заключительные слова о просьбе Павла в Филимоне, стих 21.

У Павла было две веские причины полагать, что Филимон предоставит его просьбу. Во-первых, Филимон любил и уважал Пола и, следовательно, был мотивирован, чтобы угодить ему. Во-вторых, Филимон любил церковь, к которой только присоединился Онисим. Писание не фиксирует для нас ответа Филимона. Он также не говорит нам, что случилось с Онисимом. Истина заключается в том, что в Евразии был епископ Онесимус, который преуспел в Тимофее в первом столетии.

А судьи кто?

За порядком в камере обычно следят смотрящий и его приближенные - это блатные, чей голос имеет значение в случае решения каких-то конфликтов между сидельцами. Но, как правило, именно они и устраивают беспредел.

В тюрьме нельзя вообще никому делать замечания – это прерогатива смотрящего. Если его устраивает то, что происходит, значит, так тому и быть. А вот если кто-то из заключенных начинает сопротивляться совершаемому против него беспределу, тогда вместе с другими можно разнять дерущихся и развести их подальше друг от друга. Но делать это нужно не в одиночку, а обязательно вместе с другими, чтобы не стать стороной конфликта.

Но правда в том, что Онисим был очень распространенным именем, так что раб не мог быть тем же человеком, что и епископ. В то же время, очень легко, христианин, обученный Павлом, мог возникнуть и стать заметным. Поэтому мы не можем исключать эту возможность.

В любом случае, уверенность Павла в Филимоне должна побуждать нас подозревать, что он сделал то, что было лучше для Онисима. И, по мнению некоторых ученых, тот факт, что мы имеем письмо Павла к Филимону, подразумевает, что Филимон сделал правильные вещи, так как он, скорее всего, уничтожил бы доказательства просьбы Павла, если бы не предоставил его.

Самым тяжелым временем в тюрьме человек, впервые туда попавший, без колебаний назовет первую неделю. Он, доселе не имевший представления о тюремных законах, должен будет за это время не только привыкнуть к окружающей обстановке, но и принять существующие правила и новый собственный статус. Ему нужно будет с первого шага в камеру зарекомендовать себя так, чтобы первое впечатление о нем негативно не отразилось на его дальнейшем пребывании в месте заключения. Поэтому лучше заранее поинтересоваться, каким правилам поведения стоит следовать, чтобы не настроить против себя обитателей тюремной «хаты».

Во-первых, в 22-м стихе Павел выразил надежду на скорое освобождение из тюрьмы и попросил Филимона подготовить для него комнату. Несомненно, это, должно быть, побудило Филимона удовлетворить просьбу Павла, так как он должен был встретиться с самим апостолом в ближайшем будущем.

Теперь, когда мы рассмотрели предысторию Послания Павла к Филимону, а также его структуру и содержание, настало время обсудить современное применение образцового хода Завета Павла в пользу Онесима. Одной из причин, почему письмо Павла Филимону так важно, является то, что он показывает нам, как Павел применял свое богословие к своей собственной жизни. Когда мы смотрим на его письмо к Колоссянам и Ефесянам, мы находим множество общих утверждений и много гипотетических приложений его учений. В своем письме к Филимону мы перешли за пределы общего к конкретному, вне гипотетического к реальному, помимо инструкции к действию.

Первые шаги


Заходя в камеру, нужно как можно отчетливее по-мужски поздороваться: «Здорово, народ!» (или «пацаны»).

Определяющемуся в камеру выдают матрац, который нужно, входя в камеру, бросить на пол подальше от унитаза.

Не нужно спешить протягивать руку для приветствия (жать руку в камере можно не всем).

Мы видим Павла как христианина, который последовательно живет с его учением. Итак, поскольку мы ищем современные приложения к книге Филемона, мы будем уделять особое внимание тому, каким образом посредничество Павла между Онесимом и Филимоном соответствует его учению в других посланиях.

Рассматривая современное применение письма Павла к Филимону, мы сосредоточимся на трех темах: во-первых, необходимость быть подотчетными друг другу среди христиан; во-вторых, ценность сострадания в наших отношениях с церковью; и, наконец, важность примирения в семье Бога. Давайте сначала поговорим о необходимости быть подотчетными друг другу среди христиан.

Ни в коем случае нельзя «понтоваться», пытаться выглядеть матерым, видавшим виды «зк», все равно со временем вашу неопытность «раскусят», поэтому лучше вести себя естественно.

Нужно просто признаться сокамерникам (без «понтов», но и без чрезмерной вежливости), что вы не знаете тюремных правил, но готовы с ними считаться, если вам подскажут уважаемого человека, который и расскажет вам о принятом в камере порядке. Уважаемому опытному человеку – смотрящему, к которому вас направят соседи по камере, обычно принадлежит расположенная у окна нижняя койка.

Как уже упоминалось, в своем письме к Филимону Павел упомянул нескольких лиц в качестве свидетелей его ходатайства Онисима, включая Апиа, Архиппа, Епафраса и поместную церковь в Колоссах. Несмотря на то, что Пол явно не указал причину, по которой он это сделал, лучшим объяснением могло бы быть то, что он ожидал от своих людей внимательных глаз, чтобы побудить Филимона поступать правильно.

Мы увидим различные стихи стихов в этом отрывке. Начиная с Ефесянам 5, стихи 11-15, где Павел дает следующие указания. Павел учил, что христиане подвергаются грехам. Его рассуждение состояло в том, что те, кто их совершает, будут стыдиться того, что их грехи известны. Таким образом, мудрая вещь заключается в том, чтобы разоблачить нашу жизнь, то есть, общению с царством света, чтобы мы не отвратились от греха.

Ни в коем случае не врите в разговоре со смотрящим или другим опытным человеком, не старайтесь казаться осведомленным, за наивные вопросы вас не осудят, а вот всплывшая ложь навсегда может испортить вашу репутацию.

Ваш неподдельный человеческий интерес к тюремным правилам (но не заискивание!) могут вызвать симпатию окружающих, поскольку покажет вашу готовность жить по принятым здесь правилам.

Теперь Павел не говорил, что христианам приходится следить за собой как с полицией, следя за тем, чтобы никто не был один, или шпионил друг за другом. Скорее, это указывает на мудрость подотчетности друг другу. Когда мы живем открыто, когда другие знают, что мы делаем, мы с меньшей вероятностью поддадимся искушению. Одной из причин этого является то, что нам стыдно совершать грехи, когда другие знают о них.

В случае Онисима и Филимона, если бы никто не знал о письме Павла, и если бы сам Павел не планировал иметь дело с Филимоном, никто бы не смог увидеть, правильно ли сделал Филимон. Если бы он относился к Онезиму с грубостью, только сам Филимон знал бы, что он нарушил просьбу Павла.

В случае расспросов о прежней жизни лгать тоже не рекомендуется, за исключением тех случаев, если до заключения вы работали в полиции, были служащим МВД или осуждены за педофилию или извращения.

К служившим в армии не относятся, как к изгоям, но и особого почета в камере им ожидать не стоит.


Но, раскрыв это дело, Павел убедился, что Филимону придется понести неодобрение своей семьи и церкви в Колоссах, если он будет относиться к Онисиму грубо. Эта угроза побудила его поступать правильно. В Ветхом Завете Сам Господь обычно использовал потенциал позора, чтобы мотивировать своих людей поступать правильно.

Например, в Аввакуме, глава 2, стих 16, пророк провозгласил эти слова Бога Иудее. Бог угрожал смутить евреев, чтобы они отвернулись от своих грехов. И в Иезекииле, глава 7, стих 18, Господь попытался побудить Израиль к послушанию со следующей угрозой стыда.

Сокамерники могут задавать вам самые неожиданные и, может быть, не всегда удобные вопросы и на них нужно отвечать с известной долей осторожности, так как слова, свободно сказанные вами на свободе, в условиях заключения могут иметь совершенно другой смысл. Поэтому, чтобы из-за неосторожного слова не быть неправильно понятым или не создать у заключенных неверное мнение о себе, лучше проявлять в разговорах сдержанность. Слова, произнесенные заключенным, приравниваются к совершенным поступкам и так же строго судятся.

Точно так же в современной церкви у нас много тайных грехов. Христиане хотят жить со многими из этих грехов, но им было бы стыдно, если бы другие знали о них. Таким образом, один из способов, в котором Церковь может удерживать нас ответственно за внимательность к этим грехам, заключается в том, чтобы верующие оставались в тесном общении.

Но стыд - это не единственная форма предотвращения христианской ответственности. Напротив, пример Павла в Филимоне подчеркивает, что христиане должны нести ответственность друг перед другом в значительной степени благодаря прекрасному общению. Слушайте слова Павла в Ефесянам, глава 5, стих 19.

Могут, например, спросить, приходилось ли вам общаться с бывшими заключенными, нужно отвечать правду, но не называть имен.

Очень осторожно следует отвечать на вопросы типа «Кто ты по жизни?» Если вы попали в заключение по политическим мотивам, скажите «политический», нет – скажите, что и сами еще раздумываете над этим вопросом. Когда заданные вопросы не касаются лично вас, на них можно не давать конкретных ответов, можно сказать «не знаю», а если спросят о каком-то конкретном человеке, вежливо ответьте, что можете отвечать только за себя.

Христиане также заботятся друг о друге в грехе, предлагая друг другу слова поощрения. Слушайте его слова в Ефесянам, глава 5, стих. Церковь должна быть святым местом, сообществом людей, послушных Богу; и это означает, что совет церкви должен быть благочестивым и честным.

Итак, в той мере, в какой мы живем в общении друг с другом, поощряя себя к добрым делам, нам нужно будет обратить особое внимание на то, как наши лидеры и наши традиции обучают нас вести себя хорошо, и совету мудрых и благочестивых верующих. Таким образом, используя свидетелей взаимодействия между Филимоном и Онисимом, мы узнаем, что церковь может предотвратить грех и поощрять добрые дела, демонстрируя неодобрение греха, поощрение и подчинение мудрым советам церкви.

Можно на неудобный вопрос ответить уклончивой, но не обидной для собеседника шуткой. Остроумие и чувство юмора в тюрьме ценятся, но и здесь нужно проявлять мудрую осторожность.

В каждой камере чаще всего по договоренности существуют запретные и открытые темы для разговоров. К открытым относятся политические взгляды, искусство, экономика, если они не затрагиваются в контексте с тюремной жизнью. О запретных темах вас, скорее всего, поставят в известность с первых же дней пребывания в камере.

Заключенные стараются придерживаться традиций интернационализма. Может случиться, вас спросят, как лично вы понимаете значение этого понятия, на что желательно ответить, что часть слова «национал» означает только духовную общность народа страны. В то же время расистские идеи в тюрьме запрещены.


Помните, ваши соседи по камере лучше любого психолога понимают, что именно в разговоре можно лучше узнать человека, они будут даже не столько слушать, сколько наблюдать за вашими действиями, поэтому старайтесь не избегать общения, вести себя естественно и быть самим собой, особенно если вы новичок. Обычно новички, находясь в чрезвычайном возбуждении от произошедших в их жизни событий, могут охотно и много говорить о себе, не всегда контролируя сказанное. И опытные сидельцы стараются именно в этот время как можно больше узнать о человеке (главное – не «стукач» ли он).

В тюремном этикете принято обращение на «ты» даже с теми, кто старше и авторитетнее остальных, позволительно употребление прозвищ и уменьшительных форм имен.

Очень важна вежливость. Она не должна быть заискивающей, но доброжелательное отношение, честность и добрые поступки не останутся незамеченными и обязательно вернутся сторицей. Всемерно старайтесь учиться понимать находящихся с вами в одной камере людей, находить с ними общий язык. Однако принятые в гражданском мире слова вежливости лучше заменять принятыми именно в тюрьме синонимами. Например, вместо «спасибо» – «благодарю» или «признателен», вместо «пожалуйста» – «по возможности».

Старайтесь вежливо, но твердо отказываться от предложений «сыграть на интерес» несмотря даже на стопроцентную уверенность в выигрыше. Одно дело – игра на воле, другое – в заключении, как раз в этом случае шулерство и обман приветствуются. А обыграть профессионального шулера или обоснованно уличить его в обмане вряд ли удастся. Так что лучше не играть вовсе, чем сделать невыносимой свою жизнь в камере из-за неоплаченных карточных долгов.

Не стоит без крайней нужды пользоваться мобильным телефоном, ведь нужно будет оплачивать разговор и класть некоторую сумму в «общак».

Ни в коем случае не берите из «общака» больше средств, чем вы сможете внести. За невыполненные обещания рано или поздно придется расплатиться.

Никогда не обещайте заведомо невыполнимых вещей (крупные вложения в «общак» и т.п.).

Не набирайте долгов, ни денежных, ни каких бы то ни было. Тюремные законы признают только игровые долги.

Примеры опасных слов


Есть в тюремном лексиконе такие слова, употребление которых может грозить даже опасными для жизни последствиями, поскольку значение обычных слов здесь обрастает своими неординарными понятиями. Рассмотрим некоторые из них.

«Спросить» – одно из самых опасных слов, которое могут использовать для провокаций. По мнению заключенных, в тюрьме нужно не спрашивать, а интересоваться. А «спрашивать» в тюрьме – значит привлекать к ответу или за что-то наказывать.

Нельзя употреблять слово «обидеть» и все однокоренные с ним слова. Слово «обидеть» в криминальном мире означает «опустить», поэтому в тюрьме его произносить не следует.

Нельзя говорить «свидетель», лучше заменить синонимом «очевидец».

Еще раз о «спасибо» – лучше сказать «благодарю» или «от души».

Опасно слово «докажу», в ответ могут сказать: « Ты что, из законников?» Лучше говорить «обосную».

Нельзя говорить «до свидания» и многие другие вежливые слова, которые можно долго перечислять.

Тюремная гигиена


Даже справлять нужду в тюремной камере нужно уметь вежливо. Обычно каждая камера оснащена гигиеническим уголком, где находятся унитаз и раковина. Обитатели камеры часто стараются отгородить его от остального пространства камеры занавесками, которые, конечно, не могут помешать распространению звуков и запаха, но создают хотя бы визуальное ощущение уединенного места. Именно поэтому во время проверок работники охраны срывают самодельные занавески, чтобы заключенный в полной мере ощутил «недомашнесть» окружающей обстановки. Но делается это также из соображений безопасности – чтобы в уединенном пространстве никто не пробовал вскрыть себе вены или удавиться занавесочной веревкой.

По тюремному этикету после посещения туалета необходимо как следует мыть руки. Мытье рук в арестантской среде носит почти ритуальный характер: если руки прикоснулись к гениталиям и не были вымыты, не только руки, но и все предметы, которых они касались, считаются «запомоенными» или «зафоршмаченными». Пожавший такую руку арестант становится «обиженным», а не вымывшему руки неряхе могут без пояснений «влепить» кулаком (особенно если это происходит не впервые).

Когда кто-то из сокамерников справляет нужду, никто в камере не должен пить или есть. Даже если в этот момент во рту оказалась конфета, она признается «грязной», и ее нужно немедленно выбросить.

И наоборот, если в камере едят, посещение гигиенического уголка запрещается, за исключением случаев в слишком больших (иногда 50 и более человек) камерах, где чисто физически сложно придерживаться таких условий.

Основное правило, которого стоит строго придерживаться в тюрьме, это не лезть на рожон и не идти против принятых ее обитателями правил.


Top