Основным методом уголовно исполнительного права является. Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ. Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Уголовно-исполнительное право представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбы­вания , иных мер уголовно-правового харак­тера, исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пре­сечения, а также оказания на , испытывания осужден­ными исправительного, предупредительного и ресоциального воз­действия.

Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ

Он граничит с западом с Гватемалой, Гондурасом на севере и западе, а Никарагуа - на юго-востоке. Население составляет около 5 миллионов человек. Его крупнейший город также является его столицей, Сан-Сальвадор, с примерно 1 миллионом жителей. Официальный язык - испанский.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных

Благодаря своей истории Сальвадор пережил ряд военных переворотов и правительств, сделав свою демократию хрупкой и привел страну к внутреннему конфликту между военным правительством и партизанами. Мирные соглашения также внесли важные изменения во многие другие области, такие как судебная система, избирательная система, права человека и аграрное право. Мирные соглашения Сальвадора служили руководящими принципами для других стран, и совсем недавно они рассматривались как образец для установления демократии в Ираке.

Отличительной чертой уголовно-исполнительного права явля­ется наличие собственного предмета и метода . В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы , созда­ющихся для регулирования определенного вида общественных от­ношений. Указанное положение в полной мере относится и к уголовно-исполнительному праву. В систему норм уголовно-исполнительно­го права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Конституция является высшим юридическим лицом. Он содержит основные права и обязанности граждан и государственных служащих. Он создал республику как форму правления и разделение власти на три филиала: судебную, законодательную и исполнительную. Конституция устанавливает, что все люди ограничены в отрицательной форме, а это означает, что «никто не принуждается делать то, что законы не приказывают или не препятствует выполнению законов, которые не запрещают». С другой стороны, государственные служащие связаны положительным образом, что означает, что у них нет больше полномочий, чем те, которые им предоставляются в соответствии с законом.

Предмет уголовно-исполнительного права

Предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права - это общественные отношения, регулируемые данной отраслью. К пред­мету уголовно-исполнительного права наряду с общими положения­ми и принципами исполнения наказаний , согласно ч. 2 ст. 2 УИК, от­носится регулирование

Форма правления устанавливается в соответствии с Конституцией, которая устанавливает, что Сальвадор является свободной республикой, а ее форма правления является представительной демократией. Сальвадор территориально разделен на 14 отделов и 262 муниципалитета, каждый из которых управляется мэром. Каждому муниципалитету предоставляется автономия для выдачи собственных правил, если они не противоречат законам Республики.

Он формируется Президентом Республики, Вице-президентом и Кабинетом министров. Президент и вице-президент избираются всенародным голосованием на пятилетний период и не могут переизбираться в течение двух последовательных периодов. Кандидаты на пост президента и вице-президента должны быть частью политической партии. Конституция устанавливает, что для избрания требуется половина голосов плюс один из голосов. Все сальвадорские мужчины или женщины в возрасте 18 лет и старше имеют право голоса.

    • применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных УК РФ;
    • порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных;
    • порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания;
    • порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объеди­нений, а также в исправлении осужденных;
    • порядка осво­бождения от наказания и оказания помощи освобождаемым лицам.

Таким образом, в предмет уголовно-исполнительного права как отрасли права входят общественные отношения в процессе:

Министры назначаются президентом, в соответствии с тем, что Конституция называет «позициями доверия» и может быть удалена по его желанию. В настоящее время существует 11 министерств. Согласно Конституции, Президент должен выбирать индивидуумов образцовой морали и образования.

Требования, установленные Конституцией, чтобы претендовать на должность министра, включают по меньшей мере 25 лет, сальвадора по рождению, и в полной мере владеют всеми правами граждан не менее шести лет до назначения на должность министра. Исполнительная власть регулирует свое внутреннее регулирование, которое вводится Президентом, Вице-президентом и Кабинетом министров. Эта группа чиновников известна как Совет министров.

    1. исполнения, отбывания уголовных наказаний;
    2. исполнения, отбывания иных мер уголовно-правового харак­тера;
    3. исправительного воздействия;
    4. ресоциального воздействия;
    5. предупредительного воздействия;
    6. исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресе­чения.

Иные меры уголовно-правового характера, предусмотренные УК РФ

В уголовном праве ряд авторов к мерам уголовно-правового ха­рактера относят принудительные меры воспитательного воздейст­вия для несовершеннолетних (ст. 90-92 УК РФ), принудительные меры медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ), условное осуж­дение, условно-досрочное освобождение, замену наказания.

Совет министров отвечает за подготовку плана правительства и национального бюджета, который впоследствии будет представлен на утверждение Законодательного собрания. Кроме того, он имеет право обратиться к Законодательному собранию с просьбой распорядиться о приостановлении конституционных прав в случае войны, общественного бедствия или любых других особых обстоятельств.

Судебное отделение формируется Верховным судом, апелляционными судами, судами первой инстанции и судами мира. Конституция устанавливает, что исключительная компетенция Судебного отделения оценивает и исполняет постановления, вынесенные его судами, по вопросам конституционности, гражданского, уголовного, коммерческого, трудового, сельского и административного права.

Согласно другой позиции под мерами уголовно-правового ха­рактера в уголовно-исполнительном праве понимаются

    1. принуди­тельные меры воспитательного воздействия на несовершеннолет­них;
    2. принудительные меры медицинского характера;
    3. условное осуждение;
    4. отсрочка отбывания наказания беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей.

УИК РФ не регламентирует порядок исполнения принудитель­ных мер воспитательного характера для несовершеннолетних.

В настоящее время в стране насчитывается 549 судов: 26 судов апелляций, 201 суд первой инстанции и 322 суды мира. Судебная власть регулируется Судебным органическим законом. Верховный суд состоит из 15 судей, каждый из которых обслуживает 9-летний период. Они избираются Национальным собранием и обновляются каждые три года каждые три года.

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Он разделен на 4 камеры: Гражданская палата, образованная тремя судьями; Конституционная палата, образованная 5 судьями; уголовная палата, образованная 4 судьями; и Административная палата, образованная 4 судьями; каждый из которых является высшим органом по своему предмету.

Порядок исполнения и отбывания таких мер уголовно-правово­го характера, как принудительные меры медицинского характера; условное осуждение; отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; условно-до­срочное освобождение от наказания, замена неотбытой части на­казания более мягким видом наказания, и амнистия регламентируется ст. 18, 175-178, 183, 187-190 УИК РФ.

Среди них наиболее важна Конституционная палата из-за трансцендентности вопросов, на которые она навязывается. Его президент также является президентом Верховного суда. Он обладает юрисдикцией в отношении всех претензий, связанных с нарушениями конституционных прав. Он сформирован 5 старшими судьями, которые избираются Конгрессом, отбывая девятилетний срок.

Лицо, от имени которого подано ходатайство, направляется в суд, в котором подано ходатайство. Он защищает основные права лиц, содержащихся в Конституции. Эта защита противоречит любому акту власти любого государственного должностного лица и даже против решений Административной палаты Верховного суда. Все граждане могут воспользоваться этим правом.

Ряд авторов считают, что общественные отношения, возникающие в процессе контроля за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания, являются предметом регулирования не уголовно-исполнительного, а иных отраслей законодательства. Так, Ю.М. Ткачевский полагает, что контроль за условно-досрочно освобожденными находится в сфере административных правоотношений.

Претензия подается в Конституционную палату, которая должна содержать имя лица, права которого были нарушены, действие, через которое произошло нарушение, орган, который совершил такой акт, и права осквернены. Когда иск признается Конституционной палатой, действие приостанавливается до вынесения окончательного решения. Эта приостановка вступает в силу, даже если не запрашивается стороной, отягчающей отягчающие обстоятельства.

Процесс неконституционности используется для отклонения законов или распоряжений, противоречащих Конституции; отклоненное распоряжение изымается из правовой системы и объявляется недействительным. Апелляционные суды являются специализированными судами, обладающими юрисдикцией в отношении апелляций к решениям нижестоящих судов и других требований, поданных в суды первой инстанции. Их возглавляют 2 судьи, которые назначаются Верховным судом.

По мнению других авторов , в рамках существующей системы российского права общественные отношения в сфере осуществле­ния контроля за условно-досрочно освобожденными должны вхо­дить в предмет уголовно-исполнительного права, однако в пер­спективе возможно их включение в предмет регулирования новой отрасли законодательства о профилактике преступлений.

Апелляционные суды называются «палатами второго экземпляра», поскольку они являются второй стадией судебного процесса, до того, как они обратились в палаты Верховного суда. Среди их атрибутов Апелляционные суды также получают юрисдикцию в отношении претензий к государству, работающих в судах первой инстанции в таких процессах. В столице находятся 11 судов апелляций, все из которых имеют разные юрисдикции и компетенции. Остальные устанавливаются по всей стране.

Их возглавляет один судья, назначенный Верховным судом. Существует один суд первой инстанции для основных областей права, таких как труд, семья, транспорт, аренда, преступные, коммерческие, несовершеннолетние и т.д. Суды первой инстанции иногда работают как апелляционные суды, обладая юрисдикцией в отношении апелляций к решениям Суда мира, но только по конкретным вопросам.

Профессор В.А. Уткин считает, что отношения, связанные с постпенитенциарной адаптацией () освобожден­ных от наказания, строго говоря, не являются уголовно-исполни­тельными и представляют собой предмет формирующегося в Рос­сии социального законодательства.

Однако отношения материального характера, связанные с постпенитенциарной адаптацией (ресоциализацией) освобожденных от наказания, а также контроля за осужденными, отбывающими наказания, и иные меры уголовно-правового харак­тера, скорей всего, логично отнести к предмету криминопенологии, основанной профессором О.В. Старковым. Отдельные же про­цедурные аспекты могут быть предметом уголовно-исполнитель­ного права.

Суды мира в основном возглавляются несколькими судьями, назначенными Верховным судом. Они обладают юрисдикцией по всем областям права, но только в небольших претензиях, за исключением уголовного права, где они работают в судах первой инстанции в трехэтапном процессе. Закон устанавливает порог по каждому предмету, указывая, когда дело будет рассмотрено судом мира или первой инстанции.

Законодательное отделение представлено Законодательным собранием, которое формируется 84 конгрессменами. Они избираются всенародным голосованием каждые 3 года и могут быть переизбраны. Согласно Конституции, конгрессмены представляют всех граждан нации.

Порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужден­ных

В юридической литературе указывается, что в предмет регулирова­ния уголовно-исполнительного права входят общественные отноше­ния, возникающие в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Однако, как справедливо отмечает А.А. Рябинин, общественные от­ношения регулируются именно в процессе, а не по поводу исполне­ния наказаний, ибо вся управленческая деятельность по поводу ис­полнения наказания есть деятельность административно-правовая и регулируется она нормами административного права.

Законодательное собрание, в частности, имеет право принимать законы, ратифицировать международные договоры и утверждать годовой бюджет. Конституция устанавливает различные типы голосов, которые должны быть приняты для принятия решений в зависимости от характера предмета. Например, законопроекты должны быть одобрены большинством в пятьдесят процентов плюс одно из голосов конгрессменов Законодательного собрания, которое будет принято в качестве законов.

Некоторые вопросы требуют особого большинства. Например, в случае войны, вторжения, мятежа, мятежа, общих бедствий или вспышек некоторые конституционные права могут быть приостановлены, это может быть определено только большинством в три четверти голосов. Такое же большинство должно быть достигнуто для ратификации договоров, которые передают государство в арбитраж, а также для утверждения задолженности правительством.

Порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих на­казания

Такой элемент предмета регулирования уголовно-исполнитель­ного права, как порядок деятельности учреждений и органов, ис­полняющих наказания, не следует понимать расширительно, т.е. включать в него отношения, регулируемые административным, трудовым и иными отраслями права.

Существуют определенные требования, которые должны быть выполнены, чтобы квалифицироваться как правомочный конгрессмен, являющийся частью политической партии, по меньшей мере 25 лет, сальвадорский по происхождению, имеющий известную моральную и образовательную деятельность, находящуюся во владении всего гражданина права, по крайней мере, за шесть лет до назначения на пост конгрессмена.

Генеральный прокурор отвечает за защиту интересов государства и народа. Он также обязан расследовать преступные деяния и возбуждать уголовные дела. В соответствии с действующей Конституцией Генеральный прокурор является представителем государства перед третьими лицами.

В связи с этим заслуживает внимания утверждение В.Б. Малинина о том, что «уголовно-исполнительное право как самостоя­тельная отрасль права есть система установленных органами госу­дарственной власти юридических норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в процессе исполнения уголовных наказаний».

Следует отметить, что в предмет регулирования уголовно-ис­полнительного права входят общественные отношения, направ­ленные на реализацию соответствующих материальных норм уго­ловного права в соответствии с приговором (определением, поста­новлением) суда. В сущности, указанные общественные отноше­ния являются процедурными.

Конституция устанавливает компетенции генерального прокурора; однако Генеральная прокуратура имеет собственное постановление. Согласно конституционному принципу, каждый человек имеет право на справедливое судебное разбирательство. Он отвечает за защиту интересов отдельных лиц перед государством. Офис публичного защитника является аналогом генерального прокурора по уголовным делам.

Кроме того, Управление общественного защитника занимается вопросами защиты несовершеннолетних, семейных прав и социальных услуг. Среди его полномочий Общественный защитник прав человека является исполнителем и защитником всех прав человека, расследованием любых претензий по этому вопросу и поощрением судебных и административных действий в целях сохранения прав человека.

В предмет регулирования уголовно-исполнительного права вхо­дят общественные отношения в процессе оказания и испытывания некарательного (не входящих в содержание наказания) предупре­дительного воздействия субъектами исполнения, отбывания уго­ловных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, ис­правительного и ресоциального воздействия. Исправительное (исправление, пере­воспитание) и предупредительное воздействие - это различные процессы (понятия), соответственно и меры воспитательного и преду­предительного характера различны. Правильней не объединять, а различать воспитательные и предупредительные меры, воспита­тельное и предупредительное воздействие. Вместе с тем, как вос­питательные, так и предупредительные меры не относятся к мерам возмездия и применяются не «за», а «в связи» с совершенным нару­шением, преступлением .

В предмет уголовно-исполнительного права (процесса) входят и общественные отношения, направленные на реализацию соответ­ствующих процессуальных норм уголовного процесса, в частности общественные отношения, возникающие в процессе исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения.

Метод уголовно-исполнительного права

Под методом правового регулирования в теории права традици­онно понимается система юридических средств и способов воздей­ствия на общественные отношения.

По мнению О.В. Филимонова, «правовое регулирование обще­ственных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью трех основных методов: императивно­го (метода властного приказа), диспозитивного метода и метода поощрения». Данной позиции придерживаются и другие авторы (См., напр.: Бланков А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов /А.С. Блан­ков, Ф.М. Фокин / под ред. В.П. Кашепова. - М.: Былина, 2003. - С. 13.).

В.Б. Малинин указывает на пять методов уголовно-исполни­тельного права:

    1. императивный - по ;
    2. запрещающий - по способу воздействия на поведение лю­дей;
    3. карательный - по характеру воздействия;
    4. метод санкций - по способу реализации;
    5. метод власти и подчинения - по характеру связей между участниками правоотношений.

Наиболее правильное мнение - правовое регулирование общественных отноше­ний в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с помощью четырех основных методов:

    • императивного (метода вла­стного приказа),
    • диспозитивного метода,
    • метода поощрения,
    • метода взы­скания (наказания).

Сущность диспозитивного метода заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта сво­их действий в предусмотренных законом случаях. Применение данного метода обеспечивает удовлетворение законных интересов осужденных, создает благоприятные условия для реализации пре­доставленных им прав.

Метод поощрения заключается в создании максимально благо­приятных условий для сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Так, нормы уголовно-испол­нительного права предусматривают целый ряд конкретных форм реализации метода поощрения (стимулирования) социально одоб­ряемого поведения лиц, отбывающих наказание, начиная с объявления благодарности, предоставления разовых льгот, отмены отдельных правоограничений, перевода на улучшенные условия отбывания наказания и т.д.

Метод взыскания (наказания) заключается в создании макси­мально неблагоприятных условий в связи с нарушением осужден­ным порядка, условий отбывания наказания и (или) меры уголов­но-правового характера и (или) испытывания исправительного воздействия в целях сохранения и развития положительных ка­честв и свойств личности индивида. Нормы уголовно-исполни­тельного права предусматривают целый ряд конкретных форм взы­сканий.

Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственными предметом и методом правового регулирования, а также системой норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.(см. далее)

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса завершилось формирование соответствующей отрасли законодательства. В соответствии с ч. 2 ст. 2 УИК кодекс устанавливает общие положения и принципы исполнения наказании, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК); порядок и условия исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления; иных организации, общественных объединении, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным лицам.

Общие положения и принципы исполнения наказании закреплены в главе I УИК, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уголовно-исполнительного законодательства, из его места в системе международно-правовых актов, относящихся к обращению с осужденными.

К предмету уголовно-исполнительного права ч. 2 ст. 2 УИК относит регламентацию деятельности учреждении и органов, исполняющих наказания. Наиболее полно уголовно-исполнительным законодательством урегулирован порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы. Этому посвящен раздел IV УИК, а также главы II и III Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказания, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулирован в разделе II, в главах 4, 6, 7 УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.

Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства включен порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 56, ч. 4 ст. 96 УИК и др.).

В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности организаций, в которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробно регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением па производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организации возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказании (ч. 4 ст. 33, ст. 34 УИК и др.).

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждении по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими штрафных изоляторов, одиночных камер колонии особого режима и помещении камерного типа, а также иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных. Кроме того, устанавливаются определенные правила поведения этих лиц.

Таким образом, предметом уголовно-исполнительного права является регулирование общественных отношении по исполнению (отбыванию) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера по применению к осужденным средств исправления, а также общественных отношений, связанных с участием органов государственной власти и органов местною самоуправления в работе по контролю за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; между администрацией исправительных учреждений, общественными объединениями и гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждении.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования - императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования - диспозитивного, поощрения и т.д.

В качестве признака самостоятельности отрасли права в теории права указывается на наличие особой системы правовых норм, созданных для регулирования определенного вида общественных отношений, возникающие при применение наказания и освобождении от него.

Уголовно-исполнительное право находится в единстве и взаимосвязи с криминологией, уголовным правом, уголовно-процессуальным правом, конституционным правом, административным правом, а также гражданским, семейным, финансовым и трудовым правом и другими отраслями законодательства, чем выражается системность права в целом, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.

Изложенные выше положения, относящиеся к предмету и методу правового регулирования, системе законодательства, позволяют определить уголовно-исполнительное право как самостоятельную отрасль российского права, регулирующую общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов наказания, применения средств исправительного воздействия. В этих отношениях участвуют учреждения и органы, исполняющие приговоры к различным видам наказания, органы государственной власти и местного самоуправления, общественность в связи с выполнением возложенных на них задач, администрация организаций, на которых работают осужденные, а также отдельные граждане.

3. Принципы уголовно-исполнительного права и их система. В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. Особую значимость они приобретают в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм.(см. далее)Принципы права, его отдельных отраслей объективны по своему характеру, хотя одновременно являются и субъективной категорией.

Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному воплощению как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их забвение неизбежно влечет за собой причинение обществу существенного нравственного вреда, нарушение прав и свобод человека независимо от сферы общественных отношений.

Субъективность принципов права определяется тем, что они формируются людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию.

Отличительной особенностью принципов уголовно-исполнительного права является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное положение предполагает иключение из него, то оно перестает быть принципом и сводится на роль простого правила, из которого можно и должно делать исключение.

Принципы права принято делить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеотраслевые присущи всем отраслям права, отраслевые принципы присущи только данной отрасли права, отражают ее характерные особенности, ее сущность.

Принципы права существуют независимо от того, отражены они прямо в статьях закона или же не отражены. Они вытекают из всего содержания закона при его толковании. Но закрепление системы принципов той или иной отрасли права законодателем в соответствующих статьях закона устраняет разнобой, разноголосицу в определении круга руководящих правовых идей, которые можно было бы рассматривать в качестве принципов той или иной отрасли права, и приводят к единому пониманию системы принципов, а значит, и едимому применению норм данного законодательного акта.

В ст. 8 УИК закреплена система принципов уголовно-исполнительного законодательства и права, в которую входят:

    принцип законности,

    принцип гуманизма,

    принцип демократизма,

    принцип равенства осужденных перед законом,

    принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,

    принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,

    принцип соединения наказания с исправительным воздействием.

Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности.

Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на 1 Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1956 году, Своду принципов защиты всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 году. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны безусловно закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности. Даже исключительные обстоятельства не могут служить основанием для применения, а тем более для оправдывания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ст.3 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания).

Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь - определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.

Принципы данной отрасли законодательства не только декларированы. Они предопределяют содержание институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, а также других законов и иных нормативных правовых актов, которые действуют в этой сфере.

К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. К межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип законности

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17-19 и др.), а также в ряде международных документов. В уголовно-исполнительном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, лицами, осуществляющими охрану и конвоирование осужденных, общественными объединениями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посещающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в гл.2 ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл.3 ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.

Принцип демократизма

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности” (Международная конвенция прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40.). Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип равенство осужденных перед законом

Истоком данною принципа является конституционный принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (ООН) принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст. 6).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с международными положениями (Пекинскими правилами ООН) для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания - производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяются принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных, принятая в УИК, и распределение их по видам исправительных учреждений. Данные принцип нашел свое отражение в ст.ст. 74, 78 УИК и др.

Принцип индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применятся с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения

В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия на осужденных.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием

При исполнении наказания к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться основные средства исправления в соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда.

Соединение исполнения наказания с мерами исправительного воздействия образует карательно-воспитательный процесс.

Соблюдение всех принципов уголовно-исполнительного законодательства способствует успеху всей работы по исправлению осужденных.


Top