Сообщение о писателе мигель де сервантес сааведра. Биография Сервантеса

Жизнь Сервантеса

Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) родился в начале октября 1547 в Алькале-де-Энарес. Родители его были бедны, но дали ему хорошее воспитание. Юный Сервантес учился сначала в своем родном городе, потом в Мадриде и Саламанке, обратил на себя любознательностью и поэтическим талантом внимание учителей. В предисловии к «Путешествию на Парнас» он говорит: «С детства я любил милое искусство прекрасной поэзии». Бедность заставила его искать счастья за границей. Кардинал Аквавива, приезжавший по поручению папы в Мадрид, взял его в свою службу. Через Каталонию и Прованс Сервантес поехал с Аквавивой в Рим, оставался там некоторое время на его службе, а потом поступил в испанское войско, которое должно было плыть из Италии на войну с турками. Он храбро сражался в знаменитой морской битве при Лепанто , потерял там левую руку, о чем часто упоминает с гордостью в своих произведениях. В своей новелле «Персилес и Сигизмунда» он говорит, что лучшие воины – те люди, которые переходят на поле битвы из области науки: кто из ученого стал воином, всегда был храбрым солдатом.

До выздоровления от раны Сервантес жил в Мессине, потом снова отправился под начальством Маркантонио Колонны на войну с турками и участвовал в штурме Наварина. После того служил он на испанской эскадре, поплывшей под начальством Дона Хуана в Тунис, потом оставался год в одном из отрядов, стоявших гарнизонами в Сицилии и Неаполе. В 1575 он отправился в Испанию с рекомендательным письмом от Дона Хуана королю. Но корабль, на котором плыл он, был захвачен корсарами и уведен в Алжир. Там Сервантес провел пять лет в рабстве у суровых господ. Несколько раз он с другими взятыми в рабство испанцами пытался бежать, выказывал в этих попытках непоколебимое мужество и высокое благородство. Но все они кончались неудачно, и с каждым разом положение Сервантеса становилось хуже; его заковывали в цепи, водили на допросы. Мусульманская чернь ругала и била его; с допросов отводили его в темницу. Воспоминания об испытанном в годы военной службы и рабства довольно часто встречаются в произведениях Сервантеса. В «Персилесе и Сигизмунде» отражаются впечатления его странствований по Испании, Португалии, Италии; в «Дон Кихоте» эпизод, излагаемый в новелле о пленнике, изображает его жизнь в рабстве.

Портрет Мигеля де Сервантеса Сааведры. 1600

Мать Сервантеса, бывшая в то время уже вдовой, пожертвовала своим небольшим имуществом, чтобы выкупить сына, и он (в 1580 году) возвратился на родину. Товарищи его по рабству печалились, расставаясь с ним, потому что он был советником и утешителем их. Не имея ни денег, ни покровителей, он не нашел себе никакой другой возможности жить, кроме поступления опять на военную службу. Сервантес был в испанском войске, пошедшем в Лиссабон , участвовал в экспедиции, поплывшей покорить Азорские острова; у него навсегда осталась любовь к Португалии.

Возвратившись в Испанию, он избрал главным своим занятием поэзию; Сервантес писал с молодости, – писал даже в алжирских темницах, но только теперь литературная деятельность стала его профессией. Под влиянием Монтемайора и «Дианы» Хиля Поло он написал пастушеский роман «Галатею» и посвятил этот «первый плод своего слабого ума» сыну того Колонны, под начальством которого сражался на Востоке. Это произведение богато воспоминаниями из жизни автора и вставками стихотворений в испанском и итальянском вкусах; но оно имело мало успеха. В «Дон Кихоте», когда цирюльник читает заглавие этой книги, священник говорит: «Сервантес с давних лет был моим другом, и я знаю, что он более искусен переносить беды, чем писать стихи». Роман остался неоконченным; но к жизни автора он имеет близкое отношение. Под именем Галатеи изображена, как полагают, девушка, которую любил Сервантес и на которой вскоре после того (в 1584 году) женился. Она была из хорошей фамилии, жившей в Эскивиасе (близ Мадрида) и неизменно оставалась любящей женой. Но у неё не было никакого приданого, потому Сервантес и она терпели бедность.

Он стал писать для театра, надеясь получать через это средства к жизни; написал, как мы знаем от него, 20 или 30 пьес. Но лишь две из них дошли до нас; не сохранилась даже и комедия «Заблудившаяся», которую он в «Путешествии на Парнас» называл лучшей своей драмой. Те две пьесы, которые дошли до нас, были найдены и напечатаны только через двести лет после его смерти. Одна из них, «Жизнь в Алжире» (El trato de Argel), заимствована из личной судьбы автора; другая, изображающая гибель Нуманции , проникнута патриотическим чувством; в обеих есть хорошие патетические сцены, но в целом ни та, ни другая не имеет художественного достоинства. Сервантес не мог быть соперником Лопе де Веги.

Угнетаемый бедностью он уехал в Севилью, где получил должность с маленьким жалованьем по финансовому ведомству. Он хлопотал о должности в Америке, но безуспешно. Сервантес прожил в Севилье десять лет, и мы имеем мало сведений о нем за эти годы. Вероятно, он по-прежнему терпел нужду, потому что доходы по его должности провиантского комиссара индийского флота были скудны и неверны, а кроме себя и жены он должен был содержать сестру, которая отдала свою маленькую долю отцовского наследства на его выкуп из африканского рабства. Он написал в это время несколько сонетов и других стихотворений: быть может, тогда были написаны им новеллы «Испанка в Англии» и «Ринконет и Кортадилья». Но если это и так, все-таки он очень мало написал в эти десять лет. Зато он, по всей вероятности, сделал много наблюдений над характерами людей в Севилье, центре сношений Испании с Америкой; авантюристы съезжались туда из всей Западной Европы, и можно было наслушаться от них о множестве всяческих приключений. Тогда же Сервантес изучил андалузские нравы, описания которых встречаются в следующих его произведениях. Жизнь с веселыми гражданами Севильи, любившими шутки, вероятно, содействовала развитию шутливости в его произведениях. В начале XVII столетия мы находим Сервантеса живущим в Вальядолиде, где была тогда резиденция двора. Кажется, он продолжал нуждаться. Источниками его доходов были деловые поручения частных людей и литературная работа. Однажды близ его дома произошла ночная дуэль, в которой один из бившихся друг с другом придворных был убит. Сервантеса допрашивали на суде по этому делу, и он некоторое время провел под арестом, как подозреваемый в каком-то соучастничестве или утайке сведений о ходе ссоры.

Первая часть «Дон Кихота»

В это время начал он писать великий роман, давший бессмертие его имени. В 1605 году была напечатана в Мадриде первая часть «Дона Кихота», и она так понравилась публике, что в том же году вышло несколько новых изданий её в Мадриде и некоторых провинциальных городах. (См. статьи Сервантес «Дон Кихот» – краткое содержание и анализ , Образ Дон Кихота , Образ Санчо Пансы .) В следующие пять лет вышло еще 11 изданий, и еще при жизни Сервантеса появились переводы на другие западные языки. Но, несмотря на блестящий успех «Дон Кихота», Сервантес провел и последние десять лет своей жизни в бедности, хотя слава доставила ему покровительство графа Лемоса и архиепископа толедского. Лопе де Вега, бывший тогда предметом восхищения испанской публики, видимо, смотрел с презрением на бедняка Сервантеса, хотя не церемонился делать много заимствований из его драматических произведений. Сервантес, вероятно, оскорблялся надменностью Лопе де Веги; но по своему добродушию и благородству никогда не высказывал неприязни к нему. Лопе де Вега со своей стороны остерегался говорить о нем непочтительно. Когда они упоминают один о другом, то всегда выражаются любезно, хотя и холодно.

«Назидательные новеллы» Сервантеса

В 1613 году Сервантес издал свои «Назидательные новеллы», содержание которых, как он сам говорит, заимствовано из его собственных воспоминаний. Они менее увлекательны, чем «Декамерон », но богаты прекрасными описаниями нравов и природы; по живости этих изображений Сервантес выше всех испанских писателей. Новелла «Мадридская цыганка», содержание которой послужило материалом для либретто знаменитой оперы Вебера Preziosa, с очаровательной живостью изображает быт вельмож и простонародья. В этой новелле вставлено много песен; «Великодушный любовник» воспроизводит впечатления алжирского рабства Сервантеса; действие этой новеллы перенесено на Кипр. «Ринконет и Кортадилья» – ряд картин из жизни бродячих людей в южной Испании. Таково же содержание «Разговора двух собак», новеллы, представляющей испанское сочетание мошеннических проделок с усердным исполнением религиозных обрядов. «Испанка в Англии» – рассказ об испанской девушке, захваченной англичанами при взятии и грабеже Кадиса адмиралом Говардом и графом Эссексом . Эти новеллы точно так же, как «Ревнивый эстремадурец». «Сила крови», «Ложный брак», «Люценциат Видриэра» и все другие рассказы сборника Сервантеса превосходно изображают народную жизнь в Андалузии. Они были лучшими испанскими новеллами и до сих пор не имеют себе равных в испанской литературе.

Поэмы, драмы и интермедии Сервантеса

После сборника новелл Сервантес издал «Путешествие на Парнас» сатирическую поэму, написанную терцинами; её содержание – оценка произведений современных поэтов. Сервантес говорит о себе с веселым юмором и судит о своих произведениях очень правильно. Меркурий, высказывающий суждение о нем, справедливо упоминает, что достоинство его драм и новелл не было достаточно оценены публикой. Сервантес хотел доказать ей, что напрасно она осталась равнодушной к прежним его пьесам, пристрастившись исключительно к Лопе де Веге; он издал теперь восемь новых драм и восемь интермедий. Почти все драмы имеют по три действия, (Jornadas), в каждой множество действующих лиц, в числе их непременно находится шут или какой-нибудь другой забавник. Особенно хороши «Жизнь в Алжире», «Храбрый испанец», «Султанша», «Счастливый злодей» (раскаивающийся в тех дурных делах),«Лабиринт любви», в них много увлекательных сцен. Интермедии – маленькие веселые пьесы, разыгрывавшиеся в антрактах. Лучшие из них – «Внимательный караульный» и «Ревнивый старик» (переделка новеллы «Ревнивый эстремадурец»), «Саламанкская пещера»; но и все другие интермедии очень веселы и реалистичны. Но при всех достоинствах своих пьес Сервантес не приобрел славу у современников как драматург.

Вторая часть «Дон Кихота»

В предисловии к сборнику новелл Сервантес говорит, что издает вторую часть «Дона Кихота»; но пока он писал ее, вышла книга под заглавием «Вторая часть Дона Кихота, рыцаря ламанчского». Автор её скрылся под псевдонимом Алонсо Фернандо де Авельянеда. В книге Авельянеды есть хорошие места, но она далеко уступает достоинством роману Сервантеса. В предисловии Авельянеда грубо издевается над Сервантесом, говорит с пошлыми насмешками о его старости и бедности, смеется даже над ранами, полученными им на войне с неверными. Появление книги Авельянеды заставило Сервантеса ускорить окончательную отделку второй части своего романа. Он издал ее в 1615 году. Замечания о книге Авельянды, высказываемые Санчо Пансой свидетельствуют, что Сервантес негодовал на эту подделку. Написанная больным стариком вторая часть «Дона Кихота» равняется свежестью и силой гениального творчества первой. Старик, писавший этот рассказ, в котором так много шуток и веселости, страдал от болезней и нищеты, чувствовал близость смерти.

Дон Кихот и Санчо Панса. Памятник на Площади Испании в Мадриде, 1930

Значение «Дон Кихота» в мировой литературе

Со времени появления «Дона Кихота» Сервантеса прошло больше двух с половиною столетий, и до сих пор он остается одной из любимейших книг у всех цивилизованных наций; едва ли есть другой роман, получивший такую сильную и широкую популярность. Нравы с того времени совершенно изменились, а «Дон Кихот» до сих пор сохраняет интерес живой современности. Это потому, что под формой шутки он содержит в себе картину вечных увлечений человеческого сердца и вечной мудрости. Чтобы понять форму этой книги, мы должны вспомнить, что рыцарские идеи, давно умершие в других странах, еще сохраняли жизненность в Испании времен Сервантеса, что завоевания в Новом Свете поддерживали в испанцах склонность к фантастическим стремлениям, что романы об Амадисах еще оставались любимым чтением испанцев, что не только испанцы, но и другие народы еще верили сказкам об Эльдорадо и об источнике, дающем вечную юность. Романы об Амадисах и других героях, сражающихся с великанами и злыми волшебниками, пользовались такою любовью в Испании, что короли Карл V и Филипп II считали нужным запрещать эти книги. Кастильские кортесы (парламент) в 1555 году постановили, что следует уничтожать «Амадисов» и подобные им «лживые книги, которыми занимаются юноши и девушки, считая правдой рассказываемые в них нелепости, так что они говорят и пишут слогом этих книг». Нужен был «Дон Кихот», чтобы прекратилось это средневековое фантазерство. И действительно он прекратил его. Новых романов во вкусе Амадисов после него уже не появлялось. Прежние еще перепечатывались, но и это скоро кончилось.

«Странствия Персилеса и Сигизмунды» Сервантеса

Вскоре после второй части «Дона Кихота», Сервантес окончил свой роман «Странствия Персилеса и Сигизмунды». В посвящении этой книги графу Лемосу Сервантес говорит, что ожидает скорой смерти, а шутливое предисловие кончает словами: «Прощайте шутки, прощайте веселые друзья; чувствую, что умираю; и единственное мое желание то, чтобы счастливо свидеться с вами в другой жизни». Через четыре дня после того, как написал эти слова, он умер, 23 апреля 1616, на 69 году жизни. По цифре числа и месяца это кажется тем же днем, в который умер Шекспир ; но англичане тогда еще держались старого стиля, а в Испании был уже введен новый. В XVII веке разница стилей составляла 10 дней; итак, английский поэт умер десятью днями позднее испанского.

«Странствия Персилеса и Сигизмунды» – ряд приключений, происходящих в разных странах и на море; география и история в этом романе представляет смесь фантазии с истиной. Книга была издана уже по смерти автора (в 1517 году). «Странствия Персилеса и Сигизмунды, – говорит литературовед Розенкранц, – ряд рассказов об удивительных приключениях этих лиц. Персилес, второй сын короля исландского; Сигизмунда – единственная дочь и наследница королевы фрисландской. Она была обручена с братом Персилеса Максимином, человеком грубым. Он не мог нравиться кроткой, благородной красавице; она полюбила Персилеса. Они убегают, хотят отправиться в Рим, упросить папу, чтоб он освободил Сигизмунду от обещания, данного ею прежнему жениху. Персилес называет себя Периандром, Сигизмунда – Авристелой, чтобы погоня не нашла их по истинным именам. Они выдают себя за брата и сестру; их истинные имена и отношения открываются читателю только в конце книге. На пути в Рим они терпят всяческие беды, попадают в разные земли; не раз берут их в плен дикари и хотят сожрать; злодеи пытаются убить или отравить. Они несколько раз терпят кораблекрушение, много раз судьба разлучает их. Но похитители ссорятся между собой за обладание ими, дерутся и погибают. Наконец влюблённые достигают Рима и получают от папы разрешение сочетаться браком. Баснословная география и фантастическая история, служащая обстановкой приключений Персилеса и Сигизмунды, подавала повод упрекать Сервантеса в том, что он написал книгу подобную рыцарским романам об Амадисах , над которыми сам смеялся. Но это несправедливо. Фантастическая обстановка в его романе – элемент второстепенный. Истинное содержание состоит в изображении чувств человеческого сердца, и оно правдиво.

Появилась на свет благодаря писателю Мигелю де Сервантесу. Сейчас пародийный рыцарский роман является памятником мировой литературы, но в свое время книга сослужила скверную службу своему автору - де Сервантеса преследовали за клевету и даже угрожали смертью.

Детство и юность

Мигель де Сервантес родился 29 сентября 1547 года в испанском городе Алькала-де-Энарес. Полмесяца спустя, 9 октября, в регистре крещений приходской церкви Санта Мария ла Майор появилась запись:

«Мигель, сын Родриго де Сервантеса и его жены Леонор, был крещен; его крестными отцами были Хуан Пардо; обряд проводил преподобный Бартоломе Серрано».
Церковь, где был крещен Мигель де Сервантес / Википедия

Ошибочно считать, что известное имя Мигель де Сервантес Сааведра мальчик получил при рождении. На самом деле Сааведра появилось уже в осознанном возрасте, предположительно, как отсылка к названию чилийской коммуны, откуда происходил род Сервантес.

Отец Родриго, уроженец Галиции, работал брадобреем, «отворяющим кровь». По долгу службы он вправлял кости, делал кровопускание и занимался «меньшими медицинскими потребностями». Мать Мигеля, Леонор де Кортинас – дочь разорившегося дворянина, которую продали в брак в 1543 году.


Википедия

Помимо будущего автора «Дон Кихота», в семье Сервантес воспитывались 6 детей: Андрес (1543 г. р.), Андреа (1544 г. р.), Луиза (1546 г. р.), Родриго (1550 г. р.), Магдалена (1554 г. р.) и Хуан. О последнем известно только благодаря завещанию отца.

Предполагается, что в детстве Мигеля часто перевозили по стране, а затем отдали в Имперскую школу в Мадриде - иезуитское учебное заведение для мальчиков. В доказательство этому факту приводят хвалебные отзывы об ордене римско-католической церкви в «Новелле о беседе между собаками» из «Назидательных новелл». Иная точка зрения - Мигель обучался в университете Саламанки. И та, и другая версии ставятся под сомнение.


Real Academia de la Historia

В 22 года де Сервантес невольно оказался участником уличной драки, и от его руки пострадал некий Антонио де Сигура. Говорят, что страх перед арестом побудил Мигеля покинуть родную Испанию. Новым домом стала Италия - страна, дружелюбно относящаяся к талантливым амбициозным молодым людям.

В Риме де Сервантес открыл для себя изобразительное искусство, архитектуру, поэзию эпохи Возрождения. В его литературных произведениях знатоки позже увидели отсылки к итальянскому фольклору, пародию на многих национальных писателей.

Военная служба

В 1570 году де Сервантеса зачислили в полк морской пехоты Испании Infantería de Marina, который дислоцировался в Неаполе (тогда город был испанской территорией). Минул год, прежде чем юношу призвали на бой. В сентябре 1571-го Мигель отплыл в Патрасский залив, где 7 октября состоялась битва при Лепанто между Священной лигой и Османской империей.

Документальный фильм «Жил на свете рыцарь бедный… Мигель де Сервантес»

Когда назрела битва, Мигель де Сервантес лежал в лихорадке. Несмотря на состояние здоровья, молодой человек потребовал позволить ему сражаться, сказав, что скорее умрет за своего Бога и царя, чем будет укрыт соратниками в каюте. Будущий писатель получил три огнестрельных ранения - два в грудь и одно в левую руку, последняя пуля фактически сделала де Сервантеса одноруким. В своем первом труде «Галатея», имея в виду скорый успех «Дон Кихота», он писал:

«Я потерял движение левой руки во славу правой».

Полгода потребовалось де Сервантесу на выздоровление, в 1572 году он снова вернулся в строй. На протяжении следующих 3 лет мужчина пребывал в основном в Неаполе, изредка совершая экспедиции на острова Корфу и Наварино. Мигель был свидетелем сражения за Ла-Гулет, бывшую столицу Туниса, и падения этого государства.

Осенью 1575 года де Сервантес отплыл из Неаполя в Барселону с рекомендательными письмами для короля Испании. В них командир полка восхвалял заслуги солдата и предлагал повысить того по службе. Судьба распорядилась иначе: утром 26 сентября корсары взяли судно де Сервантеса на абордаж.


Википедия

Будущего писателя и, по некоторым свидетельствам, его брата Родриго доставили в Алжир (тогда центр Османской империи) и взяли в плен. Мужчина пробыл в рабстве до 1580 года, 4 раза безуспешно пытался бежать. В конечном итоге родители купили у османцев свободу сыновей за крупные деньги - рекомендательные письма к королю повысили спрос на голову де Сервантеса.

Этот фрагмент биографии неоднократно упоминается в творчестве де Сервантеса. Считается, что в рассказе пленника из «Дон Кихота», пьесах «Жизнь в Алжире» и «Подземелья Алжира» есть натуралистичные сцены, которые не смог бы описать человек, не бывший в рабстве.

Карьера

Освободившись от плена, де Сервантес жил с родителями в Мадриде. К тому времени он уже начал писать, но, как и многие авторы того времени, не мог прокормиться на гонорары. Творчество приходилось совмещать с обычным трудом.


Портрет Мигеля де Сервантеса / Fernando Selma, Википедия

В Андалусии Мигель работал агентом по закупкам для испанского флота: искал выгодные цены на зерно, масло, прочие продукты, а затем доставлял покупки на корабли. Однажды он оставил деньги, предназначенные для комплектования очередного судна, у банкира. Тот, будучи нечистым на руку, все потратил. За это писатель провел в тюрьме несколько месяцев. Предположительно, в заключении и зародилась идея «Дон Кихота».

Позже де Сервантес работал сборщиком налогов и бухгалтером. В последние годы жизни, с 1610-го по 1616-й, мужчина жил на королевскую пенсию, что позволяло посвящать литературе круглые сутки.

Книги

Де Сервантес ступил на литературный путь, когда ему было 38 лет. Дебютная «Галатея» (1585) написана в классическом для его времени жанре – пасторальный роман. Работа осталась без внимания высшего общества, да и сам писатель не был в восторге от «пустой» идеи первой пробы пера.

В тюремном заключении к де Сервантесу, который от природы обладал живым юмором, пришла идея сочинить пародию на рыцарские романы, популярные в XVI веке. Арестант создал образ престарелого сумасброда, который, начитавшись историй о героях в доспехах, решил отправиться странствовать по миру в поисках приключений.


Благородного Дон Кихота из селения Ла-Манчи сопровождает его антипод Санчо Панса – простой крестьянин, который привык прагматично смотреть на вещи. Для него важно получить обещанных ослят и остров, отгородить хозяина от опасности и своевременно объяснить, что ветряные мельницы – это не драконы.

Прообразом сошедшего с ума романтика служит , драматург, чьи произведения превосходили по популярности книги де Сервантеса. В свое время поэт, устав от написания автобиографических любовных романов, отправился в кругосветное путешествие на корабле, бросив жену и детей. Можно сказать, что Мигель не только создал величайшее произведение Золотого века, но и вдоволь насмеялся над врагом.

Роман о Рыцаре печального образа вышел в двух томах: «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» в 1605 году, «Вторая часть гениального рыцаря Дон Кихота из Ламанчи» в 1615-м. Продолжение было, скорее, необходимостью: в 1614 году некий Авельянед, чья личность до сих пор не раскрыта, опубликовал якобы вторую часть романа «Дон Кихот Авельянеды». Произведение было направлено против де Сервантеса.


Википедия

«Дон Кихот» – это великий вклад в мировую культуру. назвал роман де Сервантеса «самой возвышенной работой человеческого мышления». Именно в «Дон Кихоте» родилась цитата «чтобы судить о пудинге, надо его отведать», означающая, что все проверяется на практике.

Де Сервантес считал, что его романы должны быть для испанцев тем, чем для итальянцев были новеллы Джованни Боккаччо. Ради этого писатель создал «Назидательные новеллы» (1613) – сборник, состоящий из 12 историй. В повествовании писатель выступает как гуманист, наделяет героев правом на свободу и счастье. Персонажи приходят к желаемому через мучения, но от того радость победы только слаще.

На заре жизни де Сервантес сочинил роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды», который вышел в свет уже после кончины писателя, в 1617 году. Вероятно, в этом произведении испанец старался подражать древнегреческому Гелиодору.

Личная жизнь

О личной жизни Мигеля де Сервантеса известно немногое. 12 декабря 1584 года женой 37-летнего писателя стала 19-летняя дворянка Каталина Паласиос де Саласар. Приданое девушки помогло паре некоторое время существовать безбедно. В то же время у де Сервантеса родилась внебрачная дочь Исабель от актрисы Аны де Рохас. Что касается союза с юной супругой, то он оказался недолговечным и распался в конце 1580-х годов.

Смерть

68-летний де Сервантес умер в Мадриде 22 апреля 1616 года. По свидетельствам современных врачей, причиной смерти стал диабет II типа, вызванный циррозом печени. Эти недуги объясняют сильную жажду, на которую писатель жаловался в последние годы жизни.

Согласно завещанию 23 апреля де Сервантеса похоронили в монастыре Босоногих Тринитариев в центре Мадрида. В 1673 году во время реконструкции святого места останки писателя, а также других людей перенесли на хранение в безопасное место, а затем не смогли найти – гробница не имела опознавательных знаков.


Википедия

В 2014 году археологи обнаружили склеп, в котором покоились 10 человек. На внутренней стороне крышки одного из гробов были выбиты инициалы MS. На основе портретов писателя, трех пулевых ранений, полученных в битве при Лепанто, и факта того, что к моменту смерти у автора «Дон Кихота» осталось всего 6 зубов, ученые сделали вывод, что перед ними действительно останки де Сервантеса. 11 июня 2015 года они были захоронены в монастыре под надгробным камнем «Мигель де Сервантес Сааведра».

Библиография

  • 1585 – «Галатея»
  • 1605 – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»
  • 1613 – «Назидательные новеллы»
  • 1614 – «Путешествие на Парнас»
  • 1615 – «Вторая часть гениального рыцаря Дон Кихот из Ламанчи»
  • 1615 – «Восемь комедий и восемь интермедий, новых, ни разу не представленных на сцене»
  • 1617 – «Странствия Персилеса и Сихизмунды»

Родился в 1547 году в провинциальном городке Алкала-де-Энарес, что в тридцати километрах от Мадрида, в семье хирурга.

Многодетная семья будущего писателя жила в бедности, зато славилась титулом идальго. В семье Сервантес Мигель был четвертым среди семерых детей.

Даже, имея такой титул, семье Сервантесов во главе с отцом Родриго приходилось переезжать с места на место в поисках заработка.

Существуют непроверенные сведения о том, что он обучался в университете Саламанки. Сервантес покинул родные края и, приехав в Италию, ознакомился с искусством античного времени, эпохи Возрождения.

В Риме он черпал вдохновение, изучил произведения итальянских писателей, что отложило свой отпечаток на более поздние произведения автора.

В 1570 году поступил на службу в морскую пехоту Неаполя. Известно также, что он участвовал в битве при Лепанто, где лишился левой руки. В ходе этой битвы писатель проявил героизм и храбрость, которой по праву гордился.

Кроме того во время службы писатель принимал участие в походах на Корфу и Наварино. Присутствовал при сдаче Туниса и Ла-Глета Оттоманской империи. Возвращаясь домой со службы, Сервантес попадает в плен к алжирским пиратам, которые продали его в рабство. Будущий писатель предпринимал несколько безуспешных попыток к бегству и чудом спасся от казни. Проведя пять лет в плену, был выкуплен миссионерами.

Мигель де Сервантес начал довольно поздно. По возвращении домой он написал свой первый труд «Галатею», вслед за которой выходят множество других драматических пьес. К сожалению, большим спросом его произведения не пользовались, что вынуждало его искать другие источники дохода: то брался за закупку провианта для судов, то работал сборщиком недоимок.

Жизнь будущего автора была сложной, полной невзгод и лишений. Ему пришлось пройти через многое, тем не менее, Мигель постоянно работал над трудом всей своей жизни и в 1604 г. впервые в свет вышла первая часть бессмертного романа «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский». Произведение сразу же произвело фурор, книга буквально разлеталась с прилавков, делались переводы на многие языки. Однако материальное положение автора от этого не поправилось.

Сервантес продолжает активно писать, за 12 лет, в период с 1604 по 1616 гг. родились многочисленные новеллы, драматические произведения, продолжение бестселлера Дон Кихот, а также роман, изданный только после смерти автора «Персилес и Сихизмунда».

Мигель постригся в монахи предположительно в 1616 году, в тот же год известный во всем мире писатель, проживший нелегкую жизнь, скончался. Долгое время могила писателя оставалась затерянной, из-за отсутствия надписи на его гробнице. Нельзя переоценить вклад Сервантеса в мировую литературу, он стал основателем личностного эпоса.

Значимость Сервантеса основывается главным образом на романе Дон Кихот. Это произведение, известное сегодня во всем мире, раскрывает в полной мере его разностороннюю гениальность. Здесь присутствует глубокий анализ природы людей, с двух ракурсов: идеализм и реалистичность. В судьбах его героев, как нельзя лучше дополняющих друг друга отражается вся соль мировой иронии. Проведя своего рыцаря через реальную жизнь, автор раскрывает многообразную панораму испанского общества.

Гражданство:

Испания

Род деятельности:

Романист, новеллист, драматург, поэт, солдат

Направление: Жанр:

Роман, новелла, трагедия, интермедия

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra ; 29 сентября , Алькала-де-Энарес - 23 апреля , Мадрид) - всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский ».

Семейство Сервантес

Битва при Лепанто

Существует несколько версий его биографии. Первая, общепринятая версия гласит, что «в самый разгар войны Испании с турками, он поступил в военную службу под знамена. В Лепантском сражении он всюду являлся на самом опасном месте и, сражаясь с истинно поэтическим воодушевлением, получил три раны и лишился руки». Однако существует и другая, маловероятная, версия его невосполнимой потери. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия - хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.

Герцог де Сессе, предположительно в 1575 году , дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для Его Величества и Министров, как он сообщил в своем свидетельстве от 25 июля 1578 года . Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату.

Служба в Севилье

В Севилье он занимался делами Флота по приказу Антонио де Гевары.

Намерение выехать в Америку

Последствия

Памятник Мигелю де Сервантесу в Мадриде (1835)

Мировое значение Сервантеса зиждется, главным образом, на его романе «Дон Кихот », полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в «Прологе», это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности - благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.

Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они - и в этом заключается глубокая психологическая правда, - составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его - если не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.

В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе - смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, - отвечает умирающий, - все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».

Мигель де Сервантес Сааведра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra). Родился предположительно 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес - умер 23 апреля 1616 года в Мадриде. Известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Мигель Сервантес родился в семье обедневших дворян, в городе Алькала-де-Энарес. Его отец, Идальго Родриго де Сервантес, был скромным лекарем, мать - Донья Леонор де Кортина - дочерью дворянина, потерявшего своё состояние. В их семье было семеро детей, Мигель стал четвёртым ребёнком. О ранних этапах жизни Сервантеса известно очень мало. Датой его рождения считается 29 сентября 1547 года (день Архангела Михаила). Эта дата установлена приблизительно на основании записей церковной книги и существовавшей тогда традиции давать ребёнку имя в честь святого, чей праздник приходится на день рождения. Достоверно известно, что Сервантес был крещён 9 октября 1547 года в церкви Санта Мария ла Майор города Алькала-де-Энарес.

Некоторые биографы утверждают, что Сервантес учился в университете Саламанки, однако убедительных доказательств этой версии нет. Существует также неподтверждённая версия, что он учился у иезуитов в Кордове или Севилье.

Причины, которые сподвигли Сервантеса покинуть Кастилию, остаются неизвестными. Был ли он студентом, или бежал от правосудия, или бежал от королевского ордера на арест за то, что ранил Антонио де Сигура на дуэли, - это ещё одна тайна его жизни. В любом случае, уехав в Италию, он занимался тем, что так или иначе делали для своей карьеры и другие молодые испанцы.

Рим открыл для молодого писателя свои церковные ритуалы и величие. В городе, изобилующем древними руинами, Сервантес открыл для себя античное искусство, а также сконцентрировал своё внимание на искусстве эпохи Возрождения, архитектуре и поэзии (знание итальянской литературы прослеживается в его произведениях). Он смог найти в достижениях древнего мира мощный импульс к возрождению искусства. Таким образом, непроходящая любовь к Италии, которая видна в его более поздних работах, была в своём роде желанием вернуться к раннему периоду Возрождения.

К 1570 году Сервантес был зачислен солдатом в полк морской пехоты Испании, расположенный в Неаполе. Он пробыл там около года, перед тем как приступил к активной службе. В сентябре 1571 года Сервантес отплыл на борту «Маркизы», входившей в состав галерного флота Священной лиги, который 7 октября нанёс поражение Оттоманской флотилии в битве при Лепанто в Патрасском заливе.

Несмотря на то, что Сервантес в тот день болел лихорадкой, он отказывался оставаться в постели и просился в бой. По словам очевидцев, он сказал: «предпочитаю, даже будучи больным и в жару, сражаться, как это и подобает доброму солдату… а не прятаться под защитой палубы». Он храбро сражался на борту корабля и получил три огнестрельных ранения - два в грудь и одно в предплечье. Последнее ранение лишило его левую руку подвижности. В своей поэме «Путешествие на Парнас» ему пришлось сказать, что он «потерял дееспособность левой руки ради славы правой» (он думал об успехе первой части «Дон Кихота»). Сервантес всегда с гордостью вспоминал своё участие в этом сражении: он верил, что принял участие в событии, которое определит ход истории Европы.

Существует и другая, маловероятная, версия потери руки. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Якобы именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия - хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.

После битвы при Лепанто Мигель Сервантес оставался в госпитале в течение 6 месяцев, пока его раны не зажили достаточно, чтобы он смог продолжить службу. С 1572 по 1575 годы он продолжил службу, находясь в основном в Неаполе. Кроме того, он участвовал в экспедициях на Корфу и Наварино, был свидетелем захвата Туниса и Ла-Гулетта турками в 1574 году. Кроме того, Сервантес был в Португалии, а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е годы); служил в Севилье.

Герцог де Сессе, предположительно в 1575 году, дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для короля и министров, как он сообщил в своем свидетельстве от 25 июля 1578 года. Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату.

В сентябре 1575 года Мигель Сервантес со своим братом Родриго возвращался из Неаполя в Барселону на борту галеры «Солнце» (la Galera del Sol). Утром 26 сентября на подходе к каталонскому берегу галера была атакована алжирскими корсарами. Нападавшим было оказано сопротивление, в результате чего многие члены команды «Солнца» были убиты, а остальных взяли в плен и увезли в Алжир. Обнаруженные у Сервантеса рекомендательные письма повлекли за собой увеличение суммы требуемого выкупа. В алжирском плену Сервантес провёл 5 лет (1575-1580), четырежды пытался бежать и лишь чудом не был казнён. В плену часто подвергался различным мучениям.

Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце“, под командой Каррильо де Кесада», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться». У отца не было средств на выкуп Мигеля в связи с тем, что он прежде выкупил из плена другого своего сына, Родриго, также находившегося на том корабле. Свидетель этого ходатайства Матео де Сантистебан заметил, что знал Мигеля уже восемь лет, и познакомился с ним, когда тому было 22 или 23 года, в день сражения при Лепанто. Он же засвидетельствовал, что Мигель «в день сражения был болен и у него был жар», и ему советовали остаться в кровати, но он решил принять участие в сражении. За отличия в бою капитан одарил его четырьмя дукатами сверх его обычной платы.

Известие же (в виде писем) о пребывании Мигеля в алжирском плену доставил солдат Габриэль де Кастаньеда, житель горной долины Каррьедо из селения Саласар. Согласно его сведениям, Мигель находился в плену около двух лет (то есть с 1575 года) у обращённого в ислам грека, капитана Арнаутриомами.

В прошении матери Мигеля от 1580 года сообщалось, что она просила «дать разрешение на вывоз 2000 дукатов в виде товаров из королевства Валенсия» для выкупа её сына.

10 октября 1580 года в Алжире был составлен нотариальный акт в присутствии Мигеля Сервантеса и 11 свидетелей с целью выкупить его из плена. 22 октября монах из Ордена Святой Троицы (тринитарии) Хуан Хиль «Освободитель пленников» составил на основе этого нотариального акта доклад с подтверждением заслуг Сервантеса перед королём.

После освобождения из плена Мигель вместе с братом служил в Португалии, а также у маркиза де Санта Крус.

По приказу короля Мигель совершил в 1580-х годах поездку в Оран.

В Севилье он занимался делами испанского флота по приказу Антонио де Гевары.

21 мая 1590 года в Мадриде Мигель подает прошение в Совет Индий о предоставлении ему вакантного места в американских колониях, в частности в «Ревизионной конторе Нового Королевства Гранада или Губернаторства Провинции Соконуско в Гватемале, или Счетоводом на Галерах Картахены, или Коррехидором города Ла-Пас», и всё потому, что ему до сих пор так и не оказали милостей за его долгую (22 года) службу Короне. Председатель Совета Индий 6 июня 1590 года оставил пометку на прошении о том, что податель «заслуживает того, чтобы ему дали какую-либо службу, и ему можно будет доверять».

12 декабря 1584 года Мигель Сервантес женился на девятнадцатилетней уроженке города Эскивиас Каталине Паласиос де Саласар, от которой ему досталось маленькое приданое. У него была одна внебрачная дочь - Исабель де Сервантес.

Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».

Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.

Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.

Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.

С 1598 до 1603 годов нет почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 году он появляется в Вальядолиде, где занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях.

С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда».

Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 года окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».

Сервантес умер в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида незадолго до смерти. Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Останки писателя были обнаружены и опознаны только в марте 2015 года в одном из склепов в монастыре де лас Тринитариас. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 году (скульптор Антонио Сола); на пьедестале две надписи на латинском и испанском языках: «Мигелю де Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов, год M.D.CCC.XXXV».

Мировое значение Сервантеса держится, главным образом, на его романе «Дон Кихот», полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в «Прологе», это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности - благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.

Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они - и в этом заключается глубокая психологическая правда, - составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его - если не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.

В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе - смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, - отвечает умирающий, - все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».


Top