Министерство образования и науки рф

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства находится политика государства, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения определенных социально-полезных целей.

Уголовно-исполнительная политика это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Потому что мы учимся, даже демократия персонализации соответствует непреодолимым физиологическим пределам, за которыми существует только дрейф «муссолинизма», генетическая патология, сильно выполненная мучеником Пьеро Гобетти гораздо больше, чем тот же Муссолини. Когда около двух столетий назад в великолепном рассвете либерала девятнадцатого века и в битве с сердцем лучшего наследия Просвещения прирост этой концепции, называемой гарантией или, как и в других случаях, возник на горизонте правовой и нравственной цивилизации, с самого начала она направлена ​​на то, чтобы иннервировать основополагающие принципы верховенства права в рамках растущего числа «конституционных гарантий».

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ, положениями международных правовых актов об обращении с осужденными. Стратегической линией современной уголовно-исполнительной политики является гуманизация исполнения уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных.

Если не это, даже в форме «защиты до конца» субъективных прав и законных интересов, гарант руководит жесткой аксиомой закрытия: Конституцией. Настолько, что всякий раз, когда это противоречит формальному и императивному диктату Конституции, вызывая вульнус его принципам и ценностям, созвездие гарантий тайно отменяется основанием конституционного правового государства, направленным на защиту прав и свобод отдельных лиц к врожденному произволу властей, в его прямой противоположности. В антиконституционном произволе.

На самом деле, не полезно помнить, что принцип равенства перед законом, склоняясь как обязательная обязанность уголовного преследования, представляет собой суверенную и обязательную ценность. Для души конституционной законности. Презренно и, наконец, из сатирической животноводческой фермы, где некоторые животные более равны, чем другие. Более того, мы не имеем даже тени «революции». В коллективных интересах, учитывая, что большинство равных, он мало думает, элита свиней.

Основные задачи уголовно-исполнительной политики:

1) определение целей, принципов и общих положений исполнения всех видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

2) установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

Если мы люди, которые стыдятся. Разве беспощадность и цинизм - единственно возможная форма «реализма»? Незамедлительно измельченный и возвращенный в рамках демократической устойчивости людьми, борющимися за труд, с коррупцией и в то же время за принцип капитала равных граждан перед законом. Если бы правящие группы Румынии предположили, что они скользят в Нижнюю Империю, наступит максимальное время. Посткоммунистические люди любезно уведомили его, превознося образцовую и поучительную концепцию отношений между обществом и государством.

Незначительный сигнал, учитывая надвигающийся лунный свет. По вопросу права, общества и государства. Гарантирующая идея, по сути, является точкой опоры верховенства права как принципа легитимности власти, подчиняясь контролю, регулируемому законом, предусматривает четкое разделение между моралью и законом. Однако наша внутренняя версия теории гарантов имеет проблему. Он притворяется, что игнорирует, заставляет причины, что гарантированность предполагает, как его неизменное условие, принцип равенства перед законом, при отсутствии каких пределов и гарантий остается на простом теоретическом уровне и без практической эффективности.

3) обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

4) определение системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля за их деятельностью;

5) определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных;

Потому что справедливость неотъемлемо связана с планом прав свободы и равенства внутри свободы. Правильно, речь идет о свободе. Таким образом, равные гарантии и для всех неравноправны и по отношению к некоторым «более равным», аналогичным образом, в государстве, против государства. Отказ от гарантийности убивает гарантию. Также возможно, что кто-то не увидит или не захочет смотреть на корову на вечеринке. Гораздо сложнее не видеть и не слышать дикого ворчания фермерских свиней в нашей проблемной форме общественной жизни и институциональных кругов.

6) разработка мероприятий по совершенствованию деятельности и прогнозированию развития учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с учетом изменений, происходящих в обществе и государстве.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание уголовно-исполнительной политики.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является нормативно-правовая – отражение политики в уголовно-исполнительном законодательстве и иных нормативных правовых актах. Данная форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Надежда, мечтать. Производство осуществляется в соответствии со ст. 436, пункт. 2 и след. Из КПК. Согласно утверждённому аргументу, из-за прохождения этого термина, возможность его исполнения погашается, соответственно. наказание - невозможно. Таким образом, период с начала действия истек и теперь истек. Исключение, введенное в параграфе 5, касается не обсуждаемой гипотезы, а гипотезы об абсолютном ограничении по абз. 4, которая явно упоминается в тексте. Запрос заключается в том, чтобы апелляционный суд отменил постановление и реабилитировал заявителя.

Нормативно-правовая форма реализации политики в сфере исполнения уголовных наказаний является преобладающей и охватывается понятием уголовно-исполнительного права.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия.

Чтобы проверить истечение обычного времени исполнения между отдельными принудительными действиями, в ходе исполнительного производства, начатого для сбора штрафа, было организовано расследование, и были получены необходимые доказательства. Т. подтвердил запрос и его аргументы, в том числе дополнительную информацию, полученную о разработке исполнительного производства. Его кредитор А присоединился к заявлению, которое он сформулировал, и его мотивации.

Прокурор АП-Пловдива считал, что оспариваемый приказ был подтвержден как правильный и законный. Апелляционный суд Пловвива после оценки доказательств, собранных по делу и обсуждавших аргументы и соображения сторон, принял следующее. В 11 лет была произведена частичная оплата 47 левов.

Самостоятельность данной отрасли права определяется наличием собственного предмета правового регулирования и соответствующего ему метода правового регулирования, а также обособленной системы норм.

Предметом уголовно-исполнительного права (рис. 1) являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения).

Следующее исполнительное действие, которое является последним, составляет 16 лет и связано с прикреплением банковского счета. Согласно пар. 4 ст. Статья 82 Уголовного кодекса, независимо от приостановления или прекращения срока исковой давности, не может быть исполнена, если истечение срока, превышающего один второй срок, 1, который для штрафа составляет два года. Это правило не применяется, как указано в пункте 1. 5 ст. 82 Уголовного кодекса, если началось исполнительное производство для сбора штрафа.

Другими словами, принудительное ограничение штрафа прекращается в течение срока, установленного ст. 82, п. 1, п. 5 Уголовного кодекса - два года, независимо от того, инициировано ли исполнительное производство. Два года должны предшествовать или, как и в настоящем случае, разделить отдельные действия в ходе этих разбирательств.

Рис. 1. Предмет уголовно-исполнительного права


В связи с тем что само уголовное наказание представляет собой наиболее жесткую форму государственного принуждения, главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Он базируется на применении властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленного нормативным правовым актом правила поведения. Субъекты правоотношений вправе совершать только действия, которые им разрешены. Основными средствами воздействия на общественные отношения здесь являются запреты, обязанности, наказания и иные правовые ограничения. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диапозитивного метода, основанного на дозволениях, равноправии сторон, позволяющего субъектам самостоятельно осуществлять выбор поведения. Например, осужденный и иные лица имеют возможность обратиться в суд с жалобой на действия администрации учреждения или органа, исполняющего уголовные наказания.

По истечении периода реабилитации по ст. 86, абз. 1, п. 3 Уголовного кодекса, исключение осуждения по праву. Это означает, что законный результат, который он преследует, уже достигнут. Как только это произойдет, его ходатайство о судебной реабилитации является неприемлемым и его следует оставить без предупреждения. Факт юридической реабилитации, который состоялся, должен быть официально введен в его судимость.

Исходя из этого, Апелляционный суд Пловвива. Копия этого определения должна быть отправлена ​​в соответствующее Управление по уголовным делам. ОТКЛЮЧАЕТ разбирательство по делу. ОПРЕДЕЛЕНИЕ не подлежит обжалованию и протесту. Предмет уголовного права, наказания, виды наказаний.

Самостоятельность рассматриваемой отрасли права определяется и наличием системы норм, закрепленных в УИК РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах (подробнее см. тему 2).

Уголовно-исполнительное право имеет тесную взаимосвязь с другими отраслями права и, в первую очередь, с уголовным и уголовно-процессуальным правом, поскольку все они объединены общей целью (борьбой с преступностью), едиными принципами и методами правового регулирования. Их нормы с разных позиций регулируют общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу назначения, исполнения (отбывания) и освобождения от уголовного наказания. Признание осужденного субъектом права предопределило взаимодействие уголовно-исполнительного права практически со всеми другими отраслями системы российского права. Так, с конституционным правом оно связано в вопросах установления правового положения осужденных, с гражданским правом – в связи с осуществлением осужденными своих имущественных прав, с трудовым правом – регламентацией трудовой деятельности лиц, отбывающих уголовные наказания, с правом социального обеспечения – пенсионного обеспечения осужденных и др.

Распределение уголовного права: процессуальное уголовное право материальное уголовное право - его цель - защищать физических и юридических лиц от действий, опасных для общества. Уголовный кодекс - основной источник уголовного материального права, состоит из двух частей: общая часть - уголовная ответственность отдельная часть - содержит 12 голов Уголовное правонарушение - также опасное для компании, которое исчерпывает особенности, упомянутые в Уголовном кодексе, то есть преступный характер правонарушения.

Формы правонарушения: преднамеренная ошибка небрежность Цель наказания заключается не только в том, чтобы защитить общество от совершения, а в том, чтобы не допустить осуждения от продолжающихся преступлений и воспитания их, чтобы вести надлежащую жизнь. Приговор отменяется в исправительных учреждениях в трех исправительных учреждениях.

1.2. Принципы уголовно-исполнительного права

это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний. Принципы уголовно-исполнительного права впервые нормативно закреплены в ст. 8 УИК РФ, а применительно к отдельным аспектам исполнения (отбывания) уголовных наказаний они конкретизированы и детализированы в нормах Общей и Особенной частей УИК РФ. В совокупности эти принципы определяют как принадлежность уголовно-исполнительного права к системе российского права в качестве самостоятельной отрасли, так и отражают его особенности, следовательно, выделяют общеправовые и отраслевые принципы уголовно-исполнительного права. Общеправовые принципы – законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Отраслевые принципы – дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Если срок содержания под стражей не превышает двух лет, суд может условно наложить приговор, устанавливающий испытательный срок от одного до пяти лет. Если осужденный при исполнении наказания, демонстрируя свое поведение и демонстрируя, что он может ожидать, что он будет вести надлежащую жизнь в будущем, трибунал может, как правило, установить половину приговора, вынесенного лишением свободы на свободу, определяя испытательный срок до одного семь лет. Другие виды наказания: суд может наложить денежное наказание, если преступник намеренно совершил преступную деятельность или попытался получить неоправданную выгоду.

Система принципов уголовно-исполнительного права основывается на положениях международных правовых актов, определяющих права человека и правила обращения с осужденными, и Конституции РФ.

Принцип законности закреплен во Всеобщей декларации прав человека (ст. 29), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 2), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 11), в ряде норм Конституции РФ (ст. 4, 13, 15 и др.). Он выражается в обеспечении верховенства закона, его приоритета в отношении иных нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний. Верховенство закона означает не только признание за Конституцией РФ и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в рассматриваемой области, но и безусловное подчинение всех осужденных, персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, иных государственных и общественных структур, отдельных граждан действующему уголовно-исполнительному законодательству. Особое значение имеет закрепление на законодательном уровне прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 12 – 15 УИК РФ), что создает гарантии их реализации в процессе исполнения всех видов уголовных наказаний.

Запрет на деятельность используется на срок от одного до десяти лет. Защитные меры: защитное обращение, назначаемое судом, особенно если преступник, не являющийся преступником, не несет уголовной ответственности за безнаказанность, а его пребывание под угрозой является опасным. Например совершив преступление под воздействием алкоголя, и эксперт отметил его зависимость от алкоголя. Лечение проводится в лечебном учреждении, амбулаторном или в исправительном учреждении. Это может быть спасено как часть наказания, а вместо наказания.

Оборонное образование - применяется исключительно к несовершеннолетним правонарушителям. Устранение дела сохраняется, когда преступник не может быть привлечен к ответственности или осужден. Краткое изложение правовых норм, определяющих, какое социально-вредное поведение и действия являются уголовными преступлениями, и определять их как наказание.

Принцип гуманизма зафиксирован в ст. 5 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7, 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах подчеркивается, что «все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Это связано с тем, что осужденный менее других граждан защищен от произвола государства в лице сотрудников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и имеет большую вероятность стать объектом пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения. Поэтому в отечественном законодательстве содержатся надежные гарантии прав личности в этой сфере. В частности, в ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденным гарантируется вежливое обращение со стороны персонала и неприменение к ним жестоких и унижающих человеческое достоинство видов обращения или взыскания.

Материал - в частности, устанавливает основные обязанности граждан по отношению к государству и обществу. Уголовный кодекс определяет уголовную ответственность, определяет виды санкций и налагает штрафы и регулирует уголовную ответственность. Принцип пропорциональности - принцип прав и свобод человека, с тем чтобы не нарушать права.

Уголовная ответственность - преступление является уголовной ответственностью, оно является результатом противоправного деяния, оно осуществляется с обвинениями. 1, исполнитель - заполнил фактический характер акта 2, со-исполнитель - заполнил факт сути акта3, участие.

В последние годы принят ряд законодательных актов, направленных на дальнейшую реализацию принципа гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Так, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“» внесено 65 поправок в УИК РФ. Большинство из них направлены на дальнейшее смягчение условий отбывания уголовных наказаний, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в расширении гарантированных законом их прав: на оказание психологической помощи (ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ); на подачу предложений, заявлений, ходатайств и жалоб по всем интересующим их проблемам в любые инстанции (ч. 1 ст. 15 УИК РФ), а также рассмотрение жалоб осужденных на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в судах без ограничений и в соответствии с действующим законодательством (ч. 2 ст. 20 УИК РФ); на личное ходатайство перед судом об условно-досрочном освобождении от наказания (ст. 175 УИК РФ) и др.

Цель уголовного права - обратить вспять физические и юридические лица, компании, их права. Приеступ - измененный законом о преступлениях - виновное поведение, угрожающее или нарушающее интересы общества - уголовное преступление. Нежная ответственность: предел составляет 14 лет - краткое изложение условий, в которых преступник обязан терпеть санкцию, наложенную законом.

Неправильно: это государство, в котором наказывает виновный. акт знал, что его действия могут угрожать или нарушать интересы защищенного приговора. по закону и также был хорошо информирован. Сознавая: преступник знал, что его действия могут угрожать или нарушать защищенный штраф. по закону, но без разумных оснований полагался на то, что нарушение права не знает: виновное лицо. этот акт не знал, что своими действиями он может угрожать или нарушать интересы, защищенные Уголовным кодексом, но после обстоятельств, а также об отношениях, которые он знал и мог.

Принцип демократизма в первую очередь означает признание осужденного субъектом права. Во Всеобщей декларации прав человека (ст. 6), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) закреплены положения о том, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Важными свойствами правосубъектности являются ее признание и гарантированность государством, т.е. обеспечиваемая соответствующими государственными органами способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также способность независимо их осуществлять. Сегодня осужденные, являясь гражданами государства, обладают правами и свободами человека и гражданина, которые в соответствии со ст. 2 Конституции РФ представляют собой высшую ценность. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ определяется, что при исполнении наказания осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных является важной задачей государства и общества в целом. Поэтому принцип демократизма проявляется и в открытости учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, для общества. В последнее время в связи со становлением демократического правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности за соблюдением прав, свобод и законных интересов осужденных. Этим правом наделены не только прокуроры и федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 19 – 22 УИК РФ), но и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, а также члены общественных наблюдательных комиссий (ст. 24 УИК РФ).

Актуальным направлением реализации принципа демократизма является более широкое участие общественности в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и в исправлении осужденных. В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания РФ обсуждается проект Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности». Принятие аналогичного закона предусмотрено ст. 23 УИК РФ, он определяет порядок осуществления общественного контроля за обеспечением прав осужденных в местах лишения свободы и механизм содействия общественных объединений деятельности исправительных учреждений.

Принцип равенства осужденных перед законом установлен во Всеобщей декларации прав человека (ст. 7), в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 26) и в Конституции РФ (ст. 19). Он означает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Все осужденные, отбывающие определенный вид наказания или содержащиеся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении независимо от расы, национальности, материального и социального положения, вероисповедания обладают единым правовым статусом. Отличия в их правовом положении обусловлены только такими признаками, как пол, возраст, состояние здоровья, поведение осужденного в процессе отбывания наказания.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания пронизывает практически все нормы уголовно-исполнительного права и позволяет обеспечить реализацию целей уголовного наказания в отношении конкретного осужденного. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания представляет собой единый, взаимообусловленный и взаимосвязанный процесс, который позволяет скорректировать исправительное воздействие в зависимости от групповых и индивидуальных признаков осужденных. Дифференциация осужденных предполагает распределение их по группам в процессе отбывания наказания прежде всего по уголовно-правовым и уголовно-исполнительным основаниям. Она означает, что к различным категориям (группам) осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, формы вины, наличия рецидива преступлений, а главное – поведения во время отбывания наказания применяются правоограничения и средства исправления в различном объеме. Например, все осужденные к исправительным работам в обязательном порядке привлекаются к общественно полезному труду в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Дифференциация осужденных к лишению свободы отражается в их классификации и распределении по видам исправительных учреждений (ст. 74, 78 УИК РФ), раздельном содержании (ст. 80 УИК РФ) и создании различных условий отбывания наказания для разных категорий осужденных (ст. 87, 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).

Индивидуализация исполнения наказания предполагает помимо групповых признаков учет индивидуальных особенностей личности осужденного, его положительных и отрицательных качеств. На выявление социально-демографических и нравственно-психологических характеристик личности каждого осужденного и их использование в процессе исполнения наказания направлена деятельность всего персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и в первую очередь психологов и воспитательного аппарата. При этом воспитательное воздействие на каждого осужденного строится с учетом стимулирования и развития его позитивных качеств и нейтрализации негативных.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения развивает положения принципа дифференциации и индивидуализации наказания и ориентирует персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, на осуществление комплексного, сбалансированного воздействия на каждого осужденного в процессе исполнения конкретного вида наказания. Этот принцип закрепляется в нормах Общей части (ч. 3 ст. 9, ч. 6 ст. 11), но в большей мере в статьях Особенной части УИК РФ. Рациональное применение мер принуждения предполагает привлечение осужденного к ответственности за неисполнение обязанностей или законных требований администрации, совершение иных нарушений порядка и условий отбывания наказания с учетом характера проступка, обстоятельств его совершения, личности осужденного и его предыдущего поведения. На это направлены нормы, устанавливающие виды взысканий и иные меры принуждения, применяемые к осужденным (ст. 29, 32, 46, 58, 71, 102, 115, 136 УИК РФ и др.), а также основания, порядок и условия их применения (ст. 59, 117, 119, 138 УИК РФ и др.).

Рациональное применение средств исправления осуществляется в соответствии с предписаниями ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой определено, что «средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения».

Стимулирование правопослушного поведения предполагает широкое использование различных моральных и правовых средств для корректирования поведения осужденного в процессе отбывания наказания. В уголовно-исполнительном праве особое место отводится правовым стимулам, так как их применение влечет для осужденного благоприятные юридические последствия. Формами проявления правовых стимулов осужденных в УИК РФ выступают субъективные права, законные интересы, льготы и поощрения. Они закреплены во многих нормах УИК РФ. Так, виды поощрений, применяемые к осужденным к конкретным видам наказания, указаны в ст. 45, 57, 71, 113, 134 и др.

Принцип соединения наказания с исправительным воздействием означает, что исполнение любого вида уголовного наказания сочетается с широким комплексом средств исправления: установленным порядком исполнения и отбывания наказания (режимом), воспитательной работой, общественно полезным трудом, общеобразовательной и профессиональной подготовкой, общественным воздействием. Степень применения указанных средств при исполнении уголовных наказаний неодинакова, наиболее полно они регламентированы и используются в процессе исполнения лишения свободы на определенный срок и содержания в дисциплинарной воинской части, в меньшей степени – при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. В частности, в процессе исполнения штрафа, особенно при рассрочке его выплаты, можно говорить о применении только таких средств исправления, как установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа и в отдельных случаях – общественно полезный труд и общественное воздействие.

1.3. Наука уголовно-исполнительного права

Наука уголовно-исполнительного права базируется на основополагающих идеях и принципах различных общественных наук, в число которых входят философия, социология, право, педагогика, психология, экономика, управление и др. Методологические положения указанных наук могут проявляться как непосредственно (в виде категорий общего), так и опосредованно (в виде частного и единичного).

Наука уголовно-исполнительного права возникла как часть науки уголовного права и получила название «тюрьмоведение», или «пенитенциарная наука» . Труды великих ученых конца XIX – начала XX в. Н. С. Таганцева, И. Я. Фойницкого, С. В. Познышева предопределили общие подходы к осмыслению теоретико-методологических проблем и наполнили реальным содержанием основные практические вопросы исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы. Основным направлением научных исследований была разработка теоретических основ тюремного заключения как основного вида уголовного наказания.

После октября 1917 г. коренные изменения в государственно-политическом устройстве, социально-экономической сфере вызвали необходимость реформы пенитенциарной системы Советской России. Новая власть восприняла прогрессивные идеи ученых-тюрьмоведов о классификации преступников, дифференциации и индивидуализации на ее основе исполнения наказания в виде лишения свободы, о возможности исправления осужденных посредством применения к ним средств воздействия, и прежде всего общественно полезного труда. Советским руководством был провозглашен общий политический курс на замену тюрем исправительно-трудовыми учреждениями, главным средством исправления осужденных был выбран труд. С принятием в 1924 г. первого Исправительно-трудового кодекса РСФСР формируется самостоятельная отрасль законодательства и права, что, соответственно, говорит о появлении новой правовой науки – науки исправительно-трудового права.

Усиление карательной политики государства, массовые репрессии 1930 – 1950-х гг. негативно сказались на общем состоянии исправительно-трудового дела в стране. В эти годы были практически прекращены научные исследования в данной области, а многие ученые были репрессированы. Немногочисленные научные разработки исправительно-трудовых проблем велись в рамках науки уголовного права и носили самый общий характер.

Исправительно-трудовая проблематика смогла стать самостоятельным предметом исследования только во второй половине1950-хгг. С этого времени проведение различного рода конференций, семинаров, защита диссертаций по проблемам исполнения уголовных наказаний вошли в повседневную научную жизнь.

В конце 1960 – начале 1970-х гг. наука исправительно-трудового права окончательно сложилась как самостоятельная отраслевая юридическая наука. Теоретические исследования общих проблем реализации уголовных наказаний и особенностей исполнения отдельных видов, в частности лишения свободы, проводились во многих научных и учебных учреждениях (ВНИИ МВД СССР, Академии МВД СССР, Московском, Ленинградском и Томском госуниверситетах, Саратовском юридическом институте и др.), ученые которых внесли весомый вклад в создание теоретической базы для кодификации советского исправительно-трудового законодательства, в разработку законодательных и подзаконных актов в сфере исполнения уголовных наказаний.

В последующие годы в рамках науки исправительно-трудового права исследовались проблемы генезиса, сущности, содержания и перспектив правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере исполнения уголовных наказаний, обобщалась правоприменительная практика, разрабатывались предложения по совершенствованию действующего исправительно-трудового законодательства. Фундаментальные положения науки исправительно-трудового права составили теоретическую основу для формирования смежных отраслей научных знаний: исправительно-трудовой психологии и педагогики, управления органами, исполняющими наказания, и др.

Значительные изменения претерпела наука исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права в первой половине 1990-х гг. Основными направлениями деятельности ученых в этой области стали научное обеспечение правовой реформы в сфере исполнения уголовных наказаний, связанной с созданием уголовно-исполнительного законодательства и соответствующей отрасли права, а также разработка научно-методических рекомендаций по обеспечению стабильности и эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы в условиях масштабного кризиса.

Современный этап развития науки уголовно-исполнительного права обусловлен потребностями научно-методического сопровождения процессов совершенствования уголовно-исполнительного законодательства и реформирования уголовно-исполнительной системы. Ведущее место в исследовании проблем исполнения уголовных наказаний отводится Научно-исследовательскому институту ФСИН России (г. Москва) и Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань).

Сегодня наука уголовно-исполнительного права решает сложные задачи, среди которых дальнейшая гуманизация уголовно-исполнительной политики, законодательства, системы исполнения уголовных наказаний; совершенствование правового регулирования исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества; обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, в том числе и посредством развития государственного и общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; комплексное решение вопросов социальной адаптации лиц, отбывших уголовные наказания; повышение эффективности постпенитенциарного контроля. Помимо разработки теоретических проблем на науку уголовно-исполнительного права возлагается решение и ряда прикладных задач, в частности, по формированию и обоснованию основных направлений развития уголовно-исполнительной системы, научно-методическому и правовому обеспечению исполнения уголовных наказаний, реализации международных стандартов обращения с правонарушителями и др.

1.4. Предмет и система курса

Уголовно-исполнительное право как учебная дисциплина традиционно разделяется на Общую и Особенную части, что соответствует структуре УИК РФ. В Общей части раскрываются основные понятия изучаемой отрасли права: предмет и метод правового регулирования; уголовно-исполнительное законодательство, история его формирования и развития; уголовно-исполнительные правоотношения; основные средства исправления осужденных; правовое положение лиц, отбывающих наказание; система учреждений и органов, исполняющих наказания, виды и формы контроля за их деятельностью. В Особенной части рассматриваются вопросы правового регулирования порядка и условий исполнения (отбывания) отдельных видов наказания, применения к различным категориям осужденных основных средств исправления, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных, условия и порядка освобождения от отбывания наказания, контроля за поведением условно осужденных, а также исполнения уголовных наказаний в зарубежных странах и международного сотрудничества в сфере исполнения уголовных наказаний.

Таким образом, уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью российского права, представляющей собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового воздействия. Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения (отбывания) всех видов уголовных наказаний, а также применения и иных мер уголовно-правового воздействия (например, условного осуждения). Главным методом правового регулирования в уголовно-исполнительном праве является императивный. Вместе с тем это не исключает использование в процессе регулирования общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) уголовных наказаний диспозитивного метода. Принципы уголовно-исполнительного права это руководящие правовые идеи, выражающие основные правовые взгляды государства на характер уголовно-исполнительного права и регулирование общественных отношений при исполнении уголовных наказаний. Общеправовые принципы – законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом. Отраслевые принципы – дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

  • 1. Понятие нормы уголовно-исполнительного права. Особенности норм уголовно-исправительного права. Нетипичные нормативные предписания, или специальные нормы.
  • 2. Классификация норм по отдельным видам в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения. Виды норм и их структура.
  • 3. Понятие уголовно-исполнительного правоотношения. Объект правоотношения. Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений, и их отличие от участников правоотношений.
  • 4. Содержание уголовно-исполнительных правоотношений. Основания возникновения изменения, прекращения уголовно-исполнительных правоотношений Система уголовно-исполнительных правоотношений.
  • Тема 1.3. Основные этапы формирования уголовно-исполнительной системы в России
  • 1. Система мест заключения в России в конце х1х-начале XX века.
  • 2. Создание пенитенциарной системы Советской России в период до первой кодификации исправительно-трудового законодательства (1917-1924 г.Г.).
  • 3. Деятельность органов, исполняющих наказание, в период действия Исправительно-трудовых кодексов 1924 и 1933 гг.
  • 4. Реформирование гулаГа после смерти и в. Сталина и создание современной системы исправительных учреждений.
  • Тема 1.4. Система органов, исполняющих уголовные наказания. Организация и деятельность уголовно-исполнительной системы Минюста рф
  • 1. Значение и функционирование учреждений и органов, составляющих уголовно-исполнительную систему Минюста рф
  • 2. Контроль за деятельностью учреждений уис Минюста рф
  • 3. Назначение, виды и задачи учреждений и органов государства, исполняющих наказание.
  • 4. Система исправительных учреждений в Российской Федерации.
  • 5. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих наказание, с государственными органами, ведущими борьбу с преступностью.
  • Тема 1.5. Правовое положение лиц, осужденных к уголовным наказаниям
  • 1. Социально – правовое положение осужденных
  • 2. Основные обязанности осужденных, отбывающих наказание
  • 3. Основные права осужденных
  • 4. Закрепление правового положения осужденных в законодательстве
  • Тема 1.6. Основные средства исправления осужденных
  • 1. Общая характеристика основных средств исправления осужденных
  • 2. Социально-правовое назначение режима в исправительных учреждениях и его основные требования
  • 3. Правовое регулирование основных средств исправления осуждённых к лишению свободы. Основные принципы и формы организации труда осуждённых.
  • 4. Проведение воспитательной работы с осужденными
  • Раздел 2. Особенная часть дисциплины
  • Тема 2.1. Правовые основы исполнения наказаний, не связанных с мерами исправительного воздействия на осужденных
  • 1. Общие условия исполнения наказания в виде штрафа
  • 2. Основные положения исполнения наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
  • 3. Исполнение дополнительных видов наказаний
  • Тема 2.2. Исполнение наказаний, связанных с обязательной трудовой деятельностью осуждённых
  • 1. Обязательные работы: сущность, специфика организации и порядок исполнения
  • 2. Правовой режим отбывания исправительных работ
  • 3. Ограничение свободы
  • 4. Порядок и условия отбывания (исполнения) принудительных работ.
  • Тема 2.3. Особенности исполнения ареста как вида наказания, предусмотренного уголовным законодательством России
  • 1. Социально-правовые предпосылки закрепления в системе наказаний ареста
  • 2. Порядок исполнения наказания в виде ареста
  • 3. Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных к аресту
  • Министерство образования и науки рф

    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ - «НИНХ»

    КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

    МАНГИР А.В.

    УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

    Лекции ч. 1

    030900.62 «Юриспруденция», «Без профиля»

    НОВОСИБИРСК

    Раздел 1. Общая часть дисциплины

    Тема 1.1. Понятие, предмет, метод, задачи и принципы уголовно-исполнительного права и его место в системе отраслей российского права. Наука уголовно-исполнительного права

    Вопросы темы:

    1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права.

    2. Принципы уголовно-исполнительного права.

    3. Цели и задачи уголовно-исполнительного права.

    4. Структура уголовно-исполнительного права.

    5. Соотношение уголовно-исполнительного права с другими отраслями права.

    1. Понятие, предмет и метод уголовно-исполнительного права

    С принятием УИК РФ завершился один из важных этапов реформирования отрасли законодательства, регулирующей исполнение уголовных наказаний, произошла трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное.

    Уголовно-исполнительное право Российской Федерации (УИП РФ) - это совокупность юридических норм, установленных го сударством, закрепляющих основные принципы уголовно- исполнительной политики и определяющих формы, методы, средства и порядок деятельности исправительных учреждений и иных государ ственных органов по исполнению и отбыванию уголовных наказаний, связанных с применением мер исправительного воздействия, путём регулирования уголовно-исполнительных правоотношений.

    Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственным предметом и методом правового регулирования.

    Предметом уголовно-исполнительного права является регулирование:

    Общественных отношений, возникающих при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осуждённым средств исправления;

    Общественных отношений, возникающих в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления по контролю за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в том числе и оказанию им помощи в исправлении осуждённых;

    Общественных отношений, возникающих между администрацией организаций, общественными формированиями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осуждённых или посещением исправительных учреждений.

    Методом правового регулирования процесса исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия, зависящим от предмета и выступающим в качестве вспомогательного признака отрасли права, является императивный или метод властного прика за, предполагающий неравенство субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Однако не исключается возможность применения и иных методов правового регулирования, в частности диапозитивного, метода поощрения и т.д.

    2. Принципы уголовно-исполнительного права

    В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы.

    Вместе с тем они имеют объективное содержание, поскольку в них отражаются требования объективно действующих в обществе законов.

    Следовательно, под принципами уголовно-исполнительного права следует понимать те отправные, обусловленные объективными закономерностями общественного развития положения, которые, будучи закреплёнными нормами уголовно-исполнительного права, определяют всё его содержание.

    В отличие от ранее действовавшего Исправительно-трудового кодекса РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) закрепляет определённую систему принципов уголовно-исполнительного права (ст.8), но не раскрывает их содержание.

    Принципы уголовно-исполнительного права слагаются из трех групп: общеправовых, межотраслевых и отраслевых.

    Общеправовые принципы - это исходные начала для всего права в целом и для всех его отраслей. К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительное законодательство относит: принципы законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом.

    Принцип законности - основополагающий принцип права, сущность которого, применительно к уголовно-исполнительному законодательству, можно сформулировать следующим образом:

    Порядок и условия исполнения уголовных наказаний, а равно иных мер уголовно-правового воздействия определяются только законом;

    Осуждённые, в отношении которых исполняется уголовное наказание или применяются иные меры исправительного воздействия, несут обязанности и пользуются правами, установленными законом;

    Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении осуждённых организуется администрацией учреждений и органами государства, а в необходимых случаях - при участии общественных объединений, на основании и в пределах, определяемых вступившим в законную силу приговором суда, в строгом соответствии с требованиями закона.

    Данный принцип нашёл своё отражение в ст. 10-15 УИК РФ, определяющих правовой статус осуждённых, а также в ст. 19-23, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

    Гарантиями обеспечения законности является возможность беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказание, со стороны представителей органов государственной власти и должностных лиц, пользующихся правом контроля за их деятельностью (ст.24 УИК РФ), а также закреплённое в ст. 12 право осуждённых на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами.

    Принцип гуманизма находит выражение в том, что:

    Установленные законом порядок и условия исполнения уголовных наказаний и иных мер исправительного воздействия на осуждённых исходят из возможности их исправления и предполагают обязательное соединение мер уголовного наказания с применением воспитательных средств воздействия на осуждённых;

    Оказание необходимой социальной помощи как в период исполнения приговора суда, так и при освобождении, закрепление определённой системы, способствующей расширению прав и льгот осуждённым вплоть до условно-досрочного освобождения;

    Исполнение уголовных наказаний не имеет целью причинение осуждённому физических страданий или унижение ею человеческого достоинства.

    Данный принцип закреплён в ст. 10-12, 89, 92-93, 97 УИК РФ.

    Принцип демократизма проявляется в том, что: во-первых, уголовно-исполнительное законодательство предоставляет определённые права субъектам РФ в отношении расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания; во-вторых, предусматривает порядок беспрепятственной подачи и разрешения в определённые сроки жалоб и заявлений осуждённых, свободу выбора ими языка обращения и переписки; в-третьих, контроль со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, а также содействие их работе общественных объединений (ч.4-5 ст.12; ст. 15; ст.19-24 УИК РФ).

    Принцип равенства осуждённых перед законом базируется на ст. 19 Конституции РФ. Вместе с тем следует иметь в виду, что равенство осуждённых перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, характера совершённого преступления и т.д. (ст.11; ч.2 ст.103; ч. З ст.109; ч.1 ст.112 УИК РФ).

    К числу межотраслевых принципов , то есть положений, присущих нескольким отраслям права, в частности уголовному, уголовно-процессуальному и уголовно-исполнительному праву, относятся принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и принцип неотвратимости наказания.

    Дифференциация предполагает применение одинаковых по объему и характеру форм и методов исправительного воздействия к определённой группе осуждённых со сходными признаками и характеристиками их личности, поведения и т.п. (например, ст.74 - виды исправительных учреждений, ст.87 - условия отбывания наказания, ст.78 - основания изменения условий содержания в зависимости от поведения осужденных и отношения к труду).

    Индивидуализация исполнения наказания базируется на учёте индивидуальных особенностей личности осуждённого и его поведения. Нормы УПК определяют правовую основу индивидуализации наказания осуждённою путём закрепления основных средств исправления (С1. с), 100-110 УИК), регламентации правового статуса осуждённых, порядка и условий его изменения (гл.11 УИК РФ), установления мер поощрения и взыскания, применяемых к осуждённым (ст. 113, 115, 134, 136 УИК РФ и т.д.), т.е. при индивидуализации применение форм и методов исправительного воздействия сориентировано только на конкретную личность.

    Принцип неотвратимости наказания в общей форме сформулирован в нормах уголовно-процессуального права, где указывается, что ни одно преступление не должно остаться нераскрытым. Применительно к уголовно-исполнительному праву данный принцип интерпретируется как: каждое назначенное судом наказание должно быть надлежащим образом исполнено, пока не истечёт его срок или оно не будет в законном порядке отменено.

    В системе отраслевых принципов - принципов, присущих исключительно уголовно-исполнительному праву, - выделяют:

    - принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления, т.е. акцентирование внимания на тяжесть совершённого преступления, личность осуждённого и его предыдущее поведение (ст. 29, 32, 46, 190 - устанавливающие ответственность осуждённых; ст. 58, 71, 115, 136, 153, 168 - меры взыскания и порядок их применения в ст. 59, 117, 119, 137, 138, 169 УИК РФ);

    - стимулирование правопослушного поведения раскрывается через закреплённую в нормах УИК возможность применения мер поощрения (ст.45, 57, 71, 113, 134, 153, 167), а также в ряде статей УИК РФ, хотя и не предусматривающих меры поощрения, тем не менее носящих поощрительный, стимулирующий характер (например, ст. 89; 97 УИК РФ и др.);

    - соединение наказания с исправительным воздействием предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осуждённым различных мер воспитания. Это может быть труд, обучение, профессиональная подготовка и т.д. (ст. 9, 103, 109, 112 УИК РФ).

    
    Top