Названными целями уголовно исполнительное законодательство определяет своей

Так, уголовно-исполнительное законодательство не ставит перед собой цель восстановления социальной справедливости. Кроме того, УИК РФ конкретизирует предупредительную цель и разбивает её на специальную и общую превенцию.

Отсутствие среди целей уголовно-исполнительного законодательства восстановления социальной справедливости объясняется тем, что указанная цель в большей мере достигается на стадии назначения уголовного наказания, когда в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного решается вопрос о выборе вида уголовного наказания, его срока или размера либо о применении гуманного акта (освобождения от уголовной ответственности или от наказания). Уголовно-исполнительное законодательство не может усиливать карательный потенциал наказания, предусмотренный уголовным законом.

Тема: «Информационное общество и уголовное право». Принимая во внимание, что любое чрезмерное распространение криминальных репрессий в этих районах создает риски, особенно для свободы выражения мнений и получения, сбора, обработки и распространения информации.

Напоминая о важности защиты прав человека, а также о соблюдении основных принципов уголовного законодательства и судебных решений, таких как принцип предельного соотношения, принцип законности, принцип вреда, ограничивающий криминализацию, который непосредственно вреден или конкретно опасен для личного или коллективные интересы, принцип виновности и принцип пропорциональности.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление). До принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие исправления разрабатывалось исправительной (пенитенциарной) педагогикой, в силу чего в таком базовом понятии возникали разночтения. С принятием УИК РФ появилось законодательное определение исправления (ч. 1 ст. 9). Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведении.

Приняли следующие резолюции. Общие соображения для уголовного законодательства. Законодательные органы, суды и системы уголовного правосудия должны принять вызов постоянно адаптироваться к этой ситуации. Эмпирические и технические исследования следует поощрять и финансировать, чтобы помочь законодательным органам в этих областях. С другой стороны, следует избегать чрезмерного регулирования и чрезмерной криминализации киберпространства, поскольку оно ставит под угрозу самую свободу общения, которая является отличительной чертой киберпространства.

В то же время с середины 1990-х годов российское уголовно-исполнительное право отказалось от цели перевоспитания осужденных. Перевоспитание – это полный и окончательный отказ осужденного от своего преступного прошлого; смена привычек, мышления, окружения; превращения человека в активного участника общественной жизни. Советская правовая доктрина (особенно в 1960-1980 годы) исходила из того, что уголовное наказание должно, как минимум, исправить человека, как максимум – перевоспитать. В настоящее время перевоспитание отнесено к вопросу личного выбора человека; уголовно-правовые и уголовно-исполнительные меры только на его исправление.

Законодательные органы должны знать, что регулирование поведения, установление уголовного законодательства и наложение непропорционально ограничительных мер контроля в киберпространстве могут препятствовать соблюдению прав человека, особенно свобода выражения мнений и получения, обработки и распространения информации.

Законодательные органы не должны криминализовать поведение, которое только нарушает религиозные или моральные нормы. Предотвращение правонарушений и альтернативы уголовному наказанию. Пренебрежение мерами безопасности не должно приводить к уголовной ответственности со стороны пользователей. Однако законодательные органы могут наказывать за нарушение конкретных обязательств по обеспечению безопасности данных других лиц.

Вместе с определением понятия исправления осужденных законодатель устанавливает и средства его осуществления. Основными средствами исправления являются: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим); 2) воспитательная работа; 3) общественно полезный труд; 4) получение общего образования; 5) профессиональная подготовка; 6) общественное воздействие.

При необходимости в целях предупреждения законодательные органы могут в соответствии с принципом пропорциональности разрешать хранение данных, позволяющих при эффективном судебном контроле идентифицировать пользователей. Судебные распоряжения и возмещение ущерба жертвам в соответствии с гражданским правом, а также инструменты реституционного правосудия могут быть жизнеспособными альтернативами уголовному наказанию. Административные меры, например, блокирование доступа к незаконным материалам или их удаление с веб-сайтов, также могут иметь достаточный превентивный эффект и не использовать уголовное право.

Режим – это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий содержания (ст. 82 УИК РФ).

Однако административные меры не должны быть несоразмерными или превращаться в практику цензуры, применяемую органами исполнительной власти. Когда технологии меняются, закон, возможно, придется адаптировать. Принцип законности также применяется к определению обязанностей и обязанностей физических или юридических лиц в той мере, в какой их нарушение может привести к уголовной ответственности. Судам не следует расширять формулировку законодательных уголовных запретов, выходящих за их простой смысл.

Владение программным обеспечением не должно быть криминализировано только для того, чтобы облегчить доказательство правонарушений. Такая криминализация не должна чрезмерно ограничивать законное использование программного обеспечения. Простое владение и просмотр данных могут быть наказуемы только тогда, когда владение и просмотр являются преднамеренными и наносят прямой или косвенный ущерб или представляют конкретную опасность для защищенных интересов.

Режим как средство исправления осужденных включает ряд требований, которые не содержат карательных элементов, они вытекают из нравственных норм, и их следует рассматривать как принятые в обществе правила поведения. Ведомственные нормативные акты вменяют в обязанность осужденным: добросовестно относиться к труду и учёбе; быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками; содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду, соблюдать правила личной гигиены.

Они специально обязаны законом контролировать определенное содержимое до того, как они становятся доступными для пользователей, для них разумно выполнимо сделать это, и они сознательно не выполняют это обязательство. Они были надежно и конкретно предупреждены о том, что они делают незаконное содержимое доступным, и сознательно не могут незамедлительно принять все разумные меры, чтобы сделать такое содержимое недоступным.

Международная гармонизация законов. Отмечая, что глобальный быстрый рост сетей информационно-коммуникационных технологий в киберпространстве, ведущий к глобальному подключению, предоставляет широкие возможности для различных преступников при планировании и совершении преступлений, используя преимущества онлайн-уязвимости и угрожая важнейшим информационным и коммуникационным инфраструктурам стран.

Режим создаёт условия для применения других средств исправления.

Воспитательная работа, как одно из основных средств достижения цели наказания – исправления осужденных, представляет собой комплексную систему форм и методов воздействия в зависимости от свойств личности осужденного.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством основными формами и методами воспитательной работы с осужденными является нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание, способствующее их исправлению.

Понимая, что появление кибер-мира создало новые законные интересы, которые поставлены на карту и заслуживают признания и защиты, в то время как существующие юридические интересы сталкиваются с новыми вызовами и новыми уязвимостями, а также возникают новые основные киберпреступности.

Отметив, что в глобализованном, взаимосвязанном и взаимозависимом мире важнейшие информационные и коммуникационные инфраструктуры играют жизненно важную роль в правительственных функциях и службах, национальной безопасности, гражданской обороне, здравоохранении и безопасности, а также банковских и финансовых услугах.

Воспитательная работа с осужденными осуществляется дифференцированно, с учётом требований режима отбывания наказания, на основе психолого-педагогических методов с учётом вида учреждения, исполняющего наказание, срока наказания и условий содержания.

В учреждения и органа, исполняющих наказания, распорядок дня предусматривает проведение мероприятий воспитательного характера, участие в которых является обязательным для осужденных.

Осознавая, что обещание более свободной, быстрой, всемирной связи с помощью электронных средств также несет риск ограничения содержания и формы и широкого контроля и нарушений прав человека и неприкосновенности частной жизни. Признавая, что временами реакция общества на новые вызовы и угрозы, связанные с событиями и изменениями в технологии, образе жизни и ценностях, приводит к чрезмерной криминализации и чрезмерному использованию защиты уголовного права.

Сознавая важность бдительности и защиты и защиты основных правовых ценностей и принципов, особенно тех, которые связаны с правами человека и целостностью, достоинством и ценностью людей. Стремясь содействовать решению проблем и проблем, возникающих в связи с информационно-коммуникационными технологиями, особенно новыми формами и видами преступлений, обеспечивая при этом безотказную онлайн-защиту, чем автономная защита прав человека, основных свобод и законных интересов.

Участие осужденных в мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Общественно полезный труд законодатель относит к одному из основных средств исправления осужденных.

Привлечение осужденных к общественно полезному труду регламентируется уголовно-исполнительным и трудовым законодательством. Трудовому процессу присущи функции: воспитательная (осужденные получают навыки социально полезной деятельности), экономическая (на заработанные деньги осужденные к лишению свободы имеют право приобретать продукты питания и предметы первой необходимости без ограничения, оказывать материальную помощь родственникам, а с разрешения администрации – и другим лицам), социальная (полученные навыки и приобретённая профессия позволять жить в обществе в качестве полноправного члена) и оздоровительная (труд – весьма важная составляющая жизнедеятельности человека, без которой он теряет способность к развитию и может деградировать).

Будучи убеждена в важности сотрудничества и сотрудничества как с частным, так и государственным сектором, напоминая им о своей роли и обязанностях в обеспечении киберпространства и предотвращении киберпреступлений в интересах общества в целом. Подчеркивая необходимость общего понимания киберпреступности и кибербезопасности и совместных усилий международного юридического сообщества, которые могут поддерживать и обеспечивать безопасный кибер-мир, формируя рамки, применимые через границы и взаимодействующие с международными и национальными правовыми режимами и системами.

Получение общего образования рассматривается в качестве основного средства исправления, поскольку позволяет расширить кругозор осужденного. Это является одним из основных условий для критического анализа своего поведения и позволяет применять полученные знания в законопослушной деятельности.

Уголовно-исполнительное законодательство регулирует общие вопросы, связанные с получением общего образования, в самом общем виде. Оно определяет лишь категории осужденных, подлежащих обязательному обучению, порядок и условия освобождения от работы с подготовкой и сдачей ими экзаменов.

При устранении угрозы и реальности киберпреступности и необходимости кибербезопасности система правосудия и уголовного правосудия должна балансировать индивидуальные, коллективные, частные и общественные интересы. Следует избегать чрезмерной защиты уголовного права в пользу надежной профилактики, активной защиты, просвещения и повышения осведомленности общественности и альтернативных санкций.

Защита прав потребителей, информированное согласие, ограничение цели, право на стирание, исправление и уведомление должны иметь первостепенное значение для руководства разработкой законов и правил сбора, продажи и покупки данных в Интернете, финансовых операций и инвестиций, а также маркетинговых и рекламных кампаний.

Профессиональная подготовка в общем комплексе основных средств исправления осужденных занимает важное место. Она позволяет осужденным, не имеющим специальности, приобрести её, повысить квалификацию в связи с совершенствованием или изменением технологического процесса на производстве, получить новую специальность, которая позволила бы ему трудоустроиться после освобождения от отбывания наказания. Наличие специальности является важным условием законопослушного образа жизни после освобождения от отбывания наказания.

Нарушение этого должно быть исправлено посредством уголовных или уголовных санкций. Должны быть приняты надлежащие правовые меры для обеспечения отягчающих обстоятельств или конкретных правонарушений более строгими наказаниями за вмешательство в функционирование критически важной инфраструктуры информации и коммуникаций.

Производство и познающее распределение, распространение, импорт, экспорт, предложение, продажа, приобретение, владение, и доступ к детской порнографии и любое соучастие и участие в любом из этих актов должны быть твердо и последовательно предотвращены и уголовная ответственность с соответствующими санкциями, особенно когда с участием реальных детей, если только для их личного использования в случае, если они достигли возраста сексуального большинства.

Общественное воздействие способствует повышению эффективности проводимых администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, мероприятий по возвращению осужденного в общество в качестве полноправного члена.

Другая цель уголовно-исполнительного законодательства – предупреждение совершения преступлений осужденными (специальная превенция). В данном случае имеется в виду возможность совершения преступлений осужденным как во время отбывания наказания, так и после освобождения от него. В связи с этим названная цель достигается в два этапа: первоначально путём постановки осужденного в такие условия, которые исключали или затрудняли бы возможность совершения преступления. На этом этапе законодательством предусматривается целый комплекс мероприятий. Наиболее разнообразно он проявляется при исполнении таких суровых наказаний как лишение свободы и арест (охрана осужденных и надзор за ними, изоляция, возможность проведения обысков и изъятия обнаруженных запрещённых предметов и т.п.). В перспективе частное предупреждение достигается путём исправления осужденного.

Кража личных данных, в том числе посредством фишинга, в целом или в их компонентах, должна быть криминализована, если иное не предусмотрено другими положениями уголовного права. Если государства предпочитают криминализовать простое владение информацией, связанной с личностью, или выдавать себя за несуществующих лиц, ее следует ограничивать действиями, совершенными с преступным намерением причинить ущерб. Такие положения не должны ни ограничивать, ни криминализовывать свободу мысли и выражения, в частности, литературную и художественную деятельность.

Предупреждение совершения новых преступлений иными лицами (общая превенция) достигается уголовно-исполнительным законодательством опосредовано через регулирование исполнения наказания в отношении лиц, уже совершивших преступление. Предполагается, что реальное исполнение наказания, неблагоприятные условия, в которые ставиться осужденный, через средства массовой информации, письма осужденных, родственников, прибывших на свидание, и т.д. становиться известным широкой общественности и способно удержать неустойчивых граждан от совершения преступления эффектом устрашения. Одновременно эффект устрашения формирует нравственные и моральные запреты и стимулирует правопослушное поведение.

Учитывая растущую обеспокоенность по поводу частоты и серьезности киберпреступлений, кибер-издевательств и кибер-ухаживания, особое внимание должно уделяться эффективному реагированию на проблему, подчеркивая позитивные подходы, профилактику, просвещение и повышение осведомленности общественности и альтернативные санкции, а не только применяя уголовно-правовую защиту.

Защита прав интеллектуальной собственности должна быть сосредоточена на умышленных нарушениях со значительной коммерческой целью или нанесении серьезных убытков. Учитывая, что использование информационно-коммуникационных технологий. Создает новые социальные, культурные, экономические и юридические реалии.

Цели уголовно-исполнительного законодательства достигаются путём решения конкретных задач. В ч. 2 ст. 1 УИК РФ определяются основные из них: регулирования порядки и условий исполнения и отбывания наказаний; определение средств исправления осужденных; охрана их прав, свобод и законных интересов; оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Более частные задачи указываются в ряде других норм и отдельных правовых институтах УИК РФ, регулирующих конкретные правоотношения в сфере исполнения наказаний (например, режим в исправительных учреждениях, воспитательную работу с осужденными, организацию их общественно полезного труда и др.).

Ставит новые задачи для национальных и транснациональных систем уголовного правосудия в области предотвращения, расследования и судебного преследования преступлений в целом и киберпреступности в частности. Имеет ли возможность беспрепятственно поставить под угрозу права и свободы человека и, в частности, право на неприкосновенность частной жизни.

Стремиться к эффективному внедрению новых технологий в борьбе со сложными серьезными преступлениями, связанными с использованием информационных и коммуникационных технологий. Особо следует соблюдать следующие принципы. Любое ограничение права на неприкосновенность частной жизни обеспечивается законом и должно быть пропорциональным, законным и необходимым в демократическом обществе.

Задача регулирования порядка и условий исполнения и отбывания наказаний является приоритетной для уголовно-исполнительного законодательства и выражается в определении предмета правовой регламентации общественных отношений в этой сфере. Причём уголовно-исполнительное законодательство в главах особенной части устанавливает как порядок исполнения, так и порядок отбывания отдельных видов уголовного наказания. Порядок исполнения наказания выступает как система нормативных предписаний об исполнении конкретного уголовного наказания, адресованных персоналу учреждений или органов, его осуществляющего. Порядок отбывания наказания представляет собой нормы, устанавливающие уклад, образ жизни и правила поведения осужденного в п6ериод отбывания конкретного вида уголовного наказания.

Задача определения средств исправления осужденных предполагает не только формулирование в отдельной норме Уголовно-исполнительного кодекса РФ совокупности наиболее доступных и эффективных в современных условиях средств достижения цели исправления осужденных, но и определение механизма их реализации в нормах и институтах Особенной части УИК РФ применительно к конкретному виду уголовного наказания.

Задача охраны прав, свобод и законных интересов осужденных решается посредством закрепления в УИК РФ основ правового положения осужденных, основных их обязанностей и прав, детализации правового статуса осужденных к различным видам уголовных наказаний. В уголовно-исполнительном законодательстве регламентируется механизм обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных, который, в частности, включает систему разностороннего контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания (ст. 19-24 УИК РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы») .

Задача оказания осужденным помощи в социальной адаптации реализуется в общем виде в нормах уголовно-исполнительного законодательства, определяющих применение к осужденным основных средств исправления. Эти нормы, с одной стороны, призваны позитивно воздействовать на сознание осужденного во время отбывания наказания, с другой стороны, формировать его мировоззрение, навыки и умения, необходимые для жизни после отбытия наказания. Так, получение общего или профессионального образования во время отбывания наказания в виде лишения свободы позволяет осужденному быстрее и качественней решить проблему получения работы после освобождения из исправительного учреждения. Специально на оказание осужденным помощи в ресоциализации направлены нормы главы 22 УИК РФ, в которых определён порядок деятельности администрации учреждений по оказанию помощи осужденным при освобождении, содействии им в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

В соответствии со статьей 1 и Трудового кодекса РСФСР, задачей было обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно являлось не только карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития. Предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности. Таким образом, анализ позволяет выявить 4 задачи исправительно-трудового законодательства:

    Исполнение уголовного наказания

    Исправление и перевоспитание

    Предупреждение совершения новых преступлений

    Искоренение преступности

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ выделяет две основных цели – это исправление осужденных и предупреждение совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства РФ являются

    Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний

    Определение средств исправления осужденных

    Охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

    Оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Таким образом, под исполнением наказания понимается определенная деятельность компетентных государственных органов, государственных учреждений по обеспечению отбывания осужденными назначенного наказания. По сравнению с ранее действовавшим законодательством, Уголовно-исполнительный кодекс РФ не ставит задачи перевоспитание и искоренение преступности. Ставится цель исправление, то есть, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. (ч.1 ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса). В советский период некоторые авторы, в частности, А.А. Пионтковский полагали, что перевоспитание – это основная задача исправительно-трудовых учреждений. Другие авторы, в частности, М.Д. Шаргородский считали, что такая задача перед ними вообще не стоит. В принципе, он обосновывал это очень просто, потому что даже в условиях сознательного общества трудно воспитать сознательного человека. Так как перевоспитание – это не просто исправление преступника, но и воспитание сознательного члена общества. Различные подходы были и в вопросе определения предупреждения преступлений. И.С. Ной скептически относился к обще-предупредительному эффекту наказания. Считал, что основное внимание должно уделяться специальной превенции. Общая превенция – это предупреждение совершения преступлений вообще. Когда в отношении осужденных – это частная или специальная превенция. Были еще более радикальные взгляды. Марксов полагал, что частно-превентивное воздействие на осужденных должно ограничиваться периодом отбывания ими наказаний. Такой подход является не вполне обоснованным, так как получается, что преступники не совершали преступлений в период отбывания ими наказания.

Принципы уголовно-исполнительного права.

Принципы уголовно-исполнительного права – это основные положения, руководящие идеи, отражающие содержание, сущность и социальное назначение уголовно-исполнительного права как отрасли права, а также выступающие основой для построения его институтов и норм. Большинство авторов полагает, что все принципы уголовно-исполнительного праваносят легальный характер. Они закреплены в действующем уголовно-исполнительном кодексе. Перечисленные в указанной статье принципы делятся на три группы.

    Общеправовые или же Конституционные принципы. К ним относятся: Принцип законности, демократизма, гуманизма, равенства осужденных перед законом. Можно сказать, что отчасти эти принципы совпадают с принципами уголовного права. Есть принцип равенства граждан перед законом.

    Межотраслевые принципы. Принцип дифференциации исполнения наказаний, принцип индивидуализации исполнения наказаний

    Отраслевые принципы. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием, принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения.

Есть еще принцип неотвратимости наказания. Это доктринальный принцип. Большинство авторов ограничиваются вышеперечисленными принципами.

    Принцип законности. Он выражается в верховенстве закона, регулирующего исполнение уголовных наказаний по отношению к подзаконным нормативно-правовым актам. Подзаконные акты по этому вопросу принимать можно, но они должны соответствовать уголовно-исполнительному кодексу. Принцип законности может проявляться в строгом соблюдении и неукоснительном исполнении требований законодательства субъектами уголовно-исполнительных правоотношений. Законность также проявляется в возможности контроля, надзора за соблюдением законодательства сфере исполнения уголовных наказаний учреждениями и органами, исполняющими наказание. Принцип законности проявляется гарантиях соблюдения законности. В уголовно-исполнительном кодексе указаны и другие параметры исполнения законности. Закреплен еще ряд положений. А именно, закрепляется право на правовую защиту при исполнении наказаний. Указывается, что права и свободы граждан РФ гарантируются, но с изъятиями, которые предусмотрены в уголовно-исполнительном кодексе. В частности, законность проявляется в требовании, что нужно соблюдать только законные требования. Меры принуждения к осужденным могут применяться не иначе как на основании закона. Таких положений и дополнительных гарантий довольно много. Эти примеры наиболее яркие.

    Принцип гуманизма. В чем проявляется гуманизм в контексте уголовно-исполнительного права? Во первых, в установлении самой цели исправления осужденных. Получается, что общество не отказывается от осужденного как от члена общества. Следующее проявление принципа – это справедливое отношение к заключенным, уважение их чести и достоинства, запрет применения нравственных и физических страданий. В принципе, вот эти положения, они закреплены в целом ряде норм уголовно-исполнительного кодекса. Осужденные не должны подвергаться взысканию, унижающее честь и здоровье гражданина, не допускаются эксперименты над осужденными. Средства исправления осужденных носит преимущественно воспитательно-педагогический характер. Установление гуманных, соответствующим международным стандартов условий отбывания гуманных наказаний. Некоторые права осужденных в принципе, являются новеллой для уголовного законодательства. Сейчас есть право на телефонные переговоры, сейчас пенсионное обеспечение для заключенных осуществляется. Гуманизм проявляется в установлении льготных условий содержания для отдельных категорий лиц. В отношении отдельных категорий государство проявляет повышенную заботу. Это женщины. Есть категории беременных женщин, женщин, имеющих детей младше трех лет, несовершеннолетних, инвалидах первой и второй группы. Применение прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. То есть, изменение условий отбывания наказаний в зависимости от поведения осужденного. Установление системы поощрений для осужденных. Это указано в статье 57. У нас существуют дополнительные меры. В принципе, проявление принципа гуманизма в таких институтах как амнистия и помилование. Эти институты применяются не так часто. Еще можно записать спорный признак проявления гуманизма. Определенная жестокость (карательный характер наказаний) в отношении отдельных осужденных является гуманным актом по отношению к обществу. Не все авторы на этот аспект указывают, но в паре учебников такое есть.

    Принцип демократизма. Законы, регулирующие исполнение уголовных наказаний в идеале выражают волю народа. Но это некое идеальное проявление принципа демократизма. В соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции РФ уголовно-исполнительное законодательство относится к ведению Российской Федерации, но законодательно этой сфере предоставлено достаточно много правомочий как субъектам РФ, так и органам местного самоуправления. Здесь можно про субъекты ничего не говорить. В части 3 статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса – с органами местного самоуправления нужно согласовывать места проведения исправительных работ. Руководство деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовного наказания строится на основе демократического централизма. То есть, в управлении сочетаются единоначалие с широкими полномочиями администрации учреждений и органами непосредственно исполняющими наказание. В чем еще может выражаться принцип демократизма? В широком участии общественности в исправлении осужденных. В частности, можно вспомнить, что одним из основных средств исправлений является общественность. Общественные организации оказывают содействие органам, исполняющим наказание, возможность общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание. Еще одно проявление принципа демократизма – то, что осужденный признается субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, четко определяется его правосубъектность. Прежде всего, здесь имеются в виду права и обязанности осужденных. Осужденный признается не только объектом, но и субъектом исправительного воздействия. В учреждениях, осуществляющих исполнение наказаний осужденных могут создаваться коллективы заключенных. Принцип равенства заключенных перед законом. Запрет дискриминации осужденных по принципу происхождения, социального положения, полы, расы, языка, национальности и т.д. И следующее проявление является некоторого рода контрагентом. Запрет на предоставление каких-либо привилегий. Следующее проявление – это создание равных условий для реализации осужденными основных прав, свобод и законных интересов. И последнее проявление данного принципа – это равное правовое положение и единые условия содержания для лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся на одних условиях отбывания наказания в исправительном учреждении.

    Принцип дифференциации исполнения наказаний. Обязательные работы, содержание в дисциплинарной воинской части, чаще всего говорят о лишении свободы на определенный срок. Этот принцип отражает применительно к лишению свободы необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: По гражданству. У нас есть специализированные колонии для лиц без гражданства и иностранцев. Самый простой признак – по полу. В колониях женщины и мужчины содержатся отдельно. Возраст. У нас есть 62 воспитательные колонии. Есть еще по профессиональной принадлежности. Есть специализированные колонии для работников правоохранительных органов. По тяжести преступления. По рецидиву. Колонии особого режима. Дифференциация исполнения наказания производится главным образом администрацией учреждения, исполняющего наказание на различных этапах его исполнения. Она базируется на уголовно-исполнительной классификации осужденных. По уголовно-исполнительному кодексу РФ осужденных делят на недавно поступивших в исправительные учреждения, не имеющих взысканий за нарушения, положительно характеризующиеся, злостные нарушители порядка отбывания наказания. На практике эта характеристика применяется с некоторыми изменениями. Например есть вставшие на путь исправления, не вставшие на путь исправления, доказавшие свое исправления и злостные нарушители порядка. В результате дифференциации исполнения наказания различным группам осужденных устанавливаются различные условия отбывания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает в исправительных колониях трехступенчатую систему условий отбывания наказаний. Обычные, облегченные и строгие. А в воспитательных колониях четырехступенчатую или четырехзвенную. Все то же самое плюс льготные условия. В принципе, распределение осужденных – это тоже дифференциации. Нужно отличать этот принцип от принципа индивидуализации.

    Принцип индивидуализации. Выражается в требовании индивидуального подхода к каждому осужденному и выбору необходимых именно данному осужденному мер воздействия. Индивидуализация также как и дифференциация учреждается администрацией. Она базируется на учете индивидуальных особенностей личности осужденного, его поведения, отношение к средствам исправления. Простой пример. Если осужденный положительно характеризуется, но у него нет высшего образования, то он может получить его в упрощенном порядке. Основными способами индивидуализации и результатом его будет индивидуальное применение средств исправления. Например, среди средств есть общее образование, его можно применить не ко всем, общественно полезный труд тоже применяется не ко всем. Индивидуальное применение мер поощрения и взыскания.

    Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления и стимулирование правопослушного поведения. К основным средствам исправления осужденных в соответствии с частью второй статьи девятой Уголовно-исполнительного кодекса относятся: Установленный порядок исполнения и отбывания наказания. Это можно назвать проще – режим. Понятию режим в статье 82 дается более широкое определение, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общее образование, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Выбор средств исправления зависит от следующих факторов. Во первых, вида наказания, от характера степени общественной опасности преступления, от личности осужденного и наконец, от его поведения. Стимулирование правопослушного поведения представляет собой применение правовых стимулов, изменяющих условия отбывания наказания.

    Принцип соединения наказания с исправительным воздействием. Что такое исправление мы уже писали. Это часть 1 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса. Указанные средства исправления делятся на карательные (режим) и воспитательно-педагогические и все остальные.


Top