Егэ литература тест по обломову. Готовимся к ЕГЭ по литературе

ШКОЛА ВЛАДИМИРОВЫХ.

Вспомним текст романа И.А.Гончарова «Обломов»

Вопрос: Охарактеризуйте топографию романа. Как оттеняет смена места действия эволюцию характера Обломова?

Ответ: Топография романа представляет собой деревенские, провинциальные, петербургские зарисовки, а также связанные с поездками Штольца в заграничные города. Это запущенная петербургская квартира Обломова на Гороховой улице, дача под Петербургом, дом вдовы Пшеницыной на Выборгской стороне. Изображение этих мест приобретает особое значение при сопоставлении их с картинами Обломова, данными в «Сне Обломова» (1,IX).

Образ «мирного уголка» вполне соответствует тому типу изображения времени и места, которое М.М.Бахтин назвал идиллическим. «Идиллическая жизнь и её события неотделимы от этого конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды… Пространственный мирок этот ограничен и довлеет себе, не связан существенно с другими местами, с остальным миром» (Бахтин «Вопросы литературы и эстетики») Гончаров так же подчеркивает идиллическую «прикрепленность» своего героя к одному месту, его боязнь перемещения, его тягу к постоянству. Время для него летит незаметно («в бездействии пролетают часы)

После знакомства с Ольгой все переменилось: «Он уже не жил прежней жизнью, когда ему все равно было… В две-три недели они объездили все петербургские окрестности… Поговаривают съездить в Финляндию, на Иматру».

Однако любовь Обломова не выходит за рамки его идиллических мечтаний. И, попав на Выборгскую сторону, герой остается там навсегда. Ведь это место во многом напоминает ему Обломовку. Это же подтверждает и Штольц: «Здесь та же Обломовка, только гаже».

Сам Обломов «смотрел на настоящий свой быт как на продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени. И здесь, как и в Обломовке, ему удается дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой».

Этому миру чужда жизнь Штольца, разъезжающего по миру, у которого дела в европейских столицах. Вместе с Ольгой и её теткой он побывал везде, «куда ездят путешественники». После женитьбы Штольцы уехали «на южный берег Крыма», убранство их дома «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», где отовсюду «веяло теплой жизнью, чем-то раздражающим ум и эстетическое чувство; везде присутствовала или недремлющая мысль, или сияла красота человеческого дела, как кругом сияла вечная красота природы» (4, VIII).

Вопрос : Раскройте символику «сквозных» деталей: халат Обломова, ветка сирени.

Ответ: Гончаров показал в романе глубокую и интимную связь вещей с материальным положением и психологией их владельца, главного героя. Так, халат «из персидской материи, настоящий восточный хала», широкие туфли, а также ветка сирени много раз упоминаются в романе, приобретая символическое значение. Халат имел для Обломова «тьму неоценимы достоинств», так как соответствовал роду «занятий» своего владельца – лежанью на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «Apropos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никогда не было», - обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия.

Глубоко символично и то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделания халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (4,V) И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остается на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нем «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (4, V)

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (2, VI). Как намек на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руках (2.VII). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад». (2, VII). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени и, не глядя на него, подала ему…» - «Что она значит? – Цвет жизни и… - Мою досаду, - сказала она.. и улыбка говорила, что она знает, что делает… Жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке…» Так и запечатлелся в памяти Обломова Образ Ольги «во весь рост с веткой сирени в руках». Для героев романа любовь «носилась в запахе сиреневой ветки» (2, X). Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (4, II) О ветке сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безвременно пахнет полынь…» (4.X)

Вопрос : Какую роль в сюжете романа выполняют Алексеев, Тарантьев, Мухояров, Затертый?

Ответ: Второстепенные герои романа- ступени, ведущие к развязке. Алексеев и Тарантьев – «самые усердные посетители Обломова». Алексеев не играет значительной роли в сюжете романа, несколько раз появляясь в качестве посетителя главного героя. Михей Матвеевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрый», «теоретик, взяточник в душе». Иван Матвеевич Мухояров – кум Тарантьева, брат вдовы Пшеницыной. Вместе с Тарантьевым они грабили Обломова: нашли ему поверенного в делах, плута Затертого, который отправился в деревню Обломова и слал её хозяину успокаивающие письма. Денег же он присылал столько, что Штольц, узнав сумму, воскликнул: «Ты ограблен кругом!» Оброк же на деле был получен Мухояровым и Тарантьевым. Когда имение Обломова взял в аренду Андрей Иванович Штольц и источник дохода для мошенников иссяк,они придумали новый трюк – заемное письмо на имя сестры Мухоярова (с тем, чтобы глупая сестра дала такое же письмо на имя брата)

Этот выдуманный долг покрывался из доходов Обломова от имения. Преступный замысел удался, и уже через полгода дом вдовы Пшеницыной пришел в упадок, а Агафья Матвеевна отдавала последнее, чтобы только Обломов не испытывал неудобств. Только очередное появление Штольца помогло восстановить справедливость: «братец» был наказан, и жизнь в доме налаживалась.

Вопрос: Какие значения получает в романе слово «обломовщина»?

Ответ: Впервые в романе слово «обломовщина» звучит из уст Штольца, которому Обломов поверяет свои мечты: о покойной жизни с женой в доме, где «ноты, книги, рояль, изящная мебель». Штольц называет идеал Ильи Ильича «обломовщиной», отождествляя идеал своего друга с тем, что было у «дедов и отцов».

Обломовщина в «Сне Обломова» - образ жизни деревни и имения Обломовых, бытовой уклад.

Основа этого уклада, его «база» - крепостное устройство всего общества. В романе Гончарова отразились специфические негативные черты этого строя – и это было замечено литературоведами разных направлений. Этот уклад рождает особую мораль и философию, особый стиль человеческих отношений; особый характер, отличающийся беззаботностью, беспечностью и безответственностью; незлобивостью, доброжелательностью, безграничной доверчивостью; мечтательностью, поэтичностью и инфантильностью. Благо для обломовщины – то, что дается без труда, это жизнь без тревог и волнений. Это некая утопия – мечта об удалении от жизни, деятельности, об обеспеченном красивом покое.

Но эта утопия сыграла в судьбе главного героя роковую роль. Об этом говорят и безвременная и бесславная кончина Обломова, и его болезненное ощущение свое нереализованности, отторгнутости от настоящей жизни: «он чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало.. Кто-то будто украл и закопал в собственной душе его принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения…»(1/ VIII). «Погиб ты, Илья...» - безнадежно констатирует Штольц. – А причина гибели - все та же обломовщина». (4/IX)

Вопрос: Назовите критиков – современников писателя, которым принадлежат следующие оценки герое романа:

1) «Сродство Гончарова с фламандскими художниками бьет в глаза, сказывается во всяком образе…» (А.В.Дружинин «Обломов» Роман Гончарова)

2) «Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и необходимости развития личности, - я уже с первых слов знаю, что это Обломов». (н.а.Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Горох Н.Г.

Вспомним текст романа И.А.Гончарова «Обломов»

Вопрос: Охарактеризуйте топографию романа. Как оттеняет смена места действия эволюцию характера Обломова?

Ответ: Топография романа представляет собой деревенские, провинциальные, петербургские зарисовки, а также связанные с поездками Штольца в заграничные города. Это запущенная петербургская квартира Обломова на Гороховой улице, дача под Петербургом, дом вдовы Пшеницыной на Выборгской стороне. Изображение этих мест приобретает особое значение при сопоставлении их с картинами Обломова, данными в «Сне Обломова» (1,IX).

Образ «мирного уголка» вполне соответствует тому типу изображения времени и места, которое М.М.Бахтин назвал идиллическим. «Идиллическая жизнь и её события неотделимы от этого конкретного пространственного уголка, где жили отцы и деды… Пространственный мирок этот ограничен и довлеет себе, не связан существенно с другими местами, с остальным миром» (Бахтин «Вопросы литературы и эстетики») Гончаров так же подчеркивает идиллическую «прикрепленность» своего героя к одному месту, его боязнь перемещения, его тягу к постоянству. Время для него летит незаметно («в бездействии пролетают часы)

После знакомства с Ольгой все переменилось: «Он уже не жил прежней жизнью, когда ему все равно было… В две-три недели они объездили все петербургские окрестности… Поговаривают съездить в Финляндию, на Иматру».

Однако любовь Обломова не выходит за рамки его идиллических мечтаний. И, попав на Выборгскую сторону, герой остается там навсегда. Ведь это место во многом напоминает ему Обломовку. Это же подтверждает и Штольц: «Здесь та же Обломовка, только гаже».

Сам Обломов «смотрел на настоящий свой быт как на продолжение того же обломовского существования, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени. И здесь, как и в Обломовке, ему удается дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе невозмутимый покой».

Этому миру чужда жизнь Штольца, разъезжающего по миру, у которого дела в европейских столицах. Вместе с Ольгой и её теткой он побывал везде, «куда ездят путешественники». После женитьбы Штольцы уехали «на южный берег Крыма», убранство их дома «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», где отовсюду «веяло теплой жизнью, чем-то раздражающим ум и эстетическое чувство; везде присутствовала или недремлющая мысль, или сияла красота человеческого дела, как кругом сияла вечная красота природы» (4, VIII).

Вопрос : Раскройте символику «сквозных» деталей: халат Обломова, ветка сирени.

Ответ: Гончаров показал в романе глубокую и интимную связь вещей с материальным положением и психологией их владельца, главного героя. Так, халат «из персидской материи, настоящий восточный хала», широкие туфли, а также ветка сирени много раз упоминаются в романе, приобретая символическое значение. Халат имел для Обломова «тьму неоценимы достоинств», так как соответствовал роду «занятий» своего владельца – лежанью на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «Apropos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никогда не было», - обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия.

Глубоко символично и то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделания халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (4,V) И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остается на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нем «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (4, V)

Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (2, VI). Как намек на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руках (2.VII). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад». (2, VII). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени и, не глядя на него, подала ему…» - «Что она значит? – Цвет жизни и… - Мою досаду, - сказала она.. и улыбка говорила, что она знает, что делает… Жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке…» Так и запечатлелся в памяти Обломова Образ Ольги «во весь рост с веткой сирени в руках». Для героев романа любовь «носилась в запахе сиреневой ветки» (2, X). Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (4, II) О ветке сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безвременно пахнет полынь…» (4.X)

Вопрос : Какую роль в сюжете романа выполняют Алексеев, Тарантьев, Мухояров, Затертый?

Ответ: Второстепенные герои романа- ступени, ведущие к развязке. Алексеев и Тарантьев – «самые усердные посетители Обломова». Алексеев не играет значительной роли в сюжете романа, несколько раз появляясь в качестве посетителя главного героя. Михей Матвеевич Тарантьев, земляк Обломова, «человек ума бойкого и хитрый», «теоретик, взяточник в душе». Иван Матвеевич Мухояров – кум Тарантьева, брат вдовы Пшеницыной. Вместе с Тарантьевым они грабили Обломова: нашли ему поверенного в делах, плута Затертого, который отправился в деревню Обломова и слал её хозяину успокаивающие письма. Денег же он присылал столько, что Штольц, узнав сумму, воскликнул: «Ты ограблен кругом!» Оброк же на деле был получен Мухояровым и Тарантьевым. Когда имение Обломова взял в аренду Андрей Иванович Штольц и источник дохода для мошенников иссяк,они придумали новый трюк – заемное письмо на имя сестры Мухоярова (с тем, чтобы глупая сестра дала такое же письмо на имя брата)

Этот выдуманный долг покрывался из доходов Обломова от имения. Преступный замысел удался, и уже через полгода дом вдовы Пшеницыной пришел в упадок, а Агафья Матвеевна отдавала последнее, чтобы только Обломов не испытывал неудобств. Только очередное появление Штольца помогло восстановить справедливость: «братец» был наказан, и жизнь в доме налаживалась.

Вопрос: Какие значения получает в романе слово «обломовщина»?

Ответ: Впервые в романе слово «обломовщина» звучит из уст Штольца, которому Обломов поверяет свои мечты: о покойной жизни с женой в доме, где «ноты, книги, рояль, изящная мебель». Штольц называет идеал Ильи Ильича «обломовщиной», отождествляя идеал своего друга с тем, что было у «дедов и отцов».

Обломовщина в «Сне Обломова» - образ жизни деревни и имения Обломовых, бытовой уклад.

Основа этого уклада, его «база» - крепостное устройство всего общества. В романе Гончарова отразились специфические негативные черты этого строя – и это было замечено литературоведами разных направлений. Этот уклад рождает особую мораль и философию, особый стиль человеческих отношений; особый характер, отличающийся беззаботностью, беспечностью и безответственностью; незлобивостью, доброжелательностью, безграничной доверчивостью; мечтательностью, поэтичностью и инфантильностью. Благо для обломовщины – то, что дается без труда, это жизнь без тревог и волнений. Это некая утопия – мечта об удалении от жизни, деятельности, об обеспеченном красивом покое.

Но эта утопия сыграла в судьбе главного героя роковую роль. Об этом говорят и безвременная и бесславная кончина Обломова, и его болезненное ощущение свое нереализованности, отторгнутости от настоящей жизни: «он чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало.. Кто-то будто украл и закопал в собственной душе его принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения…»(1/ VIII). «Погиб ты, Илья...» - безнадежно констатирует Штольц. – А причина гибели - все та же обломовщина». (4/IX)

Вопрос: Назовите критиков – современников писателя, которым принадлежат следующие оценки герое романа:

  1. «Сродство Гончарова с фламандскими художниками бьет в глаза, сказывается во всяком образе…» (А.В.Дружинин «Обломов» Роман Гончарова)
  2. «Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человечества и необходимости развития личности, - я уже с первых слов знаю, что это Обломов». (н.а.Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Тест по роману, также направленный на то, чтобы вспомнить текст.

Кому из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» принадлежит приведенное высказывание? « Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! <...> Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья ДРУГ у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, дуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». - «Помилуйте, за что?» - кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь? »

Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, халат Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов»)?

ВЗ

Как называется глава, рисующая идиллию существования Патриархально-крепостной деревни, которая единственная в романе И. А. Гончарова имеет заголовок?

С каким персонажем русской народной сказки соотносится образ главного героя романа И. А. Гончарова в «Сне Обломова»?

Как называется родовое имение Обломовых в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Портрет кого из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» представлен в приведенном отрывке? «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

За что, по выражению Андрей Штольца, Ольга Ильинская полюбила Обломова?

С образом какого былинного героя, до тридцати лет прикованного болезнью к месту и обреченного на неподвижность, сближен образ Ильи Ильича Обломова?

Кому из героев романа И. А. Гончарова «Обломов» принадлежит приведенное высказывание? «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».

Что случилось со слугой Обломова Захаром после смерти Ильи Ильича?

Что, по мнению Андрея Штольца, погубило умного, благородного Обломова, человека с «душой чистой и ясной»?

Ответы:

В1 Обломов

В2. Деталь

В3. «Сон Обломова»

В4. Затруднилась с ответом

В5Обломовка

В6. Обломов

В7. за его «хрустальную, прозрачную»

В8. Илья Муромец

В9. Штольц

В10.Просит милостыню на Выборгской стороне

В11. «обломовщина»

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1-B7; C1-С2.

Долго пела она, по временам оглядываясь к нему, детски спрашивая: "Довольно? Нет, вот еще это", - и пела опять.

Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг, опять потухал этот мгновенный луч, опять голос звучал свежо и серебристо. И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы...
Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаким настроением.
Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни.
Она кончила долгим певучим аккордом, и голос ее пропал в нем. Она вдруг остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он?
У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее.
Теперь уж она, как он, также невольно взяла его за руку.
- Что с вами? - спросила она. - Какое у вас лицо! Отчего?
Но она знала, отчего у него такое лицо, и внутренне скромно торжествовала, любуясь этим выражением своей силы.
- Посмотрите в зеркало, - продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, - глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..
- Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь! - тихо сказал Обломов.
Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть. <..>
Он опомнился, взял шляпу и, не оглядываясь, выбежал из комнаты.

(И.А. Гончаров, "Обломов". )

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов

Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину XIX века и которому относят творчество И. А. Гончарова.

Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности: «Щеки и уши рдели у нее от волнения; иногда на свежем лице ее вдруг сверкала игра сердечных молний, вспыхивал луч такой зрелой страсти, как будто она сердцем переживала далекую будущую пору жизни, и вдруг опять потухал этот мгновенный луч…»?

ВЗ

Как зовут героиню, в которую влюблен Обломов? (Назовите имя и фамилию персонажа).

Из данного фрагмента выпишите эпитеты, которые употребляет автор, рассказывая о взгляде Обломова.

Как в художественном произведении называется разговор двух (или более) героев между собой?

Какой тип конфликта положен в основу этого эпизода?

Ответы:

В1 реализм

В2. Портрет

В3. Ольга Ильинская

В4. неподвижный, безумный

В5. Диалог

В6. Любовный

Использован материал из журнал «Русская словесность» за 1997г. и тесты с сайта Литра5


Моё любимое произведение известного русского писателя Ивана Александровича Гончарова – это роман «Обломов», в котором рассказывается о судьбе человека, живой души. Главный герой этого произведения – самый обыкновенный представитель дворянства России. Описывая Обломова и его жизнь, Гончаров пытался показать нам состояние общества тех дней, его нравственное воспитание. Писатель указывал на проблемы и недостатки общественных нравов того времени. Именно условия жизни помещичьей сделали главного героя романа Гончарова «Обломов» ленивым, слабохарактерным, равнодушным ко всему окружающему миру.

Это произведение писатель замыслил ещё в 1847-ом году. Через два года была опубликована глава «Сон Обломова» в журнале Некрасова «Литературный сборник». Успех этой публикации можно назвать только головокружительным. В этой публикации читатели познакомились с Обломовкой. Четыре деревни – Обломовка, Сосновка, Вавиловка и Верхлёвка. Жизнь жителей этих деревень – тихая, мирная, покойная. Они ограждены от всего окружающего мира, но всем им это только нравится. Ведь так жили их семья многие поколения, живут и они сами, ни сколько не тревожась о своей судьбе.

Года бегут практически незаметно, и каждый день очень похож на прошедший. На протяжении многих поколений строился уклад жизни этих деревень. Практически ежедневно в деревню на какие-либо праздники съезжаются гости – и это тоже многовековая традиция. И даже календарь в Обломовке не нужен, они считают недели и дни по праздникам, которые отмечают. Жизнь в Обломовке была полна лени и покоя.

Иван Александрович Гончаров в романе «Обломов» стремился показать обществу, насколько ущербны их нравы и традиция. Как быт помещика может превратить живую душу в безвольное, ленивое существо. Если в самом начале произведения мы видим главного героя в человеческом облике, то в финале перед нами предстаёт именно такое существо, деградировавшее изо дня в день.

Чтение романа И.А.Гончарова вызвало во мне самые разные чувства в отношении главного героя. Я вижу светлую, искрящуюся душу Обломова, его гуманизм, мягкость, веру в человека. Но я осуждаю и не могу принять его апатию и лень, не дающие широкого применения нравственно сильной натуре, каковой является натура Ильи Ильича.
По всей видимости, вся судьба Обломова — думать, думать и… ничего не делать.

Илья Ильич лежал небрежно на диване, играя туфлей, ронял её на пол, поднимал на воздух, повертит там, она упадёт, он подхватывает с пола ногой... Вошёл Захар и стал у дверей.

– Ты что? – небрежно спросил Обломов.

Захар молчал и почти прямо, не стороной, глядел на него.

– Ну? – спросил Обломов, взглянув на него с удивлением. – Пирог, что ли, готов?

– Вы нашли квартиру? – спросил в свою очередь Захар.

– Нет ещё. А что?

– Да я не всё ещё разобрал: посуда, одежда, сундуки – всё ещё в чулане горой стоит. Разбирать, что ли?

– Погоди, – рассеянно сказал Обломов, – я жду ответа из деревни.

– Стало быть, свадьба-то после Рождества будет? – прибавил Захар.

– Какая свадьба? – вдруг встав, спросил Обломов.

– Известно какая: ваша! – отвечал Захар положительно, как о деле давно решённом. – Ведь вы женитесь?

– Я же-нюсь! На ком? – с ужасом спросил Обломов, пожирая Захара изумлёнными глазами.

– На Ильинской барыш... – Захар ещё не договорил, а Обломов был у него почти на носу.

– Что ты, несчастный, кто тебе внушил эту мысль? – патетически, сдержанным голосом воскликнул Обломов, напирая на Захара.

– Что я за несчастный? Слава тебе Господи! – говорил Захар, отступая к дверям. – Кто? Люди Ильинские ещё летом сказывали.

– Цссс!.. – зашипел на него Обломов, подняв палец вверх и грозя на Захара. – Ни слова больше!

–Разве я выдумал? – говорил Захар.

– Ни слова! – повторил Обломов, грозно глядя на него, и указал ему дверь.

Захар ушёл и вздохнул на все комнаты.

Обломов не мог опомниться; он всё стоял в одном положении, с ужасом глядя на то место, где был Захар, потом в отчаянии положил руки на голову и сел в кресло.

«Люди знают! – ворочалось у него в голове. – По лакейским, по кухням, толки идут! Вот до чего дошло! Он осмелился спросить, когда свадьба. А тётка ещё не подозревает, или если подозревает, то, может быть, другое, недоброе... Ай, ай, ай, что она может подумать! А я? А Ольга?»

– Несчастный, что я наделал! – говорил он, переваливаясь на диван лицом к подушке. – Свадьба! Этот поэтический миг в жизни любящихся, венец счастья – о нём заговорили лакеи, кучера, когда ещё ничего не решено, когда ответа из деревни нет, когда у меня пустой бумажник, когда квартира не найдена...

Он стал разбирать «поэтический миг», который вдруг потерял краски, как только заговорил о нём Захар. Обломов стал видеть другую сторону медали и мучительно переворачивался с боку на бок, ложился на спину, вдруг вскакивал, делал три шага по комнате и опять ложился.

«Ну, не бывать добру! – думал со страхом Захар у себя в передней. – Эк меня дёрнула нелёгкая!»

– Откуда они знают? – твердил Обломов. – Ольга молчала, я и подумать вслух не смел, а в передней всё решили! Вот что значит свидания наедине, поэзия утренних и вечерних зорь, страстные взгляды и обаятельное пение! Ох, уж эти поэмы любви, никогда добром не кончаются! Надо прежде стать под венец и тогда плавать в розовой атмосфере!.. Боже мой! Боже мой! Бежать к тётке, взять Ольгу за руку и сказать: «Вот моя невеста!», да не готово ничего, ответа из деревни нет, денег нет, квартиры нет! Нет, надо выбить прежде из головы Захара эту мысль, затушить слухи, как пламя, чтоб оно не распространилось, чтоб не было огня и дыма... Свадьба! Что такое свадьба?..»

Он было улыбнулся, вспомнив прежний свой поэтический идеал свадьбы, длинное покрывало, померанцевую ветку, шёпот толпы...

Но краски были уже не те: тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица. Потом, потом мерещилось всё такое скучное, страшное...

«Надо выбить из головы Захара эту мысль, чтоб он счёл это за нелепость», – решил он, то судорожно волнуясь, то мучительно задумываясь.

Через час он кликнул Захара.

(И. А. Гончаров, «Обломов»)

Замысел романа «Обломов» возник к концу 50-х годов XIX века, в это время Гончаров в «Литературном сборнике с иллюстрациями» опубликовал главу «Сон Обломова», которая впоследствии стала композиционным центром произведения. Полностью роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».

Создавая «Обломова», Гончаров хотел показать коренные черты русской национальной жизни. В романе главный герой Илья Ильич интересен писателю как вечный образ, как персонаж, выражающий сущностные качества исконно русского человека.

Ключевые образы мотивы, детали романа помогают раскрыть особенность национального характера, показать, «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель». Идейная направленность романа – обличить пороки «обломовщины».

Впервые понятие «обломовщина» появляется на страницах произведения в четвёртой главе второй части романа. В эпизоде спора двух друзей об идеале жизни его впервые произносит друг Обломова Штольц, характеризуя мечты главного героя о семейной идиллии. Спор друзей разразился после очередного выхода в свет. Илья Ильич восстал против петербургской суеты: «Не нравится мне эта петербургская жизнь!» После вопроса Штольца: «Какая же тебе нравится?» Обломов разразился монологом, в котором с иронией говорил о погоне за чинами, лицемерии, суете, лживости и зависти высшего света. Монолог заканчивается ключевой фразой Ильи Ильича: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни…»

Истоки «обломовщины» писатель видит в среде, в которой воспитывался Илья Ильич. Из главы «Сон Обломова» читатель узнает, что спокойная, размеренная жизнь в поместье была подчинена двум основным культам – еды и сна. Родители Обломова сами не утруждали себя деятельностью и баловали ребенка и не обременяли Илюшу школьным обучением, при самых малых признаках болезни оставляя его дома. Неподвижность, усыпляющий покой и тишина "мирного уголка" порождают духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, апатию и лень.

Уже будучи взрослым, Обломов и на Гороховой улице создает себе нечто подобное Обломовке. В интерьере квартиры героя читаются следы запустения и небрежности: книга, лежащая раскрытой на одной и той же странице, паутина на зеркале, тарелка с остатками пищи. Главная же деталь быта Обломова – любимый диван, с которого герой встает с большим нежеланием: даже гостей Обломов принимает лежа. «Обломовщина» входит и в образ мыслей героя, становящихся все более неповоротливыми. Не хочется думать о проблемах в деревне, о проекте, о переезде.

Уже перебравшись на Выборгскую сторону в дом к вдове Пшеницыной, Обломов дает волю всем самым печальным сторонам своей личности: апатичности, безделию, духовной пустоте. Приехавший к нему Штольц с грустью говорит Обломову: «Ты в самом деле умер, погиб!» И герой сам осознает это, но уже сил исправить что-либо у него нет.

Гончаров со свойственной ему реалистической манерой психологически достоверно раскрыл причины и последствия такого явления в русской жизни, как «обломовщина». Писатель отметил черты национального характера, менталитета русского человека, такие как лень, апатия, неумение доводить до конца задуманное. Именно эти качества часто становятся причиной гибели талантливых, по-настоящему искренних и мыслящих людей.


Top