3 уголовно исполнительный кодекс российской федерации. Комментарии к Уголовно - исполнительному кодексу - файл n1.doc

1. В зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.

2. Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию - по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима - по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, - по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений - по отбытии не менее двух третей срока наказания.

2.1. Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

2.2. Осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения. Ходатайство об изменении вида исправительного учреждения осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором он отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса. Администрация такого учреждения или органа не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об изменении вида исправительного учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В характеристике на лицо, которое на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы признано страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, должны также содержаться данные о примененных к осужденному принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

2.3. Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, в соответствии с частью второй настоящей статьи вносит в суд представление об изменении вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующегося осужденного. В представлении об изменении вида исправительного учреждения должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В представлении об изменении вида исправительного учреждения на лицо, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с представлением на такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.

2.4. В случае перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое администрация исправительного учреждения, в которое переведен осужденный, незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя, если в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.

3. Не подлежат переводу в колонию-поселение:

а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;

б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.

4. Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:

а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;

в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

4.1. Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 настоящего Кодекса, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.

5. Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом.

  • Чучаев А.И., Фирсова А.П. Уголовно-правовое воздействие: понятие, объект, механизм, классификация (Документ)
  • Петрухин И.Л. (ред.) Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Документ)
  • Лебедева О.В. Шпаргалка по уголовно-процессуальному праву (Документ)
  • Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. Гражданское право (Документ)
  • Мохов А.А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (Документ)
  • Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения (Документ)
  • Козак Д.Н., Мизулина Е.Б. (ред.) Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Документ)
  • n1.doc

    Комментарии к
    Уголовно - исполнительному кодексу

    Комментарии к
    Уголовно - исполнительному кодексу 1

    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ 6

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10

    Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10

    Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 10

    Статья 1. Цели и задачи уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации 10

    Статья 2. Структура и содержание уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации 12

    Статья 3. Уголовно - исполнительное законодательство Российской Федерации и международно - правовые акты 14

    Статья 4. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний 16

    Статья 5. Действие уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации в отношении осужденных военнослужащих 18

    Статья 6. Действие уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени 18

    Статья 7. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно - правового характера 19

    Статья 8. Принципы уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации 20

    Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства 22

    Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ 25

    Статья 10. Основы правового положения осужденных 25

    Статья 11. Основные обязанности осужденных 27

    Статья 12. Основные права осужденных 29

    Статья 13. Право осужденных на личную безопасность 32

    Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных 33

    Статья 15. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения 36

    Глава 3. УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ, ИСПОЛНЯЮЩИЕ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 37

    Статья 16. Учреждения и органы, исполняющие наказания 37

    Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания 40

    Статья 18. Применение к осужденным мер медицинского характера 40

    Статья 19. Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления 41

    Статья 20. Судебный контроль 43

    Статья 21. Ведомственный контроль 44

    Статья 22. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания 45

    Статья 23. Содействие общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания 46

    Статья 24. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания 48

    ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ 49

    Раздел II. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА 49

    Глава 4. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 49

    Статья 25. Порядок исполнения наказания в виде обязательных работ 49

    Статья 26. Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ 53

    Статья 27. Исчисление срока обязательных работ 54

    Статья 28. Обязанности администрации организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы 55

    Статья 29. Ответственность осужденных к обязательным работам 56

    Статья 30. Злостное уклонение от отбывания обязательных работ 57

    Глава 5. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ШТРАФА 58

    Статья 31. Порядок исполнения наказания в виде штрафа 58

    Статья 32. Злостное уклонение от уплаты штрафа 61

    Глава 6. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 62

    Статья 33. Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 62

    Статья 34. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные 64

    Статья 35. Обязанности органов, правомочных аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью 65

    Статья 36. Исчисление срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 66

    Статья 37. Обязанности осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 67

    Статья 38. Ответственность за неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 68

    Глава 7. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 68

    Статья 39. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ 68

    Статья 40. Условия отбывания исправительных работ 71

    Статья 41. Обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденных к исправительным работам 73

    Статья 42. Исчисление срока исправительных работ 74

    Статья 43. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам 76

    Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам 78

    Статья 45. Меры поощрения, применяемые к осужденным к исправительным работам 80

    Статья 46. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания исправительных работ и за злостное уклонение от их отбывания 80

    Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ 82

    Статья 47. Места отбывания ограничения свободы 82

    Статья 49. Исчисление срока ограничения свободы 85

    Статья 50. Порядок отбывания ограничения свободы 86

    Статья 51. Материально - бытовое обеспечение осужденных к ограничению свободы 89

    Статья 52. Медико - санитарное обеспечение осужденных к ограничению свободы 91

    Статья 53. Условия труда осужденных к ограничению свободы 92

    Статья 54. Обязанности администрации исправительного центра 93

    Статья 55. Обязанности администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы 94

    Статья 56. Воспитательная работа с осужденными к ограничению свободы 95

    Статья 57. Меры поощрения, применяемые к осужденным к ограничению свободы 96

    Статья 58. Ответственность за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы 96

    Статья 59. Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к ограничению свободы 98

    Статья 60. Надзор за осужденными к ограничению свободы и меры предупреждения нарушений установленного порядка отбывания ограничения свободы 99

    Глава 9. ИСПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ 100

    Статья 61. Исполнение приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград 100

    Статья 62. Порядок исполнения приговора суда о конфискации имущества 102

    Статья 63. Имущество, подлежащее конфискации 103

    Статья 64. Действия судебного исполнителя по исполнению приговора суда о конфискации имущества 105

    Статья 65. Обязанности третьих лиц в отношении имущества, подлежащего конфискации 106

    Статья 66. Передача конфискованного имущества осужденного финансовым органам 107

    Статья 67. Конфискация имущества, выявленного после исполнения приговора 108

    Раздел III. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА 109

    Глава 10. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА 109

    Статья 68. Места отбывания ареста 109

    Статья 69. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста 110

    Статья 70. Привлечение к труду осужденных к аресту 111

    Статья 71. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к аресту 112

    Статья 72. Материально - бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных к аресту 113

    Раздел IV. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 114

    Глава 11. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 114

    Статья 73. Места отбывания лишения свободы 114

    Статья 74. Виды исправительных учреждений 115

    Статья 76. Перемещение осужденных к лишению свободы 119

    Статья 77. Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе или тюрьме 120

    Статья 78. Изменение вида исправительного учреждения 122

    Статья 79. Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения 124

    Статья 80. Раздельное содержание осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях 125

    Статья 81. Отбывание осужденными к лишению свободы всего срока наказания в одном исправительном учреждении 127

    Глава 12. РЕЖИМ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И СРЕДСТВА ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 127

    Статья 82. Режим в исправительных учреждениях и его основные требования 127

    Статья 83. Технические средства надзора и контроля 131

    Статья 84. Оперативно - розыскная деятельность в исправительных учреждениях 133

    Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях 134

    Статья 86. Меры безопасности и основания их применения 137

    Глава 13. УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 140

    Статья 87. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы 140

    Статья 88. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости 142

    Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы 145

    Статья 90. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей 148

    Статья 91. Переписка осужденных к лишению свободы, получение и отправление денежных переводов 149

    Статья 92. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы 151

    Статья 93. Прогулки осужденных к лишению свободы 152

    Статья 94. Просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач 153

    Статья 95. Приобретение и хранение осужденными к лишению свободы литературы и письменных принадлежностей 154

    Статья 96. Условия и порядок передвижения осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения 155

    Статья 97. Выезды осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений 157

    Статья 98. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы 162

    Статья 99. Материально - бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы 163

    Статья 100. Особенности материально - бытового обеспечения осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей 168

    Статья 101. Медико - санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы 169

    Статья 102. Материальная ответственность осужденных к лишению свободы 171

    Глава 14. ТРУД, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 173

    Статья 103. Привлечение к труду осужденных к лишению свободы 173

    Статья 104. Условия труда осужденных к лишению свободы 176

    Статья 105. Оплата труда осужденных к лишению свободы 178

    Статья 106. Привлечение осужденных к лишению свободы к работам без оплаты труда 178

    Статья 107. Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы 179

    Статья 108. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы 180

    Глава 15. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ 182

    Статья 109. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы 182

    Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы 184

    Статья 111. Самодеятельные организации осужденных к лишению свободы 186

    Статья 112. Общее образование осужденных к лишению свободы 189

    Статья 113. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы 192

    Статья 114. Порядок применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы 195

    Статья 115. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы 197

    Статья 116. Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы 199

    Статья 117. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы 201

    Статья 118. Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах 203

    Статья 119. Должностные лица исправительных учреждений, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным к лишению свободы 205

    Глава 16. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ 206

    Статья 120. Исправительные колонии общего режима 206

    Статья 121. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима 208

    Статья 122. Исправительные колонии строгого режима 210

    Статья 123. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях строгого режима 212

    Статья 124. Исправительные колонии особого режима 214

    Статья 125. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима 216

    Статья 126. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы 218

    Статья 127. Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы 219

    Статья 128. Колонии - поселения 221

    Статья 129. Условия отбывания лишения свободы в колониях - поселениях 222

    Статья 130. Тюрьмы 225

    Статья 131. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах 227

    Глава 17. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ 230

    Статья 132. Воспитательные колонии общего и усиленного режимов 230

    Статья 133. Условия отбывания лишения свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 233

    Статья 134. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 235

    Статья 135. Особенности применения мер поощрения к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 236

    Статья 136. Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 236

    Статья 137. Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режимов 237

    Статья 138. Должностные лица воспитательной колонии, применяющие меры поощрения и взыскания к осужденным 238

    Статья 139. Оставление в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия 239

    Статья 140. Перевод осужденных к лишению свободы из воспитательных колоний в исправительные колонии 240

    Статья 141. Организация учебно - воспитательного процесса 240

    Статья 142. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний 241

    Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ, АРЕСТА И СОДЕРЖАНИЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 242

    Глава 18. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ 242

    Статья 143. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения по военной службе 242

    Статья 144. Удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего 243

    Статья 145. Перемещение осужденного военнослужащего по службе 244

    Статья 146. Воспитательная работа с осужденными военнослужащими 245

    Статья 147. Прекращение исполнения наказания в виде ограничения по военной службе 246

    Статья 148. Освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе или замена его осужденному военнослужащему, увольняемому с военной службы 246

    Глава 19. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ АРЕСТА В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ 247

    Статья 149. Места отбывания ареста осужденными военнослужащими 247

    Статья 150. Раздельное содержание осужденных военнослужащих 247

    Статья 152. Порядок и условия отбывания ареста осужденными военнослужащими 249

    Статья 153. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим 250

    Статья 154. Особенности правового положения осужденных военнослужащих 251

    Глава 20. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СОДЕРЖАНИЯ В ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ 252

    Статья 155. Места отбывания содержания в дисциплинарной воинской части 252

    Статья 156. Режим в дисциплинарной воинской части 253

    Статья 157. Особенности режима в дисциплинарной воинской части 254

    Статья 158. Свидания осужденных военнослужащих 255

    Статья 159. Получение осужденными военнослужащими посылок, передач и бандеролей 256

    Статья 160. Переписка осужденных военнослужащих 257

    Статья 161. Приобретение осужденными военнослужащими продуктов питания и предметов первой необходимости 257

    Статья 162. Краткосрочные выезды осужденных военнослужащих за пределы дисциплинарной воинской части 258

    Статья 163. Военная подготовка осужденных военнослужащих 259

    Статья 164. Труд осужденных военнослужащих 259

    Статья 165. Воспитательная работа с осужденными военнослужащими 260

    Статья 166. Изменение условий отбывания наказания в дисциплинарной воинской части 261

    Статья 167. Меры поощрения, применяемые к осужденным военнослужащим 262

    Статья 168. Меры взыскания, применяемые к осужденным военнослужащим 263

    Статья 169. Порядок применения мер поощрения и взыскания 264

    Статья 170. Материально - бытовое и медицинское обеспечение осужденных военнослужащих 264

    Статья 171. Зачет времени пребывания осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы 265

    Раздел VI. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ 266

    Глава 21. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ 266

    Статья 172. Основания освобождения от отбывания наказания 266

    Статья 173. Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения 270

    Статья 174. Освобождение осужденных военнослужащих от отбывания наказания 272

    Статья 175. Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания 273

    Статья 176. Особенности представления осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, к условно - досрочному освобождению 276

    Статья 177. Отсрочка отбывания наказания осужденным беременным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей 277

    Статья 178. Контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной женщиной 279

    Статья 179. Правовое положение лиц, отбывших наказание 280

    Глава 22. ПОМОЩЬ ОСУЖДЕННЫМ, ОСВОБОЖДАЕМЫМ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ, И КОНТРОЛЬ ЗА НИМИ 282

    Статья 180. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных 282

    Статья 181. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания 283

    Статья 182. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи 284

    Статья 183. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания 285

    Раздел VII. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ 287

    Глава 23. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ 287

    Статья 184. Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни 287

    Статья 185. Правовое положение осужденного к смертной казни 288

    Статья 186. Порядок исполнения смертной казни 291

    Раздел VIII. КОНТРОЛЬ ЗА УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫМИ 292

    Глава 24. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ 292

    Статья 187. Органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных 292

    Статья 188. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных 293

    Статья 189. Исчисление испытательного срока 294

    Статья 190. Ответственность условно осужденных 295


    ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

    Настоящий Комментарий представляет собой первую попытку системного научного анализа статей нового Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации (принятого Государственной Думой 18 декабря 1996 г., одобренного Советом Федерации 25 декабря 1996 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 8 января 1997 г.). Кодекс вступает в действие с 1 июля 1997 г. Времени для изучения его основных положений работниками учреждений и органов, исполняющих наказания, других правоохранительных и судебных органов, органов власти и местного самоуправления, а также всеми остальными гражданами остается немного. Поэтому предлагаемый комментарий в данном отношении может быть полезен.

    Уголовно - исполнительное законодательство призвано в максимально возможной мере регламентировать и обеспечивать реализацию той системы наказаний, которая устанавливается уголовным законодательством и в конкретном виде определяется судами. Таким образом, оно следует за законодательством уголовным, осуществляя его политику. Между тем это самостоятельная отрасль законодательства, которая значительно дополняет в содержательном аспекте конкретные виды наказаний, наполняя их, в частности, и новыми карательными элементами.

    Следовательно, уголовно - исполнительное законодательство нельзя рассматривать только с процедурной, процессуальной точки зрения, т.е. как регулирующего лишь порядок исполнения наказаний. В нем содержится много норм материального права, устанавливающих ограничения, в том числе и карательного свойства. С тем, чтобы в процессе исполнения наказаний эти свойства не были еще более усугублены, уголовно - исполнительное законодательство предусматривает разветвленную систему гарантий обеспечения прав и свобод, законных интересов осужденных, а также определяет комплекс разнообразных мер контроля и надзора (чего нет в других отраслях законодательства). Все это обусловливает повышенный интерес к новому Уголовно - исполнительному кодексу Российской Федерации не только внутри страны, но и за рубежом, особенно в свете соблюдения международных стандартов обращения с осужденными.

    Если рассматривать данный Кодекс как своеобразный формализованный юридический акт, регламентирующий исполнение всех без исключения видов уголовных наказаний, то за всю историю России он будет первым: ни в царское, ни в советское время ничего подобного не было. Исправительно - трудовые кодексы РСФСР 1924 г., 1933 г. и 1970 г. предметом своего регулирования имели исполнение только отдельных наказаний, в основном в виде лишения свободы и исправительных работ. К тому же ИТК РСФСР 1933 г. практически не действовал, а правовое регулирование осуществлялось на уровне закрытых ведомственных нормативных актов. Лишь ИТК РСФСР 1970 г. восстановил законодательную основу регулирования исполнения наказаний, соединенных с исправительным воздействием.

    Исполнение наказаний, не связанных с мерами исправительно - трудового воздействия на осужденных, было на законодательном уровне введено только в 1984 г., а Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР было утверждено в 1983 г. Таким образом, комментируемый Кодекс впервые регулирует исполнение всех видов наказаний, как соединенных, так и не соединенных с мерами исправительного воздействия, что в определенной мере и обусловило его наименование именно как Уголовно - исполнительный.

    Изменение политики в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными повлекло и снятие акцента с труда осужденных как основы их исправления (что в конечном счете в свое время и обусловило наименование отрасли законодательства и обслуживающей его науки, известных как исправительно - трудовое законодательство, право). Здесь надо отметить, что идея создания именно уголовно - исполнительного законодательства вместо исправительно - трудового зародилась достаточно давно: в конце 70-х гг. даже обсуждался его первый вариант. Однако это был не проект нормативного правового акта, а скорее сама идея, схематично представленная по структуре и составляющим ее компонентам.

    В более законченном виде такая идея была реализована в 1988 г. во ВНИИ МВД СССР, где коллективом под руководством автора данных строк был разработан проект Основ уголовно - исполнительного законодательства. В октябре 1988 г. проект был обсужден на всесоюзной научно - практической конференции в Рязанской высшей школе МВД. Затем были разработаны другие варианты подобного документа, в том числе и альтернативный авторский проект, который был подготовлен по заданию тогдашнего Министра внутренних дел В.В. Бакатина (Рязань, 1990 г.).

    История создания УИК РФ достаточно интересная и заслуживает того, чтобы кратко ее представить, тем более, что автору этих строк пришлось стоять у истоков данной работы, быть ее руководителем, а на завершающем этапе - активным разработчиком. Только что избранный Верховный Совет Российской Федерации обратился к ряду ученых с просьбой направить в его адрес материалы по разработке нового законодательства, в том числе и в сфере исполнения уголовных наказаний. В Комитете по законодательству была создана рабочая группа из приглашенных с мест практических работников суда, прокуратуры, органов внутренних дел, которая и знакомилась со всеми присланными материалами. Эта комиссия выезжала за рубеж изучать постановку исполнения уголовных наказаний и практики обращения с осужденными. Возглавлял комиссию шахтер, знакомый с юриспруденцией по собственному опыту пребывания в молодые годы в воспитательной колонии, но человек исключительно энергичный и занимавший в депутатском корпусе достаточно высокое место.

    В конце 1990 г. в Верховный Совет РСФСР была приглашена небольшая группа руководящих работников правоохранительных органов и двух ученых, где им была поставлена задача в самые краткие сроки подготовить Основы уголовно - исполнительного законодательства России, а затем Кодекс. Задача при этом ставилась следующим образом: документ должен быть "рабочим", исключающим любую политизированность, в полной мере соответствующим международным стандартам, максимально гуманизирующим условия и порядок исполнения наказаний. За основу предлагалось взять упомянутый альтернативный проект Основ; руководство рабочей группой было возложено на автора данной статьи.

    В апреле 1992 г. эта работа была успешно завершена, проект получил одобрение заинтересованных ведомств, различных комитетов и комиссий Верховного Совета.

    Однако принять этот вариант Кодекса не удалось в силу безнадежного отставания разработки Уголовного кодекса; без его принятия Уголовно - исполнительный кодекс принять невозможно - они должны были идти или в пакете либо вслед друг за другом. Жизнь же требовала перемен, и ждать больше было нельзя. Поэтому было принято решение внести из проекта Кодекса основополагающие его положения в качестве дополнений и изменений в действующий ИТК РСФСР. Это было осуществлено Законом от 12 июня 1992 года. Таким образом, была создана уникальная возможность апробации нового законодательства, и позднее подобная практика имела место неоднократно. В частности, многие положения проекта УИК вошли в Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

    Непосредственная работа над проектом УИК возобновилась в 1995 г., когда в своей основе был уже подготовлен проект нового УК. В конце 1995 г. он прошел первое чтение в Государственной Думе, затем состоялись парламентские чтения, новая доработка и в конце 1996 г. - второе, а затем и третье чтение. Символично, что новый УИК РФ был принят 18 декабря, т.е. в тот же день, что и ИТК РСФСР 1970 г., только 26 лет спустя.

    Таким образом, УИК РФ явился результатом длительной проработки массы идей, плодом коллективного разума и усилий. Теперь нужно готовиться к претворению его в жизнь.

    Однако необходимо сделать еще одно предварительное замечание общего характера. Если среди ученых выявилось, за некоторым исключением, практически единодушие по предмету уголовно - исполнительного законодательства (исполнение не только всех видов наказаний, но и иных мер уголовно - правового характера), то по другим вопросам такого единства, как правило, не наблюдалось. Принципиально спорным был вопрос о глубине реформирования уголовно - исполнительного законодательства. Многие исходили из желания включить в Кодекс "все самое передовое и прогрессивное", независимо от наличия возможностей практической реализации. По их мнению, Кодекс должен быть ориентирован на будущее, а главное сейчас - "застолбить" все новое, чтобы оно служило ориентиром для практики, пусть даже многие его новеллы сейчас и не могут быть претворены в жизнь.

    Мы же выступали за Кодекс реальный, работающий в полной мере уже сегодня, а не устремленный только в будущее. Эта позиция одержала верх, но не во всем: ряд положений декларативного характера все же был оставлен. Например, осужденным предоставлено право обжаловать свое несогласие с переводом на строгие условия отбывания наказания в суд. Реализовать это право осужденному в настоящей современной ситуации будет практически невозможно, поскольку загруженность судов исключительно велика и приходится ставить на очередь рассмотрение даже уголовных дел, не говоря уже о гражданских.

    Такая же ситуация была характерной и для разработчиков Уголовного кодекса. От имени нашей комиссии мы неоднократно выходили с предложениями не вводить те виды наказаний, которые в ближайшее время нельзя будет реализовать, не говоря уже и об их воспитательной роли. Речь шла прежде всего об обязательных работах и аресте, которые при своем исполнении потребуют исключительно больших затрат, а эффективность - весьма проблематична.

    Желание иметь новое уголовно - исполнительное законодательство взяло верх, но ситуация с карательной практикой судов теперь весьма осложнится. Дело в том, что такие наказания, как арест, ограничение свободы и обязательные работы суды будут применять нескоро (по мере создания необходимых условий для реализации этих наказаний, т.е. когда будут построены арестные дома и исправительные центры, для чего требуются огромные средства, которых сейчас просто нет. Не случайно закон дает здесь отсрочку до 2001 г.).

    Структура же преступности остается сложной с преобладанием тяжких преступлений, требующих и более строгих видов наказаний, а их, кроме лишения свободы, нет. Поэтому затяжка в применении ареста и ограничения свободы выльется в более широкое применение наказания в виде лишения свободы, хотя свободных площадей в исправительных учреждениях уже практически нет. Таким образом, обстановка в системе исправительных учреждений в связи с размещением осужденных будет ухудшаться.

    Принципиально новым в УИК РФ является положение, согласно которому в пределах одной исправительной колонии для осужденных устанавливаются различные условия отбывания наказания - обычные, облегченные и строгие. В зависимости от поведения осужденных их и определяют на те или иные условия отбывания наказания. Это весьма мощный воспитательный рычаг, поскольку он связан с существенным изменением правового положения осужденных. В воспитательных колониях вводится еще один вид - льготные условия отбывания наказания, предназначенные для лиц, которые готовятся к условно - досрочному освобождению.

    Впервые в УИК РФ включены главы и разделы, посвященные регулированию исполнения таких наказаний, как обязательные работы, арест, ограничение свободы, ограничение по военной службе, арест в отношении военнослужащего, направление осужденного военнослужащего в дисциплинарную воинскую часть. Воспринял Кодекс и все иные наказания, которые не связаны с мерами исправительного воздействия на осужденных (штраф, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и др.). Кроме того, Кодекс регламентирует исполнение таких мер уголовно - правового характера, как контроль за условно осужденными и применение к осужденным мер медицинского характера.

    Новый Кодекс существенным образом гуманизировал условия отбывания многих наказаний, прежде всего в виде лишения свободы. Однако он ввел более углубленную дифференциацию этих условий, поставив их в зависимость прежде всего от поведения осужденного. Практически тем самым осужденному предоставлена возможность самому выбирать, в каких условиях он будет отбывать наказание - в облегченных или жестких, строгих. Например, при лишении свободы он может жить в запираемых помещениях либо наоборот - за пределами исправительного учреждения. В отношении же лиц, отбывающих исправительные работы, могут быть установлены дополнительные ограничения, которые определяет уголовно - исполнительная инспекция в зависимости от поведения осужденных.

    Исключительно большое внимание в Кодексе уделено регулированию правового положения осужденных (данному вопросу посвящена вся вторая глава). Это мы считаем важным завоеванием и приобретением, так как основные права и обязанности осужденных теперь прописаны в законе. Никакие другие нормативные правовые акты и прежде всего федеральных органов исполнительной власти не могут их изменить, сузить или дополнить. Это является важнейшей гарантией прав, свобод и законных интересов осужденных при исполнении уголовных наказаний. Таким же целям служит и разветвленная система контроля и надзора за исполнением уголовных наказаний; она отражена в законе весьма разносторонне и подробно.

    Кодекс впервые содержит норму о соотношении уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации и международно - правовых норм (ст. 3 Кодекса). Эта норма стала ареной жарких споров. Прежде всего были предложения, чтобы для России любые нормы в области исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, принятые на международном уровне, имели статус обязательных и подлежали немедленному исполнению. Особенно усердствовали в этом правозащитные организации и некоторые средства массовой информации. Такой подход неправилен изначально, поскольку большинство подобных норм носит рекомендательный характер или содержит лишь принципы, которые должны находить свое отражение в национальных законодательствах с учетом особенностей конкретной страны. По крайней мере, все цивилизованные страны мира поступают именно таким образом, и ни у кого это не вызывает возражений. А вот к России хотели бы иметь иной подход. В итоге в Кодексе был проведен принцип - обязательные нормы подлежат безоговорочному исполнению, а рекомендательные - реализуются при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

    Впервые на законодательном уровне решен вопрос об исполнении наказания в виде смертной казни. Ранее это регулировалось исключительно закрытыми ведомственными нормативными актами. Известно, что с вступлением России в Совет Европы мы взяли на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а сейчас ввести мораторий на ее применение. Вместе с тем Кодекс подробно регулирует исполнение этого вида наказаний. Дело в том, что если смертная казнь в мирное время будет отменена, то в период различных военных конфликтов она может применяться. На этот случай указанные нормы Кодекса будут действовать.

    Целый раздел Кодекса посвящен вопросам освобождения от отбывания наказания, помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроля за ними. По ряду вопросов здесь должна быть тесная увязка с Законом о социальной реабилитации лиц, утративших социально - полезные связи и освобожденных от отбывания наказания, который еще не принят. Тем не менее комментируемый Кодекс в пределах своих возможностей достаточно полно регламентировал все эти вопросы.

    Таким образом, новый Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации воплощает в себе все достижения науки и практики как нашей отечественной, так и зарубежной, он охватывает исполнение всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно - правового характера и будет являться надежной основой для эффективной организации исполнения наказаний. В Кодексе, конечно, есть и недочеты, и противоречия, но они носят частный характер и в дальнейшем могут быть легко устранены путем его частичных изменений, но такую потребность должна прежде всего выявить практика.

    Данный комментарий подготовлен коллективом кафедры управления органами, исполняющими наказания, Академии МВД РФ. К написанию также были привлечены ее бывшие питомцы, работающие ныне в других вузах (например, в Рязанском институте права и экономики МВД РФ). Активную роль в подготовке комментария сыграли авторы альтернативного проекта УИК РФ (проф. В.А. Уткин и О.В. Филимонов), а также принимавшие непосредственное участие в разработке одного из первых его вариантов (Е.В. Середа) и последнего варианта (Ю.В. Голик). Комментарий подготовлен в основном на законодательном материале, так как новые нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти еще ждут своего выхода в свет; когда они появятся, можно будет вести речь о новом издании подобного комментария.

    УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Законодатели уточнили правила перемещения осужденных лиц к местам лишения свободы, а также условия, при которых возможен их выезд за пределы исправительных учреждений. Кроме того, женщинам и мужчинам, являющимся родителями детей до 14 лет, позволили проводить с ними длительные выходные и праздники.

    За терроризм преступника посадят в тюрьму в регионе его проживания

    Согласно новой редакции , лица, осужденные по («Акт международного терроризма»), направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы. Фактически таким осужденным будут предоставлены места в тех субъектах, где они проживали или были осуждены.

    Правила перемещения преступников уточнены

    В теперь указано, что конвоиры должны сопровождать и женщин, имеющих при себе детей. До сих пор в кодексе такого уточнения не было. Кроме того, сейчас прописано, что осужденные беременные женщины, а также женщины, имеющие при себе детей в возрасте до 3 лет, могут перемещаться только при наличии соответствующего заключения врача. В этом же заключении может содержаться требование о перемещении заключенных преступниц в сопровождении медицинских работников.

    Еще одна поправка, касающаяся осужденных женщин. Если у преступницы вне исправительной колонии есть ребенок в возрасте до 14 лет, то ей могут разрешить 2 раза в год видеться с ребёнком. «Выездное» свидание может длиться до 10 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно. Аналогичная возможность предоставлена осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем.

    Если у осужденной женщины есть несовершеннолетний ребенок-инвалид вне исправительной колонии, ей могут 4 раза в год предоставлять свидание с ребенком. Срок таких свиданий - до 15 суток. На такие же длительные периоды общения с ребенком-инвалидом может претендовать осужденный мужчина, являющийся единственным родителем.

    При этом законодатели ввели ряд ограничений. Выездов для свиданий с родными не добьются лица, которые:

    • отказались от ребенка или уклоняются от обязанностей по его воспитанию;
    • признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания;
    • осуждены за преступление в отношении несовершеннолетних;
    • осуждены по статьям за терроризм и содействие/участие в террористической деятельности; захват заложников; угон самолета, поезда или морского судна;
    • наказаны за оборот, производство, контрабанду наркотиков и/или психотропных веществ либо склонение к их потреблению.

    Преступникам разрешат проводить выходные и праздники с детьми вне колоний

    Законодатели ввели новую часть в . По ней осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах того же муниципального образования, где находится исправительное учреждение. Новое правило будет работать при соблюдении нескольких условий:

    • свидания вне исправительного учреждения предусмотрены условиями отбывания осужденными наказания;
    • лица не перечислены в : не болеют туберкулезом, прошли курс лечения от наркомании, алкоголизма, токсикомании; осужденным не была заменена смертная казнь на пожизненное лишение свободы;
    • не проводятся противоэпидемические мероприятия.

    Кроме того, таким осужденным, если они отбывают наказание в обычных условиях, и их поведение не вызовет нареканий, позволят ежемесячно получать до 2 дополнительных длительных свиданий с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение. Если осужденные отбывают наказание в облегченных условиях, то дополнительные свидания предоставляются без ограничения их количества. Такие поправки внесены в . При этом уточняется, что в случае отказа начальник исправительной колонии должен вынести мотивированное постановление.

    Кроме того, в ст. 121 УИК РФ уточнен порядок проживания за пределами колонии лиц, отбывающих наказание в облегченных условиях.

    Осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации по их заявлению на основании постановления начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительной колонии за пределами исправительной колонии, за исключением случаев, если имеется мотивированное постановление начальника исправительной колонии об отказе в проживании и работе за ее пределами. Они могут содержаться совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения. Осужденным по их заявлению разрешается проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми в жилых помещениях, находящихся в их собственности или пользовании.

    Административный надзор за лицами, освобождаемыми из мест лишения, усилят

    Еще одна поправка, о которой надо знать юристам. 10 августа вступит в силу . Он вносит уточнение в . В новой редакции сказано, что административный надзор за лицами, освобождаемыми из мест лишения, должен быть установлен дополнительно в нескольких случаях. Речь идет о ситуациях, когда лицо совершило два и более преступления, предусмотренных:

    • («незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, в значительном размере»);
    • («незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ»);
    • («незаконное культивирование в крупном размере растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»);
    • («незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен»).

    Отметим, что административный надзор за освобожденным устанавливается судом, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания. Таким образом, надзор по-прежнему будет выборочным.

    
    Top