Тема чести и достоинства в войне и мире сочинение. Сочинение честь и бесчестие война и мир Сочинение по произведению на тему: Тема чести и человеческого достоинства в романе Л

Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие
стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве
Л. Н. Толстого.
В центре романа «Война и мир» находится изображение Отечественной войны 1812 года, всколыхнувшей весь русский
народ, показавшей всему миру его мощь и силу. Великое историческое потрясение вскрыло истинную сущность каждого
отдельного человека.
В суровом и торжественном тоне начинает Толстой повествование о событиях «славной для России эпохи 1812 года»:
«Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное
человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Когда «силы двунадесяти языков ворвались в Россию», наш народ поднялся на священную освободительную войну.
Толстой показывает в романе, в какой могучий порыв вырос «скрытый патриотизм», живший в сердце каждого истинно русского
человека, любившего свою родину. Как пиет Толстой, в Отечественной войне 1812 года «цель народа была одна: очистить свою
землю от нашествия». К осуществлению этой цели были устремлены помыслы всех подлинных патриотов от главнокомандующего
Кутузова до рядового солдата и крестьянина-ополченца. К этой же цели стремились Андрей Болконский и Пьер Безухов,
Василий Денисов и капитан Тимохин. Ради неё отдаёт жизнь юный Петя Ростов. Всей душой желают победы над врагом Наташа
Ростова и Марья Болконская.
Нет оснований сомневаться в истинности патриотических чувств, владевших и старым князем Болконским, и Николаем
Ростовым, в характере которых причудливо соединялись положительные и отрицательные черты. В то же время писатель
убеждает нас в полном отсутствии патриотизма у таких людей, как князь Василий Курагин и его дети: Ипполит, Анатоль и
Элен. Сколько бы ни бранили Наполеона знатные гости, собравшиеся в салоне Анны Павловны Шерер, мы не найдём у них ни
капли истинно патриотического чувства.
Отнюдь не любовью к Родине (у них нет этой любви) руководствуются Борис Друбецкой и Долохов, поступающие в
действующую армию. Первый изучает «неписаную субординацию», чтобы сделать карьеру. Второй старается отличиться, чтобы
поскорее вернуть себе офицерское звание, а затем получить награды и чины. Военный чиновник Берг в оставленной жителями
Москве скупает по дешёвке вещи… Война, как это показывает Толстой, сурово проверяет человека. Он словно бы ставит всех
действующих лиц своего романа перед лицом смертельной опасности, нависшей над Родиной, и как бы спрашивает у них:
«Ну-ка, что вы за люди? Как вы себя поведёте в эту тяжкую для отчества годину, чем поможете народу, защищающему землю от
вражеского нашествия?»
В сущности, почти все главы третьего и четвёртого томов «Войны и мира» написаны для того, чтобы герои романа дали
ответ на этот главный вопрос.
Надвигавшаяся на древнюю русскую столицу беда мало беспокоила высшие круги дворянского общества. Пошумев в
Слободском дворце во время встречи с императором и проявив патриотизм, они зажили по-прежнему. «Трудно было верить, что
действительно Россия в опасности и что члены Английского клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на
всякую жертву», - с иронией пишет Толстой.
Военный губернатор граф Ф. В. Растопчин успокаивал жителей Москвы глупейшими афишками, в которых высмеивались
французы и говорилось, что все они карлики и что троих их одна баба вилами закинет». В великосветском салоне Жюли
Друбецкой, как и во многих других «обществах» Москвы, было условлено говорить только по-русски, а те, которые по
забывчивости говорили по-французски. Платили штраф «в пользу комитета пожертвований». Вот и весь «вклад» в дело защиты
Родины, вносившийся салонными «патриотами».
Не в великосветских гостиных, не в дворцовых палатах, не в государевой штаб-квартире, а на полях сражений решался
важнейший вопрос о жизни и смерти Отечества. Судьбу Родины взял в свои руки народ, по воле которого, Толстой это
подчёркивает, вопреки воле царя и правящей верхушки, главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил
Илларионович Кутузов. Он стал подлинным вождём армии и народа. Толстой показал это уже в картине первой встречи Кутузова
с войсками в Царевом Займище, когда он сумел вселить в воинов уверенность, что Россия будет спасена и победа над врагом
будет одержана. Кутузов назначен главнокомандующим 8 августа, а уже 26 августа он дал Бородинское сражение, приведшее к
перелому в ходе войны и предрешившее её конечный исход.
У русских воинов, участвовавших в этом сражении, не возникало вопроса о том, какой будет его исход. Для каждого
из них он мог быть только один: победа любой ценой! Каждый понимал, что от этого боя зависит судьба Родины.
Настроение русских воинов перед Бородинской битвой выразил Андрей Болконский в беседе со своим другом Пьером
Безуховым: «Считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день… От того чувства, которое есть во мне, в
нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате».
И капитан Тимохин подтверждает эту уверенность своего полкового командира. Он говорит: «Что себя жалеть теперь!
Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят».
И, как бы подводя итоги своим размышлениям о ходе войны, опираясь на свой боевой опыт, князь Андрей говорит
внимательно слушающему его Пьеру: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть… что бы там ни было, что бы ни
путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
Такой же твёрдой уверенностью проникнуты и солдаты, и строевые командиры, и Кутузов.
Князь Андрей настойчиво и убеждённо говорит о том, что для него и для всех русских воинов-патриотов навязанная
Наполеоном война не есть игра в шахматы, а серьёзнейшее дело, от исхода которого зависит будущее каждого русского
человека. «Так же думает Тимохин и вся армия», - снова подчёркивает он, выражая единомыслие русских воинов, вставших
насмерть на Бородинском поле.
Л. Н. Толстой наглядно показал, что в этом сражении сказалось нравственное превосходство русской освободительной
армии над французской – грабительской. Внутренняя красота и богатство его героев заключается в гармонии их мыслей и
чувств. Понятие чести не может быть применимо к тому, кто поступился своими моральными принципами ради каких-либо
низменных целей, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая вокруг себя, переступая через
них. Недаром Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих
жизней, «человеком без чести и совести».

Толстой Л. Н.

Сочинение по произведению на тему: Тема чести и человеческого достоинства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Для Л. Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая образ князя Андрея, он показывает диалектику души своего героя, его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,- говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея. «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести», - говорит о нем Кутузов.
А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». Автор знакомит нас с героем в салоне Анны Павловны Шерер. В отличие от его жены, Андрея Болконского утомляет светское общество. Толстой пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»
Попав на военную службу, Андрей Болконский очень изменился. В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» ему делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей особенно радуется. Он мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически.
Но во время этого сражения Андрей Болконский был ранен. Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», - думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от своих честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь – это нечто большее, чем стремление к славе. В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
После возвращения с войны начинается новый этап в жизни героя. После смерти жены и рождения сына Андрей Болконский поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит счастье жизни в добре для людей. В этом он пытается убедить Андрея Болконского. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась … его новая жизнь».
Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой. Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год».
Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея. Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как человек чести, не смог простить обман: «…мужчина не может и не должен забывать и прощать». Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование.
Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского. Вернувшись на военную службу, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» – уверен князь Андрей. Получив смертельное ранение, он смог сохранить свое достоинство перед солдатами, несмотря ни на что. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – думает он. Умирая, Андрей Болконский простил и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Таким образом, судьба Андрея Болконского – это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести.

И мир». Для Л. Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая князя Андрея, он показывает диалектику души своего , его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея.

«Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести», говорит о нем Кутузов. А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». знакомит нас с героем в салоне Анны Павловны Шерер.

В отличие от его жены, утомляет светское общество. пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта , которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Попав на военную службу, Андрей Болконский очень изменился.

В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» ему делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей особенно радуется.

Он мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически. Но во время этого сражения Андрей Болконский был ранен.

Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от своих честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь – это нечто большее, чем стремление к славе.

В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!» После возвращения с начинается новый этап в жизни героя.

После смерти жены и рождения сына Андрей Болконский поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит жизни в добре для людей.

В этом он пытается убедить Андрея Болконского. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась … его новая жизнь». Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой.

Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея.

Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как чести, не смог простить обман: «…мужчина не может и не должен забывать и прощать». Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование. Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского.

Вернувшись на военную службу, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» – уверен князь Андрей.

Получив смертельное ранение, он смог сохранить свое достоинство перед солдатами, несмотря ни на что. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» – думает он. Умирая, Андрей Болконский простил и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками. Таким образом, судьба Андрея Болконского – сочинение с оллсоч 2005 это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема чести и человеческого достоинства в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». . Литературные сочинения!

В "Войне и мире" около шестисот действующих лиц. "Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний, для того, чтобы выбрать из них одну миллионную, ужасно трудно", - жаловался писатель. Такие трудности Толстой испытывал во время работы над каждым из больших произведений. Но особенно велики они были, когда писатель создавал "Войну и мир".

Это и естественно, ведь действие романа длится более пятнадцати лет и охватывает" громадное количество событий. Писателю действительно пришлось обдумать "миллионы возможных сочетаний" и выбрать из них лишь самые нужные, самые яркие и правдивые. Толстой в течение года написал пятнадцать вариантов начала "Войны и мира". Как явствует из сохранившихся рукописей, он пробовал начать роман авторским вступлением, в котором давалась оценка исторических событий 1812 года, потом сценой, которая происходит то в Москве, то в Петербурге, то в имении старого князя Болконского, то за границей. Чего добивался писатель, столько раз меняя начало романа? Это можно понять, прочитав сцену, которой открывается "Война и мир". Толстой показывает великосветский салон фрейлины Анны Павловны Шерер, где встречаются именитые гости и ведут оживленный разговор о том, что более всего волновало в ту пору русское общество, - о предстоящей войне с Наполеоном.

Читая эту сцену, мы знакомимся со многими действующими лицами и среди них с двумя главными героями романа - Андреем Болконским и Пьером Безуховым. Толстой нашел такое начало произведения, которое сразу же вводит нас в атмосферу предвоенной эпохи, знакомит с главными действующими лицами, показывает, как сталкивались их взгляды и мнения при оценке самых острых вопросов времени. И уже с этой первой сцены и до конца романа мы с неослабевающим интересом и волнением следим за тем, как развертываются события и как все большее число людей становится их участниками. Следует все же заметить, что есть в "Войне и мире" эпизоды, где образ Кутузова показан противоречиво. Толстой полагал, что развитие всех событий, совершающихся в мире, не зависит от воли людей, а предопределено свыше.

Писателю казалось, что и Кутузов думал так же и не считал нужным вме шиваться в развитие событий. Но это решительно противоречит тому образу Кутузова, который создан самим же Толстым. Писатель подчеркивает, что великий полководец умел понимать дух войска и стремился им управлять, что все помыслы Кутузова и все его действия были устремлены к одной цели - разгромить врага. Противоречиво нарисован в романе и образ солдата Платона Каратаева, с которым Пьер Безухое повстречался и подружился в плену. Каратаеву присущи такие черты, как незлобивость, покорность, готовность простить и забыть любую обиду. Пьер с удивлением, а потом с восторгом слушает карата-евские рассказы, всегда кончавшиеся евангельскими призывами всех любить и всех прощать. Но тому же Пьеру пришлось увидеть страшный конец Платона Каратаева.

Когда партию пленных французы гнали по осенней грязной дороге, упал от слабости и не мог встать. И конвоиры безжалостно пристрелили его. Нельзя забыть эту страшную сцену: у грязной лесной дороги лежит убитый Каратаев, а около него сидит и воет голодная, одинокая, замерзающая собачонка, которую еще так недавно он спас от гибели... К счастью, "каратаевские" черты были несвойственны русским людям, защищавшим свою землю.

Читая "Войну и мир", мы видим, что не Платоны Каратаевы победили армию Наполеона. Это сделали бесстрашные артиллеристы скромного капитана Тушина, храбрые солдаты капитана Тимохина, кавалеристы Уварова, партизаны ротмистра Денисова. Победили врага русская армия и русский народ. И это с огромной силой показано в романе. Не случайно в годы второй мировой войны книга Толстого была настольной для людей разных стран, боровшихся с нашествием фашистских орд Гитлера.

И всегда она будет служить для всех свободолюбивых людей источником патриотического воодушевления. Из эпилога, которым заканчивается роман, мы узнаем о том, как жили его герои после окончания Отечественной войны 1812 года. Пьер Безухое и Наташа Ростова соединили свои судьбы, нашли свое . Пьера по-прежнему волнует вопрос о будущем его родины.

Он стал членом тайной организации, из которой позднее выйдут декабристы. К его горячим речам внимательно прислушивается юный Николенька Болконский, сын князя Андрея, умершего от раны, полученной на Бородинском поле. О будущем этих людей можно догадаться, вслушавшись в их беседу. Николенька спрашивает Пьера: "Дядя Пьер... Ежели бы папа был жив...

он бы согласен был с вами?" И Пьер отвечает: "Я думаю, что да..." В конце романа Толстой рисует сон Николеньки Болконского.

Они с Пьером идут на трудный и славный впереди огромного войска. Проснувшись, Николенька принимает твердое решение: жить так, чтобы быть достойным памяти своего отца. "Отец! Отец!

Думает Николенька. - Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен". Этой клятвой Николеньки Толстой завершает сюжетную линию романа, как бы приоткрывая завесу в будущее, протягивая нити от одной эпохи русской жизни к другой, когда на историческую арену вышли герои 1825 года - декабристы.

Тема чести и человеческого достоинства в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Для Л.Н. Толстого важен процесс становления человеческой личности. Создавая образ князя Андрея, он показывает диалектику души своего героя, его внутренние монологи, которые свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе, о формировании личности. «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим»,- говорил Пьер об Андрее Болконском. Стремление к высшей правде - вот цель духовных исканий князя Андрея. «Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога - дорога чести», - говорит о нем Кутузов.
А какой же дорогой идет князь Андрей в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». Автор знакомит нас с героем в салоне Анны Павловны Шерер. В отличие от его жены, Андрея Болконского утомляет светское общество. Толстой пишет, что «смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Князь Андрей неудовлетворен своей жизнью в этом обществе, поэтому он решает пойти на военную службу: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!»
Попав на военную службу, Андрей Болконский очень изменился. В нем уже не было «прежнего притворства, усталости и лени». Князь Андрей занят «приятным и интересным» ему делом. Он не принимает законов света в среде военных офицеров и говорит, что нужно служить отечеству и царю, а не быть лакеями, «которым дела нет до господского дела». Перед Аустерлицким сражением князь Андрей особенно радуется. Он мечтает о подвиге, о славе и готов отдать все за нее: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы». Он верит в то, что «Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему». И действительно, во время сражения князь ведет себя героически.
Но во время этого сражения Андрей Болконский был ранен. Упав, он увидел над головой высокое небо. «Как тихо, спокойно и торжественно», - думал он. Князь Андрей разочаровывается в своих прежних целях и мечтах, в своем прежнем кумире Наполеоне и отказывается от своих честолюбивых иллюзий. Глядя на это высокое, бесконечное небо, он понимает, что жизнь - это нечто большее, чем стремление к славе. В его поисках смысла жизни закончился еще один этап. Но искания Андрея Болконского продолжаются, и он думает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
После возвращения с войны начинается новый этап в жизни героя. После смерти жены и рождения сына Андрей Болконский поселяется в имении Богучарово и проводит там все свое время. Он ушел в себя, отрекся от активной жизни. Его лучший друг Пьер, приехав в гости, поразился изменениям в князе Андрее. Пьер видит счастье жизни в добре для людей. В этом он пытается убедить Андрея Болконского. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась … его новая жизнь».
Князь Андрей по делам едет в Отрадное, и по дороге ему попадается на глаза старый, корявый дуб. Он сравнивает себя с этим дубом и думает: «Наша жизнь кончена!» Но, приехав в Отрадное, он встречается с Наташей Ростовой. Эта встреча, а также дуб, распустивший свежие молодые листочки, заставили князя Андрея думать, что «жизнь не кончена в тридцать один год».
Андрей Болконский возвращается к активной жизни. Он часто бывает в свете и на одном из балов вновь встречается с Наташей. «Вино ее прелести ударило ему в голову», и он решил на ней жениться. Чувство любви оживило князя Андрея. Но счастью его не суждено было сбыться. Наташа не выдержала испытание любовью, и князь Андрей, как человек чести, не смог простить обман: «…мужчина не может и не должен забывать и прощать». Опять к князю Андрею вернулось внутреннее опустошение и разочарование.
Бородинское сражение стало кульминацией в жизни Андрея Болконского. Вернувшись на военную службу, он уже не мечтает о подвиге. Он близок к своим солдатам, которые называют его «наш князь». «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» - уверен князь Андрей. Получив смертельное ранение, он смог сохранить свое достоинство перед солдатами, несмотря ни на что. «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…» - думает он. Умирая, Андрей Болконский простил и Наташу, и Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.
Таким образом, судьба Андрея Болконского - это путь «от Наполеона к Кутузову», путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к совершенству, это путь чести.


Top