Комментарии. б) суеверные страхи и боязнь нового


Довольно часто в наше время можно услышать слово «Обломовщина», правда не всегда употребляемое в верном значении. И хоть роман «Обломов» - благодаря одноименному герою которого и образовалось это выражение – был написал еще в 19 веке, как нарицание «Обломощина» ещё используется. Мы можем сделать вывод, что проблема, которую отражают эти понятия «Обломов» и «Обломовщина» актуальна и по сей день. Так о чем же говорит нам роман Гончарова, и что же такое «Обломовщина»?

В этом романе рассказывается о молодом помещике Илье Ильиче Обломове, живущем в Петербурге и практически не встающем со своего дивана.

Нам показывается картина застоя и лени в его жизни: главный герой не занимается никакой деятельностью, практически не выходит в свет и лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, мечтам об уютной безмятежной жизни в родном имении, Обломовке. Ни проблемы в этой Обломовке, ни упреки лучшего друга детства Штольца не могут помочь ему избавиться от апатии. В романе слово «Обломовщина» использовалось обоими, и обозначало как-раз-таки эту отрешенность и одновременно утопию в душе Ильи Ильича. Но помимо этого, он – человек честный, открытый, способный на глубокие чувства. Обломов имеет чистое, доброе сердце и не приемлет ложь вместе с сугубым материализмом – достоянием гостей, которые периодически навещают его в Петербурге. Каждый из них, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной жизни, которая предлагается герою вместо лежания на диване, но Обломова совершенно не привлекает ни карьера, ни удовлетворение человеческих страстей и пороков, потому что он видит в них только бесполезную суету - его же душа требует чего-то возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. Эти две черты характера героя - с одной стороны чистое сердце, внутренняя свобода, а с другой лень и отрешенность – взаимопроникают и дополняют друг друга: Обломов мечтает об идеальной жизни без проблем, где можно ничего не делать и ни о чем не заботиться. Такое сознание сформировалось у него с детства, прошедшего в родной деревне благодаря крепостному строю, при котором барину не было нужды делать что-то самому, чтобы получить что хотел. Сказки, на которых он рос, подкрепляли веру Ильи Ильича в то, что кто-нибудь другой всегда может решить его проблемы.

Именно такой образ жизни Обломова и был впервые назван Штольцем «Обломовщиной». Этому понятию подвержен российский народ как во времена Гончарова, так и в наши дни. Чистота души – действительно прекрасное качество, но вместе с её идеализмом и отрешенностью от реальной жизни – крайность, как и все другие имеющая ужасные последствия, что и показано в главном герое. В итоге он окончательно умирает во фрустрации как развивающаяся личность, а затем и физически – умирает тихо, не оставив в жизни ни следа. Обломовщина – явление, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия, способное погубить многих людей, и актуальность использования его как нарицания не теряется. Зачастую эти люди формировались под действием внешних обстоятельств, и достойны сожаления. При этом каждый из нас должен сам подумать, что станет итогом этой жизни, и чем обернется такое бездействие.

Описание.

По роману Гончарова «Обломов»

Выдержка из работы.

Почему Обломов не нашел места в жизни

По роману И. Гончарова «Обломов»

Размышляя в «Сне Обломова » (1849) над условиями воспитания Илюши, Гончаров переходит от истории русского барина к вопросам более масштабным - о судьбе духовно значимого человека в современном мире.

Характеристику Обломова нельзя ограничить одной лишь неспособностью к действию, барской леностью . Это сложный, многоплановый образ , в котором угадывается не только «знамение времени» в том смысле, в каком понимал его Н. А. Добролюбов, - т. е. крах помещичьего сословия. Но вместе с Обломовым из жизни уходит духовное начало, высокие нравственные требования к жизни.

Вся первая глава романа посвящена описанию того, как проводит утро бывший чиновник, петербургский житель Илья Ильич Обломов. С одной стороны, видим, что Обломов не может подняться с дивана, хотя уже полдень, и весь деловой Петербург в хлопотах. Черты его лица, халат, домашние тапочки, в которые он сразу попадал, опустив ноги, детали обстановки, казалось бы, говорят сами за себя - характеризуют его как человека неопределенного, вялого.

Вместе с этим замечаем, что типы современных петербургских «деятелей», собранные в гостиной Обломова, призваны оттенить, подчеркнуть незаурядность его человеческих задатков: тонкий наблюдательный ум, высокие духовные запросы, чистоту и доброту «голубиного сердца». Он пробуждается от сна, чтобы поспорить со своими бывшими сослуживцами. В этих диалогах раскрывается человек, не приемлющий ценностей суетно-практического мира.

Светский щеголь Волков, занятый примеркой и демонстрацией нового фрака, вызывает сожаление и ироническую усмешку читателя. «Блистающий господин» озабочен тем, как в один день поспеть в десять мест: катания в Екатерингофе, балеты, балы и приемные дни у многочисленных князей и вельмож. Горькие и верные замечания Обломова сопровождают его уход: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» В пустой, безудержной погоне за блеском и шумом развлечений некогда задуматься о нравственной стороне «дела».

Чиновник Судьбинский озабочен получением звания, продвижением по служебной лестнице. Человек без ума, воли и чувства - бездушный канцелярский исполнитель. Чрезвычайная деловитость и «занятость» скрывают его пустую, ограниченную натуру, отсутствие подлинно человеческих интересов - ума и сердца, для которых он «слеп и глух».

Наконец, Пенкин - журнальный поденщик, собиратель грязных новостей, представитель т. н. массовой бульварной прессы. Скудость подобного рода литературы понимает Обломов. В разговоре с Пенкиным он гневно осуждает отсутствие любви к человеку в новейшей литературе, глумление над добродетелью, критику порока без сострадания и сердечной боли, когда в погоне за сенсацией, в стремлении поразить воображение читателя смакуются грязные стороны человеческой жизни, преступаются нравственно дозволенные границы изображения. Беспринципные журналисты, подобные Пенкину, готовы за мзду «менять убеждения, торговать умом и воображением… И все писать, все писать, как колесо, как машина». Куда может завести подобная, с позволения сказать литература, изгнавшая со своих страниц стремление к благородному и возвышенному идеалу?

Мысленному взору Обломова открывается безрадостная картина петербургской жизни, где суета и внешняя деловитость скрывают отсутствие подлинно духовных человеческих потребностей. Как загорается сердце Обломова в споре со Штольцем о существе жизни: «…вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности …сплетни, пересуды… Где ж тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?… Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит ими в жизни?… А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому проспекту, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим - нет, они бледнеют от успеха товарища. …Вот этот желтый господин в очках пристал ко мне: читал ли я речь какого-то депутата, и глаза вытаращил на меня, когда я сказал, что не читаю газет. …Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно - не занимает это их; сквозь эти крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят. …Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!». Становится понятным, что это одна из причин его апатии, равнодушия к жизни.

Разочарование пришло к Обломову не сразу. Обломов пытался заняться делом: прослужил в департаменте около двух лет, но не выдержал однотонной канцелярской рутины. Жизнь как бы обломала, сломила его . Он убедился, что настоящее чуждо надеждам и желаниям. Больше нечего ждать от судьбы, как прежде, в молодости.

В обстановке его кабинета, убранстве комнат заметно желание отгородиться от мира, укрыться от суеты, забыться сном , т. к. в условиях всеобщего очерствения, лжи и порочности мечты о чистой, гармоничной жизни не осуществимы. Он уходит от действительности в мир мечтаний.

Но не только черствость и меркантильность окружающего мира были причиной гибели Обломова. Причина его неподвижности кроется еще и в условиях воспитания. Автор не случайно знакомит нас с детством Обломова, рисуя безмятежную картину, где все давалось легко маленькому Илюшеньке. Взрослого Илью обслуживает преданный Захар. И как справедливо замечает Штольц, у Обломова все началось «с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить» . Отсутствие привычки к труду послужило одной из причин духовного бессилия Обломова, неумения противостоять жизненным трудностям, неспособности к волевому усилию, борьбе за свое счастье. Он лишь сумел указать зло, овладевающее миром, но не смог противостоять его распространению.

С др. стороны, картины деревенского детства Илюши заставляют задуматься не только о безмятежном житье-бытье, но и о нравственно-духовной норме жизни. Представления об этом Обломов вынес из детских лет: обломовцы «не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то», жизнь их наполнялась «коренными и неизбежными событиями» (что в особенности важно подчеркнуть сегодня), в гармонии с природой, в преемственности форм национальной жизни, в желании передать детям и сохранить эти неизбывные начала жизни, которые есть основа и залог человеческой индивидуальности. Не случайно образ родового гнезда выступает как основа нравственно-духовных начал человеческой личности.

Гончаров глубоко постиг психологию человека, от природы доброго и чуткого, умного и чистого, но зараженного болезнью - «обломовщиной». Слово это не раз повторяется в романе. Трагедия усугубляется тем, что сам Обломов признает свою болезнь, видит ее признаки, но непреодолимая сила обломовщины убивает его, как духовно, так и физически.

Любовь к Ольге Ильинской была последней попыткой героя вернуться к жизни. Автор, как бы убедившись в несостоятельности своего героя, с горечью и сожалением оставляет его умирать на окраине Петербурга, в доме мещанки Пшеницыной, где он обретает уют и тепло, долгожданный покой, но без духовных порывов, без развития и движения.

Ответ на вопрос, почему герой не нашел места в жизни, не имеет однозначного решения. По Добролюбову, причина состоит в нравственно-психологических следствиях крепостного права, разнеженной барской жизни, в обломовщине. На самом деле, авторская позиция более глубокая. Гончаров учитывает еще и трагические закономерности бытия, влияющие на судьбу личности в новых условиях жизни.

Человеческие качества Обломова в полной мере раскрываются в его любви к Ольге. Именно эта чистота и искренность ставят его в некотором отношении даже выше окружающих его лиц. Это вызывает и горячую любовь у читателей. Обломов обладал довольно редким качеством среди людей : не делать «зла» другому, не приносить его в жертву своим прихотям, подчас вздорным и жестоким . В мире пошлости и обмана с таким свойством не проживешь. Обломов, в отличие от многих, не скрывал своих «пороков», слабостей натуры, он отошел от мира, замкнулся в себе и умирает…

Тема. Обломов и обломовщина. Причины обломовщины.

Образ жизни, для которого характерны лень, апатия, неспособность решать проблемы, пустая мечтательность определены в романе словом «обломовщина». Это понятие стало нарицательным.

Обломощина корнями уходит в родовое гнездо Ильи Ильича. В 9 главе 1-ой части романа вскрыты причины обломовщины («Сон Обломова»).

Причины обломовщины

1. Воспитание и образование покоя происходило в условиях мертвящего покоя :

(«Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них.

«Т ишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»)

а) примитивная жизнь, отсутствие каких-либо высоких жизненных целей;

«Плохо верили обломовцы и душевным тревогам. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»

«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

б) суеверные страхи и боязнь нового.

Эпизод с получением письма — боязнь нового

«В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли что копна сена разгуливала по полю - поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что это не баран, а что-то другое, или что Марфа или Степанида - ведьма, они будут бояться и барана и Марфы… — так сильна вера в чудесное в Обломовке»

«Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар — от того, что собака выла три ночи под окном…»

2. Негативный пример родителей:

а) имение приходило в запустение;

(Никто не занимается хозяйством, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву Они были скупы, никогда не тратили лишней копейки даже на свечки

«- Так что ж, что [крыльцо] шаталось? — отвечал Обломов. — Да вот не развалилось же, даром что шестнадцать лет без поправки стоит…

И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось»)

б) бездеятельность родителей; (Отец никогда себя ничем не утруждал)

«Мальчик привык видеть, как отец день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду»

Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.

— Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? — спросит он идущего по двору человека.

— Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.

— Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи! Потом остановит бабу:

— Эй, баба! Баба! Куда ходила?

— В погреб, батюшка, — говорила она, останавливаясь, и, прикрыв глаза рукой, глядела на окно, — молока к столу достать.

— Ну иди, иди! — отвечал барин. — Да смотри, не пролей молоко-то.

— А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? — кричал потом. — Вот я тебе дам бегать! Уж я вижу, что ты это в третий раз бежишь. Пошел назад, в прихожую!

И Захарка шел опять дремать в прихожую. Придут ли коровы с поля, старик первый позаботится, чтоб их напоили; завидит ли из окна, что дворняжка преследует курицу, тотчас примет строгие меры против беспорядков.

в) Несерьёзное отношение к образованию родителей, а следовательно и самого Ильи. Родители оберегали Илюшу от чрезмерных занятий науками.

(«Все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю.- Долго ли до греха? — говорили отец и мать. — Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь…»

«Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?», «…сегодня родительская неделя, — не до ученья: блины будем печь», «Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты?…Посиди-ка ты эту недельку дома, а там - что Бог даст»

Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю выгоду. «Они мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями …. не трудом»

3. Неприспособленность к труду «Всё делалось за него Захаром и еще тремя стами захарами»…. («Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание…» .

«Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмак, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу…»)

4. Пресечение самостоятельности. Излишняя опека родителей и нянек.

(«И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…»

«Няня! Не видишь, что ребенок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечет ему головку - будет болеть, тошно сделается, кушать не станет…»

«Что ты, бог с тобой! Теперь гулять сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей»

«Ему иногда … хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат: — Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?)

5. Ограничение детской любознательности, пытливости ума.

(«Потом мать отпускала его гулять в сад, по двору, на луг с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг»..

Сказки няни - увод от действительности

«Она нашёптывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки меда и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют всё добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать»

«Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости. Нянька с добродушием повествовала сказку о Емеле-дурачке, эту злую и коварную сатиру на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих»

« Заселилось воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»)

Плоды воспитания

Закрытость от реальной жизни, ограниченность стремлений, излишняя опека родителей, желание оградить ребёнка от всех проблем породили в Обломове апатию и лень, малодушие и эгоизм.

1. Нежелание выполнять учебные задания.

(Как Обломов воспринимал задаваемые уроки, учась в пансионе Штольца? Проявлял ли интерес к учёбе? Как относился к чтению?)

Он по необходимости сидел в классе … и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки.

…считал за наказание, ниспосланное небом за наши грехи.

Серьезное чтение утомляло его. Зато поэты задели его за живое…

2. Учеба в в университете Москве, пробуждение благородных стремлений, но «цвет жизни распустился и не дал плодов».

(О чём были эти благородные мечты Обломова? - 5гл. ; 4 гл.2 часть)

«служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников; работать, чтоб слаще отдыхать, а отдыхать - значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».

…хотел после книг объехать чужие края, чтоб лучше знать и любить свой

3. Неудачная попытка службы, боязнь проблем, нежелание их решать.

(Почему перестал ходить на службу?)

Он отправил однажды какую-то нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск.

Обломов не дождался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство.

Но это помогло только на время: надо же было выздороветь, - а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку.

4. Бездействие и пустые мечты о преобразованиях и о счастливой беззаботной жизни.

(В чём заключалась обычная, каждодневная «работа» Ильи Ильича Обломова?)

Он несколько лет неутомимо работает над планом, думает, размышляет и ходя, и лежа, …Он, как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обдумывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага.

Тогда только решается он отдохнуть от трудов и переменить заботливую позу на другую, менее деловую и строгую, более удобную для мечтаний и неги.

Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.

В чём проявляется застой?

— негативное отношение к труду;

Обломов презирает труд. Труд и наказание для него синонимы.

— отрицательное отношение к просвещению народа;

«Грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет»

— боязнь перемен в экономике.

Обломов испугался предложения Штольца провести к Обломовке шоссе, построить пристань, и в городе открыть ярмарку.

Роман И.А.Гончарова «Обломов» появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность, а борьба передовых слоев русского общества стано­вилась все более энергичной и непримиримой.

По своему жанру «Обломов» - это роман соци­ально-психологический, дающий широкое обобще­ние в понятии «обломовщина», изображающий гу­бительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность.

Образ Обломова - это величайшее художе­ственное обобщение мировой литературы, воплоща­ющее в себе типические черты характера, порожден­ного русской патриархальной помещичьей жизнью. Одна из заслуг Гончарова состоит в том, что он рас­крывает социально-исторические причины возникно­вения такого характера, как Обломов. Поэтому в ро­мане важное место занимает изображение тех усло­вий и той среды, в которых происходило формиро­вание его героя.

Все эти замыслы остались лишь словами. Об­ломов привык к тому, чтобы за него действовали другие. И потому вся жизнь его представляет собой постепенное угасание в нем ценных человеческих качеств. Он сам сознает это и говорит Штольцу: «...жизнь моя началась с погасания... С первой ми­нуты, когда я сознавал себя, я почувствовал, что я уже гасну». Для того, чтобы еще больше подчерк нуть сипу инерции в свеем герое, Гончаров показы­вает и тех, кто боролся за Обломова и пытался вер­нуть его к действенному существованию. Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвя­щего покоя, включить его в жизнь, но из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Иль­ич к покою. Даже Ольга Ильинская не может возро­дить Обломова и вернуть к жизни. Любовь Ольги захватила и приподняла его, но очень ненадолго. Лень, боязнь хлопот и дел, связанных с женитьбой, оказываются сильнее любви, толкают его к разрыву и навсегда ввергают в полусонный быт пшеницынского дома, который он и сам называет ямой.

Душевная драма Обломова тем сильнее, что он понимает свое духовное падение. «Он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, нанос­ным сором». Обломов понимает причины своей ду­ховной гибели, и когда Ольга спросила его: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгуби­ло тебя? Нет имени этому злу...» - «Есть, - сказал он чуть слышно...- обломовщина!»

Показывая жизненную несостоятельность Об­ломова, Гончаров противопоставляет ему умного и деятельного Андрея Штольца, Ольгу Ильинскую с ее независимой сильной и решительной натурой.

Но ни Штольц, ни Ольга не смогли возродить Обломова к жизни. Именно его имя тесно связано с понятием «обломовщина». Н.А.Добролюбов в ста­тье «Что такое обломовщина?» дал блестящий и до сих пор непревзойдённый анализ романа. Он отме­чает, что общественное значение романа «Обломов» заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан «современный русский тип» и одним словом определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности. «Слово это - обломов­щина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Добролюбов показал, что образ Обломова представляет собой социально-психоло­гический тип, воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства порож­дает в нем нравственное рабство: «...гнусная при­вычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это пе­реплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславлива­ется». Обломовы- это все те, у кого слово расхо­дится с делом, кто на словах только желает лучшего и не способен свое желание претворить в действие.

Добролюбов расширил понятие «обломовщи­ны». Это социально-психологическое явление не ис­чезает с уничтожением крепостнического строя. Пе­режитки ее - инертность, косность, эгоизм, парази­тизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство - продол­жают жить. Обломовщина страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инер­тное нечто, в жалких неудачников. Обломовы не ис­чезли и в конце XX века. Жива она и в наши дни.


Тест по роману И. А. Гончарова « Обломов» (10 класс)
«Был ему по сердцу один человек… Он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как – то глубже, искреннее… Он верил ему одному, может быть, потому, что рос, учился и жил с ним вместе.» А) отношение Штольца к Обломову;
Б) отношение Обломова к Штольцу;
В) отношение Тарантьева к Обломову.
2. «Воспитанный в недрах провинции, среди кротких и темных нравов и обычаев родины, переходя в течение двадцати лет из объятий в объятия родных, друзей и знакомых, он до того был проникнут семейным началом, что и будущая служба представлялась ему в виде какого -- то семейного занятия»
А) ШтольцБ) Обломов
В) Тарантьев3. «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь»:
А) Обломов Ольге;
Б) Штольц Ольге;
В) Ольга Обломову
4.«Жизнь - долг, обязанность, следовательно, любовь - тоже долг»:
А) слова ШтольцаБ) слова Ольги
В) слова Обломова
5. «Я похищаю чужое! Я - вор!»
А) слова Штольца, раскрывающие его отношение к Ольге;
Б) слова Обломова, раскрывающие его отношение к Ольге
В) слова Обломова, раскрывающие его отношение к Агафье Матвеевне
6. « Это был какой - то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти»:
А) о жителях Обломовки;
Б) об Обломове
В) об обитателях дома Обломовых.
7. «Ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой - то компании, отправляющий товары за границу. Он беспрестанно в движении»:
А) Тарантьев;
Б) Обломов;
В) Штольц.
8. « Грамотность вредна мужику»:
А) слова ШтольцаБ) слова Ильинской
В) слова Обломова.
9. «Одни считают её простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрые, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке и литературе»:
А) Агафья Матвеевна
Б) Ольга
В) Марья Михайловна.
10. Имя сына Обломова:
А) Илья
Б) Андрей
В)Михаил
11. « Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души»:
А) Захар
Б) ШтольцВ) Обломов
12. Фактическая причина ухода Обломова со службы:
А) увольнение
Б) личная просьба об отставке
В) невозвращение на работу после болезни
13. Кто первый в романе произносит слово «обломовщина»
А) ШтольцБ) Обломов
В) Ольга
14. « Это был человек лет тридцати двух - трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно - серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица »:
А) ШтольцБ) Обломов
В) Тарантьев15. «В комнату вошёл… человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами»:
А) Алексеев
Б) ТарантьевВ) Захар
16. О чём попросил Обломов Штольца при их последней встрече:
А) позаботиться об Агафье Матвеевне
Б) не забыть его сына
В) не оставлять без присмотра его имение
17. « Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина»:
А) слова ТарантьеваБ) слова Обломова
В) слова Штольца Вопросы и задания по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Расскажите о жизни Штольца.








Часть 4.




Вопросы и задания по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Расскажите о жизни Штольца.
Как относится Штольц к мечте?
Почему были дружны Обломов и Штольц? (глава 2)
Какие советы даёт Штольц Обломову? (глава 8)
Почему Обломов не уехал за границу? (глава 5)
Какие отношения складываются между Обломовым и Ольгой?
Почему нравится Обломову у Тарантьева?
Любила ли Ольга Обломова, а Обломов Ольгу?
Идеал Обломова. Идеал Штольца. Что вам более импонирует?
Часть 4.
1. Обломов живёт на Выборской стороне, в доме вдовы Пшеницыной. Изменился ли Обломов?(глава 1)
2. Попытки Штольца спасти Обломова? (глава 2)
3. Обломов подписывает заёмное письмо. Каково положение его дел? (глава 5)4. Встреча Штольца и Обломова. Чему поразился Штольц? (глава 6)5. Как пошли дела у Обломова, благодаря Штольцу? (глава 9)
6. Судьба Захара. (глава 11). Что такое обломовщина?


Top