Анализ произведения васильева завтра была война. За что боролись герои повести Завтра была война Завтра была война чему учит

Черепанова Татьяна.

Сочинение-рецензия. Повести Бориса Васильева находятся вне времени, так как затрагивают общечеловеческие проблемы, что и попыталась выявить ученица.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Сердцем прикоснись к подвигу»

(Сочинение по повести Бориса Васильева «Завтра была война»)

Черепанова Татьяна

Если грущу, тоскую,

Страстно любви желаю,

Если стремлюсь, рискую,

Значит - еще живая.

Если во мне защемит

Рана, как ножевая,

Это душа болит,

Значит - еще живая…

Произведения Б.Васильева хорошо знакомы читателям всего мира. В них - не только правда о предвоенном и послевоенном поколениях. В них - нечто большее. Это своеобразные философские притчи о любви, дружбе, предательстве, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как должен поступать человек в трудной ситуации, чтобы остаться Человеком, и многое другое. А эти темы, согласитесь, волнуют людей во все времена и во всех странах.

Главные герои повести- ученики 9Б класса. Казалось бы, что особенного в жизни этих обычных школьников? Вроде бы, простые дела- уроки, шпаргалки, свидания и первые поцелуи. Но это только на первый взгляд. 9Б - не просто класс. Это- коллектив, это - единомышленники. А ядро этого сотоварищества - Искра Полякова, маленький революционер, живущий в ладу со своей совестью, своей правдой, имеющая на все свой взгляд. Мать Искры - большевик с 1917 года - воспитывает дочь на непреложных коммунистических истинах, у нее всегда на все есть готовое решение, план действий. Это «рыцарь без страха и упрека» в советском варианте. Но жизнь готовит для ребят серьезное, «взрослое» испытание. Вика Люберецкая в беде - арестован отец, обвинен в воровстве. На дворе 1940 год, сталинские репрессии, и все знают, чем оборачиваются подобные аресты. По традиции тогдашней морали, все должны были отвернуться от Вики как от дочери «врага народа». Но Искра твердо говорит: » Вика ни при чем»,- и все соглашаются, делая это совершенно искренне. Простота решения дается Искре отнюдь не просто. Отвернись она от Вики - и жизнь может стать намного легче. Не будет льда непонимания с матерью, не будет проблем по линии комсомола, неповиновения Валентине Андроновне, классному руководителю. Но Искра никогда не ищет простых путей, она ищет правильный путь. А ведь искать, думать, сомневаться ее учит, как ни странно, не мать, а Вика со стихами Сергея Есенина, ее отец с огромной любовью к дочери (Искра никогда не знала отцовской любви). С Сашкой Стамескиным все было ясно надо перевоспитать парня, и точка. Вопрос только во времени. И Искра чисто интуитивно (вот бы позавидовал Макаренко) блестяще решает сложнейшую педагогическую задачу. А вот Вика с отцом переворачивают всю жизнь Искры. Могла ли она еще недавно подумать, что твердо скажет: » Я не буду проводить комсомольское собрание». Ведь на этом собрании надо заклеймить Вику как дочь» врага народа». Но Искра не считает ее никаким врагом, а ведь мать учит, чтобы слова не расходились с делами и мыслями. Во всей этой истории с Люберецкими Искра в очередной раз доказывает, что она - индивидуальность, личность, имеющая право выбора. Вот только от этих « правильных» выборов почему-то так болит и кровоточит сердце, так не хватает воздуха.

Все люди в своей жизни редко или часто делают выбор между «как надо» и «как мне хочется». 9Б сделал свой выбор. Сколько неприятностей свалилось на ребят! Артем» проучил» кулаками Юрку из 10А за длинный язык, и теперь Артему грозит отчисление, класс идет на открытое неповиновение, конфликт с «Валендрой», защищают опального директора Николая Григорьевича, который, при всех своих чудачествах, педагог от Бога. Но все это - их выбор, хотя и нелегкий. Здесь - не просто юношеский максимализм, здесь иное- достойный Человеческий выбор. Это- поступок, за который можно и нужно уважать вчерашних детей. И это отлично поняли и родители - и Зиночки Коваленко, и Искры Поляковой. Не каждый взрослый человек способен на такой поступок. То, что дети сделали не случайный выбор, они доказали через год, когда началась война. Все доказали, даже молчаливый отличник Вовик Храмов, чье присутствие не всегда замечали. Половина класса погибла, но они не забыты. Они - на мемориальной доске в школе, они - в памяти сердца, они в сыновьях Зины Артеме и Жорке. Поэтому время не властно над 9Б, этим фронтовым поколением, оставшимся навсегда молодым.

Время- понятие, проходящее через всю повесть Б. Васильева. Мы понимаем, насколько относительно это понятие. У Б. Васильева это свойственно почти всем произведениям, в них словно отсутствует финальная точка. Многоточие так и просится на бумагу. Незаконченность фразы писатель может вынести даже в название («А зори здесь тихие…»). Но в повести» Завтра была война» с категорией времени у Б. Васильева связаны особые размышления, ощущения. В Великую Отечественную войну многие люди совершили подвиг, о них помнят, ими гордятся, восхищаются. А 9Б совершил такой подвиг еще раньше, в мирной жизни, но такой непростой. И зто достойно восхищения вдвойне. И время, размышлениями о котором Б. Васильев заканчивает повесть, делая на нем своеобразный акцент, становится не просто философской категорией. Время- это компас человека в жизни, это Совесть, которой не соврешь. И эти девчонки и мальчишки не врали, они были честны с собой. Тем чудовищнее и несправедливее кажется их смерть - будь то горевший в танке Валька Александров, или покончившая с собой Вика Люберецкая. Время все расставляет по местам. Хулиган Сашка Стамескин стал директором крупнейшего автозавода. А ведь поверить в себя, воплотить мечту в жизнь ему помогла Искра Полякова - еще одно доказательство того, что хорошие дела и хорошие люди не умирают. Они бессмертны. Поэтому трудно не согласиться с иранским поэтом Саади:

Всяк, кто живет, уйдет,

Бессмертен только тот,

Кто славу добрую

При жизни обретет.

9Б обрел эту славу… Возможно, кто-то скажет: »Какие же они герои, на войне так поступали все, поэтому мы победили. Вот Матросов, Талалихин и другие – вот герои, их знает весь мир» (1) . Мы не спорим с этим, но нашу Победу ковали все – и знаменитые, и не очень. Не должно только быть забытых героев.

Мы знаем о войне много, и мы знаем о войне мало. Война – это величайшее варварство человека. Война – это кровь, злоба, ненависть. Войны бывают разные: захватнические и освободительные, большие и малые, локальные. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Мы живем в 21 веке, казалось бы, теперь все проблемы должны решаться мирным путем, но теперь все равно идут войны. Одумайтесь, люди! Пожалейте себя и тех, кто еще не пришел, но придет в этот мир! Не уничтожайте жизнь на земле!

1.–Молодые герои Великой отечественной войны. М., 1970 (Серия ЖЗЛ).

Предлагаем вам прочитать краткое содержание "Завтра была война" - произведения, написанного Борисом Васильевым в 1984 году. Режиссер в 1987 году снял одноименный фильм по этой книге, который также поможет вам узнать о событиях и проблематике данного произведения.

Пролог (краткое содержание)

"А завтра была война" начинается следующим образом. Автор произведения вспоминает класс, в котором он учился когда-то - 9 "Б". У него осталась на память о своих одноклассниках лишь расплывшаяся по краям старая фотография. Сделать ее тогда подбила всех Искра Полякова.

До старости из всего класса дожило лишь 19 человек. Кроме Искры и автора, в компанию входили также Валька Александров (изобретатель по кличке Эдисон), Паша Остапчук (спортсмен), Зиночка Коваленко (легкомысленная девушка) и робкая Леночка Бокова. Они собирались чаще всего у Зиночки. Искра любила что-то рассказывать, читала им вслух, а изобретатель Валька вечно конструировал разные устройства, которые обычно не работали.

К отцу Зиночки, тихому человеку, компания относилась довольно пренебрежительно, пока однажды ребята не увидели в бане его спину, исполосованную шрамами - автограф прошедшей гражданской войны. Мать Искры, Полякову, которая ходила в кожанке и сапогах, все боялись и не могли понять, что у нее на душе такие же шрамы, как те, что они видели на спине отца Зиночки.

Первая глава

Опишем события первой главы. Перед вами ее краткое содержание.

"Завтра была война" начинается следующим образом. Той осенью Зиночка Коваленко впервые обнаружила, что она женщина. Во время родительского отсутствия она разглядывала огорченно в зеркале свою зрелую не по годам грудь, худые бедра и с тонкими щиколотками ноги, когда в ее дверь позвонила Искра. Девушка побаивалась немного эту "совесть класса", свою строгую подругу, хотя и была ее на год старше.

Кумиром Поляковой была ее мать, с которой девочка брала пример. Лишь недавно она осознала, что эта женщина одинока и глубоко несчастна. Как-то ночью Искра увидела, что мать плачет, и была выпорота за это солдатским ремнем. Столь необычно назвал ее отец, которого девушка уже не помнила. Этот комиссар оказался на деле слабым человеком, и мать Искры с беспощадностью сожгла в печке его фотографии.

Искра пришла к подруге с сообщением, что их товарищ Сашка Стамескин не будет больше учиться в школе. Занятия теперь надо было оплачивать, но у матери Сашки не было денег, поскольку она растила сына без отца. Стамескин был завоеванием и личным достижением Искры. Совсем недавно, всего год назад, он вел жизнь двоечника и хулигана. Но тут появилась эта девушка. Вступив в комсомол, она решила, что первым ее подвигом будет юноши.

В доме Стамескина Искра нашла красивые рисунки самолетов и заявила, что они не будут летать. Сашка был задет этим и заинтересовался физикой и математикой. Но Искра предвидела, что скоро ему это надоест, поэтому отвела героя в авиационный кружок. Теперь этот ставший хорошим учеником юноша должен был уйти из школы.

Зиночка нашла выход. Она предложила устроить Сашку на авиационный завод, при котором была вечерняя школа. Вика Люберецкая могла помочь в этом деле, так как была дочерью главного инженера данного завода и сидела за одной партой с Зиночкой. Люберецкая уже превратилась в женщину, немного надменную и красивую, и осознавала это. Для Искры эта богато одетая девочка была как будто из другого мира. Зина решила взяться за дело. Вскоре Вика сообщила, что Сашку устроят на завод.

Вторая глава

Артему Шеферу стать круглым отличником мешала лишь одна странность - он плохо говорил и не мог успешно отвечать устно. Это началось в 5-м классе, когда мальчик случайно разбил микроскоп, а Зина взяла его вину на себя. С того времени у мальчика пропал дар речи - он влюбился. Лишь Жорка Ландыс, его лучший друг, знал тайну своего товарища.

Артем, проработав рабочим все лето, решил потратить свой заработок на празднование шестнадцатилетия. У него в доме собралась компания во главе с Искрой. В тот вечер ребята решили почитать Есенина, и эти стихи понравились даже Искре.

Третья глава

Школа, где учились ребята, была построена недавно. Директором был Николай Григорьевич Ромахин, в прошлом военный. Вся школа его обожала и не любила Валендру (Валентину Андроновну), бывшую директрису, которую злили нововведения Ромахина. Женщина начала борьбу с ним, строча "куда следует" письма по любому поводу.

Продолжаем описывать краткое содержание. "Завтра была война", глава третья предлагается вашему вниманию. Дальнейшие события следующие. Зиночка проговорилась Валендре о том, что они читали Есенина. Узнав, что это делала Вика, женщина отступила, так как ее отца очень уважали в городе.

Ее мать давно умерла, и Люберецкий один растил дочь. Он постоянно тревожился о ней и сильно ее опекал и баловал. Вика, несмотря на подарки, дорогую одежду, была порядочной и умной девочкой. Она жила очень замкнуто из-за особого положения отца. Когда ее навестили девочки, мужчина обрадовался, что у дочери есть друзья.

Зиночка и Искра оказались в богатом, красивом доме. Оказалось, что отец Вики знаком с матерью Поляковой - они сражались в одной дивизии в гражданскую войну. О разговоре с Люберецким Искра думала долго. Ее поразила мысль, что истина должна постоянно проверяться, а не быть догмой.

Четвертая глава

Мы добрались до четвертой главы произведения "Завтра была война" в кратком изложении. Зиночка каждый год решала, в кого влюбиться. Она написала три письма с обещанием дружбы, абсолютно одинаковых, трем мальчикам, после чего стала думать, кому из них все-таки отправить письмо. Два из них девушка потеряла, но одно случайно попало Валентине Андроновне. Она отнесла его директору, но тот лишь посмеялся.

Однажды Искра и Саша Стамескин поцеловались, и это дало толчок уже пришедшим в движение силам. Искру потянуло к Вике, которая перешагнула уже этот нелегкий рубеж взросления. Она вновь побывала у Люберецких. После этого девушка написала статью с размышлениями о виновности и невиновности, но мать сожгла ее, заявив, что нужно не рассуждать, а верить.

Пятая глава

Юра пригласил в кино Зиночку на последний сеанс. После него он предложил посидеть где-нибудь, и девушка отвела его к дому Люберецких, возле которого находилась уединенная скамейка. Сидя здесь, ребята заметили, что приехала машина, и трое мужчин зашли в этот дом. Из подъезда вышел отец Вики в их сопровождении, а за ними, плача и громко крича, Вика. Люберецкий крикнул из кузова, и машина уехала.

Зиночка побежала к Искре сказать, что его арестовали. Мать Поляковой написала в центральный комитет письмо, в котором заступилась за отца Вики.

Шестая глава

Продолжаем описывать повесть "Завтра была война". Краткое содержание событий шестой главы следующее. В школе Искра обнаружила, что всем уже известно об аресте - Юрка разболтал эту новость и тем самым выдал Зину. За это его наказали мальчики, избив в котельной. В их числе был Артем, имевший на это и личные мотивы.

Искра встретилась с Сашкой, и тот сообщил, что Люберецкий действительно "враг народа". Ходили слухи, что он продал чертежи самолета фашистам. Искра поверила в это, но считала, что Вика ни при чем.

Валентина Андроновна, узнав о драке, решила превратить ее в политическое дело, а заводилой выставила Артема. Она же сказала, что Искра должна провести собрание, на котором Вику исключат из комсомола. Девушка отказалась это сделать и упала в обморок.

Тут Зиночка сказала, что Артем участвовал в драке из-за нее.

Седьмая глава

Продолжаем описание событий произведения, которое написал Васильев Б. Л. "Завтра была война" продолжается следующим образом. Девушка написала докладную, и Артем из-за этого остался в школе. В субботу Вика предложила классу съездить в Сосновку, где была ее дача. Дом теперь был опечатан.

В понедельник девушка не явилась в школу. Во время собрания вернулась посланная за ней Зина и сообщила, что Вика мертва.

Восьмая глава

Вы читаете описание повести "Завтра была война". Краткое содержание дальнейших событий следующее. Вика, как оказалось, отравилась снотворным. В день ее похорон Ромахин закрыл школу, и школьники несли гроб через город, поскольку машину не удалось достать. На кладбище Искра стала читать стихи Есенина.

Вскоре домой вернулась мать девушки. Она была в ярости, узнав о чтении стихов дочерью.

Девятая глава

Свое произведение "Завтра была война" Васильев Борис Львович заканчивает следующим образом. Искра получила бандероль от Вики. В ней было письмо и две книги. Одна - сборник стихов Есенина, а другая - книга Грина. В письме она сообщила, что решилась на этот шаг потому, что ей было легче умереть, чем отречься от родного отца.

Ромахина уволили. Валендра торжествовала.

Искра пошла гулять со Стамескиным. Она убедилась, что он трусит и не хочет иметь ничего общего с Викой и теми, кто заступался за нее. Девушка расстроилась и плакала по дороге домой.

Вы читаете краткое описание произведения "Завтра была война" (Борис Васильев). Содержание его охватывает не все события. Для полного представления о проблематике и судьбе героев рекомендуем обратиться к первоисточнику.

Вскоре Ромахин вернулся на пост директора, но стал угрюмым и тихим. Через некоторое время ребята узнали, что его исключили из партии.

Постепенно все вернулось на свои места. Ромахина все же возвратили в партию. В ноябре Люберецкого отпустили. Весь класс пошел к отцу Вики и рассказал о ее последних днях. Зиночка выразила надежду, что следующий год должен быть лучше, поскольку этот - високосный. Следующим был 1941 год.

Эпилог

Подходит к концу наша статья, описывающая краткое содержание. "Завтра была война" заканчивается следующим образом. Автор возвращается через 40 лет в город на встречу выпускников. Из компании остались в живых лишь Валька "Эдиссон", Пашка Остапчук и Зина.

Повесть Б. Л. Васильева "Завтра была война" поднимает серьезные, отнюдь не детские проблемы, которые заставляют о многом задуматься.

Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80-х годах, в период ослабления цензуры. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Завтра была война» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Искра Полякова – активистка, староста класса, порядочная, ответственная, решительная девушка.

Вика Люберецкая – дочь главного инженера авиазавода, умная и тонкая девушка, рано ощутившая себя взрослой.

Валентина Андроновна (Валендра) – классная руководительница 9 «Б», жесткая, принципиальная женщина.

Николай Григорьевич Ромахин – директор, справедливый, честный, порядочный человек, прекрасный педагог.

Другие персонажи

Товарищ Полякова – мать Искры, в прошлом комиссар, бескомпромиссная женщина, фанатично преданная идеям революции.

Зиночка Коваленко – беззаботная, легкомысленная, но добрая и отзывчивая девушка, лучшая подруга Искры.

Саша Стамескин – бывший двоечник и хулиган, перевоспитанный Искрой.

Валька Александров (Эдисон) – страстный изобретатель, с живым, беспокойным умом.

Артем Шефер – волевой, решительный, работящий парень с устоявшимися жизненными ценностями.

Пашка Остапчук – порядочный парень, серьезно увлеченный спортом.

Леночка Бокова – тихая, робкая девушка, мечтавшая стать актрисой.

Жорка Ландыс – филателист, общительный и добрый малый.

Пролог

Глава первая

В гости к Зиночке приходит Искра, и сообщает, что Сашка Стамескин вынужден уйти из школы. « Теперь за ученье надо платить », а Сашу растит одна мать, и денег катастрофически не хватает.

Искра воспитана суровой матерью, комиссаром, и для нее « слабость пуще предательства ». Девушку слушают все друзья, и она считается «совестью класса». Искра от всей души хочет помочь способному однокласснику, которого она в свое время взяла под шефство. Зина предлагает устроить Сашку на авиационный завод, где он сможет учиться в вечерней школе.

Подруги решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой – круглой отличнице, дочери главного инженера авиационного завода. С ее подачи Стамескина берут на работу.

Глава вторая

Артем Шефер в силу своего природного косноязычия люто ненавидит « все предметы, где надо много говорить ». Это прекрасный спортсмен, легкоатлет, старательный ученик, который не смог стать отличником из-за проблем с речью. Этот недостаток проявляется еще больше в присутствии Зиночки, в которую тайно влюблен Артем.

Парень усердно работает все лето, чтобы с размахом отметить свое шестнадцатилетие. День рожденье удается на славу: ребята играют в шарады, танцуют, читают стихи. Напоследок Вика дает Искре почтить « сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина », чье творчество так понравилось девушке.

Глава третья

Школа, в которой учатся друзья – новая, многоэтажная. Некоторое время ею руководила Валентина Андроновна или Валендра, как ее прозвали старшеклассники – женщина самых строгих правил. Новый директор Николай Григорьевич Ромахин сразу же меняет ранее установленные правила и даже распоряжается повесить зеркала « во всех девчоночьих уборных ».

Добрый, справедливый и невероятно интересный, он быстро заслуживает всеобщее обожание, в то время как ставшую классной руководительницей 9 «Б»Валендру « не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции ».

Зиночка случайно рассказывает Валендре о чтении стихов крамольного Есенина. Искра спешит к Люберецким, чтобы предупредить о возможных неприятностях.

Глава четвертая

Зиночка, постоянно живущая « в сладком состоянии легкой влюбленности », решает выбрать себе нового возлюбленного их трех возможных кандидатов. Она пишет три одинаковых любовных письма, но не решается отправить их. Одно из писем находит Валендра, и передает его директору, который попросту сжигает чужое любовное послание.

Тем временем дружба между Искрой и Сашкой перерастает в нечто большое, и Искра чувствует, что « наступило время личной жизни ».

Глава пятая

Зиночка идет на свидание с самым красивым мальчиком в школе – Юрой из 10 «А». После просмотра кино они собираются немного посидеть где-то, и Зиночка вспоминает укромную лавочку, скрытую в кустах возле дома Люберецких.

Молодые люди замечают, как « к подъезду бесшумно подкатила большая черная машина », а спустя время вышел отец Вики в сопровождении трех мужчин.

Зиночка изо всех сил спешит к Искре, чтобы рассказать о том, « что арестовали папу Вики Люберецкой ». Об этом узнает мать девочки, и сразу же пишет письмо в ЦК с защитой в адрес главного инженера.

Глава шестая

Зиночка и Искра договариваются, что никто в школе не узнает об аресте Люберецкого – это « никого не касается ». Однако уже на первом уроке все знают о случившемся. Зина признается, что это сделал Юра, и ребята решают отомстить ему.

Артем вызывает десятиклассника в школьную котельную, и между ребятами завязывается драка. После ее окончания друзья отправляются к Вике, чтобы поддержать ее в трудную минуту.

От Сашки Искра узнает, что Люберецкий – враг народа, который « за миллион чертежи нашего самолета фашистам продал ».

Спустя три дня в кабинет директора вызывают Артема и Искру. Валендра обвиняет парня в том, что его драка с Юрой была « политической », а от Искры требует провести « экстренное комсомольское собрание » с целью исключения Вики Люберецкой из комсомола.

Глава седьмая

Вика предлагает ребятам отдохнуть на природе, чтобы попрощаться с осенью. Она привозит друзей в Сосновку, к себе на дачу. Но дом опечатан, и ребята разводят костер возле речки.

Вика, зная, что Жорка Ландыс давно в нее влюблен, разрешает поцеловать себя. Друзья прекрасно проводят время – пекут картошку, дурачатся, поют песни, прыгают через костер.

На следующий день созывается комсомольское собрание, на котором Люберецкая должна публично отречься от отца, однако она не приходит. Валендра посылает за ней Зиночку. Девушка вскоре прибегает и сообщает, что Вика « в морге ».

Глава восьмая

Расследование смерти Вики длилось всего сутки – перед тем, как выпить все снотворное, что было в доме, девушка оставила записку « В смерти моей прошу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно ».

Все это время Искра живет, « не замечая ни времени, ни окружающих ». Мать Искры осуждает Вику, покончившую с собой из-за слабоволия, и запрещает Искре « устраивать панихиду » на ее похоронах.

Родители Артема и Зины решают все вопросы касательно похорон, однако серьезной проблемой становится отсутствие машины. Тогда директор под свою ответственность закрывает на день школу, собирает старшеклассников и несет гроб Вики Люберецкой « через город до окраинного кладбища ».

Николай Григорьевич призывает учеников запомнить на всю жизнь, что убивает не только пуля, но также « дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость ». Несмотря на запрет матери, Искра читает у могилы подруги « последние есенинские строчки », а Жорка сажает куст шиповника, под которым он целовал Вику.

Глава девятая

Искра получает от Вики посылку, в которой были сборники Есенина и Грина, а также письмо. Из письма Искра узнает, что подруга была вынуждена уйти из жизни, поскольку считала, что « нельзя предавать отцов ».

Постепенно восстанавливается привычный ход жизни, но неожиданно все узнают, что домой приехал Люберецкий, которого оправдали. Ребята решают отправиться к нему всем классом, чтобы рассказать о последних днях жизни Вики. Им удается разговорить застывшего в своем горе Леонида Сергеевича, и тот лишь вздыхает: « Какой тяжелый год ». Зиночка предполагает, что во всех несчастьях виноват високосный год, но « следующим был тысяча девятьсот сорок первый »…

Эпилог

Автор рассказывает о судьбах своих друзей по прошествии сорока лет. Валька Александров, которому пророчили судьбу великого изобретателя, работал обычным часовщиком. У Пашки Остапчука война отняла ногу, спорт и Лену, к которой он не осмелился « вернуться инвалидом ». Сашка Стамескин выбился «в люди», став директором крупнейшего авиазавода.

Жора Ландыс был летчиком-истребителем, героем, но с войны не вернулся. Артем Шефер « сам себя взорвал вместе с мостом ». Искру и ее мать, как самых рьяных активисток подполья, повесили гестаповцы.

Заключение

Это история о сложном этапе взросления, становления личности молодых людей, чье беззаботное детство навсегда оказалось в прошлом. История о любви, дружбе, предательстве и разочаровании.

Краткий пересказ «Завтра была война» Бориса Васильева будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 252.

Эссе Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война».
Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из таких книг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева.
Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь.
Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей.
Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания – казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности.
Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине.
В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много.
С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде – вместе, везде – сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи – и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга.

В этой статье мы рассмотрим одно из лучших творений Бориса Васильева - повесть «Завтра была война». Краткое содержание произведения будет интересовать нас в первую очередь. Также поговорим о теме и идее.

О чем эта повесть

Книга была написана в 1972 году, но в печать не вышла, так как ее запретила цензура. Впервые повесть смогли прочитать только в перестройку. «Завтра была война» (краткое содержание представим ниже) - произведение, основанное на реальных событиях, так как в нем описываются судьбы одноклассников писателя.

Повесть рассказывает о становлении личности, о взрослении ребенка, о том, как он постепенно формируется и преображается. Пролог и эпилог отделены от основных событий десятками лет, это уже не воспоминания автора о прошлом, а голос из настоящего. В них Васильев дает понять, что юность - самое лучшее время в человеческой жизни. Родители не должны вмешиваться во взросление отпрысков. Их удел - воспитывать детей, но как только те вырастают, они уже не вправе что-либо менять. Родителям остается одно - любить их.

«Завтра была война»: краткое содержание по главам. Пролог

Начинается произведение с воспоминаний о 9 «Б» классе, в котором автор учился. В память о былых временах у него осталась лишь старая фотография. Ее подбила всех сделать Искра Полякова, неутомимая активиста. Из всего класса в живых, кроме автора, осталось только 19 человек. Возникают перед внутренним взором писателя и другие товарищи - спортсмен Пашка Остапчук, изобретатель Валька Александров, робкая Лена Бокова, легкомысленная Зина Коваленко.

Вспоминает он тихого Зининого отца, у которого вся спина была исполосована шрамами - память о Гражданской войне, и мать Искры, ходившую в кожанке и высоких сапогах. Эту женщину дети побаивались, но не знали, что у нее в таких же шрамах была душа.

Глава первая. Судьба Сашки Стамескина

Начинается описанием осени повесть «Завтра была война» Васильева (краткое содержание по главам представлено в статье). Зина Коваленко, пока родителей нет дома, разглядывает свое тело в зеркале и понимает, что стала женщиной. В этот момент раздается звонок в дверь - пришла Искра Полякова, «совесть класса», которую Зина слегка побаивалась. Идеалом для Искры была ее мать, товарищ Полякова, служившая комиссаром. Недавно девочка узнала, что ее мать - очень несчастная женщина, когда застала ту ночью плачущей, за что была выпорота солдатским ремнем.

Искра пришла к Зиночке рассказать о том, что Сашка Стамескин бросает школу. Занятия с этого года будут платными, а мать Сашки растит сына одна, и лишних денег у них нет. Искра считала Стамескина личным достижением, так как еще год назад он был двоечником и хулиганом, и только ее влияние помогло образумить его.

Зиночка нашла выход: Стамескина можно устроить на авиационный завод, при котором открыта вечерняя школа. Вскоре дело было улажено, и Сашку взяли на работу.

Глава вторая. Артем Шефер

Начинается произведение знакомством с группой подростков-одноклассников (это подтверждает и краткое содержание). «Завтра была война», вопреки названию, рассказывает о жизнях и судьбах детей, а не о военных действиях.

Героем этой главы стал Артем Шефер, который увлекался легкой атлетикой и книгами. Лишь один недостаток не позволял ему стать отличником - мальчик «скверно говорил», не мог отвечать на уроках устно. А все было из-за Зиночки, в которую Артем был влюблен. Под взглядом девочки его язык костенел. Эту тайну знал один Жорка Ландыс, его лучший друг.

Все лето Шефер работал чернорабочим, и весь заработок собирался потратить на празднование шестнадцатилетия. В назначенный день у Артема собралась большая компания, возглавляла которую Искра. Гости играли в фанты, танцевали и читали стихи. Вика Люберецкая выбрала что-то из «упадочного» Есенина. Искре так понравилось, что она попросила у одноклассницы потрепанный томик на время.

Глава третья. Валендра

Немаловажная ценность повести в том, что она прекрасно рисует советское время. Составить представление о жизни довоенной страны поможет даже краткое содержание. «Завтра была война» описывает именно мирное время.

Ребята учились в многоэтажной школе, которую построили совсем недавно. Сначала директором назначили Валентину Андроновну, которую дети звали Валендрой. Она навела казарменный порядок в школе. Но через полгода на ее место назначили Николая Ромахина, который вернул все как было и распорядился повесить зеркала в женских уборных. Валендра была очень зла.

Зиночка случайно рассказывает Валентине Андроновне о стихах Есенина. Девочка опасается последствий и отправляется к Люберецким, чтобы предупредить.

Глава четвертая. Кого выбрать?

В каждом учебном году Зина выбирает для себя нового возлюбленного. При этом ее целью было не понравиться объекту воздыхания, а мечтать о взаимности и страдать от ревности. Однако в этом году влюбиться у нее не получилось. Дело было в том, что она никак не могла выбрать среди трех претендентов, одним из которых был Юра, первый красавец в школе. В метаниях Зиночка написала 3 одинаковых письма к разным адресатам. Но ни одно отправить сразу не решилась. За несколько дней раздумий два послания она потеряла, и одно из них случайно нашла Валендра. Учительница отнесла находку к директору, но тот просто сжег письмо.

В это же время дружеские отношения между Искрой и Сашкой переросли в нечто большее. Как-то, гуляя по парку, они поцеловались.

Глава пятая. Арест

Можно увидеть устроенный и налаженный быт многих людей, читая краткое содержание («Завтра была война»). Ничего не предвещает грядущей трагедии. Дети взрослею, влюбляются, радуются жизни.

Красавец Юра приглашает Зину в кино на вечерний сеанс. Родители бы не отпустили девочку, но в этот день они были на работе. После просмотра фильма Юра предложил посидеть где-нибудь. Зина вспомнила про укромную скамеечку в кустах у дома Люберецких.

Пока молодые люди там сидели, к дому подъехал черный автомобиль, из которого вышли трое мужчин. Они вошли в тот подъезд, где жила Вика. Через какое-то время они вывели и посадили в машину отца Люберецкой. Зина побежала к Искре и обо всем ей рассказала. Девочка предела случившееся маме. Полякова отправляет в ЦК письмо, в котором защищает арестанта.

Глава шестая. Враг народа

Подходит к своей кульминации повести, а следовательно, и наше краткое содержание. «Завтра была война» - произведение, которое нельзя назвать соцреалистическим, так как оно обнажает и неприглядные стороны советской власти. Именно поэтому книга так долго находилась под запретом.

Искра и Зина договорились не рассказывать об аресте никому. Но Юра разболтал всем о случившемся. Ребята решили, что это неправильно, и задумали отомстить ему. Вызвав первого красавца в котельную, Артем начинает с ним драку. Когда «дуэль» окончилась, ребята отправились к Вике, чтобы поддержать ее.

Валендра пишет на директора доносы, из-за которых тот получает выговор. Учительница обвиняет и Артема, намекая на то, что драка была политической. Но Зина вступается за друга, сказав, что это она стала причиной ссоры. Валендра пытается заставить Искру исключить Вику из комсомола на общем собрании. Девочка отказывается. Позднее Сашка рассказывает, что Люберецкого объявили врагом народа за то, что он продал разработку нового самолета немцам.

Глава седьмая. Неожиданная смерть

Есть и весьма трагические моменты в повести «Завтра была война» (краткое содержание по главам). Васильев не идеализирует свое прошлое, несмотря на то, что читает это время лучшим в жизни.

По школе разносится слух о скором увольнении Ромахина. Также становится известно о том, что на ближайшем школьном совете Вика будет исключена. За день до собрания девочка зовет друзей к себе на дачу. Но дом был опечатан, и ребята разожгли костер рядом и сидели разговаривая. На берегу реки Вика позволила Жорке, давно в нее влюбленному, поцеловать себя.

На следующее утро состоялось собрание, но Люберецкой на нем не было. Зину посылают за подругой, девочка возвращается и рассказывает, что та умерла.

Глава восьмая. Похороны

Продолжается наше краткое содержание («Завтра была война» Бориса Васильева). Сутки велось расследование смерти Вики. Девочка оставила записку, в которой говорилось, что она отравилась снотворным. Похоронами занялась мама Артема. Но машину достать не удалось. Тогда директор закрыл в день похорон школу и вместе с другими старшеклассниками нес гроб через весь город. Искре мать запретила «устраивать панихиду», но она не выдержала и на кладбище громко читала стихи Есенина. Мальчики посадили на могиле куст шиповника. Только Сашка не пришел на похороны.

Дома Искру за непослушание мать собиралась выпороть, но девочка пригрозила, что уйдет. Полякова очень любила дочь, поэтому не стала ее наказывать.

Глава девятая. Развязка

Как можно заметить, нет и строчки о Велико Отечественной в произведении «Завтра была война» (содержание книги доказывает это).

Искра получает бандероль от Вики. В ней было две книги (Грина и Есенина) и письмо. В послании она рассказала, почему решилась на такой шаг - ей легче было умереть, чем отказаться от отца. Сашка, гуляя с Искрой, стесняется ее, так как девочка общалась с «дочерью врага народа». Девочка в слезах убегает домой.

Директора увольняют и даже собираются исключить из партии. Но власть Валендры длится недолго. Мать Зины помогает Ромахину вернуться на прежнее место.

Вскоре оправдывают Люберецкого. Сашка прибегает в класс с этим известием. Ребята решают всем классом сходить к нему, чтобы рассказать о последних дня дочери. Люберецкий сначала не понимает, что 45 детей делает у него под окном. Но постепенно завязывается разговор, Зина предполагает, что виноват во всех бедах високосный год. Следующий должен стать намного лучше. Однако девочка ошиблась - следующим годом был 1941-й.

Эпилог

С тех пор прошло 40 лет. Автор едет на встречу выпускников в родной город. Из их большой компании живы только Зина, Пашка Остапчук и Валька. Шефер погиб, подрывая мост, Жора был летчиком и не вернулся с войны. Ромахин руководил подпольем, связным которого была Искра. Обе Поляковы были повешены немцами.

У Зины родилось двое сыновей - Жора и Артем. Стамескин выбился в люди, стал директором авиазавода. А Пашка, носивший прозвище Эдисон, теперь часовщик, хотя в детстве ему пророчили судьбу великого изобретателя.

Так оканчивается повесть «Завтра была война» Васильева. Краткое содержание, разумеется, не может передать эмоций и силы оригинала, но дает представление о сюжете и героях.

Цели:

  • Познакомить учащихся с произведением “Завтра была война”, расширить их представление о творчестве Б. Васильева, поставив перед ними проблему нравственного выбора героя;
  • Развивать умение видеть особенности композиции, умение через художественную деталь приходить к проблематике произведения.
  • Воспитывать патриотизм и такие нравственные качества, как совесть, доброта …

Оборудование:

  • портрет писателя Б. Васильева,
  • магнитофонная запись песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова “Как молоды мы были…”, танго “Утомленное солнце”.

Ход урока

…Имей сердце, имей душу,
и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин.

1. Сообщение цели урока:

У: Сегодня мы с вами поразмышляем о проблеме нравственного выбора, которая может встать перед любым из нас и которая, в далеком сороковом, встала перед героями повести Б. Васильева “Завтра была война”.

Кроме этого попытаемся рассмотреть произведение с точки зрения литературоведения, вспомнив известные вам понятия композиции, сюжета, жанра произведения.

2. Слово учителя: Поколение, к которому принадлежит Б. Васильев, родившийся в 1924 году, сразу за школьным порогом ждала война. Вглядитесь в этот портрет: задумчивые глаза, высокий лоб, складка между бровей… Перед нами лицо рано повзрослевшего человека. Борис Васильев, как и миллионы его сверстников, прежде чем стать кем-то, стал солдатом. Он ушел на фронт сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под минометным огнем противника, теряя на этой войне друзей и близких. Жизни вчерашних школьников только начинались, обещали ярко развернуться и были жестоко оборваны.

Эта боль потерь не давала будущему писателю спокойно жить после войны. Одно за другим выходят из-под его пера такие произведения, как “А зори здесь тихие”, “В списках не значился”, “Встречный бой”… .

Эта тема всегда будет болью отзываться в людской памяти, ибо нет на Руси семьи, не пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, юбилей Победы которой мы отметили в прошлом году.

3. У: Повесть “Завтра была война” - яркое и уникальное явление не только в творчестве Б. Васильева, но во всей русской литературе.

Давайте осмыслим название “ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА”.

В: Какое время предполагает слово ЗАВТРА?

О: Будущее.

В: А глагол какого времени стоит рядом?

О: Глагол БЫЛА – прошедшего времени.

У: В названии - парадокс. А что такое парадокс?

Смотрим запись на доске:

Парадокс – 1. Это мнение, противоречащее здравому смыслу. 2. Странное мнение, не совпадающее с общепринятым.

В: Чем вызвано парадоксальное название?

О: Особенностями композиции повести.

В: Что такое композиция?

У: Давайте посмотрим, как же построено это произведение.

На доске схема построения произведения:

В: Какие части произведения называются эпилогом и прологом?

О: Пролог – вводная часть, эпилог – заключительная часть.

В: Давайте вспомним, как называется такой вид композиции?

О: Композиция с обрамлением.

О: Герой, убеленный сединами, умудренный жизнью, вспоминает годы юности, такие далекие и прекрасные, но отнюдь не легкие.

(Выразительное чтение учителем отрывка из пролога со слов: “Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать…” на фоне тихо звучащей песни “Как молоды мы были”).

В: О чем узнаем в прологе?

О: Знакомимся с действующими лицами.

(Чтение подготовленным учеником отрывка со слов: “Наша компания…”.)

У: Обратимся к эпилогу, где мы узнаем о дальнейшей судьбе героев книги не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

(Чтение подготовленным учеником отрывка из эпилога со слов: “Девятый “Б”, - и голос его сорвался…”.)

Свой первый бой герои книги выдержали еще до войны.

В: Что же за испытание, в ходе которого они сделали свой нравственный выбор, выпало на долю горестно знаменитого 9 “Б” в далеком 40-м.

(Ответы учащихся)

У: История с Викой Люберецкой, трагедия ее семьи поставила тех шестнадцатилетних мальчишек и девчонок перед необходимостью сделать тот нравственный выбор, который диктовала им совесть. Да, это были непростые сороковые годы, отмеченные печатью сталинских репрессий. Танго “Утомленное солнце”, великие стройки пятилеток… Люди живут мечтою о прекрасном будущем, но врывается сюда страшное настоящее.

(Чтение учителем отрывка из поэмы “Реквием” А. А. Ахматовой “Это было, когда улыбался только мертвый…” на фоне тихо звучащей записи танго “Утомленное солнце”.)

“Черные маруси” - это машины, которые увозили арестованных отцов и матерей по доносам недоброжелателей, как врагов народа. Семья репрессированного автоматически выключалась из жизни общества, и ее члены должны были сделать свой выбор: либо отречься от него, либо пережить свой круг ада страданий и унижений.

Так в одну темную осеннюю ночь увезли отца Вики Люберецкой, героя гражданской войны, директора авиазавода.

В: Какой же выбор был у Вики?

(Ответы учащихся).

В: Что выбрала Вика?

О: Смерть.

У: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась, не успев начаться. Но не менее трудным был выбор и у ее одноклассников: остаться с Викой до конца или отречься от нее.

Одноклассница Вики Искра Полякова тоже сделала свой выбор.

В: Почему нам важно отношение именно Искры Поляковой? Что это за человек?

(Ответы учащихся).

В: Как назвал ее директор школы?

О: Хороший человек.

В: Как к Вике относилась Искра? Почему?

В: Как воспринимает жизнь Искра Полякова?

В: Почему Искра решила перевоспитывать Сашку Стамескина?

В: Как Искра относилась к дружбе?

(Ответы учащихся)

У: Вика Люберцкая назвала Искру максималисткой, так как до общения с семьей Люберецких девочка всегда знала ответы на все вопросы. Сомнений для нее не существовало, так как ее мать – товарищ Полякова, убежденная коммунистка – считала все сомнения душевной слабостью. Трагедия Вики заставила Искру задуматься, разум и душа вступили в конфликт.

В: Что впервые заставило усомниться ее в своих прежних убеждениях?

(Ответы учащихся).

У: Искра всегда была очень искренней девочкой, и Вика Люберецкая оценила это: именно ей было адресовано прощальное письмо, где Вика объясняла причину своего поступка.

В: Почему Вика своим последним адресатом выбрала Искру?

(Ответы учащихся)

У: Судьба 9 “Б” класса подтвердила правильность выбранной ими жизненной позиции, в живых осталось девятнадцать человек, остальные погибли в войну, погибли, как герои.

4. Подведение итогов.

В: Что такое нравственный выбор?

В: Приходилось ли вам в жизни делать подобный выбор?

В: О чем заставила задуматься книга Б. Васильева “Завтра была война”?

(Ответы учащихся)

У: Каждому человеку хоть раз в жизни приходится делать свой нравственный выбор. В наше неспокойное время, когда понятие чести считается устаревшим, когда часто поступают в угоду собственному благополучию и спокойствию, книга Бориса Васильева служит неким нравственным ориентиром для всех нас.

16.63 Кб

Анализ повести

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.


Описание работы

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.
Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Вторая мировая война жирной чертой разделила мировоззрение многих миллионов людей на две части: жизнь до войны и после нее. Великая Отечественная унесла с собой в небытие сотни тысяч душ, переломала немало человеческих судеб и оставила глубокий след в сердцах тех, кому довелось жить в это страшное время и участвовать в этом кровопролитном помешательстве мирового масштаба. Как и любое событие, эмоционально отражающееся в психике, война заставила многих людей взяться за перо и изложить на бумаге все свои переживания и впечатления. Одной из такихкниг, автор которой пережил Великую Отечественную, является повесть «Завтра была война» Бориса Васильева. Нет, в этом произведении мы не найдем описаний сражений и военного быта, как в большинстве рассказов военных лет. Не найдем мы здесь и обвинений в сторону фашистов и немцев. В этой книге мы прочитаем о подростках, вступающих во взрослую жизнь, делающих первые шаги навстречу будущему. Ученики 9 «Б», как и мы сейчас, мечтали о светлом будущем, о счастье, о любви и взаимности. Читатель буквально видит всех их спустя много лет, представляет, какими станут герои произведения: рациональная руководительница и строгая, но любящая мужа и детей Искра, волевой и целеустремленный Артем, заслуженный летчик Ландыс… Все они, шестнадцатилетние школьники, мечтали о будущем и знали, что впереди их ждет интересная и счастливая жизнь. Но судьба распорядилась по-иному, не дав им возможность познать счастье и радость. «Завтра была война» - это реквием по неосуществленным надеждам и несбывшимся мечтам, по той жизни, которая должна была быть прожита в соответствии с законами бытия, но которой не было. Глубокая печаль пронизывает эпилог произведения, потому что так не должно быть в природе, чтобы дети погибали вместе с родителями, чтобы ребенок, не повзрослев, превращался в героя и раньше времени увековечивал свое имя в памяти людей. Начало повести отправляет нас в осень 1940 года, в 9 «Б» класс. Школьные заботы, учебники и контрольные, беззаботная суета на переменах, подсказки и списывания - казалось бы, все как обычно. Но в головах шестнадцатилетних юношей и девушек появляются новые, неизвестные и манящие ощущения и совсем недетские вопросы об истине, об ответственности. В сердце каждого девятиклассника начинало происходить осознание себя как личности и как взрослого человека. И каждый из них начал проявлять черты индивидуальности. Безусловно, самой яркой героиней является Искра Полякова - лидер, староста и хороший товарищ. К ней бежали в случае проблем, у нее искали поддержки и знали, что она всегда найдет выход из любой ситуации. Но, несмотря на внешнюю строгость, холодность и бесстрашие, Искра была очень одинокой девушкой, и смелость была всего лишь маской, под которой скрывалась (и от окружающих, и от самой себя) доброта и чувствительность. Воспитанная суровой женщиной, Искра все больше становилась похожей на свою мать. Такие люди привлекают окружающих своей смелостью и решимостью, но многие не подозревают, как сильно иногда им нужна помощь и понимание. Искра погибла героически, в очередной раз далеко запрятав свой страх и доказав свою любовь к Родине. В этой книге про школьников поднимаются далеко не детские проблемы. В диалогах подростков мы видим отчаянные попытки найти ответы на вечные вопросы: что есть счастье? существует ли абсолютная истина? как пережить трудности в жизни? А трудностей на пути учеников 9 «Б» оказывается очень много. С точки зрения детей мы видим события, произошедшие с Викой Люберецкой и ее отцом. Огромная трагедия, закончившаяся самоубийством… Но и здесь одноклассники не растерялись, не опустили руки и не остались в стороне. Везде - вместе, везде - сплоченно, они смотрели в лицо проблемам и пытались их решать. Они открывали все двери, они вместе противостояли взрослым или искали у них помощи - и в этой сплоченности заключалась их дружба. Дружба, которая бывает только в детстве, не ограниченная обязательствами и социальным положением, когда ты готов отдать все ради друга. На долю ребят выпало первое в их жизни серьезное испытание. Смерть - всегда нежданная гостья, тем более в шестнадцать лет. Именно в таких ситуациях, не в радости, а в горе, каждый показывает свое истинное лицо, раскрывается без остатка и еще больше сближается с настоящими друзьями. Подростки пережили это вместе, и, возможно, поэтому автор не испытывает восторга от встреч с одноклассниками. Воспоминания лежат тяжелым камнем на их сердцах и слишком больно ворошить старые раны. Молчаливый понимающий взгляд нередко бывает приятнее получаса пустой беседы. В 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм по этой книге. Несомненно, экранизация интересная и эмоциональная, но читать мне понравилось больше, чем смотреть. В учебниках истории война - это цепь сражений, переговоры, мирные договоры, капитуляции и контрибуции. В прочитанном произведении Васильева война - это перечеркнутые раз и навсегда жизни, искалеченные судьбы. Герой, погибший за свою страну, - не простые слова. Лишить себя радости увидеть своих детей и внуков, познать радость любви, пройти жизненный путь постепенно и спокойно умереть в старости - большинство учеников 9 «Б» променяли все это на жизнь своей страны и нас, будущих поколений.

Повесть Бориса Васильева “Завтра была война” посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940

Году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии,

Чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова “комиссар”.

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют “дочерью врага народа”, в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т. к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на “дуэли” с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 “Б” погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

Сочинения по темам:

  1. Повесть "Завтра была война" написал Борис Васильев. Вначале произведения автор вспоминает свой класс. Об одноклассниках напоминает фотография, где ребята сфотографированы...
  2. Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, “Метель” была написана Пушкиным в 1830 году....
  3. Повесть И. С. Тургенева. имеющая знаковое название – “Первая любовь”, является одним из самых необычных по сюжету и замыслу лиро-эпических...
  4. Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и...
  5. Ранний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с пейзажной лирикой. Именно благодаря стихам, в которых воспевается красота русской природы, этот...
  6. 14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” под названием “Станционный...
  7. Повесть “Ася” была написана И. С. Тургеневым в 1857 году. К этому произведению может быть применена харак­теристика Тургенева как художника,...

Top